ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1001
Скачиваний: 2
3. Отношения со средствами массовой информации и инвесторами являются очень важной частью создания общественного имиджа. Воздействовать на общественное мнение с целью формирования благоприятного образа артиста, арт-фирмы или его изменять в свою пользу всегда достаточно сложно. Общественное мнение формируется в основном под влиянием событий, а не слов, оно эмоционально окрашено и способно меняться под определенным воздействием. Именно поэтому главная роль в формировании имиджа отводится коммерческой рекламе, связям со средствами массовой информации и формам деловой коммуникации - PR, выстраиванию отношений с инвесторами.
Если внешний имидж дает право быть увиденным и услышанным обществом, то внутренний имидж определяет, есть ли у вас, что сказать публике, обществу.
Внутренний имидж очень важен для формирования репутации и успешной творческой деятельности арт-фирмы, отдельного артиста. Он сам является главным носителем информации, своеобразного таланта, порядочности, честности, формируя представление о себе, творческой компании в глазах своих коллег, сотрудников, аудитории и всей общественности. Важными моментами в создании положительного имиджа в арт-индустрии становится профессионально разработанная кадровая политика сотрудников, работающих с артистом, творческой группой, постоянное стимулирование мотивации высокого уровня, создание морального настроя на выполнение поставленных «звездой» задач, проведение тренингов, выработка связей и взаимоотношений, характеризующих корпоративную культуру.
Специалист, работающий над созданием имиджа, должен хорошо ориентироваться в закономерностях PR, социального восприятия информации и функционирования общества. Без деятельности имиджмейкера появление «звезды» в арт-индустрии невозможно, о чем свидетельствуют признания самих «звезд» и многочисленные примеры «звездного» взлета ранее малоизвестных артистов. Профессиональные организации (лиги) имиджмейкеров включают в свой состав и более узких специалистов: косметологов-визажистов; специалистов в области кинесики (науке об информативности телодвижений); стилистов-модельеров; специалистов по риторике, логике, стилистике; спичрайтеров; специалистов по связям с общественностью; дизайнеров. Чтобы талантливому артисту стать кумиром публики, сегодня уже недостаточно природного дарования и высокого профессионализма. Обязательно надо получить доступ к телевизионному экрану, радиоэфиру. Надо иметь возможность быть на обложках глянцевых журналов и журнальных полосах, надо, чтобы о тебе знали и говорили. А это приводит к очень большим финансовым издержкам. Самый скромный клип - своеобразная визитная карточка артиста - обходится в миллионы рублей.
Не менее значительные средства затрачиваются на создание и поддержание физической формы артиста, например, проведение косметических операций. Придание своему телу и духу должного состояния - забота многих «звезд» эстрады. Это приковывает внимание публики, способствует росту престижа, самопрезентации, а в итоге, приносит финансовое благополучие. Но имидж - это не только большие деньги, как отмечает В.М. Шепель, но и больше, чем деньги. «Все зависит от того, как подходить к этой проблеме, какими руководствоваться критериями...Чтобы мастерски владеть таким ключом, надо постоянно совершенствовать свой духовный (а мы добавим и творческий) потенциал. Без этого другие усилия по имиджированию окажутся нерезультативными»1.
Американский специалист в области PR Дональд Левин2 предлагает определенный набор техник, помогающих в позиционировании созданного образа артиста, арт-фирмы:
- думайте визуально - даже в печати;
- расширяйте выходы, стремясь к максимальному охвату, работая со всеми средствами массовой информации;
- создавайте уникальные события (встречи, юбилеи, конкурсы, фестивали, вручения премий и наград и т.п.);
- разнообразьте свой подход - ищите новые коммуникативные стратегии;
- создавайте вехи, ищите важные события;
- легитимизируйте рекламу - чтобы не происходило в обществе, стране, надо попытаться перефокусировать свои идеи на общество, культуру;
- делайте сами работу журналиста - о своем событии следует думать с позиции журналиста, с того, что может заинтересовать в нем аудиторию.
Глава III.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 3.1. Интеллектуальная собственность в арт-индустрии и охрана авторских прав
В международном праве, а теперь и в российском существует особая подотрасль гражданского права, которая называется «право интеллектуальной собственности».
Принятая в Стокгольме 14 июня 1967 года «Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)» определяет объектами права интеллектуальной собственности:
1) литературные, художественные произведения и научные труды;
2) исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;
4) научные открытия;
5) промышленные образцы;
6) товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;
7) право на пресечение недобросовестной конкуренции. «Литературные и художественные произведения, научные
труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом (копирайтом). Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами, т.е. правами, смежными с копирайтом.
Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения - это объекты промышленной собственности в рамках интеллектуальной собственности. Право на пресечение недобросовестной конкуренции также рассматривается как объект промышленной собственности...»1.
«Авторское право» и «промышленная собственность» являются основными составляющими интеллектуальной собственности. Однако кроме этих составляющих существуют такие результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом, как патентное право, право на коммерческую тайну, законодательство о средствах индивидуализации, которые не входят в понятия «авторское право» и «право промышленной собственности». Специальными законами охраняются и нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, среди которых топология интегральных микросхем и селекционные достижения, а также некоторые другие объекты правовой охраны2.
В российском законодательстве интеллектуальная собственность понимается как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные, приравненные к ним объекты, такие, как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).
Защита прав на интеллектуальную собственность гарантируется 44 статьей Конституции Российской Федерации.
Однако с защитой и охраной авторских прав, изобретений, регистрацией товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности все не так просто. До сих пор многие авторы не всегда правильно распоряжаются результатами собственного интеллектуального труда, а юристы не всегда могут отстоять в суде интересы автора, поскольку последний часто не соблюдает правила заключения договоров.
Плагиат и незаконное копирование продуктов интеллектуальной собственности становятся основными типами наиболее распространенных нарушений авторских прав в России и за ее рубежами. Именно поэтому планомерная борьба по защите авторских прав становится важным направлением деятельности арт-менеджера, которому необходимо знание некоторых понятий, способствующих осознанию сущности авторских прав и их охраны.
Творческая мысль автора, его идеи находят свое выражение как в материальной форме - книги, картины, скульптуры, так и в виде уже сочиненных, но еще не записанных нот музыкальных произведений или текстов рожденных песен. Идея - это еще не записанное творческое произведение, которое только тогда начинает охраняться авторским правом, когда возникает определенная форма его записи, особого расположения слов, нот или знаков.
Задача авторско-правовой защиты заключается в том, чтобы охранять авторские художественные произведения от тех, кто их копирует, т. е. использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора. С этой целью используется особый значок (с) что в переводе с английского (copyright) означает «авторское право». В каждой стране создаются специальные организации авторов, которые от их имени управляют определенными авторскими правами. Эти организации выдают разрешения на копирование произведений и получают для авторов адекватные гонорары.
Наша страна присоединилась ко всем основным международным конвенциям по охране авторских прав:
1. Всемирной конвенции об авторском праве (1973).
2. Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1988).
3. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1995).
4. Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
5. Римской конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (находится в процессе подписания).
Три основополагающих принципа Бернской конвенции послужили основой при разработке в Российской Федерации Закона «Об авторском праве и смежных правах»:
1. Принцип национального режима, по которому любому произведению, созданному в стране-участнице конвенции, обеспечивается в каждой стране тот же уровень охраны, который гарантирован произведениям национальных авторов.
2. Принцип автоматической защиты, обеспечивающий охрану произведений независимо от выполнения формальностей - регистрации или депонирования.
3. Принцип независимости охраны, обеспечивающий охрану авторского права независимо от того, существует ли охрана соответствующих прав в стране происхождения произведения.
Статья 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации гласит:
1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
- звуко- и видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
в других формах.
3. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Следует отметить, что для того чтобы произведение охранялось авторским правом, необходима его оригинальность, при этом совершенно необязательно, чтобы идея произведения и его содержание были новыми. Новой и оригинальной должна быть форма его выражения. Охраняются и отдельные элементы произведения - образы, язык. Образный строй произведения, отражающий его содержание, называют внутренней формой, его язык - внешней.
Образы произведения могут быть заимствованы при условии придания им новой внешней формы, однако закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания ссылок на источник заимствования. Внешняя форма, к которой относится язык произведения, заимствоваться не может.
Существуют некоторые исключения из объектов авторских прав, к которым относятся: информационные сообщения о событиях и фактах, официальные документы (законы, судебные решения и их официальные переводы). Авторскими правами не охраняются и произведения народного творчества.
В статье 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации перечислены следующие объекты авторских прав:
1. Объектами авторских прав являются:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом и без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие (карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам);
- другие произведения
Законом также охраняются необнародованные произведения, т.е. такие, которые не были/известны общественности. Обнародованные же произведения, которые стали известны через публикацию, публичный показ, исполнение с согласия автора, закрепляют за автором широкий круг гарантированных полномочий. Авторам или обладателям авторских прав российским законодательством определяются конкретные вознаграждения за копирование, репродуцирование, адаптацию или переработку произведения1.
Право автора действует в течение всей его жизни, а после смерти охраняется его наследниками, авторско-правовыми организациями или государством. Если автор не дает согласия на обнародование своего произведения, то принудить его это сделать нельзя, даже если произведение было создано по заказу или в силу выполнения им служебных обязанностей.
Если носителем авторства произведения становится творческий коллектив, то согласие на какие-либо действия с произведением должны дать все авторы.
Законом предусматривается закрепление за автором права на публикацию произведения, контролирование процессом выпуска в обращение его материальных носителей.
С правом авторства связаны понятия авторское имя и способ указания имени. Причем автор может использовать или разрешить использовать как подлинное имя, так и псевдоним и даже анонимно без имени. Автор в праве требовать указания своего имени при любом использовании, исполнении, цитировании, публикации своего произведения.
Одним из наиболее распространенных видов нарушения авторских прав является нарушение права автора на защиту репутации. Суть права заключается в том, что при издании, исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведение, его название, имя автора.