Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1001

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Отношения со средствами массовой информации и инве­сторами являются очень важной частью создания общественного имиджа. Воздействовать на общественное мнение с целью фор­мирования благоприятного образа артиста, арт-фирмы или его изменять в свою пользу всегда достаточно сложно. Обществен­ное мнение формируется в основном под влиянием событий, а не слов, оно эмоционально окрашено и способно меняться под оп­ределенным воздействием. Именно поэтому главная роль в фор­мировании имиджа отводится коммерческой рекламе, связям со средствами массовой информации и формам деловой коммуни­кации - PR, выстраиванию отношений с инвесторами.

Если внешний имидж дает право быть увиденным и услы­шанным обществом, то внутренний имидж определяет, есть ли у вас, что сказать публике, обществу.

Внутренний имидж очень важен для формирования репута­ции и успешной творческой деятельности арт-фирмы, отдельного артиста. Он сам является главным носителем информации, свое­образного таланта, порядочности, честности, формируя представ­ление о себе, творческой компании в глазах своих коллег, со­трудников, аудитории и всей общественности. Важными моментами в создании положительного имиджа в арт-индустрии становится профессионально разработанная кад­ровая политика сотрудников, работающих с артистом, творче­ской группой, постоянное стимулирование мотивации высокого уровня, создание морального настроя на выполнение поставлен­ных «звездой» задач, проведение тренингов, выработка связей и взаимоотношений, характеризующих корпоративную культуру.

Специалист, работающий над созданием имиджа, должен хорошо ориентироваться в закономерностях PR, социального восприятия информации и функционирования общества. Без дея­тельности имиджмейкера появление «звезды» в арт-индустрии невозможно, о чем свидетельствуют признания самих «звезд» и многочисленные примеры «звездного» взлета ранее малоизвест­ных артистов. Профессиональные организации (лиги) имиджмей­керов включают в свой состав и более узких специалистов: кос­метологов-визажистов; специалистов в области кинесики (науке об информативности телодвижений); стилистов-модельеров; спе­циалистов по риторике, логике, стилистике; спичрайтеров; спе­циалистов по связям с общественностью; дизайнеров. Чтобы талантливому артисту стать кумиром публики, сего­дня уже недостаточно природного дарования и высокого профес­сионализма. Обязательно надо получить доступ к телевизионно­му экрану, радиоэфиру. Надо иметь возможность быть на облож­ках глянцевых журналов и журнальных полосах, надо, чтобы о тебе знали и говорили. А это приводит к очень большим финан­совым издержкам. Самый скромный клип - своеобразная визит­ная карточка артиста - обходится в миллионы рублей.

Не менее значительные средства затрачиваются на создание и поддержание физической формы артиста, например, проведе­ние косметических операций. Придание своему телу и духу должного состояния - забота многих «звезд» эстрады. Это прико­вывает внимание публики, способствует росту престижа, само­презентации, а в итоге, приносит финансовое благополучие. Но имидж - это не только большие деньги, как отмечает В.М. Шепель, но и больше, чем деньги. «Все зависит от того, как подходить к этой проблеме, какими руководствоваться критериями...Чтобы мастерски владеть таким ключом, надо постоянно совершенствовать свой духовный (а мы добавим и творческий) потенциал. Без этого другие усилия по имиджированию окажутся нерезультативными»1.


Американский специалист в области PR Дональд Левин2 предлагает определенный набор техник, помогающих в позицио­нировании созданного образа артиста, арт-фирмы:

- думайте визуально - даже в печати;

- расширяйте выходы, стремясь к максимальному охвату, работая со всеми средствами массовой информации;

- создавайте уникальные события (встречи, юбилеи, кон­курсы, фестивали, вручения премий и наград и т.п.);

- разнообразьте свой подход - ищите новые коммуникатив­ные стратегии;

- создавайте вехи, ищите важные события;

- легитимизируйте рекламу - чтобы не происходило в об­ществе, стране, надо попытаться перефокусировать свои идеи на общество, культуру;

- делайте сами работу журналиста - о своем событии следу­ет думать с позиции журналиста, с того, что может заинтересо­вать в нем аудиторию.

Глава III.

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 3.1. Интеллектуальная собственность в арт-индустрии и охрана авторских прав

В международном праве, а теперь и в российском существу­ет особая подотрасль гражданского права, которая называется «право интеллектуальной собственности».

Принятая в Стокгольме 14 июня 1967 года «Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собст­венности (ВОИС)» определяет объектами права интеллектуаль­ной собственности:

1) литературные, художественные произведения и научные труды;

2) исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;

4) научные открытия;

5) промышленные образцы;

6) товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наиме­нования и коммерческие обозначения;

7) право на пресечение недобросовестной конкуренции. «Литературные и художественные произведения, научные

труды как объекты интеллектуальной собственности охраня­ются авторским правом (копирайтом). Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и ра­диопередачи, обычно называются смежными правами, т.е. пра­вами, смежными с копирайтом.

Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначе­ния - это объекты промышленной собственности в рамках интеллектуальной собственности. Право на пресечение недобро­совестной конкуренции также рассматривается как объект про­мышленной собственности...»1.

«Авторское право» и «промышленная собственность» явля­ются основными составляющими интеллектуальной собственно­сти. Однако кроме этих составляющих существуют такие резуль­таты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом, как патентное право, право на коммерческую тайну, законодательст­во о средствах индивидуализации, которые не входят в понятия «авторское право» и «право промышленной собственности». Специальными законами охраняются и нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, среди которых топология инте­гральных микросхем и селекционные достижения, а также неко­торые другие объекты правовой охраны2.


В российском законодательстве интеллектуальная собст­венность понимается как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные, приравненные к ним объекты, такие, как средства индивидуализации участников гражданского оборо­та и производимой ими продукции (работ, услуг).

Защита прав на интеллектуальную собственность гаранти­руется 44 статьей Конституции Российской Федерации.

Однако с защитой и охраной авторских прав, изобретений, регистрацией товарных знаков и других объектов интеллектуаль­ной собственности все не так просто. До сих пор многие авторы не всегда правильно распоряжаются результатами собственного интеллектуального труда, а юристы не всегда могут отстоять в суде интересы автора, поскольку последний часто не соблюдает правила заключения договоров.

Плагиат и незаконное копирование продуктов интеллекту­альной собственности становятся основными типами наиболее распространенных нарушений авторских прав в России и за ее ру­бежами. Именно поэтому планомерная борьба по защите авторских прав становится важным направлением деятельности арт-менеджера, которому необходимо знание некоторых понятий, спо­собствующих осознанию сущности авторских прав и их охраны.

Творческая мысль автора, его идеи находят свое выражение как в материальной форме - книги, картины, скульптуры, так и в виде уже сочиненных, но еще не записанных нот музыкальных произведений или текстов рожденных песен. Идея - это еще не записанное творческое произведение, которое только тогда начи­нает охраняться авторским правом, когда возникает определенная форма его записи, особого расположения слов, нот или знаков.

Задача авторско-правовой защиты заключается в том, чтобы охранять авторские художественные произведения от тех, кто их копирует, т. е. использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора. С этой целью используется особый значок (с) что в переводе с английского (copyright) означает «авторское право». В каждой стране создаются специальные организации ав­торов, которые от их имени управляют определенными авторскими правами. Эти организации выдают разрешения на копирование произведений и получают для авторов адекватные гонорары.

Наша страна присоединилась ко всем основным междуна­родным конвенциям по охране авторских прав:

1. Всемирной конвенции об авторском праве (1973).

2. Конвенции о распространении несущих программы сиг­налов, передаваемых через спутники (1988).

3. Бернской конвенции об охране литературных и художе­ственных произведений (1995).

4. Конвенции об охране интересов производителей фоно­грамм от незаконного воспроизводства их фонограмм;

5. Римской конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций веща­ния (находится в процессе подписания).


Три основополагающих принципа Бернской конвенции по­служили основой при разработке в Российской Федерации Закона «Об авторском праве и смежных правах»:

1. Принцип национального режима, по которому любому произведению, созданному в стране-участнице конвенции, обес­печивается в каждой стране тот же уровень охраны, который га­рантирован произведениям национальных авторов.

2. Принцип автоматической защиты, обеспечивающий охрану произведений независимо от выполнения формальностей - регистрации или депонирования.

3. Принцип независимости охраны, обеспечивающий ох­рану авторского права независимо от того, существует ли охрана соответствующих прав в стране происхождения произведения.

Статья 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации гласит:

1. Авторское право распространяется на произведения нау­ки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произве­дения, а также способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародован­ные произведения, так и на необнародованные произведения, су­ществующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко- и видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, ки­но-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

в других формах.

3. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Следует отметить, что для того чтобы произведение охраня­лось авторским правом, необходима его оригинальность, при этом совершенно необязательно, чтобы идея произведения и его содержание были новыми. Новой и оригинальной должна быть форма его выражения. Охраняются и отдельные элементы произ­ведения - образы, язык. Образный строй произведения, отра­жающий его содержание, называют внутренней формой, его язык - внешней.

Образы произведения могут быть заимствованы при усло­вии придания им новой внешней формы, однако закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания ссылок на источник заимствования. Внешняя форма, к которой относится язык произведения, заимствоваться не может.

Существуют некоторые исключения из объектов авторских прав, к которым относятся: информационные сообщения о собы­тиях и фактах, официальные документы (законы, судебные реше­ния и их официальные переводы). Авторскими правами не охра­няются и произведения народного творчества.

В статье 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации перечислены следующие объекты автор­ских прав:


1. Объектами авторских прав являются:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведе­ния, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом и без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео­фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроиз­ведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобрази­тельного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографиче­ского искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, получен­ные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие (карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам);

- другие произведения

Законом также охраняются необнародованные произведе­ния, т.е. такие, которые не были/известны общественности. Об­народованные же произведения, которые стали известны через публикацию, публичный показ, исполнение с согласия автора, за­крепляют за автором широкий круг гарантированных полномо­чий. Авторам или обладателям авторских прав российским законодательством определяются конкретные вознагражде­ния за копирование, репродуцирование, адаптацию или пере­работку произведения1.

Право автора действует в течение всей его жизни, а после смерти охраняется его наследниками, авторско-правовыми орга­низациями или государством. Если автор не дает согласия на об­народование своего произведения, то принудить его это сделать нельзя, даже если произведение было создано по заказу или в си­лу выполнения им служебных обязанностей.

Если носителем авторства произведения становится творче­ский коллектив, то согласие на какие-либо действия с произведе­нием должны дать все авторы.

Законом предусматривается закрепление за автором права на публикацию произведения, контролирование процессом выпуска в обращение его материальных носителей.

С правом авторства связаны понятия авторское имя и спо­соб указания имени. Причем автор может использовать или раз­решить использовать как подлинное имя, так и псевдоним и даже анонимно без имени. Автор в праве требовать указания своего имени при любом использовании, исполнении, цитировании, публикации своего произведения.

Одним из наиболее распространенных видов нарушения ав­торских прав является нарушение права автора на защиту ре­путации. Суть права заключается в том, что при издании, испол­нении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведе­ние, его название, имя автора.