Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 996

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор имеет право на отзыв уже обнародованного произ­ведения. И закон устанавливает в этом случае обязанность автоpa возместить пользователю принесенные таким решением убыт­ки, включая и упущенную выгоду.

Разрешая использование созданного произведения, автор имеет право решать, как будет воспроизводиться избранная им материальная форма. При этом с согласия автора произве­дение может использоваться в первоначальной неизмененной ав­торской форме, а также в виде переработки или перевода.

В статье 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации подчеркивается:

2. Исключительные права автора на использование произ­ведений означают право осуществлять или разрешать следующие

действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять произведение любым способом: прода­вать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распро­странения, включая произведения, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведения (право на публичный показ);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или иным образом перераба­тывать произведение (право на переработку).

4. Ограничение прав авторов, указанных в пункте 2 статьи 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах», устанавлива­ется статьями 17 - 26 этого Закона при условии, что такое ис­пользование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

Законодательство предоставляет авторам разрешать или не разрешать другим лицам воспроизведение охраняемого произве­дения. Заключаемые с автором договоры на публикацию могут касаться не только права копирования, но и трансляции произве­дения по радио, телевидению, открытия сайта в компьютерной сети и т.п. При заключении договора, следует различать такие понятия, как «право на воспроизведение» и «право на распростране­ние», поскольку в юридической практике, несмотря на близость этих понятий, они рассматриваются как самостоятельный способ использования произведения. «Право на импорт» как еще одна из составляющих авторских прав является своеобразным про­должением права на распространение и позволяет осуществлять авторский контроль за рубежами страны проживания автора.


Право предоставить разрешение на музыкальную звукоза­пись, подвижные изображения (кинофильмы, видеофильмы, ком­пьютерные фильмы) принадлежит как обладателю прав на музы­ку, так и обладателю авторских прав на слова, а также (в некото­рых странах) и исполнителю. В случаях, когда сделана инсцени­ровка произведения и осуществлена постановка драматического спектакля, право на контроль за использованием произведения приобретает и сценарист, переработавший оригинальное произ­ведение для публичного показа. Отдельно оговаривается и возможность передачи литера­турного или художественного произведения по кабельным уст­ройствам, применения цифровых технологий записи.

Перевод и переработка произведений также требуют разрешения обладателя авторских прав, а сами произведения называются производными и тоже охраняются авторским правом. Если издатель собирается опубликовать производное произведение, то ему необходимо иметь разрешение как от авто­ра оригинального произведения, так и от обладателя права на пе­ревод (адаптацию).

Обладание авторскими правами не является бесконечным, а действует с момента создания произведения и некоторое время после его смерти (но не более 50 лет с 1 января года следующего за годом смерти автора), чтобы наследники могли извлекать эко­номическую выгоду от использования произведения после смерти автора. Если произведение написано в соавторстве, то автор­ское право действует в течение всей жизни переживших соавто­ров и 50 лет после его смерти. В случаях, когда авторы - участ­ники Великой Отечественной войны или репрессированные, реа­билитированные посмертно, то срок действия авторских прав на­чинается с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В практике встречается и такое понятие, как «свободное ис­пользование произведения», т.е. его использование без полу­чения согласия автора, без выплаты авторского вознаграж­дении. В этом случае речь идет о репродуцировании охраняемого произведения лишь в целях личного использования, а также ци­тирование произведения с обязательным указанием источника цитаты, автора произведения или его кратковременная запись в целях его передачи (при организации эфирного вещания).

Свободное использование произведения может осуществ­ляться в случаях:

- использования фрагментов исполнения, постановки, вос­произведения фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях;

- использования небольших отрывков из исполнения, по­становки, фонограммы для цитирования при условии, что оно осуществляется в информационных целях для обучения или на­учного исследования, или в личных целях (для проведения досу­га), в судебных процессах.

Для заявления о своих авторских правах применяется спе­циальная предупредительная маркировка, включающая три эле­мента: а) латинскую букву «С» внутри круга; б) имя обладателя исключительных авторских прав; в) год первого опубликования произведения.


К авторским правам тесно примыкают и смежные права: 1) право исполнителя произведения на исполнение; 2) право изгото­вителя фонограммы на фонограмму; 3) право вещательных орга­низаций на радио-, теле- и другие виды передач.

Особенностью этих прав является их производность, зави­симость от создателей творческого произведения, а лица, пред­ставляющие авторские произведения (музыкальные, литератур­ные) широкой общественности, так же, как автор, нуждаются в защите от нелегального использования своего труда.

Права исполнителя произведения и изготовителя его мате­риальных носителей возникают без дополнительной регистрации. Однако обладатель смежных прав должен на каждом экземпляре изготовляемой продукции (фонограммы, футляре, пакете и т.д.) поставить предусмотренной Римской конвенцией знак охраны, включающий три элемента:

а) латинская буква «R» внутри круга;

б) имя (наименование) обладателя исключительных смеж­ных прав;

в) год первого опубликования фонограммы.

Следует помнить, что даже при отсутствии знака охраны за­коном предусмотрена защита смежных прав, но такое положение вызывает затруднения при приведении доказательства на судеб­ных процессах.

К числу исполнителей российское законодательство1 отно­сит артистов, режиссеров-постановщиков, дирижеров. Их смеж­ные права в Российской Федерации охраняются при условии:

а) если носители смежных прав являются гражданами Российской Федерации;

б) если исполнение произведения или его постановка впер­вые исполнены в Российской Федерации;

в) если исполнение или постановка произведения записаны на фонограмму, которая охраняется законом;

г) если исполнение, постановка произведения, незаписанно­го на фонограмму, включено в передачу (в эфир или по кабелю), которые охраняются законом2.

Обладатели смежных прав так же, как и обладатели автор­ских прав, пользуются личными имущественными и неимущест­венными правами, включая право на вознаграждение за каждый вид использования исполнения или постановки. К имущественным правам относятся права на использова­ние, исполнение или постановку в любой форме и право получения вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (за­пись, передача в эфир, воспроизведение записи в эфире, прокат).

Неимущественные права включают: право признания авто­ром, право на имя, право на обнародование произведения в лю­бой форме, право на защиту, право на исключительное использо­вание.

При этом производители фонограмм могут осуществлять следующие действия: а) воспроизводить фонограмму; б) изме­нять или перерабатывать фонограмму иным способом; в) распро­странять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать в про­кат и т.д.; г) импортировать экземпляры фонограмм, включая эк­земпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фо­нограммы1.


В случаях, когда необходимо защищать имущественные ин­тересы вещательных организаций (эфирное и кабельное веща­ние), следует перечислить круг их исключительных прав. Эти ор­ганизации могут: а) одновременно передавать в эфир или одно­временно сообщать для всеобщего сведения по кабелю свои пе­редачи другим организациям; б) сообщать передачу для всеобще­го сведения; в) записывать передачу; г) воспроизводить запись передачи; д) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом .

Произведения, охраняемые смежными правами, российским законодательством также разрешены к «свободному» использо­ванию, но не в ущерб интересам исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, авто­ров исполняемых произведений.

В практике существует и такое понятие, как «авторские права юридических лиц», которые возникают в результате заключения договора с автором произведения или его на­следниками. В случае передачи исключительных прав за юри­дическим лицом закрепляется право на использование произве­дения определенным способом и в установленных пределах. При передаче неисключительных прав в договоре оговаривается пра­во на использование произведения наравне с автором или лица­ми, получившими от автора разрешение. Следует оговорить и такое понятие, как «служебное произведение», которое создается в процессе трудовых отноше­ний между автором и работодателем в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Имущественные авторские права переходят к работодателю после заключения трудового договора и сохраняются после его прекращения.

Существуют организации, которые специально занима­ются вопросами управления авторских и смежных прав. Их деятельность регламентируется законом и направлена на защиту имени и интересов автора на основе заключения с ним пись­менного договора. Эти организации: а) предоставляют пользова­телям лицензии на способы использования произведений и объ­ектов авторских прав; б) собирают вознаграждения за использо­вание произведений и объектов авторских прав; в) распределяют и выплачивают собранные вознаграждения правообладателям1. В Российской Федерации в 1995 году созданы специальные структуры, защищающие авторские права и смежные права: Рос­сийское авторское общество (РАО); Российская фонографическая организация (РФО); Российская ассоциация музыкальных продю­серов (РАМП); Международная ассоциация производителей фо­нограмм (IFPI) и многие другие организации и ассоциации, от­крывшие свои представительства в различных регионах России и за рубежом.

Российское авторское общество регистрирует музыкальные произведения (песни, романсы, мюзиклы, музыкальные спектак­ли); сценарии телеигр, телепередач, шоу-программ, рекламных роликов, логотипы, эмблемы, хореографические произведения, кино- и фотопроизведения и т.п. Факт регистрации произведения и членство автора в РАО позволяют получать вознаграждения за каждый вид использования произведения и служат доказательст­вом в случаях судебного разбирательства.


Российская ассоциация музыкальных продюсеров консультирует по всем вопросам музыкального бизнеса, связанным с заключением контрактов между различными физическими и юридическими лицами: «продюсер - артист», «менеджер - артист», «издатель - автор», «продюсер - компания звукозаписи», участвует в разрешении споров и конфликтов, сотрудничает с «Российской газетой», освещающей законодательные акты Прави­тельства Российской Федерации.

Авторский договор является серьезным юридическим доку­ментом, который может защитить интересы автора. Неграмотно составленный договор может быть использован против интересов автора, и поэтому при его составлении необходимо привлечение юриста. Можно зарегистрировать произведение, как мы уже го­ворили, в Российском авторском обществе, где выдается свиде­тельство, подтверждающее факт регистрации.

Не исключена (а в некоторых случаях даже предпочитается) возможность заключения договора на первую публикацию (обна­родование) произведения до его обнародования. В этом случае автор сохраняет экземпляр договора с печатью и подписями дру­гой стороны, чтобы подтвердить свое авторство.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды, формы, средства и способы защиты авторских и смежных прав и борьбы с конрафактной или пиратской про­дукцией. Этими терминами означаются нарушения прав интел­лектуальной собственности.

Статья 48 Закона «Об авторском праве и смежных правах» гласит:

1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом ав­торских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и ад­министративная ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

2. Физическое или юридическое лицо, которое не выполня­ет требований настоящего Закона, является нарушителем автор­ских и смежных прав.

3. Контрафактными являются экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

4. Контрафактными являются также экземпляры охраняе­мых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Зако­ном произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав Российской Федерации из государства, в котором эти произведения и фонограммы нико­гда не охранялись или перестали охраняться.

Тема 3.2. Менеджмент и организация благотворительной деятельности

в сфере культуры и искусства

Среди финансовых средств, какими располагают учрежде­ния культуры и искусства, можно выделить следующие: бюджет­ные средства, средства меценатов, инвесторов, спонсоров; собст­венные средства компаний, арт-фирм.

К примеру, российские театры покрывают собственными доходами до 35% текущих расходов; концертные организации -29,8%; музеи - 28,7%; парки культуры и отдыха - 59,1%. Причем бюджет, например, Государственного Эрмитажа распределяется следующим образом: