ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 996
Скачиваний: 2
Автор имеет право на отзыв уже обнародованного произведения. И закон устанавливает в этом случае обязанность автоpa возместить пользователю принесенные таким решением убытки, включая и упущенную выгоду.
Разрешая использование созданного произведения, автор имеет право решать, как будет воспроизводиться избранная им материальная форма. При этом с согласия автора произведение может использоваться в первоначальной неизмененной авторской форме, а также в виде переработки или перевода.
В статье 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Российской Федерации подчеркивается:
2. Исключительные права автора на использование произведений означают право осуществлять или разрешать следующие
действия:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять произведение любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая произведения, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведения (право на публичный показ);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать произведение (право на переработку).
4. Ограничение прав авторов, указанных в пункте 2 статьи 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах», устанавливается статьями 17 - 26 этого Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
Законодательство предоставляет авторам разрешать или не разрешать другим лицам воспроизведение охраняемого произведения. Заключаемые с автором договоры на публикацию могут касаться не только права копирования, но и трансляции произведения по радио, телевидению, открытия сайта в компьютерной сети и т.п. При заключении договора, следует различать такие понятия, как «право на воспроизведение» и «право на распространение», поскольку в юридической практике, несмотря на близость этих понятий, они рассматриваются как самостоятельный способ использования произведения. «Право на импорт» как еще одна из составляющих авторских прав является своеобразным продолжением права на распространение и позволяет осуществлять авторский контроль за рубежами страны проживания автора.
Право предоставить разрешение на музыкальную звукозапись, подвижные изображения (кинофильмы, видеофильмы, компьютерные фильмы) принадлежит как обладателю прав на музыку, так и обладателю авторских прав на слова, а также (в некоторых странах) и исполнителю. В случаях, когда сделана инсценировка произведения и осуществлена постановка драматического спектакля, право на контроль за использованием произведения приобретает и сценарист, переработавший оригинальное произведение для публичного показа. Отдельно оговаривается и возможность передачи литературного или художественного произведения по кабельным устройствам, применения цифровых технологий записи.
Перевод и переработка произведений также требуют разрешения обладателя авторских прав, а сами произведения называются производными и тоже охраняются авторским правом. Если издатель собирается опубликовать производное произведение, то ему необходимо иметь разрешение как от автора оригинального произведения, так и от обладателя права на перевод (адаптацию).
Обладание авторскими правами не является бесконечным, а действует с момента создания произведения и некоторое время после его смерти (но не более 50 лет с 1 января года следующего за годом смерти автора), чтобы наследники могли извлекать экономическую выгоду от использования произведения после смерти автора. Если произведение написано в соавторстве, то авторское право действует в течение всей жизни переживших соавторов и 50 лет после его смерти. В случаях, когда авторы - участники Великой Отечественной войны или репрессированные, реабилитированные посмертно, то срок действия авторских прав начинается с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В практике встречается и такое понятие, как «свободное использование произведения», т.е. его использование без получения согласия автора, без выплаты авторского вознаграждении. В этом случае речь идет о репродуцировании охраняемого произведения лишь в целях личного использования, а также цитирование произведения с обязательным указанием источника цитаты, автора произведения или его кратковременная запись в целях его передачи (при организации эфирного вещания).
Свободное использование произведения может осуществляться в случаях:
- использования фрагментов исполнения, постановки, воспроизведения фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях;
- использования небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы для цитирования при условии, что оно осуществляется в информационных целях для обучения или научного исследования, или в личных целях (для проведения досуга), в судебных процессах.
Для заявления о своих авторских правах применяется специальная предупредительная маркировка, включающая три элемента: а) латинскую букву «С» внутри круга; б) имя обладателя исключительных авторских прав; в) год первого опубликования произведения.
К авторским правам тесно примыкают и смежные права: 1) право исполнителя произведения на исполнение; 2) право изготовителя фонограммы на фонограмму; 3) право вещательных организаций на радио-, теле- и другие виды передач.
Особенностью этих прав является их производность, зависимость от создателей творческого произведения, а лица, представляющие авторские произведения (музыкальные, литературные) широкой общественности, так же, как автор, нуждаются в защите от нелегального использования своего труда.
Права исполнителя произведения и изготовителя его материальных носителей возникают без дополнительной регистрации. Однако обладатель смежных прав должен на каждом экземпляре изготовляемой продукции (фонограммы, футляре, пакете и т.д.) поставить предусмотренной Римской конвенцией знак охраны, включающий три элемента:
а) латинская буква «R» внутри круга;
б) имя (наименование) обладателя исключительных смежных прав;
в) год первого опубликования фонограммы.
Следует помнить, что даже при отсутствии знака охраны законом предусмотрена защита смежных прав, но такое положение вызывает затруднения при приведении доказательства на судебных процессах.
К числу исполнителей российское законодательство1 относит артистов, режиссеров-постановщиков, дирижеров. Их смежные права в Российской Федерации охраняются при условии:
а) если носители смежных прав являются гражданами Российской Федерации;
б) если исполнение произведения или его постановка впервые исполнены в Российской Федерации;
в) если исполнение или постановка произведения записаны на фонограмму, которая охраняется законом;
г) если исполнение, постановка произведения, незаписанного на фонограмму, включено в передачу (в эфир или по кабелю), которые охраняются законом2.
Обладатели смежных прав так же, как и обладатели авторских прав, пользуются личными имущественными и неимущественными правами, включая право на вознаграждение за каждый вид использования исполнения или постановки. К имущественным правам относятся права на использование, исполнение или постановку в любой форме и право получения вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (запись, передача в эфир, воспроизведение записи в эфире, прокат).
Неимущественные права включают: право признания автором, право на имя, право на обнародование произведения в любой форме, право на защиту, право на исключительное использование.
При этом производители фонограмм могут осуществлять следующие действия: а) воспроизводить фонограмму; б) изменять или перерабатывать фонограмму иным способом; в) распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать в прокат и т.д.; г) импортировать экземпляры фонограмм, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы1.
В случаях, когда необходимо защищать имущественные интересы вещательных организаций (эфирное и кабельное вещание), следует перечислить круг их исключительных прав. Эти организации могут: а) одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю свои передачи другим организациям; б) сообщать передачу для всеобщего сведения; в) записывать передачу; г) воспроизводить запись передачи; д) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом .
Произведения, охраняемые смежными правами, российским законодательством также разрешены к «свободному» использованию, но не в ущерб интересам исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, авторов исполняемых произведений.
В практике существует и такое понятие, как «авторские права юридических лиц», которые возникают в результате заключения договора с автором произведения или его наследниками. В случае передачи исключительных прав за юридическим лицом закрепляется право на использование произведения определенным способом и в установленных пределах. При передаче неисключительных прав в договоре оговаривается право на использование произведения наравне с автором или лицами, получившими от автора разрешение. Следует оговорить и такое понятие, как «служебное произведение», которое создается в процессе трудовых отношений между автором и работодателем в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Имущественные авторские права переходят к работодателю после заключения трудового договора и сохраняются после его прекращения.
Существуют организации, которые специально занимаются вопросами управления авторских и смежных прав. Их деятельность регламентируется законом и направлена на защиту имени и интересов автора на основе заключения с ним письменного договора. Эти организации: а) предоставляют пользователям лицензии на способы использования произведений и объектов авторских прав; б) собирают вознаграждения за использование произведений и объектов авторских прав; в) распределяют и выплачивают собранные вознаграждения правообладателям1. В Российской Федерации в 1995 году созданы специальные структуры, защищающие авторские права и смежные права: Российское авторское общество (РАО); Российская фонографическая организация (РФО); Российская ассоциация музыкальных продюсеров (РАМП); Международная ассоциация производителей фонограмм (IFPI) и многие другие организации и ассоциации, открывшие свои представительства в различных регионах России и за рубежом.
Российское авторское общество регистрирует музыкальные произведения (песни, романсы, мюзиклы, музыкальные спектакли); сценарии телеигр, телепередач, шоу-программ, рекламных роликов, логотипы, эмблемы, хореографические произведения, кино- и фотопроизведения и т.п. Факт регистрации произведения и членство автора в РАО позволяют получать вознаграждения за каждый вид использования произведения и служат доказательством в случаях судебного разбирательства.
Российская ассоциация музыкальных продюсеров консультирует по всем вопросам музыкального бизнеса, связанным с заключением контрактов между различными физическими и юридическими лицами: «продюсер - артист», «менеджер - артист», «издатель - автор», «продюсер - компания звукозаписи», участвует в разрешении споров и конфликтов, сотрудничает с «Российской газетой», освещающей законодательные акты Правительства Российской Федерации.
Авторский договор является серьезным юридическим документом, который может защитить интересы автора. Неграмотно составленный договор может быть использован против интересов автора, и поэтому при его составлении необходимо привлечение юриста. Можно зарегистрировать произведение, как мы уже говорили, в Российском авторском обществе, где выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации.
Не исключена (а в некоторых случаях даже предпочитается) возможность заключения договора на первую публикацию (обнародование) произведения до его обнародования. В этом случае автор сохраняет экземпляр договора с печатью и подписями другой стороны, чтобы подтвердить свое авторство.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды, формы, средства и способы защиты авторских и смежных прав и борьбы с конрафактной или пиратской продукцией. Этими терминами означаются нарушения прав интеллектуальной собственности.
Статья 48 Закона «Об авторском праве и смежных правах» гласит:
1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.
3. Контрафактными являются экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.
4. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав Российской Федерации из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.
Тема 3.2. Менеджмент и организация благотворительной деятельности
в сфере культуры и искусства
Среди финансовых средств, какими располагают учреждения культуры и искусства, можно выделить следующие: бюджетные средства, средства меценатов, инвесторов, спонсоров; собственные средства компаний, арт-фирм.
К примеру, российские театры покрывают собственными доходами до 35% текущих расходов; концертные организации -29,8%; музеи - 28,7%; парки культуры и отдыха - 59,1%. Причем бюджет, например, Государственного Эрмитажа распределяется следующим образом: