ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 997
Скачиваний: 2
- государственное финансирование - 34%;
- доходы от входной платы за проведение экскурсий, посещений выставок, от организации выездных выставок - 24%;
- доходы от сопутствующей и предпринимательской деятельности - 7 %;
- доходы от благотворителей - 35%.
Привлечение благотворительных средств от коммерческих компаний и частных лиц организациями культуры и искусства рассматривается как альтернатива государственным субсидиям. Именно поэтому много внимания отводится изучению проблем менеджмента благотворительной деятельности. Однако важно понять, что в партнерстве культуры и бизнеса нуждаются обе стороны и дополнительные ассигнования можно получать не только от частных лиц и организаций, но от государства. Например, Александрийский театр получил дополнительные средства на социальную программу по оказанию помощи актерам; Театр Сатиры - на участие в фестивале (из федерального бюджета); Ленинградский Мюзик-Холл получил дополнительные средства из бюджета района и т.п.
Под благотворительной деятельностью понимается оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, которая направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм. Также переводится и греческое слово филантропия (philanthropia), означающее «человеколюбие, покровительство, благотворительство, помощь неимущим людям и организациям».
Овладение опытом работы с благотворительными организациями становится актуальной задачей не только для крупных учреждений культуры федерального значения, но и учреждений регионального масштаба. Среди благотворительных фондов, активно работающих с российскими учреждениями культуры, выделяются несколько английских и американских структур. Среди них можно отметить: Фонд Форда, Фонд Know How Fund, организация Visiting Arts, входящая в структуру Британского Совета, и ушедший уже с российского рынка Фонд Сороса. Деятельность подобных фондов является инновационной формой межкультурной коммуникации на государственном уровне и уровне конкретных учреждений культуры. И здесь проявляются два важных момента: с одной стороны, политика фондов оказывает заметное влияние на формирование в России новой социокультурной ситуации, а с другой - несмотря на успешность проектов, финансируемых фондами, их работа оценивается российским обществом крайне противоречиво.
В зависимости от структуры фонда, порядка накопления средств и распоряжения ими фонды подразделяют на следующие виды: государственные, частные, корпоративные. С государственными фондами и организациями российские учреждения культуры сотрудничали уже давно, однако эти связи носили фрагментарный характер: организация отдельных культурных событий или осуществление краткосрочных проектов. В начале 90-х годов в России открылись представительства фондов, которые стали вырабатывать и проводить новую поведенческую линию во взаимоотношениях с российскими учреждениями культуры и официальными органами. Главной формой становится грантовая поддержка различных культурных проектов, проблематика которых определяется сотрудниками фондов с учетом приоритетов фонда и на основе анализа социокультурной ситуации в России. Сотрудничество музеев с благотворительными фондами помогает им найти денежные средства на реализацию авторских или внеплановых проектов, повысить профессиональный уровень сотрудников и т.п.
Наиболее приоритетными направлениями деятельности фондов являются:
- образовательные программы;
- содействие продвижению новейших культурных технологий;
- поддержка партнерских и сетевых проектов.
Подобные направления деятельности фондов нашли отражение в сотрудничестве с российскими музеями и библиотеками. Для сотрудников учреждений организуются сессии музейщиков в России и за рубежом, групповые или индивидуальные стажировки, тренинговые семинары.
Образовательные программы включают преподавание новых концепций менеджмента и маркетинга в сфере культуры, изучение методов и приемов работы в условиях рынка, выявление слабых мест в деятельности учреждений культуры, разработку партнерских проектов, установку контактов с коллегами и поиск эффективных форм работы с ними.
Профессиональная практика, организуемая для российских специалистов за границей, ставит перед собой следующие задачи: стажировка российских менеджеров в театрах, музеях, муниципальных учреждениях, периодических изданиях, знакомство с зарубежными системами образования и организации зрелищных и культурных учреждений. Профессиональная практика содержит в себе целевое программирование российской культуры, способствует установлению личных контактов между российскими и зарубежными менеджерами и разработке новых культурных проектов и программ, укрепляющих сотрудничество в сфере культуры. Подобную программу для российских менеджеров культуры осуществляет структурное подразделение Британского Совета Visiting Arts. В ней могут принимать участие молодые менеджеры культуры до 40 лет, работающие в сфере культуры в регионах Сибири, Урала, Северо-Западного региона, Центра, Поволжья. Не менее важным является и такое перспективное направление деятельности благотворительных фондов в России, как продвижение новых культурных технологий: компьютеризация работы музейных и библиотечных фондов, создание собственных представительств в Интернете, использование новейших технических средств (мультимедиа, комплексная автоматизация, локальные компьютерные сети). К новым технологиям относят также и такие направления модернизации, которые связаны с освоением и внедрением новых технических средств в различные виды искусства.
В 1999 году экспертами Института «Открытое общество» была разработана стратегия создания Российской сети культурного наследия. Данная стратегия вышла на уровень государственной программы, нацелена на формирование системы, ориентированной на практическую деятельность сетевой организации, и открывает доступ к культурным сокровищам России для отечественных и зарубежных пользователей. Российская сеть культурного наследия включает:
- электронные каталоги и путеводители по музеям, памятникам культуры и выставкам;
- ссылки на российские и международные культурные ресурсы в Интернете;
- обучающие курсы и тренинги;
- электронные издания по культурному наследию.
Третьим важным направлением в деятельности международных благотворительных фондов в России является создание сетевых организаций и структур, способствующих различного вида партнерству и созданию партнерских проектов, что является характерной чертой как государственных, так и частных фондов. Создаются различные ассоциации, содружества, информационно-методические центры, распределяются грантовые средства для поддержки наиболее интересных проектов. Примером может служить созданный в 1999 году в Санкт-Петербурге Институт «Про арте», который финансируют Фонд Форда и Институт «Открытое общество» (представитель Фонда Сороса).
Институт «Про арте» строит свою деятельность в рамках определенной тематики, занимаясь изучением и пропагандой культуры и искусства. Например, для продвижения проекта авангардного искусства были использованы различные формы просветительской работы (семинары, конференции, выставки, концерты), разрабатывались проекты, направленные на развитии ритуальных явлений современного искусства. При этом одним из учредителей Института «Про арте» является Музей истории Санкт-Петербурга, постоянными партнерами при проведении различных программ - Русский музей, Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония. В финансировании проектов принимали участие как зарубежные, так и отечественные благотворительные профильные организации и частные благотворители.
При анализе структуры финансирования учреждений культуры, по данным годовых отчетов, выяснилось, что благотворительная помощь от физических и юридических лиц в нашей стране существенно возросла. К примеру, за пять лет (с 1998 по 2003 год) благотворительная помощь учреждениям культуры и искусства достигла: в Большом театре - 9% годового бюджета (в 1998 году помощь составляла 1%), Мариинском - 10% (в 1998 году -1,2%), в Эрмитаже - 8% (в 1998 году - 0,5%), в Государственной Третьяковской галереи - 7% (в 1998 году - 0,4%), в Русском музее - 6% (в 1998 году - 0,1%) и т.д.
Формы оказания благотворительной помощи могут быть самыми разными: денежные средства, передача оборудования, закупки костюмов и декораций, проведение ремонтных и строительных работ и пр. И, если на первых этапах благотворительной деятельности эта помощь носила разовый, иногда даже бессистемный характер, то сейчас со стороны учреждений культуры поиску и организации благотворительной деятельности уделяется много внимания. Осваиваются формы длительного взаимодействия, подыскиваются новые материально состоятельные организации и новые формы поддержки.
Остановимся на особенностях организации и стимулирования благотворительной деятельности, которые мы можем наблюдать в настоящее время.
К одной из них можно отнести создание благотворительных организаций, привлекающих средства для учреждений культуры, минуя бюджет. Это обеспечивает ряд преимуществ при оказании помощи:
1. Благотворительный фонд и общественная организация имеют большую свободу в выборе уставной деятельности, чем любое учреждение культуры. Они имеют право более широко осуществлять предпринимательскую деятельность, производить непрофильные товары (майки, кружки, пакеты и т.п.) с символикой и знаками учреждения и без оного и услуги, заниматься кум лей и продажей ценных бумаг, учреждать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.
2. Благотворительный фонд и общественная организация имеют право самостоятельно распоряжаться своим имуществом Государственное учреждение, имеющее имущество и материальные ценности, имеет право лишь на оперативное управление им.
3. Благотворительный фонд и общественная организация обязаны ежегодно публиковать отчеты о расходовании средств и использовании имущества, т.е. средства, полученные от юридических и физических лиц, возможно проконтролировать и отследить направления их расходования. Такая открытость не возможна в учреждениях культуры, которые подобных обязательств не имеют и годовые финансовые отчеты которых не публикуются (их отчетность осуществляется перед вышестоящими организациями) или публикуются нерегулярно.
4. Благотворительный фонд и общественная организация выступают как независимая структура в планировании расходов и привлечении внебюджетных средств. Открытие подобных независимых структур при учреждениях культуры способствует привлечению в них внебюджетных средств, которые учитываются при распределении бюджетного финансирования самого учреждения культуры, что способствует как укреплению материально-технической базы учреждения, так и отдельных его проектов.
В то же время следует указать и на некоторые недостатки сложившейся практики партнерства благотворительных фондов и учреждений культуры и искусств:
1. Благотворительные фонды и общественные организации за свои обязательства перед партнером отвечают всем своим имуществом, тогда как учреждение культуры несет ответственность только в рамках имеющихся у него денежных средств.
2. Создание благотворительных фондов и общественных организаций, являющихся более рискованной структурой по сравнению с учреждением культуры, влечет за собой усложнение процессов управления. Для руководства этими организациями создаются органы управления: попечительские советы, правление фонда, дирекции во главе с президентом или консультационный совет во главе с управляющим, что сопряжено со снижением оперативности действий и дополнительными административными расходами, поскольку использование денежных средств фонда или благотворительной организации требуют согласования и принятия решения со стороны учреждения культуры и перечисленных структур.
Рассмотрим модели функционирования рассматриваемых фондов и организаций, действующих в учреждениях культуры и искусства.
Внутренняя модель. Ее рекомендуется создавать на начальных этапах организации благотворительной деятельности. В этом случае благотворительная организация не выделяется в самостоятельную структуру, а представляет собой структурное подразделение учреждения культуры. Деятельность такой организации организуется согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», где оговаривается право не регистрироваться в органах юстиции и не приобретать статуса юридического лица.
Впервые подобная модель в России появилась в 1980 году при Павловском музее, где было организовано временное благотворительное общество «Друзья Павловска», которое было создано для реализации проекта реконструкции дворцового ансамбля. Численность друзей дворца только среди иностранных членов составляла более 250 человек, масштаб деятельности общества был поистине огромен, как и выделенные денежные средства.
Внутреннюю модель общественных организаций широко используют и современные учреждения культуры, создавая общества и клубы друзей, которые являются структурным подразделением учреждения. Можно привести примеры таких клубов при Государственном Эрмитаже, Русском музее, Московском художественном академическом театре и многих других учреждениях. Деятельность «Клуба друзей» при Эрмитаже, который является структурной единицей отдела развития, курируется заместителем директора по вопросам выставок и развития. Членами этого клуба могут быть как физические, так и юридические лица Членские взносы для юридических лиц довольно значительны, клубом предусмотрена сумма взносов от двух тысяч долларов .США и более. И в зависимости от суммы взносов юридические лица получают определенный статус - простого или почетного корпоративного члена клуба, рядового или официального покровителя Эрмитажа. Для физических лиц начальная сумма членских взносов также оговаривается, и она колеблется от пятидесяти до ста долларов США. Статус члена клуба также имеет свои категории - простой, коллективный или привилегированный член «Клуба друзей Эрмитажа». Кроме членских взносов клуб собирает целевые средства, расходование которых определяет сам вкладчик (образовательные программы, реконструкция помещений, экспонатов и т.п.). Эрмитаж берет определенные обязательства перед своими членами и предоставляет им определенные привилегии. Все юридические лица, являющиеся членами «Клуба друзей Эрмитажа», получают почетный диплом «Корпоративного члена Клуба друзей Эрмитажа», руководители компаний получают право на обладание персональной карточкой бесплатного посещения музея и участия в клубных мероприятиях. Название организаций, внесших значительные средства, заносятся на Доску почетных благотворителей Эрмитажа, вносятся в специальный список «Благотворители Государственного Эрмитажа», включаются в годовой отчет, выставочные каталоги и освещаются в средствах массовой информации. Официальным покровителям Эрмитажа предоствляется право проведения корпоративных мероприятий в залах музея и участия руководителей компаний в совете «Клуба друзей». Индивидуальные члены клуба получают персональную карточку на бесплатное посещение музея, концертов, которые в нем организуются, клубных мероприятий и двадцатипроцентную скидку на приобретение сувенирной продукции.