Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 997

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- государственное финансирование - 34%;

- доходы от входной платы за проведение экскурсий, посе­щений выставок, от организации выездных выставок - 24%;

- доходы от сопутствующей и предпринимательской дея­тельности - 7 %;

- доходы от благотворителей - 35%.

Привлечение благотворительных средств от коммерческих компаний и частных лиц организациями культуры и искусства рассматривается как альтернатива государственным субсидиям. Именно поэтому много внимания отводится изучению проблем менеджмента благотворительной деятельности. Однако важно понять, что в партнерстве культуры и бизнеса нуждаются обе стороны и дополнительные ассигнования можно получать не только от частных лиц и организаций, но от государства. Напри­мер, Александрийский театр получил дополнительные средства на социальную программу по оказанию помощи актерам; Театр Сатиры - на участие в фестивале (из федерального бюджета); Ле­нинградский Мюзик-Холл получил дополнительные средства из бюджета района и т.п.

Под благотворительной деятельностью понимается оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, которая направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм. Также переводится и греческое слово филантропия (philanthropia), означающее «человеколюбие, покровительство, благотворительство, помощь не­имущим людям и организациям».

Овладение опытом работы с благотворительными организа­циями становится актуальной задачей не только для крупных уч­реждений культуры федерального значения, но и учреждений ре­гионального масштаба. Среди благотворительных фондов, активно работающих с российскими учреждениями культуры, выделяются несколько английских и американских структур. Среди них можно отме­тить: Фонд Форда, Фонд Know How Fund, организация Visiting Arts, входящая в структуру Британского Совета, и ушедший уже с российского рынка Фонд Сороса. Деятельность подобных фондов является инновационной формой межкультурной коммуникации на государственном уровне и уровне конкретных учреждений культуры. И здесь про­являются два важных момента: с одной стороны, политика фон­дов оказывает заметное влияние на формирование в России новой социокультурной ситуации, а с другой - несмотря на успешность проектов, финансируемых фондами, их работа оценивается рос­сийским обществом крайне противоречиво.

В зависимости от структуры фонда, порядка накопления средств и распоряжения ими фонды подразделяют на следующие виды: государственные, частные, корпоративные. С государственными фондами и организациями российские учреждения культуры сотрудничали уже давно, однако эти связи носили фрагментарный характер: организация отдельных куль­турных событий или осуществление краткосрочных проектов. В начале 90-х годов в России открылись представительства фондов, которые стали вырабатывать и проводить новую поведенческую линию во взаимоотношениях с российскими учреждениями куль­туры и официальными органами. Главной формой становится грантовая поддержка различных культурных проектов, пробле­матика которых определяется сотрудниками фондов с учетом приоритетов фонда и на основе анализа социокультурной ситуа­ции в России. Сотрудничество музеев с благотворительными фондами по­могает им найти денежные средства на реализацию авторских или внеплановых проектов, повысить профессиональный уровень сотрудников и т.п.


Наиболее приоритетными направлениями деятельности фондов являются:

- образовательные программы;

- содействие продвижению новейших культурных технологий;

- поддержка партнерских и сетевых проектов.

Подобные направления деятельности фондов нашли отра­жение в сотрудничестве с российскими музеями и библиотеками. Для сотрудников учреждений организуются сессии музейщиков в России и за рубежом, групповые или индивидуальные стажиров­ки, тренинговые семинары.

Образовательные программы включают преподавание но­вых концепций менеджмента и маркетинга в сфере культуры, изучение методов и приемов работы в условиях рынка, выявле­ние слабых мест в деятельности учреждений культуры, разработ­ку партнерских проектов, установку контактов с коллегами и по­иск эффективных форм работы с ними.

Профессиональная практика, организуемая для российских специалистов за границей, ставит перед собой следующие задачи: стажировка российских менеджеров в театрах, музеях, муници­пальных учреждениях, периодических изданиях, знакомство с за­рубежными системами образования и организации зрелищных и культурных учреждений. Профессиональная практика содержит в себе целевое про­граммирование российской культуры, способствует установле­нию личных контактов между российскими и зарубежными ме­неджерами и разработке новых культурных проектов и программ, укрепляющих сотрудничество в сфере культуры. Подобную про­грамму для российских менеджеров культуры осуществляет структурное подразделение Британского Совета Visiting Arts. В ней могут принимать участие молодые менеджеры культуры до 40 лет, работающие в сфере культуры в регионах Сибири, Урала, Северо-Западного региона, Центра, Поволжья. Не менее важным является и такое перспективное направле­ние деятельности благотворительных фондов в России, как про­движение новых культурных технологий: компьютеризация работы музейных и библиотечных фондов, создание собственных представительств в Интернете, использование новейших техни­ческих средств (мультимедиа, комплексная автоматизация, ло­кальные компьютерные сети). К новым технологиям относят также и такие направления модернизации, которые связаны с ос­воением и внедрением новых технических средств в различные виды искусства.

В 1999 году экспертами Института «Открытое общество» была разработана стратегия создания Российской сети культур­ного наследия. Данная стратегия вышла на уровень государст­венной программы, нацелена на формирование системы, ориен­тированной на практическую деятельность сетевой организации, и открывает доступ к культурным сокровищам России для отече­ственных и зарубежных пользователей. Российская сеть культур­ного наследия включает:

- электронные каталоги и путеводители по музеям, памят­никам культуры и выставкам;


- ссылки на российские и международные культурные ре­сурсы в Интернете;

- обучающие курсы и тренинги;

- электронные издания по культурному наследию.

Третьим важным направлением в деятельности междуна­родных благотворительных фондов в России является создание сетевых организаций и структур, способствующих различного вида партнерству и созданию партнерских проектов, что является характерной чертой как государственных, так и частных фондов. Создаются различные ассоциации, содружества, информационно-методические центры, распределяются грантовые средства для поддержки наиболее интересных проектов. Примером может служить созданный в 1999 году в Санкт-Петербурге Институт «Про арте», который финансируют Фонд Форда и Институт «От­крытое общество» (представитель Фонда Сороса).

Институт «Про арте» строит свою деятельность в рамках определенной тематики, занимаясь изучением и пропагандой культуры и искусства. Например, для продвижения проекта аван­гардного искусства были использованы различные формы про­светительской работы (семинары, конференции, выставки, кон­церты), разрабатывались проекты, направленные на развитии ритуальных явлений современного искусства. При этом одним из учредителей Института «Про арте» является Музей истории Санкт-Петербурга, постоянными партнерами при проведении различных программ - Русский музей, Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония. В финансировании проектов прини­мали участие как зарубежные, так и отечественные благотвори­тельные профильные организации и частные благотворители.

При анализе структуры финансирования учреждений куль­туры, по данным годовых отчетов, выяснилось, что благотвори­тельная помощь от физических и юридических лиц в нашей стра­не существенно возросла. К примеру, за пять лет (с 1998 по 2003 год) благотворительная помощь учреждениям культуры и искус­ства достигла: в Большом театре - 9% годового бюджета (в 1998 году помощь составляла 1%), Мариинском - 10% (в 1998 году -1,2%), в Эрмитаже - 8% (в 1998 году - 0,5%), в Государственной Третьяковской галереи - 7% (в 1998 году - 0,4%), в Русском му­зее - 6% (в 1998 году - 0,1%) и т.д.

Формы оказания благотворительной помощи могут быть самыми разными: денежные средства, передача оборудования, закупки костюмов и декораций, проведение ремонтных и строи­тельных работ и пр. И, если на первых этапах благотворительной деятельности эта помощь носила разовый, иногда даже бессис­темный характер, то сейчас со стороны учреждений культуры поиску и организации благотворительной деятельности уделяется много внимания. Осваиваются формы длительного взаимодейст­вия, подыскиваются новые материально состоятельные организа­ции и новые формы поддержки.

Остановимся на особенностях организации и стимулирова­ния благотворительной деятельности, которые мы можем наблю­дать в настоящее время.


К одной из них можно отнести создание благотворительных организаций, привлекающих средства для учреждений культуры, минуя бюджет. Это обеспечивает ряд преимуществ при оказании помощи:

1. Благотворительный фонд и общественная организация имеют большую свободу в выборе уставной деятельности, чем любое учреждение культуры. Они имеют право более широко осуществлять предпринимательскую деятельность, производить непрофильные товары (майки, кружки, пакеты и т.п.) с символи­кой и знаками учреждения и без оного и услуги, заниматься кум лей и продажей ценных бумаг, учреждать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.

2. Благотворительный фонд и общественная организация имеют право самостоятельно распоряжаться своим имуществом Государственное учреждение, имеющее имущество и материальные ценности, имеет право лишь на оперативное управление им.

3. Благотворительный фонд и общественная организация обязаны ежегодно публиковать отчеты о расходовании средств и использовании имущества, т.е. средства, полученные от юриди­ческих и физических лиц, возможно проконтролировать и отсле­дить направления их расходования. Такая открытость не возмож­на в учреждениях культуры, которые подобных обязательств не имеют и годовые финансовые отчеты которых не публикуются (их отчетность осуществляется перед вышестоящими организа­циями) или публикуются нерегулярно.

4. Благотворительный фонд и общественная организация выступают как независимая структура в планировании расходов и привлечении внебюджетных средств. Открытие подобных не­зависимых структур при учреждениях культуры способствует привлечению в них внебюджетных средств, которые учитывают­ся при распределении бюджетного финансирования самого учре­ждения культуры, что способствует как укреплению материаль­но-технической базы учреждения, так и отдельных его проектов.

В то же время следует указать и на некоторые недостатки сложившейся практики партнерства благотворительных фондов и учреждений культуры и искусств:

1. Благотворительные фонды и общественные организации за свои обязательства перед партнером отвечают всем своим имуществом, тогда как учреждение культуры несет ответствен­ность только в рамках имеющихся у него денежных средств.

2. Создание благотворительных фондов и общественных ор­ганизаций, являющихся более рискованной структурой по срав­нению с учреждением культуры, влечет за собой усложнение процессов управления. Для руководства этими организациями создаются органы управления: попечительские советы, правление фонда, дирекции во главе с президентом или консультационный совет во главе с управляющим, что сопряжено со снижением оперативности действий и дополнительными административны­ми расходами, поскольку использование денежных средств фонда или благотворительной организации требуют согласования и принятия решения со стороны учреждения культуры и перечис­ленных структур.


Рассмотрим модели функционирования рассматриваемых фондов и организаций, действующих в учреждениях культуры и искусства.

Внутренняя модель. Ее рекомендуется создавать на началь­ных этапах организации благотворительной деятельности. В этом случае благотворительная организация не выделяется в самостоя­тельную структуру, а представляет собой структурное подразде­ление учреждения культуры. Деятельность такой организации организуется согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», где оговаривается право не реги­стрироваться в органах юстиции и не приобретать статуса юри­дического лица.

Впервые подобная модель в России появилась в 1980 году при Павловском музее, где было организовано временное благо­творительное общество «Друзья Павловска», которое было соз­дано для реализации проекта реконструкции дворцового ансамб­ля. Численность друзей дворца только среди иностранных членов составляла более 250 человек, масштаб деятельности общества был поистине огромен, как и выделенные денежные средства.

Внутреннюю модель общественных организаций широко используют и современные учреждения культуры, создавая об­щества и клубы друзей, которые являются структурным подраз­делением учреждения. Можно привести примеры таких клубов при Государственном Эрмитаже, Русском музее, Московском ху­дожественном академическом театре и многих других учрежде­ниях. Деятельность «Клуба друзей» при Эрмитаже, который является структурной единицей отдела развития, курируется заместителем директора по вопросам выставок и развития. Членами этого клуба могут быть как физические, так и юридические лица Членские взносы для юридических лиц довольно значительны, клубом предусмотрена сумма взносов от двух тысяч долларов .США и более. И в зависимости от суммы взносов юридические лица получают определенный статус - простого или почетного корпоративного члена клуба, рядового или официального покро­вителя Эрмитажа. Для физических лиц начальная сумма член­ских взносов также оговаривается, и она колеблется от пятидеся­ти до ста долларов США. Статус члена клуба также имеет свои категории - простой, коллективный или привилегированный член «Клуба друзей Эрмитажа». Кроме членских взносов клуб собирает целевые средства, расходование которых определяет сам вкладчик (образователь­ные программы, реконструкция помещений, экспонатов и т.п.). Эрмитаж берет определенные обязательства перед своими членами и предоставляет им определенные привилегии. Все юри­дические лица, являющиеся членами «Клуба друзей Эрмитажа», получают почетный диплом «Корпоративного члена Клуба дру­зей Эрмитажа», руководители компаний получают право на об­ладание персональной карточкой бесплатного посещения музея и участия в клубных мероприятиях. Название организаций, внес­ших значительные средства, заносятся на Доску почетных благо­творителей Эрмитажа, вносятся в специальный список «Благо­творители Государственного Эрмитажа», включаются в годовой отчет, выставочные каталоги и освещаются в средствах массовой информации. Официальным покровителям Эрмитажа предоствляется пра­во проведения корпоративных мероприятий в залах музея и уча­стия руководителей компаний в совете «Клуба друзей». Индиви­дуальные члены клуба получают персональную карточку на бес­платное посещение музея, концертов, которые в нем организуют­ся, клубных мероприятий и двадцатипроцентную скидку на при­обретение сувенирной продукции.