Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1000

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующая модель функционирования благотворительных организаций называется простой внешней моделью.

Эта модель организации, в отличие от рассмотренной ран­нее, является самостоятельным юридическим лицом и ставит своей основной целью поддержку конкретного юридического ли­ца, что и записано в ее уставе. В задачи организации, созданной как простая внешняя модель, входит сбор финансовых средств и организация культурно-просветительных мероприятий и крупных проектов.

В России подобная модель организации впервые была соз­дана при Большом театре в 1991 году. «Фонд развития Большого театра» выступает как самостоятельное юридическое лицо для реализации реставрационных и культурных проектов театра.

Несколько иные задачи решает «Благотворительный фонд БДТ», созданный при Большом драматическом театре им. Г.А Товстоногова в Санкт-Петербурге в 1994 году. Фонд считает главными целями своей деятельности - создание условий долгосрочной финансовой стабильности театра, обеспечение социальной поддержки сотрудников, оказание финансовой помощи в реализации творческих проектов театра, модернизации сцениче­ских постановочных средств и капитальном ремонте здания. За счет средств фонда осуществляются новые театральные поста­новки, организуются творческие вечера ведущих артистов театра, организуются гастрольные туры.

Привлекательной особенностью простой внешней модели благотворительной организации является то, что она может осу­ществлять свою деятельность как на территории России, так и за рубежом. В целях привлечения средств зарубежных инвесторов и благодаря особым условиям привлечения финансовых средств за границей (развитости системы пожертвований, значительности налоговых льгот для участников благотворительной деятельно­сти, высокому уровню жизни всего населения) учреждения куль­туры нашей страны часто регистрируют там свои благотвори­тельные организации и фонды.

Примером создания такого зарубежного благотворительного общества для поддержания российского учреждения культуры может послужить «Общество друзей Мариинского театра». Оно было учреждено в 1993 году в Лондоне и ставит перед собой цель поддержать Мариинский театр в постановке опер, организации гастролей, учебных программ, стажировок для артистов, содер­жании и реставрации здания Санкт-Петербургского театра. Третья модель функционирования благотворительных орга­низаций носит название - сложной внешней модели.

Она характеризуется наличием разветвленной сети благо­творительных фондов и общественных организаций при учреждении культуры. В этой модели предполагается действие не ме­нее двух независимых благотворительных организаций, которые создаются как независимые юридические лица для поддержки одного и того же учреждения культуры. Эти организации пред­ставляют собой своеобразную сеть, которая может координиро­ваться одним центром, что позволяет усовершенствовать ме­неджмент благотворительной деятельности, и которая применя­ется для привлечения значительных финансовых средств из-за рубежа.


Примеров подобной модели может служить сеть зарубеж­ных «Обществ друзей Мариинского театра», включающую четы­ре автономных общества. В круг деятельности каждого входит одно из направлений оказания помощи театру: организация гаст­ролей, фестивалей и фандрайзинг (деятельность по привлечению и аккумулированию средств финансирования). Центральное об­щество расположено в Лондоне, оно руководит деятельностью трех других, которые действуют в Нью-Йорке, Хельсинки, Токио. Государственный Эрмитаж по другому принципу координи­рует деятельность благотворительных обществ под общим назва­нием «Клуб друзей Эрмитажа». Данная структура состоит из трех автономных обществ, расположенных в Нидерландах, США, Ка­наде, которые координируют свою деятельность непосредственно с дирекцией Эрмитажа.

«Клуб друзей Эрмитажа» имеет большую свободу в выборе направлений своей деятельности по сравнению с «Обществом друзей Мариинского театра»: они самостоятельно определяют приоритетные формы фандрайзинга и культурно-просветительской работы.

Американский клуб «Друзья Эрмитажа» специализируется на организации просветительских акций (лекций, встреч под на­званием «Эрмитажные четверги») и распространении материалов по истории музея среди американских общественных организа­ций и библиотек.

Круг деятельности канадского общества «Клуб друзей Эр­митажа» достаточно широк. Общество реализует образователь­ные программы среди школьников от шести до двенадцати лет, а также организует лекции и семинары в канадских университетах и школах, занимается разработкой и реализацией программ по

обмену между российскими и канадскими студентами, организу­ет стажировки специалистов, изучающих искусство Канады и России в Государственном Эрмитаже и музеях Канады.

Четвертая модель деятельности благотворительных органи­заций носит название автономной модели. Она используется в тех случаях, когда возникает необходимость усовершенствовать менеджмент нескольких организаций культуры, имеющих тесные партнерские отношения. Благотворительный фонд, построенный по принципу авто­номной модели, функционирует независимо от какого-либо учреждения культуры, но оказывает поддержку лишь оговоренному ограниченному числу учреждений культуры, чьи представители входят в исполнительную дирекцию фонда. При всей самостоятельности управленческих действий

благотворительный фонд, действующий в рамкам автономной модели, обязан принимать во внимание замечания и пожелания представителей финансируемых им учреждений культуры. Автономная модель лежит в основе деятельности Междуна­родного благотворительного Строгановского фонда, созданного в Нью-Йорке для оказания помощи Русскому музею и Музею теат­рального искусства в Санкт-Петербурге, тесно сотрудничающих в проведении выставочной деятельности, образовательных про­грамм и фестивалей.


Независимая модель деятельности благотворительных фон­дов и организаций отличается от автономной тем, что, являясь самостоятельным юридическим лицом, может оказывать под­держку неограниченному числу учреждений культуры и является полностью независимым в принятии управленческих решений.

При независимой модели благотворительный фонд финан­сирует деятельность учреждений культуры в определенном на­правлении или определенной области, поэтому она применяется для реализации крупных проектов, в которых задействовано большое число организаций и учреждений культуры.

Примером может служить благотворительный фонд «Сим­фонический оркестр», в уставе которого отражена основная цель фонда - сохранение и преумножение традиций российской куль­туры. Фонд «Симфонический оркестр» помогает Российскому национальному оркестру, Государственному симфоническому и академическому оркестрам, оказывает поддержку филармониче­ским коллективам Москвы и Санкт-Петербурга в ежегодном уча­стии в Пасхальном фестивале, проводимом под руководством и при участии известного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева. Рассмотренные нами модели деятельности благотворитель­ных организаций успешно сочетаются в рамках одного или не­скольких учреждений культуры. К примеру, благотворительные организации Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра оперы и балета сочетают внутреннюю и внешнюю модели. Не­коммерческие организации широко используют сложные внеш­ние модели. Весь процесс организации сети зарубежных обществ и фон­дов в российских учреждениях культуры проходит в три этапа:

1. Учреждения культуры подыскивают специалистов в об­ласти управления благотворительных организаций, готовых к со­трудничеству. Обычно привлекаются специалисты-иностранцы, работающие в сфере культуры. При создании «Общества друзей Мариинского театра» приняли непосредственное участие незави­симые английские специалисты в области фандрайзинга, которые и возглавили работу общества в дальнейшем. Управление и кон­троль за деятельностью организации осуществляет директор уч­реждения культуры, который является президентом общества или фонда и который определяет приоритеты политики благотвори­тельной организации и обладает преимущественным правом го­лоса в Совете директоров.

2. Открываются общества и фонды за рубежом по выбран­ной модели. К примеру, созданное в Англии «Общество друзей Мариинского театра» послужило своеобразной моделью для соз­дания подобных организаций в Финляндии, США, Японии, а анг­лийское общество было наделено управленческими функциями по координации их деятельности.

3. Создается координационный центр в России. По этому принципу организована деятельность международного клуба «Друзей Эрмитажа», объединившего в единое звено работу своих зарубежных обществ.


Менеджмент деятельности благотворительных организаций создает возможность привлечения значительных финансовых средств для развития учреждений культуры и осуществления от­дельных проектов. В зависимости от целей и задач благотвори­тельных организаций применяются различные модели деятельно­сти, что помогает привлечь финансовые средства в России и за рубежом, способствует активизации инициативы российских уч­реждений культуры, осознанию ими своих возможностей и пер­спектив.

Следует отметить то, что при всех положительных сдвигах, которые происходят в культурной жизни нашей страны под влиянием деятельности иностранных фондов и организаций, имеют место и негативные тенденции: происходит коммерциали­зация деятельности учреждений культуры и искусства, ее сращи­вание с туристско-развлекательной деятельностью, что ведет к односторонности развития и снижению ценностей объектов куль­туры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение основ современной деятельности менеджеров в сфере культуры позволяет подойти к пониманию всей совокуп­ности деятельности арт-менеджера, глубоко разобраться в техно­логиях ее отдельных направлений, осознать значимость многооб­разных ролей управленца - руководителя, организатора, финан­систа, прагматика, творца, создателя конкретной «звезды», про­екта, важного по своей социальной значимости, управленца-воспитателя команды и публики, формирующего вкусы и эстети­ческие идеалы.

Арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и ис­кусства. Творческая деятельность художника в искусстве рас­крывается при его непосредственном взаимодействии со зрите­лем, слушателем - потребителем такого необыкновенного про­дукта, каковым является спектакль, кинофильм, концерт класси­ческой музыки, цирковая программа, эстрадное шоу-представление, вернисаж произведений изобразительного искус­ства и др. И для того, чтобы сделать это взаимодействие более приятым как для исполнителя, так и для зрителя, в наиболее под­ходящей атмосфере и специально подготовленном для подобных целей помещении, без раздражающих огрехов и накладок, суще­ствует профессионал особого рода. Он называется арт-менеджер. Это его усилиями заключаются контракты с известными творче­скими коллективами или отдельными исполнителями на гаст­рольные туры и разовые выступления, организуется рекламная кампания по оповещению зрителей о предстоящих концертах. Он же арендует помещение, где будут проходить выступления его коллектива, договаривается об условиях быта артистов, обеспе­чивает транспорт, декоративное оформление сценической пло­щадки и т.д. и т.п. В профессиональные обязанности арт-менеджера входит поиск и сложнейшая работа по созданию «звезды» эстрады, кино, театра, оперного искусства. Он должен уметь найти подходящего режиссера-постановщика готовящегося зрелища, составить с ним грамотный контракт, нанять художника-постановщика, звукоре­жиссера, костюмера, рабочих сцены, определить какую театральную технику необходимо арендовать или купить, составить рас­писание репетиций. Этот специалист должен владеть норматив­но-правовыми основами деятельности в сфере искусства, тонко­стями составления бизнес-плана, простой сметы, умениями поис­ка спонсоров, вкладывающих финансовые средства в развитие отдельного исполнителя или коллектива.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА........6

Тема 1.1. История возникновения и развития

арт-менеджмента в России......................................................6

Тема 1.2. Сущность и основные направления деятельности

арт-менеджера......................................................................21

Тема 1.3. Социокультурные концепции управления

в арт-менеджменте...............................................................33

Тема 1.4. Организационно-управленческие технологии

в арт-индустрии..................................................................44

Тема 1.5. Создание коммерческих фирм

в сфере культуры и искусства................................................56

Глава II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА.........................................................71

Тема 2.1. Технология создания арт-проекта...............................71

Тема 2.2. Проектный менеджмент...........................................87

Тема 2.3. Маркетинговые технологии в арт-менежменте..............104

Тема 2.4. Технологии PR и реклама в арт-менеджменте...............118

Тема 2.5. Технологии формирования имиджа субъектов

в арт-индустрии.................................................................131

Глава III. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА........................................................144

Тема 3.1. Интеллектуальная собственность в арт-индустрии

и охрана авторских прав......................................................144

Тема 3.2. Менеджмент и организация благотворительной деятельности в сфере культуры и искусства..............................158

Заключение......................................................................172


91