ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1000
Скачиваний: 2
Следующая модель функционирования благотворительных организаций называется простой внешней моделью.
Эта модель организации, в отличие от рассмотренной раннее, является самостоятельным юридическим лицом и ставит своей основной целью поддержку конкретного юридического лица, что и записано в ее уставе. В задачи организации, созданной как простая внешняя модель, входит сбор финансовых средств и организация культурно-просветительных мероприятий и крупных проектов.
В России подобная модель организации впервые была создана при Большом театре в 1991 году. «Фонд развития Большого театра» выступает как самостоятельное юридическое лицо для реализации реставрационных и культурных проектов театра.
Несколько иные задачи решает «Благотворительный фонд БДТ», созданный при Большом драматическом театре им. Г.А Товстоногова в Санкт-Петербурге в 1994 году. Фонд считает главными целями своей деятельности - создание условий долгосрочной финансовой стабильности театра, обеспечение социальной поддержки сотрудников, оказание финансовой помощи в реализации творческих проектов театра, модернизации сценических постановочных средств и капитальном ремонте здания. За счет средств фонда осуществляются новые театральные постановки, организуются творческие вечера ведущих артистов театра, организуются гастрольные туры.
Привлекательной особенностью простой внешней модели благотворительной организации является то, что она может осуществлять свою деятельность как на территории России, так и за рубежом. В целях привлечения средств зарубежных инвесторов и благодаря особым условиям привлечения финансовых средств за границей (развитости системы пожертвований, значительности налоговых льгот для участников благотворительной деятельности, высокому уровню жизни всего населения) учреждения культуры нашей страны часто регистрируют там свои благотворительные организации и фонды.
Примером создания такого зарубежного благотворительного общества для поддержания российского учреждения культуры может послужить «Общество друзей Мариинского театра». Оно было учреждено в 1993 году в Лондоне и ставит перед собой цель поддержать Мариинский театр в постановке опер, организации гастролей, учебных программ, стажировок для артистов, содержании и реставрации здания Санкт-Петербургского театра. Третья модель функционирования благотворительных организаций носит название - сложной внешней модели.
Она характеризуется наличием разветвленной сети благотворительных фондов и общественных организаций при учреждении культуры. В этой модели предполагается действие не менее двух независимых благотворительных организаций, которые создаются как независимые юридические лица для поддержки одного и того же учреждения культуры. Эти организации представляют собой своеобразную сеть, которая может координироваться одним центром, что позволяет усовершенствовать менеджмент благотворительной деятельности, и которая применяется для привлечения значительных финансовых средств из-за рубежа.
Примеров подобной модели может служить сеть зарубежных «Обществ друзей Мариинского театра», включающую четыре автономных общества. В круг деятельности каждого входит одно из направлений оказания помощи театру: организация гастролей, фестивалей и фандрайзинг (деятельность по привлечению и аккумулированию средств финансирования). Центральное общество расположено в Лондоне, оно руководит деятельностью трех других, которые действуют в Нью-Йорке, Хельсинки, Токио. Государственный Эрмитаж по другому принципу координирует деятельность благотворительных обществ под общим названием «Клуб друзей Эрмитажа». Данная структура состоит из трех автономных обществ, расположенных в Нидерландах, США, Канаде, которые координируют свою деятельность непосредственно с дирекцией Эрмитажа.
«Клуб друзей Эрмитажа» имеет большую свободу в выборе направлений своей деятельности по сравнению с «Обществом друзей Мариинского театра»: они самостоятельно определяют приоритетные формы фандрайзинга и культурно-просветительской работы.
Американский клуб «Друзья Эрмитажа» специализируется на организации просветительских акций (лекций, встреч под названием «Эрмитажные четверги») и распространении материалов по истории музея среди американских общественных организаций и библиотек.
Круг деятельности канадского общества «Клуб друзей Эрмитажа» достаточно широк. Общество реализует образовательные программы среди школьников от шести до двенадцати лет, а также организует лекции и семинары в канадских университетах и школах, занимается разработкой и реализацией программ по
обмену между российскими и канадскими студентами, организует стажировки специалистов, изучающих искусство Канады и России в Государственном Эрмитаже и музеях Канады.
Четвертая модель деятельности благотворительных организаций носит название автономной модели. Она используется в тех случаях, когда возникает необходимость усовершенствовать менеджмент нескольких организаций культуры, имеющих тесные партнерские отношения. Благотворительный фонд, построенный по принципу автономной модели, функционирует независимо от какого-либо учреждения культуры, но оказывает поддержку лишь оговоренному ограниченному числу учреждений культуры, чьи представители входят в исполнительную дирекцию фонда. При всей самостоятельности управленческих действий
благотворительный фонд, действующий в рамкам автономной модели, обязан принимать во внимание замечания и пожелания представителей финансируемых им учреждений культуры. Автономная модель лежит в основе деятельности Международного благотворительного Строгановского фонда, созданного в Нью-Йорке для оказания помощи Русскому музею и Музею театрального искусства в Санкт-Петербурге, тесно сотрудничающих в проведении выставочной деятельности, образовательных программ и фестивалей.
Независимая модель деятельности благотворительных фондов и организаций отличается от автономной тем, что, являясь самостоятельным юридическим лицом, может оказывать поддержку неограниченному числу учреждений культуры и является полностью независимым в принятии управленческих решений.
При независимой модели благотворительный фонд финансирует деятельность учреждений культуры в определенном направлении или определенной области, поэтому она применяется для реализации крупных проектов, в которых задействовано большое число организаций и учреждений культуры.
Примером может служить благотворительный фонд «Симфонический оркестр», в уставе которого отражена основная цель фонда - сохранение и преумножение традиций российской культуры. Фонд «Симфонический оркестр» помогает Российскому национальному оркестру, Государственному симфоническому и академическому оркестрам, оказывает поддержку филармоническим коллективам Москвы и Санкт-Петербурга в ежегодном участии в Пасхальном фестивале, проводимом под руководством и при участии известного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева. Рассмотренные нами модели деятельности благотворительных организаций успешно сочетаются в рамках одного или нескольких учреждений культуры. К примеру, благотворительные организации Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра оперы и балета сочетают внутреннюю и внешнюю модели. Некоммерческие организации широко используют сложные внешние модели. Весь процесс организации сети зарубежных обществ и фондов в российских учреждениях культуры проходит в три этапа:
1. Учреждения культуры подыскивают специалистов в области управления благотворительных организаций, готовых к сотрудничеству. Обычно привлекаются специалисты-иностранцы, работающие в сфере культуры. При создании «Общества друзей Мариинского театра» приняли непосредственное участие независимые английские специалисты в области фандрайзинга, которые и возглавили работу общества в дальнейшем. Управление и контроль за деятельностью организации осуществляет директор учреждения культуры, который является президентом общества или фонда и который определяет приоритеты политики благотворительной организации и обладает преимущественным правом голоса в Совете директоров.
2. Открываются общества и фонды за рубежом по выбранной модели. К примеру, созданное в Англии «Общество друзей Мариинского театра» послужило своеобразной моделью для создания подобных организаций в Финляндии, США, Японии, а английское общество было наделено управленческими функциями по координации их деятельности.
3. Создается координационный центр в России. По этому принципу организована деятельность международного клуба «Друзей Эрмитажа», объединившего в единое звено работу своих зарубежных обществ.
Менеджмент деятельности благотворительных организаций создает возможность привлечения значительных финансовых средств для развития учреждений культуры и осуществления отдельных проектов. В зависимости от целей и задач благотворительных организаций применяются различные модели деятельности, что помогает привлечь финансовые средства в России и за рубежом, способствует активизации инициативы российских учреждений культуры, осознанию ими своих возможностей и перспектив.
Следует отметить то, что при всех положительных сдвигах, которые происходят в культурной жизни нашей страны под влиянием деятельности иностранных фондов и организаций, имеют место и негативные тенденции: происходит коммерциализация деятельности учреждений культуры и искусства, ее сращивание с туристско-развлекательной деятельностью, что ведет к односторонности развития и снижению ценностей объектов культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение основ современной деятельности менеджеров в сфере культуры позволяет подойти к пониманию всей совокупности деятельности арт-менеджера, глубоко разобраться в технологиях ее отдельных направлений, осознать значимость многообразных ролей управленца - руководителя, организатора, финансиста, прагматика, творца, создателя конкретной «звезды», проекта, важного по своей социальной значимости, управленца-воспитателя команды и публики, формирующего вкусы и эстетические идеалы.
Арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается при его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем - потребителем такого необыкновенного продукта, каковым является спектакль, кинофильм, концерт классической музыки, цирковая программа, эстрадное шоу-представление, вернисаж произведений изобразительного искусства и др. И для того, чтобы сделать это взаимодействие более приятым как для исполнителя, так и для зрителя, в наиболее подходящей атмосфере и специально подготовленном для подобных целей помещении, без раздражающих огрехов и накладок, существует профессионал особого рода. Он называется арт-менеджер. Это его усилиями заключаются контракты с известными творческими коллективами или отдельными исполнителями на гастрольные туры и разовые выступления, организуется рекламная кампания по оповещению зрителей о предстоящих концертах. Он же арендует помещение, где будут проходить выступления его коллектива, договаривается об условиях быта артистов, обеспечивает транспорт, декоративное оформление сценической площадки и т.д. и т.п. В профессиональные обязанности арт-менеджера входит поиск и сложнейшая работа по созданию «звезды» эстрады, кино, театра, оперного искусства. Он должен уметь найти подходящего режиссера-постановщика готовящегося зрелища, составить с ним грамотный контракт, нанять художника-постановщика, звукорежиссера, костюмера, рабочих сцены, определить какую театральную технику необходимо арендовать или купить, составить расписание репетиций. Этот специалист должен владеть нормативно-правовыми основами деятельности в сфере искусства, тонкостями составления бизнес-плана, простой сметы, умениями поиска спонсоров, вкладывающих финансовые средства в развитие отдельного исполнителя или коллектива.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА........6
Тема 1.1. История возникновения и развития
арт-менеджмента в России......................................................6
Тема 1.2. Сущность и основные направления деятельности
арт-менеджера......................................................................21
Тема 1.3. Социокультурные концепции управления
в арт-менеджменте...............................................................33
Тема 1.4. Организационно-управленческие технологии
в арт-индустрии..................................................................44
Тема 1.5. Создание коммерческих фирм
в сфере культуры и искусства................................................56
Глава II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА.........................................................71
Тема 2.1. Технология создания арт-проекта...............................71
Тема 2.2. Проектный менеджмент...........................................87
Тема 2.3. Маркетинговые технологии в арт-менежменте..............104
Тема 2.4. Технологии PR и реклама в арт-менеджменте...............118
Тема 2.5. Технологии формирования имиджа субъектов
в арт-индустрии.................................................................131
Глава III. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА........................................................144
Тема 3.1. Интеллектуальная собственность в арт-индустрии
и охрана авторских прав......................................................144
Тема 3.2. Менеджмент и организация благотворительной деятельности в сфере культуры и искусства..............................158
Заключение......................................................................172