ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 999
Скачиваний: 2
Но устранение государства из сферы шоу-бизнеса привело к целому ряду негативных последствий:
1. Была разрушена система учреждений, занимавшихся организацией концертно-гастрольной деятельности даже в самых отдаленных населенных пунктах нашей страны, проводя ежегодно более 45 тысяч концертов.
2. Утратили силу многочисленные законы, положения, инструкции, регламентировавшие деятельность в сфере культуры и искусства.
3. Перестала осуществляться какая-либо репертуарная политика, нет требований к обновлению репертуара коллективов и исполнителей, не преследуется плагиат или дублирование произведений;
4. Отсутствуют требования к качеству исполнительского мастерства, распространилось выступление под фонограмму.
5. Отсутствует единый, финансируемый государством план концертно-гастрольной деятельности исполнителей, который позволил бы расширить географию гастролей творческих коллективов. До перестройки на реализацию подобного плана выделялась значительная сумма — три тысячи четыреста рублей. На эти деньги можно было организовать гастроли 20 крупнейших симфонических оркестров на Дальний Восток. Сегодня стоимость одного гастрольного тура симфонического оркестра в тот же регион равна половине бюджета Министерства культуры России, и поэтому проведение его за счет государства практически нереально.
6. Перестали проводиться конкурсы, фестивали по различным жанрам, редкостью стали дни национальных культур.
7. Программы телевидения, радио заполнили часто пошлые и не выдерживающие никакой критики произведения.
Управление сферой шоу-бизнеса предполагает использование разнообразных приемов, способов и подходов, позволяющих упорядочить выполнение процедур и операций, необходимых для получения прибыли, и государство не должно полностью уходить из этой сферы. Стабильность и прибыльность шоу-бизнеса зависят от целого ряда факторов:
- определенного развития культуры, элементом которого является социальное равенство;
- социальной защищенности граждан, наличия у них определенных социальных гарантий;
- условий для свободного развития личности;
- достаточно высокого уровня политической культуры;
- высокого уровня управленческой культуры, когда главное внимание направлено на человеческий или социальный аспект управления.
В современной России назрела необходимость принятия новых законов, направленных на борьбу с кино- и музыкальным пиратством, освобождающих от налогов средства спонсоров. Необходимо также повышать управляемость и защищенность концертно-гастрольной деятельности, увеличивать суммы, выделяемые на повышение уровня культуры, защиту права потребителей на качественную продукцию и т. д. и т. п. Сегодня необходимо проводить такую государственную политику, которая поддерживала бы развитие частной и общественной инициативы, стимулировала бы внедрение инновационных методов управления в сфере культуры и искусства, учитывала бы интересы государства, потребителей и талантливой молодежи, чтобы остановить ее отток за рубеж и поднять исполнительское мастерство внутри страны. И только тогда высокопрофессиональные арт-менеджеры с государственным пониманием проблемы будут способны развивать различные сферы деятельности в арт-индустрии и шоу-бизнесе, удовлетворять запросы публики, умело их формировать, предвидеть, отслеживая коньюктуру рынка, платежеспособность населения и деятельность своих конкурентов.
Тема 1.2. Сущность и основные направления деятельности арт-менеджера
Большое значение в коммерческой и некоммерческой деятельности в сфере культуры на современном этапе приобретает деятельность арт-менеджера.
Арт-менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.
Понятие менеджмента как составляющей слова «арт-менеджмент» рассматривается современной наукой достаточно широко. В упрощенном понимании менеджмент трактуется как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»1.
Другие видят в нем «функцию, особый вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях», понимая под менеджментом «управление или форму управления предприятием в условиях рыночной экономики, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства, повышение качества продукции и увеличение прибыли».
Третьи рассматривают менеджмент как область человеческого знания, которая помогает осуществлять функции руководства людьми в организациях.
Четвертые под менеджментом понимают определенную категорию людей, социальный слой общества, занимающийся деятельностью по управлению.
Большой толковый словарь русского языка определяет менеджмент как «совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющим использовать его наиболее эффективно» .
Подобные разночтения вполне объяснимы, поскольку понятие менеджмента включает и функции-обязанности, и деятельность по управлению, вбирающую в себя весь управленческий инструментарий - средства, формы и методы управления производством, и область человеческого знания, и определенную категорию людей - управленцев.
Один из первых исследователей современного российского шоу-бизнеса И. Пригожий считает, что при современном состоянии и развитии шоу-бизнеса в России в области шоу-менеджмента четко прослеживаются два ведущих структурных элемента деятельности менеджера - процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг. В связи с этим он предлагает следующее определение менеджмента шоу-бизнеса: «область знания, помогающая осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижению на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в сфере шоу-бизнеса»1.
Но арт-менеджмент - это еще и процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим производством. Поэтому арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции. Таким образом, арт-менеджмент можно определить как профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы).
Менеджмент в сфере искусства особенно плодотворно начал развиваться в 30-е годы XX века в США в связи с ростом киноиндустрии и активным проникновением бизнеса в эту сферу деятельности. Вскоре менеджер становится влиятельной силой в арт-индустрии. Именно его деятельность связана с получением прибыли через создание арт-продукта - кинофильма, спектакля, «звезды», концерта, фестиваля, конкурса и др.
Арт-менджмент как отрасль знания разрабатывает и изучает историю классического и артистического менеджмента, успехи и неудачи выдающихся менеджеров современности, анализирует и обобщает научные и эмпирические данные, полученные в ходе исследований, вырабатывает общие принципы эффективного управления, проводит типизацию различных форм и условий их применения.
Деятельность арт-менеджера мы и будем рассматривать, основываясь на значении термина «функция»: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.
Слово «менеджер» (manager) имеет английские корни и переводится как «управляющий».
В кратком словаре современных понятий и терминов «менеджер» определяется как «наемный руководитель производства, администратор, профессиональный управляющий, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно-хозяйственной сфере»1.
Большой словарь иностранных слов определяет менеджера как «специалиста по управлению и организации в какой-либо области бизнеса; предпринимателя, организующего выступления артистов, музыкантов, спортсменов»2.
Приставка «арт» (артистический) в слове арт-менеджер указывает на определенную направленность, область деятельности такого специалиста по управлению, связанную со сферой искусства. Главными задачами арт-менеджера становятся управленческие и творческие задачи: поиск неординарных идей, новых произведений в сфере культуры, талантливых исполнителей, организация их творческой деятельности, подбор репертуара, поиск инвесторов, создание сценического имиджа, забота о творческом росте исполнителя или творческой группы и планирование их карьеры, подбор команды специалистов, поэтапно решающих поставленные задачи.
Рассматривая виды социокультурного менеджмента, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» В.М. Чижиков и В.В. Чижиков выделяют четыре основные функции арт-менеджера, осуществляющего, например, постановку пьесы зарубежного автора, исходя из аспектов его деятельности:
1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.
2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов.
3. Маркетинговый аспект: а) организация рекламы, б) продажа билетов.
4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.
Однако многоаспектный характер деятельности арт-менеджера не может быть сведен лишь к перечисленным функциям, поскольку он (арт-менеджер) занимается деятельностью, связанной с разработкой коммерческого творческого проекта, планированием творческого роста и разработкой имиджа «звезды», группы, поиском технического оборудования, производством рекламной продукции, выявлением сегментов рынка востребованности будущего проекта, связями с общественностью, мерчандайзингом и т. п.
Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показов мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции. В круг деятельности арт-менеджера входит: производство и продажа компакт-дисков, видеокассет, видеоклипов, развлекательных и игровых программ, телевизионных и радиопрограмм, производство и распространение кинопродукции, специализированных газет и журналов, производство музыкальных инструментов и технического оборудования для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.), организация гастрольных турне и многое другое.
Кроме того, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а возможно, в дальнейшем и созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать и задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера.
По нашему мнению, наиболее полно воспроизводит спектр деятельности арт-менеджера объединение его функций в следующие группы:
1. Проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения).
2. Художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта).
3. Организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, необходимыми государственными организациями и учреждениями, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.).
4. Маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции).
5. Связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с средствами массовой информации, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы - афиш, листовок и т.п.).
6. Коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов, мерчандайзинг и т.п.
7. Юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаивание по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже).
Таким образом, как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:
- планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих проектов;
— осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;
- организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельного исполнителя;
- производит набор сотрудников, которые решают творческие, организационные и финансово-экономические задачи;
- координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; налаживание различных форм связей с общественностью и т.п.);
- осуществляет контроль за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;
- осуществляет контроль за изготовлением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;
- осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);