Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 999

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но устранение государства из сферы шоу-бизнеса привело к целому ряду негативных последствий:

1. Была разрушена система учреждений, занимавшихся ор­ганизацией концертно-гастрольной деятельности даже в самых отдаленных населенных пунктах нашей страны, проводя ежегод­но более 45 тысяч концертов.

2. Утратили силу многочисленные законы, положения, ин­струкции, регламентировавшие деятельность в сфере культуры и искусства.

3. Перестала осуществляться какая-либо репертуарная поли­тика, нет требований к обновлению репертуара коллективов и исполнителей, не преследуется плагиат или дублирование произведений;

4. Отсутствуют требования к качеству исполнительского мастерства, распространилось выступление под фонограмму.

5. Отсутствует единый, финансируемый государством план концертно-гастрольной деятельности исполнителей, который по­зволил бы расширить географию гастролей творческих коллекти­вов. До перестройки на реализацию подобного плана выделялась значительная сумма — три тысячи четыреста рублей. На эти день­ги можно было организовать гастроли 20 крупнейших симфони­ческих оркестров на Дальний Восток. Сегодня стоимость одного гастрольного тура симфонического оркестра в тот же регион рав­на половине бюджета Министерства культуры России, и поэтому проведение его за счет государства практически нереально.

6. Перестали проводиться конкурсы, фестивали по различ­ным жанрам, редкостью стали дни национальных культур.

7. Программы телевидения, радио заполнили часто пошлые и не выдерживающие никакой критики произведения.

Управление сферой шоу-бизнеса предполагает использова­ние разнообразных приемов, способов и подходов, позволяющих упорядочить выполнение процедур и операций, необходимых для получения прибыли, и государство не должно полностью уходить из этой сферы. Стабильность и прибыльность шоу-бизнеса зави­сят от целого ряда факторов:

- определенного развития культуры, элементом которого является социальное равенство;

- социальной защищенности граждан, наличия у них опре­деленных социальных гарантий;

- условий для свободного развития личности;

- достаточно высокого уровня политической культуры;


- высокого уровня управленческой культуры, когда главное внимание направлено на человеческий или социальный аспект управления.

В современной России назрела необходимость принятия но­вых законов, направленных на борьбу с кино- и музыкальным пиратством, освобождающих от налогов средства спонсоров. Не­обходимо также повышать управляемость и защищенность кон­цертно-гастрольной деятельности, увеличивать суммы, выделяе­мые на повышение уровня культуры, защиту права потребителей на качественную продукцию и т. д. и т. п. Сегодня необходимо проводить такую государственную политику, которая поддержи­вала бы развитие частной и общественной инициативы, стимули­ровала бы внедрение инновационных методов управления в сфе­ре культуры и искусства, учитывала бы интересы государства, потребителей и талантливой молодежи, чтобы остановить ее от­ток за рубеж и поднять исполнительское мастерство внутри стра­ны. И только тогда высокопрофессиональные арт-менеджеры с государственным пониманием проблемы будут способны разви­вать различные сферы деятельности в арт-индустрии и шоу-бизнесе, удовлетворять запросы публики, умело их формировать, предвидеть, отслеживая коньюктуру рынка, платежеспособность населения и деятельность своих конкурентов.



Тема 1.2. Сущность и основные направления деятельности арт-менеджера

Большое значение в коммерческой и некоммерческой дея­тельности в сфере культуры на современном этапе приобретает деятельность арт-менеджера.

Арт-менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с про­цессами отбора, хранения, производства и распространения куль­турных ценностей.

Понятие менеджмента как составляющей слова «арт-менеджмент» рассматривается современной наукой достаточно широко. В упрощенном понимании менеджмент трактуется как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интел­лект, мотивы поведения других людей»1.

Другие видят в нем «функцию, особый вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях», по­нимая под менеджментом «управление или форму управления предприятием в условиях рыночной экономики, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духов­ного производства, повышение качества продукции и увеличение прибыли».

Третьи рассматривают менеджмент как область человече­ского знания, которая помогает осуществлять функции руково­дства людьми в организациях.

Четвертые под менеджментом понимают определенную ка­тегорию людей, социальный слой общества, занимающийся дея­тельностью по управлению.

Большой толковый словарь русского языка определяет ме­неджмент как «совокупность методов, форм и средств управле­ния производством, позволяющим использовать его наиболее эффективно» .

Подобные разночтения вполне объяснимы, поскольку поня­тие менеджмента включает и функции-обязанности, и деятель­ность по управлению, вбирающую в себя весь управленческий инструментарий - средства, формы и методы управления произ­водством, и область человеческого знания, и определенную кате­горию людей - управленцев.

Один из первых исследователей современного российского шоу-бизнеса И. Пригожий считает, что при современном состоя­нии и развитии шоу-бизнеса в России в области шоу-менеджмента четко прослеживаются два ведущих структурных элемента деятельности менеджера - процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг. В связи с этим он предлагает следую­щее определение менеджмента шоу-бизнеса: «область знания, помогающая осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и про­движению на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., рабо­тающих в сфере шоу-бизнеса»1.

Но арт-менеджмент - это еще и процесс управления произ­водством продукта рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим произ­водством. Поэтому арт-менеджмент представляет собой совокуп­ность управленческих приемов (планирование, организация, мо­тивация, контроль), характерных для классического менеджмен­та, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художе­ственной продукции. Таким образом, арт-менеджмент можно оп­ределить как профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), про­движения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организаци­онных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы).


Менеджмент в сфере искусства особенно плодотворно начал развиваться в 30-е годы XX века в США в связи с ростом киноиндустрии и активным проникновением бизнеса в эту сферу дея­тельности. Вскоре менеджер становится влиятельной силой в арт-индустрии. Именно его деятельность связана с получением при­были через создание арт-продукта - кинофильма, спектакля, «звезды», концерта, фестиваля, конкурса и др.

Арт-менджмент как отрасль знания разрабатывает и изучает историю классического и артистического менеджмента, успехи и неудачи выдающихся менеджеров современности, анализирует и обобщает научные и эмпирические данные, полученные в ходе исследований, вырабатывает общие принципы эффективного управления, проводит типизацию различных форм и условий их применения.

Деятельность арт-менеджера мы и будем рассматривать, ос­новываясь на значении термина «функция»: деятельность, обя­занность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.

Слово «менеджер» (manager) имеет английские корни и пе­реводится как «управляющий».

В кратком словаре современных понятий и терминов «ме­неджер» определяется как «наемный руководитель производства, администратор, профессиональный управляющий, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно-хозяйственной сфере»1.

Большой словарь иностранных слов определяет менеджера как «специалиста по управлению и организации в какой-либо об­ласти бизнеса; предпринимателя, организующего выступления артистов, музыкантов, спортсменов»2.

Приставка «арт» (артистический) в слове арт-менеджер ука­зывает на определенную направленность, область деятельности такого специалиста по управлению, связанную со сферой искус­ства. Главными задачами арт-менеджера становятся управленче­ские и творческие задачи: поиск неординарных идей, новых про­изведений в сфере культуры, талантливых исполнителей, органи­зация их творческой деятельности, подбор репертуара, поиск ин­весторов, создание сценического имиджа, забота о творческом росте исполнителя или творческой группы и планирование их карьеры, подбор команды специалистов, поэтапно решающих по­ставленные задачи.

Рассматривая виды социокультурного менеджмента, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» В.М. Чижиков и В.В. Чижиков выделяют четыре основные функ­ции арт-менеджера, осуществляющего, например, постановку пьесы зарубежного автора, исходя из аспектов его деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобре­тение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) распи­сание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов.

3. Маркетинговый аспект: а) организация рекламы, б) про­дажа билетов.


4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Однако многоаспектный характер деятельности арт-менеджера не может быть сведен лишь к перечисленным функ­циям, поскольку он (арт-менеджер) занимается деятельностью, связанной с разработкой коммерческого творческого проекта, планированием творческого роста и разработкой имиджа «звез­ды», группы, поиском технического оборудования, производст­вом рекламной продукции, выявлением сегментов рынка востре­бованности будущего проекта, связями с общественностью, мер­чандайзингом и т. п.

Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельно­сти, поскольку художественно-творческий продукт очень много­образен. Под ним можно понимать и производство разнообраз­ных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показов мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции. В круг деятельности арт-менеджера входит: производство и прода­жа компакт-дисков, видеокассет, видеоклипов, развлекательных и игровых программ, телевизионных и радиопрограмм, производ­ство и распространение кинопродукции, специализированных газет и журналов, производство музыкальных инструментов и тех­нического оборудования для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.), организация гастрольных турне и многое другое.

Кроме того, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а возможно, в дальнейшем и созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать и задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера.

По нашему мнению, наиболее полно воспроизводит спектр деятельности арт-менеджера объединение его функций в сле­дующие группы:

1. Проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художест­венно-творческой продукции, направленной на развитие художе­ственного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения).

2. Художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоцио­нально-образного и музыкального решения проекта).

3. Организационно-управленческая (формирование корпо­ративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и прове­дение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, ус­тановление контактов с концертными организациями, площадка­ми, необходимыми государственными организациями и учрежде­ниями, отдельными юридическими и творческими лицами, про­изводство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.).


4. Маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегмен­тов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции).

5. Связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с средствами массовой информации, прове­дение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы - афиш, листовок и т.п.).

6. Коммерческая и финансово-экономическая (концепту­альная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и фор­мирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи ху­дожественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов, мерчан­дайзинг и т.п.

7. Юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаивание по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже).

Таким образом, как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:

- планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проек­тов и самих проектов;

— осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллекти­вов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;

- организует творческое развитие, репетиционную и кон­цертную деятельность творческих коллективов, отдельного ис­полнителя;

- производит набор сотрудников, которые решают творче­ские, организационные и финансово-экономические задачи;

- координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; налаживание различных форм связей с общественно­стью и т.п.);

- осуществляет контроль за производством сценических ак­сессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или произ­водством музыкальных инструментов, светового, звукового, тех­нического оборудования;

- осуществляет контроль за изготовлением, распростране­нием и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;

- осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесооб­разности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастроли­рующей группы, «звезды» и т.п.);