Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1003

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное вы­полнение поставленных задач (разработка системы поощрения -премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей - на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т. п.);

- осуществляет поэтапный контроль за деятельностью пер­сонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фа­зе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включен­ных в осуществление проекта.

Осуществляя функцию планирования, арт-менеджер обеспе­чивает единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей. Так при разработке телевизионного проекта «Фабрика Звезд» для организации конкурсного отбора молодых эстрадных артистов была создана специальная дирек­ция, включавшая жюри, в состав которого вошли ведущие ис­полнители российской эстрады, композиторы, музыканты и т.д.; педагоги - специалисты в различных областях эстрады, занимав­шиеся тренингом молодых исполнителей; визажисты и модельеры, работавшие над созданием их имиджа, и многие другие спе­циалисты, работавшие над созданием «звезды» в реальной жизни.

Руководство деятельностью такой значительной организа­ции невозможно без установления основных направлений усилий и принятия решений, обеспечивающих целостность действий всех ее членов. С этой целью возможно создание новой организа­ции под определенный проект или переориентация деятельности уже существующей.

Планирование в организации, работающей в арт-индустрии, начинается с определения цели или группы целей, ради которых она создается, и основных видов деятельности членов организа­ции для достижения этих целей.

Арт-менеджер должен уметь оценить сильные и слабые сто­роны своей организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, исследования и разработка творческих проектов, трудовые ресурсы, для определения реальных резуль­татов, каких может добиться создаваемая им организация.

Необходимо также уметь трезво оценить возможности и уг­розы окружающей среды, такие, как: конкуренция, законы, эко­номические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т. е. все, что может помочь или помещать организации в достижении поставленных целей.

В случае если организация создается для выполнения определенной одноразовой цели (как проект мюзикла «Метро»), то она прекращает свое существование после достижения цели, ради которой она создавалась. Однако многие организации при проведении успешного проекта стремятся продлить свое существование как можно дольше. Они заново разрабатывают или меняют цели своей деятельности, выбирая новые творческие проекты с ориентиром на созданный творческий коллектив или отлаженную работу организации.


В другом случае, в силу изменений в окружающей среде или ошибок, произошедших в ходе определения цели или выработки планов, менеджеру необходимо осуществить согласование пла­нов с реальностью, т.е. произвести своеобразную привязку про­екта к новым, еще неучтенным условиям.

Осуществляя функцию организации деятельности, арт-менеджер создает структуру организации, состоящую из определенных элементов - звеньев, отделов, выполняющих конкретные задачи. Подбирая людей для конкретной работы, менеджер сис­тематизирует деятельность людей, делегируя отдельным лицам задания, полномочия, права на использование ресурсов организа­ции. Организация может быть как локальной, состоящей из трех или одной административной единицы, так и крупной - продю­серская компания.

Функция мотивации заключается в том, чтобы арт-менеджер способствовал созданию у членов организации внут­реннего побуждения к действиям как через чисто экономический подход (премии, повышение оклада), так и через удовлетворение сложной совокупности потребностей каждого члена коллектива, Обеспечивая тем самым продуктивную, высокоэффективную ра­боту.

Функция контроля необходима для обеспечения того, чтобы организация действительно достигла поставленных целей. В практике существуют три аспекта управленческого контроля:

- установление стандартов, т. е. точных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;

- измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период;

- сравнение достигнутых результатов с предполагаемыми.

Перечисленные четыре функции управления - планирова­ние, организация, мотивация, контроль - имеют две общие харак­теристики, являющиеся связующими звеньями. Во-первых, все функции требуют принятия решений, и, во-вторых, для всех не­обходима коммуникация, обмен информацией для принятия правильных решений и для правильного понимания принятых реше­ний членами организации.

Арт-менеджер является представителем особой интеллекту­альной профессии. И его управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта можно сравнить с созданием мозаичного рисунка, отдельные элементы которого разбросаны по разным коробкам, т.е. с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций возмож­ных, потенциальных действий.

Основными требованиями для принятия эффективного, единственно правильного решения является понимание масштабов проблемы и наличие адекватной информации, чему способ­ствуют коммуникации.

Организации, работающие в арт-индустрии, представляют собой структурированный тип отношений между людьми, и ре­зультаты их деятельности в значительной мере зависят от качест­ва коммуникаций.

Арт-менеджер является одновременно и лидером, и эффек­тивным управляющим. Он должен обладать лидерскими качест­вами и оказывать существенное влияние на отдельную личность - эстрадную «звезду», известный коллектив и на организацию в целом.


Определяя лидерство, Питер Друкер отмечает: «Лидерство -это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки»1.

Выделяют три ключевые роли арт-менеджера, предопреде­ляющие успех его деятельности:

1. Роли по принятию решений, направленных на определе­ние направления движения организации, распределение ресурсов, коррекцию текущей деятельности.

2. Информационные роли, направленные на обработку собираемой информации, разработку и осуществление рекламной кампании по продвижению арт-продукта на рынок.

3. Межличностные роли, способствующие осуществлению руководящих функций, улаживанию конфликтов, ведению дело­вых контактов и переговоров, определению объема и содержания работы сотрудников.

Своеобразную классификацию управленческих ролей пред­ложил американский ученый Г. Минцберг, который выделил де­сять основных ролей, которые руководители принимают на себя в различные периоды своей деятельности.

Управленческие роли менеджера (по определению Г. Минцберга)


Роль

Описание |

Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руководитель

Глава, выполняющий обя­занности правового или со­циального характера |

Церемониалы, дейст­вия, обусловленные положением

Лидер

Ответственный за мотива­цию подчиненных, набор и подготовку работников

Все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу само­развивающейся сети внеш­них контактов и источников информации

Участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организа­циями и лицами

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает раз­нообразную информацию специализированного харак­тера, которую использует в интересах своего дела

Обработка почты, осу­ществление контактов, связанных преимуще­ственно с получением необходимой информа­ции: ознакомительные поездки, СМИ








Распространитель информации








Передает полученную ин­формацию своим подчинен­ным, требуя дополнительной проверки или интерпретации отдельных фактов для фор­мирования общих взглядов организации

Рассылка почты по ор­ганизациям с целью получения информа­ции, вербальные кон­такты для передачи информации подчинен­ным (обзоры, беседы)

Представитель

Передает информацию для внешних контактов органи­зации относительно планов, политики, действий, резуль­татов работы организации, действует на основе право­вых законов конкретной страны

Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, передача информации во внешние организа­ции и отдельным лицам





Роли, связанные с принятием решений


Предприниматель

Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по со­вершенствованию», прино­сящие изменения, контроли­рует разработку конкретных проектов

Участие в заседаниях с обсуждением страте­гии, обзором ситуации, включающие иниции­рование или разработку проектов по усовер­шенствованию дея­тельности


Устранитель нарушений

Отвечает за корректировоч­ные действия, когда органи­зация оказывается перед не­обходимостью исправления важных и неожиданных на­рушений

Обсуждение стратеги­ческих и текущих во­просов, включая про­блемы и кризисы


Распределитель ресурсов

Ответственный за распреде­ление всевозможных ресур­сов организации, что факти­чески сводиться к принятию или одобрению всех значи­тельных решений в органи­зации

Составление графиков, запросов полномочий, всякие действия, свя­занные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных


Ведущий переговоры

Ответственный за предста­вительство организации на всех значительных перего­ворах

Ведение переговоров



Кроме управленческих функций и ролей арт-менеджер вы­полняет обязанности: администратора, организатора, специали­ста, воспитателя, коммуникатора, общественного деятеля, пред­принимателя.

Тема J.3. Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте

Современный период деятельности коммерческих и неком­мерческих учреждений культуры характеризуется все более час­тым обращением учредителей и руководителей этих структур к теории и методам менеджмента в целом и арт-менеджмента в ча­стности. Однако у российских руководителей, работающих в сфере культуры и искусства, нет ясного представления о ме­неджменте как таковом, что выражается в причудливом сочета­нии пренебрежительного отношения к научным постулатам или вообще в отрицании теории менеджмента как науки, в произ­вольном толковании отдельных технологий арт-менеджмента при их применении.

Да и затянувшийся общественно-экономический кризис в России, обусловленный возникшими проблемами смены строя, распадом СССР, развалом производства, а также переходом от/ индустриальной к постиндустриальной фазе развития современ­ной цивилизации, невнятные стратегии государства по организа­ции выхода из сложившегося кризиса, отсутствие четкого пред­ставления о необходимых действиях в сложившейся ситуации,которые позволят наладить устойчивое управление отдельным учреждением, регионом, страной, пренебрежение богатым науч­ным и культурным потенциалом социума порождают неопреде­ленность как в жизнедеятельности общества, так и на уровне от­дельных учреждений и частных фирм, где по-прежнему исполь­зуются традиционные командно-административные методы управления, дополненные приемами теневой экономики и низко­профессиональной разнокачественной культурой псевдорыноч­ного регулирования.

В то же время практика высокой культуры управления во всех областях экономической и социокультурной деятельности, как показывает опыт других стран, оказывает большое влияние на развитие страны и ее культуры, что ставит перед нами вопрос о необходимости поиска нового подхода к разработке теории арт-менеджмента, отвечающей запросам времени, и о наполнении этой деятельности гуманитарным содержанием.

Возникшие за этот период новые философские школы, сис­тематизирующие практику переходных процессов в социально-культурной, политической и экономической сферах, по-новому рассматривают роль личности в общественных процессах и влия­ние интеграционных процессов на взаимопроникновение различ­ных научных дисциплин. Это в свою очередь приводит к возник­новению новых методологических обоснований, новых знаний, новых социальных тенденций, нового содержания менеджмента.

С этой целью обратимся к рассмотрению современных со­циокультурных концепций развития общей теории менеджмента, которые находят широкое применение во всех сферах управлен­ческой деятельности, в том числе арт-менеджменте.


Развитие промышленного капитализма (конец XIX века) вызвал к жизни потребность в творческих управленческих кад­рах. Владельцы в виду развития промышленности и возникнове­ния крупных предприятий уже не могли самостоятельно наблю­дать за деятельностью своих работников. Лучшие специально обученные рабочие стали представлять интересы владельцев на рабочих местах.

В этот период произошла институциализация менеджмен­та, благодаря чему менеджмент превратился в самостоятельный и престижный вид профессиональной деятельности, самостоятельную учебную дисциплину, область научных знаний и деловую культуру1.

В последующий период менеджмент меняет ориентиры от потребностей конкретной организации до изучения способов управления, действующих в их окружении.

Интенсивное развитие кибернетических и других информа­ционных теорий приводит к формированию новой парадигмы управления, которая пришла на смену двум предыдущим: -американской (иерархической) и японской (корпоративной) моделям менеджмента. Под парадигмой принято понимать концепции, которые находят применение в общественной Практике в качестве руководящих идей и технологий.

Задача парадигмы управления начала XXI века, по мнению П. Друкера, заключается в том, чтобы делать «знания произво­дительными» .Другие исследователи в сфере менеджмента считают необ­ходимым (в связи с изменением базовых общественных установок) значительное изменение систем управления, добиваясь их простоты, гибкости, эффективности, конкурентоспособности.

Так Дж. Траут в своей работе «Сила простоты: Руководство по успешным бизнес-стратегиям»3 предлагает в современных Системах управления использовать следующие структуры:

- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим Штатом, но более квалифицированным;

- небольшое количество уровней управления;

- адаптивные структуры, сформированные по типу групп (команд) специалистов;

- максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, а также процедуры и графики рабо­ты организаций.

Многие современные исследователи менеджмента рассмат­ривают его как общий для всех социальных объектов институт, который переступил границы национальных государств, обеспечивая социально-экономическое развитие человеческого общества в целом1.

Современный менеджмент, таким образом, носит ярко вы­раженный междисциплинарный характер, сочетая как точные науки, где необходим результат и возможность его проверки, так и гуманитарные, представляющие систему ценностей, убеждений и практического опыта, и тесно связан с социокультурным разви­тием страны, национальным характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, с общим со­стоянием духовной сферы народа, нации, их деловой культурой.