ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1003
Скачиваний: 2
— стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения -премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей - на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т. п.);
- осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.
Осуществляя функцию планирования, арт-менеджер обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей. Так при разработке телевизионного проекта «Фабрика Звезд» для организации конкурсного отбора молодых эстрадных артистов была создана специальная дирекция, включавшая жюри, в состав которого вошли ведущие исполнители российской эстрады, композиторы, музыканты и т.д.; педагоги - специалисты в различных областях эстрады, занимавшиеся тренингом молодых исполнителей; визажисты и модельеры, работавшие над созданием их имиджа, и многие другие специалисты, работавшие над созданием «звезды» в реальной жизни.
Руководство деятельностью такой значительной организации невозможно без установления основных направлений усилий и принятия решений, обеспечивающих целостность действий всех ее членов. С этой целью возможно создание новой организации под определенный проект или переориентация деятельности уже существующей.
Планирование в организации, работающей в арт-индустрии, начинается с определения цели или группы целей, ради которых она создается, и основных видов деятельности членов организации для достижения этих целей.
Арт-менеджер должен уметь оценить сильные и слабые стороны своей организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, исследования и разработка творческих проектов, трудовые ресурсы, для определения реальных результатов, каких может добиться создаваемая им организация.
Необходимо также уметь трезво оценить возможности и угрозы окружающей среды, такие, как: конкуренция, законы, экономические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т. е. все, что может помочь или помещать организации в достижении поставленных целей.
В случае если организация создается для выполнения определенной одноразовой цели (как проект мюзикла «Метро»), то она прекращает свое существование после достижения цели, ради которой она создавалась. Однако многие организации при проведении успешного проекта стремятся продлить свое существование как можно дольше. Они заново разрабатывают или меняют цели своей деятельности, выбирая новые творческие проекты с ориентиром на созданный творческий коллектив или отлаженную работу организации.
В другом случае, в силу изменений в окружающей среде или ошибок, произошедших в ходе определения цели или выработки планов, менеджеру необходимо осуществить согласование планов с реальностью, т.е. произвести своеобразную привязку проекта к новым, еще неучтенным условиям.
Осуществляя функцию организации деятельности, арт-менеджер создает структуру организации, состоящую из определенных элементов - звеньев, отделов, выполняющих конкретные задачи. Подбирая людей для конкретной работы, менеджер систематизирует деятельность людей, делегируя отдельным лицам задания, полномочия, права на использование ресурсов организации. Организация может быть как локальной, состоящей из трех или одной административной единицы, так и крупной - продюсерская компания.
Функция мотивации заключается в том, чтобы арт-менеджер способствовал созданию у членов организации внутреннего побуждения к действиям как через чисто экономический подход (премии, повышение оклада), так и через удовлетворение сложной совокупности потребностей каждого члена коллектива, Обеспечивая тем самым продуктивную, высокоэффективную работу.
Функция контроля необходима для обеспечения того, чтобы организация действительно достигла поставленных целей. В практике существуют три аспекта управленческого контроля:
- установление стандартов, т. е. точных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;
- измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период;
- сравнение достигнутых результатов с предполагаемыми.
Перечисленные четыре функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль - имеют две общие характеристики, являющиеся связующими звеньями. Во-первых, все функции требуют принятия решений, и, во-вторых, для всех необходима коммуникация, обмен информацией для принятия правильных решений и для правильного понимания принятых решений членами организации.
Арт-менеджер является представителем особой интеллектуальной профессии. И его управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта можно сравнить с созданием мозаичного рисунка, отдельные элементы которого разбросаны по разным коробкам, т.е. с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций возможных, потенциальных действий.
Основными требованиями для принятия эффективного, единственно правильного решения является понимание масштабов проблемы и наличие адекватной информации, чему способствуют коммуникации.
Организации, работающие в арт-индустрии, представляют собой структурированный тип отношений между людьми, и результаты их деятельности в значительной мере зависят от качества коммуникаций.
Арт-менеджер является одновременно и лидером, и эффективным управляющим. Он должен обладать лидерскими качествами и оказывать существенное влияние на отдельную личность - эстрадную «звезду», известный коллектив и на организацию в целом.
Определяя лидерство, Питер Друкер отмечает: «Лидерство -это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки»1.
Выделяют три ключевые роли арт-менеджера, предопределяющие успех его деятельности:
1. Роли по принятию решений, направленных на определение направления движения организации, распределение ресурсов, коррекцию текущей деятельности.
2. Информационные роли, направленные на обработку собираемой информации, разработку и осуществление рекламной кампании по продвижению арт-продукта на рынок.
3. Межличностные роли, способствующие осуществлению руководящих функций, улаживанию конфликтов, ведению деловых контактов и переговоров, определению объема и содержания работы сотрудников.
Своеобразную классификацию управленческих ролей предложил американский ученый Г. Минцберг, который выделил десять основных ролей, которые руководители принимают на себя в различные периоды своей деятельности.
Управленческие роли менеджера (по определению Г. Минцберга)
Роль |
Описание | |
Характер деятельности |
||||
|
Межличностные роли |
|
||||
Главный руководитель |
Глава, выполняющий обязанности правового или социального характера | |
Церемониалы, действия, обусловленные положением |
||||
Лидер |
Ответственный за мотивацию подчиненных, набор и подготовку работников |
Все управленческие действия с участием подчиненных |
||||
Связующее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации |
Участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами |
||||
|
Информационные роли |
|
||||
Приемник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую использует в интересах своего дела |
Обработка почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением необходимой информации: ознакомительные поездки, СМИ |
||||
Распространитель информации |
Передает полученную информацию своим подчиненным, требуя дополнительной проверки или интерпретации отдельных фактов для формирования общих взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) |
||||
Представитель |
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует на основе правовых законов конкретной страны |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, передача информации во внешние организации и отдельным лицам |
||||
|
|
|||||
|
|
|||||
Роли, связанные с принятием решений |
|
|||||
Предприниматель |
Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку конкретных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзором ситуации, включающие инициирование или разработку проектов по усовершенствованию деятельности |
|
|||
Устранитель нарушений |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью исправления важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
|
|||
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводиться к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, запросов полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
|
|||
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных переговорах |
Ведение переговоров |
|
Кроме управленческих функций и ролей арт-менеджер выполняет обязанности: администратора, организатора, специалиста, воспитателя, коммуникатора, общественного деятеля, предпринимателя.
Тема J.3. Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте
Современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений культуры характеризуется все более частым обращением учредителей и руководителей этих структур к теории и методам менеджмента в целом и арт-менеджмента в частности. Однако у российских руководителей, работающих в сфере культуры и искусства, нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается в причудливом сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или вообще в отрицании теории менеджмента как науки, в произвольном толковании отдельных технологий арт-менеджмента при их применении.
Да и затянувшийся общественно-экономический кризис в России, обусловленный возникшими проблемами смены строя, распадом СССР, развалом производства, а также переходом от/ индустриальной к постиндустриальной фазе развития современной цивилизации, невнятные стратегии государства по организации выхода из сложившегося кризиса, отсутствие четкого представления о необходимых действиях в сложившейся ситуации,которые позволят наладить устойчивое управление отдельным учреждением, регионом, страной, пренебрежение богатым научным и культурным потенциалом социума порождают неопределенность как в жизнедеятельности общества, так и на уровне отдельных учреждений и частных фирм, где по-прежнему используются традиционные командно-административные методы управления, дополненные приемами теневой экономики и низкопрофессиональной разнокачественной культурой псевдорыночного регулирования.
В то же время практика высокой культуры управления во всех областях экономической и социокультурной деятельности, как показывает опыт других стран, оказывает большое влияние на развитие страны и ее культуры, что ставит перед нами вопрос о необходимости поиска нового подхода к разработке теории арт-менеджмента, отвечающей запросам времени, и о наполнении этой деятельности гуманитарным содержанием.
Возникшие за этот период новые философские школы, систематизирующие практику переходных процессов в социально-культурной, политической и экономической сферах, по-новому рассматривают роль личности в общественных процессах и влияние интеграционных процессов на взаимопроникновение различных научных дисциплин. Это в свою очередь приводит к возникновению новых методологических обоснований, новых знаний, новых социальных тенденций, нового содержания менеджмента.
С этой целью обратимся к рассмотрению современных социокультурных концепций развития общей теории менеджмента, которые находят широкое применение во всех сферах управленческой деятельности, в том числе арт-менеджменте.
Развитие промышленного капитализма (конец XIX века) вызвал к жизни потребность в творческих управленческих кадрах. Владельцы в виду развития промышленности и возникновения крупных предприятий уже не могли самостоятельно наблюдать за деятельностью своих работников. Лучшие специально обученные рабочие стали представлять интересы владельцев на рабочих местах.
В этот период произошла институциализация менеджмента, благодаря чему менеджмент превратился в самостоятельный и престижный вид профессиональной деятельности, самостоятельную учебную дисциплину, область научных знаний и деловую культуру1.
В последующий период менеджмент меняет ориентиры от потребностей конкретной организации до изучения способов управления, действующих в их окружении.
Интенсивное развитие кибернетических и других информационных теорий приводит к формированию новой парадигмы управления, которая пришла на смену двум предыдущим: -американской (иерархической) и японской (корпоративной) моделям менеджмента. Под парадигмой принято понимать концепции, которые находят применение в общественной Практике в качестве руководящих идей и технологий.
Задача парадигмы управления начала XXI века, по мнению П. Друкера, заключается в том, чтобы делать «знания производительными» .Другие исследователи в сфере менеджмента считают необходимым (в связи с изменением базовых общественных установок) значительное изменение систем управления, добиваясь их простоты, гибкости, эффективности, конкурентоспособности.
Так Дж. Траут в своей работе «Сила простоты: Руководство по успешным бизнес-стратегиям»3 предлагает в современных Системах управления использовать следующие структуры:
- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим Штатом, но более квалифицированным;
- небольшое количество уровней управления;
- адаптивные структуры, сформированные по типу групп (команд) специалистов;
- максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, а также процедуры и графики работы организаций.
Многие современные исследователи менеджмента рассматривают его как общий для всех социальных объектов институт, который переступил границы национальных государств, обеспечивая социально-экономическое развитие человеческого общества в целом1.
Современный менеджмент, таким образом, носит ярко выраженный междисциплинарный характер, сочетая как точные науки, где необходим результат и возможность его проверки, так и гуманитарные, представляющие систему ценностей, убеждений и практического опыта, и тесно связан с социокультурным развитием страны, национальным характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, с общим состоянием духовной сферы народа, нации, их деловой культурой.