ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1004
Скачиваний: 2
В последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты в области менеджмента, и особенно это касается менеджмента в сфере культуры и искусства. Арт-менеджмент сегодня можно рассматривать как своеобразную культуру управления, присущую развитой гуманистической цивилизации, стремящейся глобализовать усилия человечества как ноософное явление2.
Исследуя психотехнологии и проблемы эффективного менеджмента, И. Кузьмин отмечает, что современная картина мира осмысляется и представляется менеджером при таком подходе путем развития точных наук сбора, систематизации, анализа, логического мышления и принятия им решений путем выбора из альтернатив3.
Кроме того, управленцы нового типа должны обладать интуицией, способностью к творчеству, умением подключить к поиску решения проблем весь свой интеллектуальный и духовный ресурс, стратегическое мышление, образность, коммуникацию идей.
Ему должно быть присуще целостное образное мышление, понимание смысла человеческого существования не только с точки зрения утилитарной, сиюминутной личной выгоды.
Менеджер нового типа должен глубоко понимать законы развития мира с точки зрения духовного ноосферного обоснования, основанного на принципах экологичности и синергии - охраны и поддержания жизни на Земле всего социума и каждой личности в отдельности.
Современная парадигма управления меняет свою сущность И в области наращивания гуманистических подходов к управлению. Необходимо решать новые задачи, связанные с проблемами экономичного расходования не только материальных и финансовых капиталов, но и человеческих - здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала. Вопрос стоит и об изменении форм и направленности стимулов труда уже с иных позиций - формационного развития общества и управления.
И, как отмечает Ю.В. Тихонравов, «прослеживая характер применения стимулов в различных общественно-экономических формациях, мы наблюдаем закон возрастания роли положительных стимулов труда и угасания значения негативного стимулирования»1.
Впервые доктрину социального человека в управлении, пришедшую на смену концепции экономического человека, выдвинула школа человеческих отношений в 30-е годы XX века в США. Исследования, проведенные Э. Мэйо и М. Фоллет, убедительно доказали значение человеческого фактора на производстве и целесообразность открытого общения с работниками.
Дальнейшее развитие эта концепция нашла в разработках основоположника школы операционного гуманизма Д. Макгрегора, обратившего внимание на важность в управлении не столько субъектно-объектных отношений, сколько отношения работников к самой работе. Исследования подтвердили верность предположения роли работы как главного фактора в поддержке мотивации и получении удовлетворения от труда.
Американский психолог А. Маслоу пошел дальше в своих исследованиях, выдвинув концепцию о самореализующемся работнике, достигшем высшего уровня реализации потребностей, поскольку за счет личной независимости, максимального использования своих способностей и ответственного отношения к работе он сумел удовлетворить все предыдущие потребности. Парадигма менеджмента человеческих ресурсов стала пониматься следующим образом: успешность работы организации обеспечивается тем, насколько полно используется потенциал персонала при достижении целей, а методы управления должны быть направлены на то, чтобы сделать человеческие ресурсы фирмы наиболее продуктивными.
И в соответствии с концепцией социальной ответственности менеджмента среди направлений деятельности современного менеджера наиболее востребованными становятся:
• окружающая среда (забота о здоровье и безопасности персонала);
• развитие личности работников (повышение квалификации, качества жизни, включение его в управление);
•образование и культура (финансирование программ образования и культуры, развитие системы ценностей, целостного образа мышления работников);
• участие в жизни общества (качество продукции, финансирование социальных проектов, повышение уровня управленческой культуры сотрудников).
Использование всех возможностей менеджмента человеческих ресурсов становится приоритетным направлением в деятельности процветающих арт-фирм и учреждений культуры. В результате создаются организационно-технические и социально-психологические условия для формирования трудового потенциала и максимальной реализации профессиональных, физических и духовных качеств специалистов-профессионалов. А современные менеджеры стремятся к тому, чтобы организация под их управлением работала в режиме открытой системы, взаимодействуя с окружающей средой, использовать полноту интеллектуального и духовного потенциала персонала и современные ситуационные технологии при решении сложнейших задач выживания и развития.
Интересным становится сравнение открытых и закрытых управленческих систем, которое дано в представленной таблице:
Сравнение открытых и закрытых социальных объектов (организаций)
Сравнимые характеристики |
Традиционные организации |
Современные организации |
Общая характеристика Мышления руководящего персонала |
Мышление закрытой системы |
Мышление открытой системы |
Основная цель |
Экономическая эффективность |
Устойчивое развитие в условиях неопределенности окружающей среды | |
Предположение об окружающей среде |
Окружающая среда прогнозируемая |
Окружающая среда совершенно неопределенная |
Общая характеристика поведения
|
Установившееся однообразие. Все направляемые к цели переменные (объем продукции, комплектующие, прибыль) известны и управляемы. Неопределенность может быть устранена путем планирования и управления |
Поиски нового типа поведения. Направленные к цели переменные часто подвергаются внешним воздействиям (ассортимент продукции, спрос, | прибыль, цены, поставщики ресурсов), которые не всегда поддаются управлению и практически непредсказуемы ! |
Источники развития |
Внутренние: рост производительности труда персонала; сокращение издержек; экономия ресурсов; собственные инновации; собственные средства из прибыли |
Внутренние: те же. Преимущественно - внешние: информация о новшествах; инвестиции; новые ресурсы; новые рынки
|
Технология управления На основе: |
власти и ответственности, т.е. бюрократической регламентации; - разделения и кооперации труда на предприятии, в отрасли; - экономического принуждения |
- интеграции интересов, ценностей и целей персонала; - привлечения персонала к принятию решений; - передачи персоналу информации, обучения пользованием информацией |
Новая парадигма управления требует, чтобы на смену управленческим иерархиям, жестким схемам и правилам пришла работа в командах, совершались непосредственные взаимодействия, возникали перманентные инновации, проходило непрерывное обучение и совершенствование. В этом случае менеджеры превращаются в помощников и партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск, способствовать более полному развитию способностей и эффективно использовать их энергию.
Подобные требования обусловили появление организации нового типа - обучающаяся организация. Ключ к успеху подобных организаций - создание рабочих команд и взаимный обмен информацией, что способствует формированию в организации атмосферы доверия, чувства принадлежности к компании. Традиционная модель организационной структуры, построенной на основе одной цепочке «сверху вниз», уступает место новым, более плоским моделям, обеспечивающим поддержку самоуправляемых конкурирующих команд, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровней управления. Особенно широко и плодотворно используется командный менеджмент в сфере искусства и культуры.
Обучающая организация может быть представлена следующими элементами:
1) видение и культура менеджеров;
2) наделение всех властью;
3) новые структуры и их «уплощение»;
4) открыты для каждого менеджмент и источники внутренней информации;
5) социокультурные технологии: обучение, тренинги, командные действия.
Новая парадигма управления базируется на современном интегрирующем восприятии мира, которой не является устойчивым и предполагает поиск приемлемого состояния объекта (организации) в непрерывном изменении.
Обратимся к таблице, отражающей доминирующие представления управленческих парадигм конца XX - начала XXI века .
Изменения управленческой парадигмы
Элементы содержания менеджмента |
Парадигма последних 40 лет XX века |
Парадигма XXI века |
Культура |
Стабильность, рациональность |
Изменения, решение проблемы |
Технологии |
Механистические |
Электронные |
Задачи |
Материальные |
Ментальные, базирующиеся на идеях |
Иерархия |
Вертикальная |
Горизонтальная |
Власть/Контроль |
Высшего менеджмента |
Широко распределенная |
Цели карьеры |
Безопасность |
Личный рост, мастерство |
Лидерство |
Автократическое |
Преобразующее |
Рабочая сила |
Однородная |
Многообразие культур |
Выполнение рабочих заданий |
Индивидуальное |
Командное |
Рынки |
Локальные, внутренние |
Глобальные |
Фокус внимания |
Прибыли |
Потребители |
ресурсы |
Капитальные |
Информационные |
Качество |
По возможности |
Без исключений |
Представленная таблица отражает наблюдаемую гуманизацию управления. Происходит смена высших ценностей менеджмента: меняется поведение менеджеров, технологии из механических переросли в электронные, функции, выполняемые сотрудниками, все больше носят личностный характер, структуры теряют иерархический вид, а власть и контроль чаще передаются в нижние уровни организации, появляются более широкие возможности для индивидуального роста и обретения мастерства. Задачи, которые решаются командами, отличаются многообразием и универсальностью, заставляют находить свое место уже в системе глобальных рынков и ориентироваться не столько на прибыль, сколько на потребителя, по-новому относиться к информации, рассматривая ее как главный ресурс. В результате меняются и требования к управленцу, который должен представлять собой самореализующуюся универсальную личность, что находит отражение в концепции поведенческого менеджмента.
Смена управленческого мышления и освоение новой управленческой культуры происходят в борьбе двух подходов к управлению: рационалистического и поведенческого. В рационалистическом подходе управление строится на получении максимальной прибыли от деятельности сотрудников, рабочих по переработке природных ресурсов. Поведенческий подход основан на максимальном эффекте от инициативной деятельности и реализации квалификационных интересов каждого участника команды.
В зарубежной управленческой мысли поведенческий менеджмент обгоняет менеджмент обучения и знаний, сущность которого заключается в раскрытии человеческих возможностей. Данные теории видят ресурсы управления в неиспользованных человеческих возможностях, в открытости границ и интенсивности информационных потоков, в взаимопроникновении национальных культур, что делает необходимым постоянное обучение персонала, усвоение им новых знаний, технологий, ценностей деловой, организационной, трудовой, инновационной и других видов культуры управления. Соответственно меняется поведение и стиль мышления сотрудников, система ценностей, которые становятся результатами коллективных усилий сотрудников, способствуют успеху и устойчивому росту организации. Организация становится обучающей системой, представляя собой новый тип управления.
В ближайшем будущем в развитии национального бизнеса как в сфере экономики, производства, так и в области культуры ожидают изменения, связанные с проходящими во всем мире процессами глобализации.
В России эти тенденции будут усиливаться вступлением нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию), которое откроет торговые границы нашей страны. Глобализация откроет новые рынки, устранит торговые барьеры между странами, расширит возможности для конкурентоспособных фирм и выплеснет на рынок многообразие рабочей силы от дешевых малоквалифицированных рабочих до опытных, высококвалифицированных, знающих несколько иностранных языков и понимающих культуру зарубежных партнеров, потребителей и конкурентов.
Именно поэтому важным условием в построении конкурентоспособных обучающихся моделей организаций в России становится овладение менеджерами культуры системного мышления, общего (совместного) видения меняющихся ситуаций и целей, методами командной работы, развитие индивидуального мастерства руководства людьми и процессами. Концепция обучающей организации становится воплощением новой социокультурной парадигмы в арт-менеджменте, в которой гуманистическая и профессиональная деятельность реализуется на микроуровне.
Тема 1.4. Организационно-управленческие технологии в арт-индустрии
Организационно-управленческие технологии играют значительную, даже порой решающую роль в осуществлении задуманной социально-культурной программы, проекта, в проведении диагностических или экспертных исследований. Это и понятно, поскольку правильная организация и эффективный менеджмент являются условиями успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий.
В классическом менеджменте организация рассматривается как одна из основных функций наряду с планированием, мотивацией и контролем. Каждая из функций жизненно необходима при проектировании и реализации социокультурных и арт-проектов. При этом планирование обеспечивает основу для достижения главной цели - создания и реализации проекта, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических задач проекта.
Под термином «организация» философы подразумевают:
- структуру, т.е. качество деятельности организации, а также степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее соподчиненность;
- определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс);
- социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность.
Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс по реализации главных целей на основе принятых правил и процедур.
При разработке арт-проектов всегда присутствует организационный этап, т. е. этап создания определенных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности учреждения культуры, арт-фирмы, арт-менеджера и исполнителей проекта. Через организаторскую деятельность, т. е. распределение обязанностей и объединение задач и компетенций, происходит целенаправленное управление отношениями в учреждении, на фирме при работе над арт-проектом.