Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1006

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследователь проблем культурно-досуговых технологий, наиболее близких к арт-технологиям, А.Д. Жарков, рассматривая организацию культурно-досуговой деятельности как часть техно­логического процесса, привязывает ее к функциональным осо­бенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации:

- оптимальное упорядочение всех элементов технологиче­ского процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь;

- рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;

- взаимодействие организаторов социально-культурных ак­ций с посетителями.

Однако в практической деятельности все не так просто. В ходе организации своей деятельности специалистам, работаю­щим в сфере культуры, приходится сталкиваться с многоцелевы­ми и многовариантными ситуациями, требующими порой неза­медлительного разрешения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Следует учитывать и то, что большое количество участников социально-культурных акций (многочисленные и разножанровые творческие коллективы), ра­ботников культуры - организаторов мероприятий, различного рода управленцев требует согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подго­товке и проведении мероприятия, а также целенаправленных дей­ствий работы с аудиторией.

Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе уч­редителям и организаторам приходится решать не один ряд про­блем.

С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не явилась тормозом для творческой составляющей социально-культурной деятельности, а с другой - организаторы должны по­нимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация куль­турно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем (организационном процессе) представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каж­дый этап включает в себя определенный набор целенаправлен­ных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности.

В.З. Дуликов рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов соци­ально-культурного процесса, направленных на достижение опре­деленного позитивного результата, и протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведе­ния социально-культурного мероприятия.

Организационная деятельность арт-менеджера тесно связана с управленческой и имеет в своей основе общие и особенные чер­ты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно выделить общие цели по достижению позитивного ре­зультата. Различает же их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специа­листами, тогда как организация основана на взаимодействии как между специалистами-организаторами, так и рядовыми участни­ками - посетителями мероприятий, а также представителями ши­рокой общественности, подключенной к реализации проекта.


Организация представляет собой взгляд на проблему изнут­ри, тогда как управление - взгляд, как правило, сверху. Управле­ние деятельностью предполагает определение стратегических пу­тей реализации общего плана, кадрового, материального и фи­нансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Процесс организации деятельности решает следующие за­дачи: а) определение кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; б) установление связи меж­ду участниками социокультурного процесса; г) координация их действий.

В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-Культурной деятельности. Среди них:

- ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимо­сти от ситуации, собственно организации и самоорганизации;

- принцип партнерских, основанных на субъектно-субъектных связях отношений, проявляющийся в признании рав­ноправия участников социокультурного процесса;

- принцип постоянного действия организационного факто­ра, который выражается в степени участия организатора в социо­культурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участ­ника или фаза наблюдателя).

Функция организации состоит в том, чтобы свести воедино всех специалистов, занятых в разработке и осуществлении проек­та, определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. В процессе организации структурируется работа и формируются подразделения, исходя из размера предприятия, целей и проектного объема работ, технологий и персонала.

Существует ряд принципов, которыми необходимо руково­дствоваться арт-менеджеру в процессе выполнения организаци­онной функции независимо от масштабов арт-проектов:

- определение и детализация целей учреждения, фирмы, оргкомитета, которые выявлены в ходе проектирования;

- определение видов деятельности, необходимых для дос­тижения выявленных целей;

- разделение труда между специалистами и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотно­шений, включая четкое определение руководителя и подчинен­ных, круга обязанностей, сроков исполнения, видов отчетности, главного менеджера или директора;

- единство целей деятельности, где каждый член организа­ции работает на общее благо, никто не имеет права работать про­тив целей организации;

- размах менеджмента, включающий определенное число подчиненных (руководители высшего звена управляют не более десятком подчиненных, руководители низшего звена могут кон­тролировать большее количество сотрудников).


Таким образом, организацию как важнейшую функцию управления мы можем понимать, с одной стороны, как структурную систему в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, а с другой -как процесс, в ходе которого разрабатывается и создается проект и сохраняется структура учреждения, фирмы.

Понятие «управление» наиболее универсальное и применя­ется в тех случаях, когда решаются задачи перевода процесса воздействия на систему или личность с целью перевода их в но­вое качество на основе присущих этой системе объективных за­конов. Управление можно рассматривать в статике как систему организаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, коорди­нации и осуществления контроля за деятельностью всех элемен­тов организации на различных уровнях.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждени­ем культуры регионального или местного подчинения осуществ­ляет директор, который нанимается, назначается или избирается на эту должность в соответствии с уставом учреждения.

При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство этим учреждением осуществляет его учре­дитель или попечительский совет, утвержденный учредителем.

Определение штатного расписания и формирование штата учреждения зависят от содержания его деятельности, определен­ного уставом, наличия финансовых возможностей, людских ре­сурсов.

Наибольшее распространение в технологиях арт-менеджмента получила функциональная система управления, по­строенная исходя из задач конкретного учреждения, фирмы или отдельного проекта. В самом обобщенном виде ее можно пред­ставить так: дирекция фирмы, маркетинговый сектор, сектор свя­зей с общественностью и рекламы, художественно-творческий отдел, финансово-экономический отдел, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учрежде­нием в целом или в конкретных социально-культурных проектах, Система может расширяться, уточняться, дробиться. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого проекта может включать следующее штатное расписание: арт-мененджер, глав­ный режиссер, режиссер-постановщик, автор сценария, балет­мейстер-постановщик, композитор, художник по костюмам, ху­дожник по свету, звукорежиссер, редактор, стилист, директор проекта, менеджер, главный администратор, менеджер по связям с общественностью, коммерческий директор.

Если рассматривать управление в динамике, то оно пред­ставляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения по организации процесса деятельности.

В арт-программах и арт-проектах процесс управления также достаточно сложное образование, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и техноло­гии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, специ­фикой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разработки в арт-индустрии определяются на базе содержатель­ных основ и понимания сущности управления.


Успешная управленческая деятельность зависит от систем­ного подхода к решению поставленных задач, который включает:

- планирование предстоящей работы, правильную поста­новку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности;

- четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и их регулирование, оперативность и координацию между звеньями и направлениями социально-культурной деятельности;

- налаживание системы оперативной информации внутри учреждения и эффективной обратной связи с активистами и уча­стниками мероприятий;

- всесторонний и глубокий анализ деятельности, своевре­менную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков;

- создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреж­дения и активистов;

- создание особого психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива, изменение отношений и моти­вации внутри коллектива сотрудников и участников мероприятий;

- стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творче­ской активности.

Организационно-управленческие технологии, широко при­меняемые в арт-проектах, имеют достаточно сложную динамиче­скую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей с организацией охранных зон, схем барьеров безопасности и разработанной системой и форма­ми аккредитации и пропусков. Значительную нагрузку несут рек­ламно-информационные службы, отвечающие за рекламные ро­лики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ.

Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных целей и задач в це­лом, и в то же время элементы системы приобретают новое каче­ство и новое значение. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами сис­темы, обусловленными целями и задачами возрастной или соци­альной группы.

Системный подход можно представить в виде следующей цепочки: Цель

Ресурсы

План

Решение

Реализация

Системный подход предполагает сознательное и планомер­ное управление всем процессом. При этом формулирование глав­ной цели влечет за собой следующие действия:

- выявление главной стратегической цели;

- выявление частной промежуточной цели;

- определение и планирование задач;

- определение путей и сроков решения задач;

- распределение ресурсов;

- выделение средств и определение методов решения;

- организационные действия;

- выполнение решений;

- осуществление контроля и коррекции;

- достижение цели.


Организационно-управленческие технологии в деятельности арт-менеджера имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что:

- содержание деятельности арт-менеджера настолько емко и разнообразно, что позволяет использовать все богатство видов и форм управления;

- в этой отрасли имеются большие возможности для со­трудничества с другими сферами, привлекая значительные сред­ства различных финансовых доноров на основе взаимного интеpeca (формирование репутации и имиджа фирмы, проведение рекламной кампании и т.п.);

- в данной отрасли все более широко применяются методы конкуренции за осуществление коммерческих проектов, получе­ние бюджетных и внебюджетных средств;

- социально-экономическая ситуация в стране привела к из­менению механизмов хозяйствования, которые теперь основыва­ются на самостоятельном поиске новых механизмов управления;

- управление коммерческими и некоммерческими проекта­ми потребовало от менеджеров освоения новых знаний и умений не только в сфере культуры и искусства, но и в области управле­ния, экономики и права.

Организационно-управленческие технологии предполагают жесткое распределение обязанностей, соблюдение иерархии под­чиненности и контроля, основанной на правовых документах, регламентирующих трудовые права и обязанности. К ним отно­сятся также материалы и документы, отражающие как содержа­ние организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, ма­териально-технические ресурсы.

Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организа­торов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение та­кого анализа будет способствовать принятию обоснованных ре­шений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотвори­тельных организаций.

Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются догово­рами, оговаривающими взаимовыгодные условия. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грандов и т.п. со стороны предста­вителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонси­рующей организации или продвижению ее товаров.

Форма патронажа предполагает финансовое и организаци­онное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечи­тельские советы представляют различные льготы и прерогативы для реализации проектов (помещения, финансовые средства и т.п.).