ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1008
Скачиваний: 2
Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекта, не требуя каких-либо обязательств со стороны руководства проекта.
Отдельные социальные фонды становятся активными участниками разработки и осуществления социальной политики региона и их приоритетов, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социальный посредник требует определенных затрат - около 10% стоимости проекта.
Широко применяется и такая форма поиска финансово-материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, которой осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным донором. Главная составляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, его коммерческая или имиджевая сторона (реклама, связи с общественностью, донорство), а также престижность участия донора в проекте, подтверждающего или продвигающего его социальный статус.
Формирование у доноров чувства сопричастности, ответственности за реализуемый проект, ознакомление их с перспективами совместной деятельности, информация о проводимых мероприятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка билетов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долговременных отношений. В социально-культурной сфере практикуются платные мероприятия в поддержку проектов - балы, вечера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конференции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и доноров, способствуют привлечению к благотворительной деятельности новых организаций.
Управленческие планы конкретного проекта или организации разрабатываются в зависимости от содержания, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В зависимости: а) от содержания - они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности или комплексными, включающими ряд направлений; б) от уровня принятия решений по реализации проекта - федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности - прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализации - перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные).
Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, которые проявились в период реализации проекта. Этому способствует учет, который осуществляется в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий.
Текущий учет предполагает оценку как качественной, так и количественной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К отчету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу: программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видеопродукция, квитанции и другие документы, раскрывающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посетителей, рецензии СМИ, экспертные оценки специалистов. Акты о приеме подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели.
Привлекательной формой, демонстрирующей уровень проделанной работы, являются отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба. Статистические отчеты составляются на основе данных, полученных от учета текущей работы, по особой табличной форме.
Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, представляющий контроль со стороны вышестоящей организации - учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы; общественный - со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан.
Контролю подвергаются документы (законы, приказы, распоряжения, планы, инструкции, нормы и нормативы), материально-технические средства и проведенные финансовые операции.
Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов проекта как важной составляющей формирования и утверждения образа фирмы и конкретного проекта. Корпоративная культура находит свое отражение в стиле управления (ритмичности, равномерности в распределении заданий и сроков исполнения); культуре общения (разрешении и профилактике конфликтов); формах управления внутри проектной жизни (традициях, ритуалах, внешних символах), информационном дизайне (аббревиатуре фирмы, проекта, знаковых и Графических символах, одежде сотрудников, слоганах, звуковых И музыкальных сигналах, запахах и т.п.). Возможным является Принятие системы запретов на внешний облик и систему взаимоотношений внутри коллектива и другие требования.
Тема 1.5. Создание коммерческих фирм в сфере культуры и искусства
Рыночная экономика и юридическое признание собственности возродили в России предпринимательскую деятельность, которая активно развивается и в сфере культуры и искусства. Коммерческое предприятие в сфере культуры представляет собой сложную творческую и производственно-хозяйственную систему, в задачи которой входит производство особого вида продукции, разнообразных услуг и товаров культурного назначения, будь то создание и организация концертной деятельности, кинопроизводство, производство музыкальных товаров, инструментов, товаров шоу-индустрии и т.п.
В отличие от других видов деятельности, где разовая услуга или производство товаров не является продуктом предпринимательской деятельности, в коммерческой деятельности в сфере культуры, и особенно в сфере шоу-бизнеса, продукт чаще всего является разовым - концерты, фестивали, выставки и т.п. Поэтому предпринимательскую деятельность в сфере культуры, и в частности в шоу-бизнесе, можно трактовать как «деятельность по производству и реализации продукта (товара и услуги) для удовлетворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли»1.
Деятельность подобного предприятия, выступающего в качестве субъекта рыночных отношений, протекает в условиях жесткой конкуренции. Но именно эта жесткая конкурентная среда и создает наиболее благоприятные условия для развития конкретного предприятия в сфере культуры и является движущей силой как в освоении новейших технологий производства современного оборудования и оснащения шоу-индустрии, так и в поиске новых форм оригинальных актуальных проектов в различных областях культуры.
Рыночная среда заставляет коммерческую организацию (арт-фирму, продюсерскую или дистрибьютерскую компанию) и другие формы предпринимательской деятельности в области культуры работать в режиме рентабельности, т.е. производить лишь те товары и услуги, которые удовлетворяют потребности населения, отдельных его слоев - публики, пришедшей на концерт, в театр, музей.
Работа в условиях рыночной экономики требует от предпринимателя, продюсера, менеджера высокой компетентности при ведении бизнеса. Умело подготовить и начать свое дело, наладить механизм функционирования, а также понять, в чем суть и движущая сила конкуренции - все это необходимо для успешной деятельности в бизнесе шоу-индустрии и зрелищ. Очень часто в России продюсер или арт-менеджер работает без образования юридического лица, однако в этом случае им необходимо приобретение патента. Нередко продюсер или арт-менеджер работает по трудовому контракту с коммерческой или некоммерческой организацией.
Создание же коммерческой фирмы (ТОО, ЗАО, ООО) в сфере культуры предполагает определенную последовательность действий. На начальном (организационном) этапе создания организации, фирмы, компании определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав и договор о создании и деятельности фирмы с указанием его организационно-правовой формы. Также оформляется протокол собрания участников (создателей) фирмы, на котором назначается директор и председатель ревизионной комиссии, открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации фирмы в местном органе власти должны поступить не менее 50% уставного капитала.
Для государственной регистрации в местные органы власти представляются следующие документы:
1. Заявление учредителя (или учредителей) о регистрации.
2. Устав фирмы.
3. Решение о создании фирмы (постановление собрания учредителей).
4. Договор учредителей о создании и деятельности фирмы.
5. Свидетельство об оплате государственной пошлины.
В уставе оговариваются: вид предприятия, его полное название, адрес, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля и их компетенции, порядок образования имущества и его выкупа, распределение прибыли, условия организации и прекращения деятельности.
После регистрации и получения свидетельства сведения о новой фирме передаются в Министерство финансов Российской Федерации для включения образованной фирмы в реестр предприятий, где фирме присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.
Заключительный этап создания коммерческой организации предполагает открытие постоянного расчетного счета в банке, регистрацию в районной налоговой инспекции, изготовление печати и углового штампа. С этого момента арт-фирма, продюсерский центр или иная форма предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства начинает функционировать как юридическое лицо.
Возможно создание акционерного общества. Однако в этом случае его учредителям предстоит организовать также подписку на акции.
При открытой подписки на акции учредители должны опубликовать извещение о предстоящей подписке, где указывается предмет, цели и сроки деятельности предполагаемого акционерного общества, состав его учредителей и дата проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальная стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения.
Акционеры (держатели акций) обязаны внести не менее 30% номинальной стоимости акций до дня созыва учредительного собрания, при условия распределения всех акций среди учредителей взнос должен составить не менее 50%. Кроме того, акционер обязан полностью выкупить акции общества не позднее одного года после регистрации акционерного общества.
На учредительной конференции решаются следующие Вопросы:
1. Утверждение акционерного общества (АО).
2. Утверждение устава АО.
3. Утверждение размера уставного фонда (капитала) после Завершения подписки на акции.
4. Выборы руководящих органов АО.
После проведения конференции учредителями осуществляется регистрация акционерного общества.
Перед началом деятельности по созданию арт-фирмы необходимо провести маркетинговую разведку и найти свою рыночную нишу, изучив:
A. Политические факторы - стабильность политической системы, формы защиты собственности, возможности инвестиций.
Б. Социально-экономические и культурные факторы - спрос на культурную продукцию, культурные интересы и запросы отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать фирма, возможные конкуренции, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы.
B. Правовые факторы - наличие и состояние законодательной базы.
При выборе организационно-правовой формы учитываются стартовые условия вновь открывающейся фирмы. Большинство предпринимателей выбирают форму товарищества с ограниченной ответственностью (ООО). При этой форме участники общества не отвечают по его обязательствам и несут тот риск убытков, который связан лишь с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
При выборе учредителя следует учитывать такие параметры, как платежеспособность, деловая порядочность, взаимное доверие.
Важным документом, предваряющим начало деятельности коммерческой организации в сфере культуры и искусства, становится бизнес-план.
1. Бизнес-план помогает очертить тот круг проблем, с которыми придется столкнуться директору и коллективу продюсерского центра или арт-фирмы в процессе своего функционирования в рыночных условиях.
2. Бизнес-план служит основанием для предполагаемой деятельности и оценки ее результатов.
3. Бизнес-план является важным документом для стратегического планирования, руководства к действию и контроля за исполнением намеченных планов.
4. Бизнес-план можно использовать как средство для получения инвестиций.
5. Бизнес-план может служить рекламой предполагаемого творческого проекта или деятельности фирмы в целом, поэтому он должен быть компактным, информационно наполненным и красиво оформленным.
Бизнес-планы могут быть разными по форме, структуре, содержанию. Оптимальная структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
- концепция бизнеса и конкретного проекта;
- ситуация на рынке услуг и краткая информация о фирме или проекте;
- характеристика объекта деятельности;
- исследование и анализ рынка, выявление конкурентной ситуации;
- организационный план и правовое обеспечение;
- персонал и управление;
- план деятельности, контроль за исполнением;
- план маркетинговых действий;
- потенциальные риски;
- финансовый план и финансовая стратегия.
Немаловажное значение приобретает и формирование коммерческой структуры арт-фирмы, компании, ассоциации, объединения. Крупная фирма в сфере музыкального шоу-бизнеса может включать от семи и более отделов.
Типичная модель крупной фирмы
ОТДЕЛЫ |
|||||
Маркетинга и промоушн |
Артистический менеджмент |
Зрелищных мероприятий |
Производственный отдел |
||
Изучение рынка, поиск новых форм шоу-бизнеса, разработка коммерческой стратегии и продвижение вновь созданной творческой продукции на рынке |
Организация творческого процесса исполнителей, связь с различными организациями, проведение концертов и гастрольных турне. Административно-творческая работа по созданию новых «звезд» |
Проведение музыкальных фестивалей, конкурсов и других концертно-зрелищных мероприятий на сценах концертных залов, Дворцов спорта, стадионах России и за рубежом |
Производство сценических аксессуаров, музыкальных инструментов, звукового и светового оборудования, пошив сценических костюмов; изготовление различных модификаций сцен VHC МС , СО DVO и т. п. |
||
Отдел торговли |
Рекламно-издательский отдел |
Юридическая служба |
|||
Реализация продукции собственного производства, покупка и продажа товаров народного потребления с лейблами фирмы, «звезды» |
Издательство и реализация рекламно-печатной продукции, книг, журналов; создание музыкальных клипов, компакт-дисков и видеокассет; пропаганда проводимых коммерческо-творческих мероприятий в средствах массовой информации |
Подготовка юридических документов, связанных с деятельностью фирмы; защита интересов фирмы в суде и арбитраже |