Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1008

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного во­леизъявления при оказании поддержки проекта, не требуя каких-либо обязательств со стороны руководства проекта.

Отдельные социальные фонды становятся активными уча­стниками разработки и осуществления социальной политики ре­гиона и их приоритетов, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социаль­ный посредник требует определенных затрат - около 10% стои­мости проекта.

Широко применяется и такая форма поиска финансово-материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, ко­торой осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным донором. Главная со­ставляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, его коммерческая или имиджевая сторона (реклама, связи с об­щественностью, донорство), а также престижность участия доно­ра в проекте, подтверждающего или продвигающего его социаль­ный статус.

Формирование у доноров чувства сопричастности, ответст­венности за реализуемый проект, ознакомление их с перспекти­вами совместной деятельности, информация о проводимых меро­приятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка биле­тов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долго­временных отношений. В социально-культурной сфере практи­куются платные мероприятия в поддержку проектов - балы, ве­чера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конферен­ции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и доноров, способствуют привлечению к благотворительной дея­тельности новых организаций.

Управленческие планы конкретного проекта или организа­ции разрабатываются в зависимости от содержания, видов дея­тельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В за­висимости: а) от содержания - они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности или комплексными, вклю­чающими ряд направлений; б) от уровня принятия решений по реализации проекта - федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и органи­заций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности - прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализа­ции - перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные).

Не менее важна в организационно-управленческих техноло­гиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, кото­рые проявились в период реализации проекта. Этому способству­ет учет, который осуществляется в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творче­ский.


Текущий учет предполагает оценку как качественной, так и количественной стороны деятельности (объем выполненной ра­боты, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К отчету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу: программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видео­продукция, квитанции и другие документы, раскрывающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посе­тителей, рецензии СМИ, экспертные оценки специалистов. Акты о приеме подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели.

Привлекательной формой, демонстрирующей уровень про­деланной работы, являются отчеты коллективов, отдельных ис­полнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба. Статистические отчеты составляются на основе данных, по­лученных от учета текущей работы, по особой табличной форме.

Система контроля осуществляется в нескольких видах: ве­домственный, представляющий контроль со стороны вышестоя­щей организации - учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы; общественный - со сто­роны общественных организаций (профсоюзов, творческих сою­зов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан.

Контролю подвергаются документы (законы, приказы, рас­поряжения, планы, инструкции, нормы и нормативы), материаль­но-технические средства и проведенные финансовые операции.

Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоратив­ной культуре организаторов проекта как важной составляющей формирования и утверждения образа фирмы и конкретного про­екта. Корпоративная культура находит свое отражение в стиле управления (ритмичности, равномерности в распределении зада­ний и сроков исполнения); культуре общения (разрешении и профилактике конфликтов); формах управления внутри проект­ной жизни (традициях, ритуалах, внешних символах), информационном дизайне (аббревиатуре фирмы, проекта, знаковых и Графических символах, одежде сотрудников, слоганах, звуковых И музыкальных сигналах, запахах и т.п.). Возможным является Принятие системы запретов на внешний облик и систему взаимо­отношений внутри коллектива и другие требования.

Тема 1.5. Создание коммерческих фирм в сфере культуры и искусства

Рыночная экономика и юридическое признание собственно­сти возродили в России предпринимательскую деятельность, ко­торая активно развивается и в сфере культуры и искусства. Ком­мерческое предприятие в сфере культуры представляет собой сложную творческую и производственно-хозяйственную систему, в задачи которой входит производство особого вида продукции, разнообразных услуг и товаров культурного назначения, будь то создание и организация концертной деятельности, кинопроизвод­ство, производство музыкальных товаров, инструментов, товаров шоу-индустрии и т.п.


В отличие от других видов деятельности, где разовая услуга или производство товаров не является продуктом предпринима­тельской деятельности, в коммерческой деятельности в сфере культуры, и особенно в сфере шоу-бизнеса, продукт чаще всего является разовым - концерты, фестивали, выставки и т.п. Поэто­му предпринимательскую деятельность в сфере культуры, и в ча­стности в шоу-бизнесе, можно трактовать как «деятельность по производству и реализации продукта (товара и услуги) для удов­летворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли»1.

Деятельность подобного предприятия, выступающего в ка­честве субъекта рыночных отношений, протекает в условиях же­сткой конкуренции. Но именно эта жесткая конкурентная среда и создает наиболее благоприятные условия для развития конкрет­ного предприятия в сфере культуры и является движущей силой как в освоении новейших технологий производства современного оборудования и оснащения шоу-индустрии, так и в поиске новых форм оригинальных актуальных проектов в различных областях культуры.

Рыночная среда заставляет коммерческую организацию (арт-фирму, продюсерскую или дистрибьютерскую компанию) и другие формы предпринимательской деятельности в области культуры работать в режиме рентабельности, т.е. производить лишь те товары и услуги, которые удовлетворяют потребности населения, отдельных его слоев - публики, пришедшей на кон­церт, в театр, музей.

Работа в условиях рыночной экономики требует от пред­принимателя, продюсера, менеджера высокой компетентности при ведении бизнеса. Умело подготовить и начать свое дело, на­ладить механизм функционирования, а также понять, в чем суть и движущая сила конкуренции - все это необходимо для успешной деятельности в бизнесе шоу-индустрии и зрелищ. Очень часто в России продюсер или арт-менеджер работает без образования юридического лица, однако в этом случае им необходимо приоб­ретение патента. Нередко продюсер или арт-менеджер работает по трудовому контракту с коммерческой или некоммерческой организацией.

Создание же коммерческой фирмы (ТОО, ЗАО, ООО) в сфе­ре культуры предполагает определенную последовательность действий. На начальном (организационном) этапе создания орга­низации, фирмы, компании определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав и договор о создании и деятельности фирмы с указанием его организационно-правовой формы. Также оформляется протокол собрания участ­ников (создателей) фирмы, на котором назначается директор и председатель ревизионной комиссии, открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации фирмы в местном органе власти должны поступить не менее 50% уставно­го капитала.

Для государственной регистрации в местные органы власти представляются следующие документы:


1. Заявление учредителя (или учредителей) о регистрации.

2. Устав фирмы.

3. Решение о создании фирмы (постановление собрания учредителей).

4. Договор учредителей о создании и деятельности фирмы.

5. Свидетельство об оплате государственной пошлины.

В уставе оговариваются: вид предприятия, его полное на­звание, адрес, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля и их компетенции, порядок образования имущества и его выкупа, распределение прибыли, условия организации и пре­кращения деятельности.

После регистрации и получения свидетельства сведения о новой фирме передаются в Министерство финансов Российской Федерации для включения образованной фирмы в реестр пред­приятий, где фирме присваиваются коды Общесоюзного класси­фикатора предприятий и организаций.

Заключительный этап создания коммерческой организации предполагает открытие постоянного расчетного счета в банке, ре­гистрацию в районной налоговой инспекции, изготовление печа­ти и углового штампа. С этого момента арт-фирма, продюсерский центр или иная форма предпринимательской деятельности в сфе­ре культуры и искусства начинает функционировать как юриди­ческое лицо.

Возможно создание акционерного общества. Однако в этом случае его учредителям предстоит организовать также подписку на акции.

При открытой подписки на акции учредители должны опуб­ликовать извещение о предстоящей подписке, где указывается предмет, цели и сроки деятельности предполагаемого акционер­ного общества, состав его учредителей и дата проведения учреди­тельной конференции, намечаемый размер уставного фонда, коли­чество и виды акций, их номинальная стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения.

Акционеры (держатели акций) обязаны внести не менее 30% номинальной стоимости акций до дня созыва учредительного со­брания, при условия распределения всех акций среди учредите­лей взнос должен составить не менее 50%. Кроме того, акционер обязан полностью выкупить акции общества не позднее одного года после регистрации акционерного общества.

На учредительной конференции решаются следующие Вопросы:

1. Утверждение акционерного общества (АО).

2. Утверждение устава АО.

3. Утверждение размера уставного фонда (капитала) после Завершения подписки на акции.

4. Выборы руководящих органов АО.

После проведения конференции учредителями осуществля­ется регистрация акционерного общества.

Перед началом деятельности по созданию арт-фирмы необ­ходимо провести маркетинговую разведку и найти свою рыноч­ную нишу, изучив:

A. Политические факторы - стабильность политической сис­темы, формы защиты собственности, возможности инвестиций.

Б. Социально-экономические и культурные факторы - спрос на культурную продукцию, культурные интересы и запросы от­дельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать фирма, возможные конкуренции, движение инфляцион­ных процессов, состояние финансово-кредитной системы.


B. Правовые факторы - наличие и состояние законодатель­ной базы.

При выборе организационно-правовой формы учитываются стартовые условия вновь открывающейся фирмы. Большинство предпринимателей выбирают форму товарищества с ограничен­ной ответственностью (ООО). При этой форме участники обще­ства не отвечают по его обязательствам и несут тот риск убытков, который связан лишь с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

При выборе учредителя следует учитывать такие параметры, как платежеспособность, деловая порядочность, взаимное доверие.

Важным документом, предваряющим начало деятельности коммерческой организации в сфере культуры и искусства, стано­вится бизнес-план.

1. Бизнес-план помогает очертить тот круг проблем, с кото­рыми придется столкнуться директору и коллективу продюсер­ского центра или арт-фирмы в процессе своего функционирова­ния в рыночных условиях.

2. Бизнес-план служит основанием для предполагаемой дея­тельности и оценки ее результатов.

3. Бизнес-план является важным документом для стратеги­ческого планирования, руководства к действию и контроля за ис­полнением намеченных планов.

4. Бизнес-план можно использовать как средство для полу­чения инвестиций.

5. Бизнес-план может служить рекламой предполагаемого творческого проекта или деятельности фирмы в целом, поэтому он должен быть компактным, информационно наполненным и красиво оформленным.

Бизнес-планы могут быть разными по форме, структуре, со­держанию. Оптимальная структура бизнес-плана должна вклю­чать в себя следующие разделы:

- концепция бизнеса и конкретного проекта;

- ситуация на рынке услуг и краткая информация о фирме или проекте;

- характеристика объекта деятельности;

- исследование и анализ рынка, выявление конкурентной ситуации;

- организационный план и правовое обеспечение;

- персонал и управление;

- план деятельности, контроль за исполнением;

- план маркетинговых действий;

- потенциальные риски;

- финансовый план и финансовая стратегия.

Немаловажное значение приобретает и формирование ком­мерческой структуры арт-фирмы, компании, ассоциации, объе­динения. Крупная фирма в сфере музыкального шоу-бизнеса мо­жет включать от семи и более отделов.

Типичная модель крупной фирмы

ОТДЕЛЫ

Маркетинга и промоушн

Артистический менеджмент

Зрелищных мероприятий

Производст­венный отдел

Изучение рынка, поиск новых форм шоу-бизнеса, разра­ботка коммерче­ской стратегии и продвижение вновь созданной творческой про­дукции на рынке

Организация творческого про­цесса исполните­лей, связь с раз­личными органи­зациями, проведе­ние концертов и гастрольных тур­не. Администра­тивно-творческая работа по созда­нию новых «звезд»

Проведение му­зыкальных фес­тивалей, конкур­сов и других концертно-зрелищных ме­роприятий на сценах концерт­ных залов, Дворцов спорта, стадионах Рос­сии и за рубе­жом

Производство сценических ак­сессуаров, му­зыкальных инст­рументов, звуко­вого и светового оборудования, пошив сцениче­ских костюмов; изготовление различных мо­дификаций сцен VHC МС , СО DVO и т. п.

Отдел торговли

Рекламно-издательский отдел

Юридическая служба

Реализация продукции собственного произ­водства, покупка и продажа товаров на­родного потребления с лейблами фирмы, «звезды»

Издательство и реали­зация рекламно-печатной продукции, книг, журналов; созда­ние музыкальных кли­пов, компакт-дисков и видеокассет; пропа­ганда проводимых коммерческо-творческих мероприя­тий в средствах массо­вой информации

Подготовка юридиче­ских документов, свя­занных с деятельно­стью фирмы; защита интересов фирмы в су­де и арбитраже