Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1012

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5Глава ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 2.1. Технология создания арт-проекта

В последние годы в деятельности учреждений культуры и искусства широкое распространение получили новые формы культурной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художест­венной форме.

К примеру, это может быть проект международной выстав­ки, ежегодного «Московского Пасхального фестиваля» симфони­ческой, камерной, духовной и хоровой музыки, ежегодной цере­монии вручения престижной премии тележурналистам «ТЭФИ», проект реконструкции военно-исторического и природного музея «Куликово поле», концерта на Красной площади известного те­нора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Цен­тральном парке культуры и отдыха им. Горького, семейного ве­чера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских из­даний «Обложка года», а также театральные, телевизионные, ки­но-, шоу-, музыкальные и другие проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реали­зации широко применяется понятие «проект» или «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо фор­мы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд» или проект «Народный артист» на канале «Рос­сия»; зарождение новых традиций - проект закладки именной звезды на «Аллее звезд» на площади у концертного зала «Рос­сия», новый оригинальный подход к проведению традиционных праздников или ретро-проекты, раскрывающие новый взгляд на ушедшие старые формы.

Проект сегодня рассматривается как замысел, план, наце­ленный на преобразование, как составная часть, как предвари­тельная модель одной из форм социально-культурной деятельно­сти по реализации разработанной концепции и является обяза­тельным компонентом профессиональной деятельности творче­ской команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учрежде­ния культуры, министерства, инициативы частного лица.

Профессор Пермского университета культуры и искусства Г.М. Кузицына выделяет четыре вида проектных решений, с ко­торыми сталкивается специалист:

а) прогнозное проектирование, в ходе которого разрабаты­вается стратегия развития объекта культуры в определенных ус­ловиях; обосновывается вероятностное решение этого объекта; выявляются перспективные культурные проблемы (проекты, оп­ределяющие стратегические направления в области культуры, искусства, образования, книгопечатания и т. п.);

б) проектное прогнозирование, в ходе которого научно обосновываются этапы прогноза проектов различного уровня («Народное творчество и народные промыслы», «Семья» и т.п.);


в) экспериментальное проектирование представляет собой практическую проверку теоретических моделей, проводимую на определенных уровнях и сферах социально-культурной деятель­ности;

г) текущее, типовое проектирование, в ходе которого раз­рабатываются оперативные, тактические программы, планы, представляющие собой организационные виды деятельности.

Представленные виды проектных решений находятся в диа­лектическом взаимодействии и характеризуются общими, наце­ленными на будущее планами, особенными, связанными с разра­боткой структуры проекта, и специфическими чертами, прису­щими конкретному учреждению культуры, социокультурной ак­ции или объекту.

Процесс проектирования основывается на методологиче­ских принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; проблемно-ситуационном подходе в определении цели, которая направлена на решение задачи обеспечения эффективного воздействия на по­сетителей учреждения культуры в тех или иных социальных си­туациях; ориентировании на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов выявления актуальных и перспек­тивных для определенной социальной среды проблем и совмест­ное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различ­ных организаций по их разрешению; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функциони­ровать.

Выбор методов проектной деятельности определяется таки­ми условиями, как характер самого объекта проектирования (фи­зический объект, форма межличностных отношений, возрожде­ние традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), со­циально-экономическая и социально-культурная ситуация и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрас­тных, социальных, профессиональных групп населения.

Благодаря применению разнообразных методик, при разра­ботке творческого проекта руководитель проекта (продюсер, сце­нарист, режиссер, арт-менеджер) накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социокультурной деятельности, востребованных населением, процессах взаимодействия социаль­ных общностей в решении текущих задач.

Рассматривая проблемы педагогического проектирования, Т. Смысловская выделила макро- и микроэтапы, характерные для данного процесса.

1-й этап - подготовительный, включающий принятие ре­шения о необходимости проектирования новой системы, формы; выбор базовой модели проектирования; создание и запуск систе­мы управления проектом; формирование рабочих проектных групп, налаживание коммуникации; ресурсное обеспечение


проектных групп.

2-й этап - основной, включающий анализ и прогноз ситуа­ции в значимой внешней среде; анализ и прогноз требований к системе, форме; анализ состояния и достижений действующей системы или формы; проблемный анализ действующей системы, формы и ее компонентов; генерация проектных идей для образа новой системы; создание целостного проекта новой системы, формы, его редактирование и оформление.

3-й этап - завершающий, включающий самооценку полу­ченного проекта; независимую экспертизу проекта; доработку проекта и принятие решения по его освоению.

Однако проектные технологии в сфере культуры и искусст­ва имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого ви­да творческой деятельности.

Художественный проект - это своеобразный ответ на «со­циальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. Это может быть празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или междуна­родный проект «Миллениум - 2000», проект, ориентированный на конкретный коллектив, личность, возрастную группу (проект областного праздника художественного творчества детей «Воз­душные замки Заполярья»), празднование исторического события (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общест­венно-политическая акция, национальный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект помогает ме­неджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкурен­ции, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработ­кой и реализацией.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансо­вые и рыночные аспекты деятельности:

- во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;

- во-вторых, проект становится документом, который опре­деляет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;

- в-третьих, проект в большинстве случаев может быть ис­пользован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей фи­нансирования проекта;

- в-четвертых, проект обязательно рассматривается как до­кумент, восприимчивый для различного рода нововведений (ор­ганизационных, информационных, технических, технологиче­ских, экономических и т.п.);

- в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагае­мой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточ­кой проектной организации. Он должен быть компактным, кра­сиво оформленным и информационно-насыщенным;


- в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчи­ков идти на риск и является развернутым документом, страхую­щим успех;

в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках всей страны или одного региона могут разрабаты­ваться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности страны, региона, конкрет­ных учреждений культуры, так и отдельные проекты, связанные с освоением одного из направлений общей программы, ориентиро­ванного на разработку отдельной формы или конкретного ново­введения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разра­ботки и осуществления могут корректироваться и даже пересмат­риваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в це­лом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функ­ции и результаты деятельности:

Схема работы над проектом

Этапы работы над проектом

Результаты деятельности

Функции

Подготовительный этап

Цель

Целеполагание

Диагноз

Диагностическая

Прогноз

Прогностическая

Проект

Проективная

План

Планирование

Этап реализации

Информация

Информационная

Организация

Организационная

Оценка, контроль, коррекция

Оценочная, контрольная, коррекционная

Этап завершения

Результат

Аналитическая

Как видно из предложенной схемы работа над проектом на­чинается с определения и решения трех основных задач: целепо­лагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывается общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредители, ме­сто проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия.

При получении благоприятного прогноза на реализацию по­ставленной цели специалист приступает к собственно проектиро­ванию модели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки получен­ных результатов.

На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное решение предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ.

Подготовительный этап работы над творческим проектом



1. Уточнение проблемы, изучение запросов и интересов аудитории

2. Конкретизация темы, формулировка идеи, цели, задач

3. Обоснование выбора формы, жанра

4. Поиск художественного образа

5.Определение композиционного построения сценария (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), отбор, формирование содержания

6.Предварительный план-график выполнения проекта

7. Предполагаемый расчет расходов и доходов


На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки воз­врата заемных средств (если в этом возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, ука­зываются условия для потенциального инвестора или кредитора, для возможной государственной поддержки проекта органов ме­стного самоуправления, соучредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовываться. Обос­новываются ключевые факторы успеха: фактор выигрышного времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесообразно подгото­вить три возможных варианта реализации проекта: оптимистиче­ский, пессимистический и наиболее вероятностный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, которые могут воз­никнуть при реализации проекта.

Следующий этап работы над творческим проектом называ­ется организационно-творческий и включает следующие проце­дурры.








Организационно-творческий этап работы над проектом

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается не­посредственная работа над организационно-управленческой сто­роной реализации проекта на практике. На этом этапе работы над проектом определяются формы и методы управления проектом, дается характеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта (возраст, пол, образование, послужной список, квалифи­кация), оценивается конъюнктура рынка, определяются органи­зации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора (конкурс или любой другой вид кас­тинга) как внутри проекта (для участников), так и для зрителей, посетителей.

Также на этом этапе проекта утверждаются творческие кол­лективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реализации проекта, доказательно обосновывается ис­пользование различных технических средств: световой и сцени­ческой техники, лазерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художественно-декорационного решения. С этой целью предлагаются макеты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические характеристики предлагаемой к использованию техники.