ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1012
Скачиваний: 2
5Глава ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 2.1. Технология создания арт-проекта
В последние годы в деятельности учреждений культуры и искусства широкое распространение получили новые формы культурной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме.
К примеру, это может быть проект международной выставки, ежегодного «Московского Пасхального фестиваля» симфонической, камерной, духовной и хоровой музыки, ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам «ТЭФИ», проект реконструкции военно-исторического и природного музея «Куликово поле», концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, семейного вечера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», а также театральные, телевизионные, кино-, шоу-, музыкальные и другие проекты.
В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект» или «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд» или проект «Народный артист» на канале «Россия»; зарождение новых традиций - проект закладки именной звезды на «Аллее звезд» на площади у концертного зала «Россия», новый оригинальный подход к проведению традиционных праздников или ретро-проекты, раскрывающие новый взгляд на ушедшие старые формы.
Проект сегодня рассматривается как замысел, план, нацеленный на преобразование, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учреждения культуры, министерства, инициативы частного лица.
Профессор Пермского университета культуры и искусства Г.М. Кузицына выделяет четыре вида проектных решений, с которыми сталкивается специалист:
а) прогнозное проектирование, в ходе которого разрабатывается стратегия развития объекта культуры в определенных условиях; обосновывается вероятностное решение этого объекта; выявляются перспективные культурные проблемы (проекты, определяющие стратегические направления в области культуры, искусства, образования, книгопечатания и т. п.);
б) проектное прогнозирование, в ходе которого научно обосновываются этапы прогноза проектов различного уровня («Народное творчество и народные промыслы», «Семья» и т.п.);
в) экспериментальное проектирование представляет собой практическую проверку теоретических моделей, проводимую на определенных уровнях и сферах социально-культурной деятельности;
г) текущее, типовое проектирование, в ходе которого разрабатываются оперативные, тактические программы, планы, представляющие собой организационные виды деятельности.
Представленные виды проектных решений находятся в диалектическом взаимодействии и характеризуются общими, нацеленными на будущее планами, особенными, связанными с разработкой структуры проекта, и специфическими чертами, присущими конкретному учреждению культуры, социокультурной акции или объекту.
Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; проблемно-ситуационном подходе в определении цели, которая направлена на решение задачи обеспечения эффективного воздействия на посетителей учреждения культуры в тех или иных социальных ситуациях; ориентировании на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов выявления актуальных и перспективных для определенной социальной среды проблем и совместное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различных организаций по их разрешению; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.
Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), социально-экономическая и социально-культурная ситуация и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, профессиональных групп населения.
Благодаря применению разнообразных методик, при разработке творческого проекта руководитель проекта (продюсер, сценарист, режиссер, арт-менеджер) накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социокультурной деятельности, востребованных населением, процессах взаимодействия социальных общностей в решении текущих задач.
Рассматривая проблемы педагогического проектирования, Т. Смысловская выделила макро- и микроэтапы, характерные для данного процесса.
1-й этап - подготовительный, включающий принятие решения о необходимости проектирования новой системы, формы; выбор базовой модели проектирования; создание и запуск системы управления проектом; формирование рабочих проектных групп, налаживание коммуникации; ресурсное обеспечение
проектных групп.
2-й этап - основной, включающий анализ и прогноз ситуации в значимой внешней среде; анализ и прогноз требований к системе, форме; анализ состояния и достижений действующей системы или формы; проблемный анализ действующей системы, формы и ее компонентов; генерация проектных идей для образа новой системы; создание целостного проекта новой системы, формы, его редактирование и оформление.
3-й этап - завершающий, включающий самооценку полученного проекта; независимую экспертизу проекта; доработку проекта и принятие решения по его освоению.
Однако проектные технологии в сфере культуры и искусства имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого вида творческой деятельности.
Художественный проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. Это может быть празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или международный проект «Миллениум - 2000», проект, ориентированный на конкретный коллектив, личность, возрастную группу (проект областного праздника художественного творчества детей «Воздушные замки Заполярья»), празднование исторического события (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, национальный праздник и т.д.
Грамотно разработанный творческий проект помогает менеджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкуренции, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработкой и реализацией.
В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и рыночные аспекты деятельности:
- во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;
- во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;
- в-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования проекта;
- в-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, восприимчивый для различного рода нововведений (организационных, информационных, технических, технологических, экономических и т.п.);
- в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагаемой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточкой проектной организации. Он должен быть компактным, красиво оформленным и информационно-насыщенным;
- в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развернутым документом, страхующим успех;
— в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.
В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.
В рамках всей страны или одного региона могут разрабатываться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности страны, региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, связанные с освоением одного из направлений общей программы, ориентированного на разработку отдельной формы или конкретного нововведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться.
Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и результаты деятельности:
Схема работы над проектом
Этапы работы над проектом |
Результаты деятельности |
Функции |
Подготовительный этап |
Цель |
Целеполагание |
|
Диагноз |
Диагностическая |
|
Прогноз |
Прогностическая |
|
Проект |
Проективная |
|
План |
Планирование |
Этап реализации |
Информация |
Информационная |
|
Организация |
Организационная |
|
Оценка, контроль, коррекция |
Оценочная, контрольная, коррекционная |
Этап завершения |
Результат |
Аналитическая |
Как видно из предложенной схемы работа над проектом начинается с определения и решения трех основных задач: целеполагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывается общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредители, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия.
При получении благоприятного прогноза на реализацию поставленной цели специалист приступает к собственно проектированию модели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов.
На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное решение предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ.
Подготовительный этап работы над творческим проектом
1. Уточнение проблемы, изучение запросов и интересов аудитории |
2. Конкретизация темы, формулировка идеи, цели, задач |
3. Обоснование выбора формы, жанра |
4. Поиск художественного образа |
5.Определение композиционного построения сценария (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), отбор, формирование содержания |
6.Предварительный план-график выполнения проекта |
7. Предполагаемый расчет расходов и доходов |
На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заемных средств (если в этом возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, для возможной государственной поддержки проекта органов местного самоуправления, соучредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы успеха: фактор выигрышного времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесообразно подготовить три возможных варианта реализации проекта: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятностный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, которые могут возникнуть при реализации проекта.
Следующий этап работы над творческим проектом называется организационно-творческий и включает следующие процедурры.
Организационно-творческий этап работы над проектом
После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непосредственная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. На этом этапе работы над проектом определяются формы и методы управления проектом, дается характеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта (возраст, пол, образование, послужной список, квалификация), оценивается конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора (конкурс или любой другой вид кастинга) как внутри проекта (для участников), так и для зрителей, посетителей.
Также на этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реализации проекта, доказательно обосновывается использование различных технических средств: световой и сценической техники, лазерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художественно-декорационного решения. С этой целью предлагаются макеты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические характеристики предлагаемой к использованию техники.