ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 355
Скачиваний: 1
В-четвертых, в свете представления об основных функциях культуры возможна более конкретная многоаспектная оценка культурных явлений. Нередко мы оцениваем бытовое пьянство как отрицательное явление, не выясняя тех скрытых или полускрытых функций, которые оно может иметь, например, снятие психических напряжений, отвлечение от политики, удовлетворение каких-то бессознательных витальных влечений, не удовлетворяемых в семье. Для устранения отрицательных явлений, “вывода” их из культуры, необходимо искать им функциональную замену, создавать новые формы развлечений, активизировать политическую жизнь, укреплять семью и т.п. При этом конструктивные, созидательные шаги должны предприниматься раньше, чем запретительные.
В-пятых, проблемы инноваций, культурного планирования и проектирования должны изучаться с функциональной точки зрения. Например, ставится вопрос о создании крупного культурного развлекательного центра в городе. Такой центр потребует больших вложений, но будет ли он успешно функционировать? Нередко начинают прорабатывать инженерные, технические, экономические детали проекта, не обсудив предварительно его социальных функций и возможных функциональных альтернатив. Может быть, вместо крупного центра выгоднее и разумнее построить несколько мелких? Нужно задать вопрос: какие задачи мы хотим решить с помощью предлагаемой инновации? Насколько актуальны эти задачи? Какие существуют вообще пути решения этих задач? Является ли предлагаемый путь лучшим из всех возможных?
Общество должно сознательно и вдумчиво выбирать между вариантами культурного развития, рационально распределять ресурсы, человеческую энергию, исходя при этом не из задачи поднять уровень производства, а из структуры реальных потребностей и функциональных связей.
В Советским Союзе культурное планирование, как экономическое, нередко шло “от достигнутого”. Если в текущем году у нас было столько-то кинотеатров, бассейнов, театров, газет, журналов, клубов, стадионов, телевизоров и т. п., то в текущей пятилетке предполагалось увеличить все эти показатели на определенный процент. При этом не выяснялось, как будут вести себя будущие потребители планируемых к производству культурных благ, что они предпочтут выбрать, когда возникнет дефицит времени и средств? Чтобы решить, нужно или не нужно увеличивать количество кинотеатров, необходимо знать, зачем люди ходят в кино, какие именно потребности они там удовлетворяют. Будут ли они чаще посещать кино, если появятся иные, более активные формы проведения досуга? Как скажется на посещаемости кино распространение видеотехники? Можно предположить, что кино окажется менее действенным, чем раньше, видом развлечений, но его роль в популяризации знаний, обучении может стать выше. Тогда лучше строить киноустановки при лекториях, школах, институтах. Возможно, следует объединить кинопросмотры с обсуждением каких-то социальных или художественных проблем, с другими формами культурной работы.
Нельзя рассматривать культурное производство как самоцель. Бессмысленно говорить, что “нужно больше культуры”. Какой культуры? Ради каких целей? Культурный прогресс не есть количественный рост культурного производства и потребления. Критерии прогресса культуры, опирающиеся на количественные показатели, ничего не говорят о духовном самочувствии личности. Прогресс состоит в развитии человека, его духовных и социальных потенций (86; 78-79).
-
Что представляет собой культура как отрасль народного хозяйства?
Следует различать культуру как среду общественно-полезной деятельности народных масс и как отрасль народного хозяйства.
Вслед за культурологической характеристикой "культуры" необходимо дать последней характеристику экономическую Удачное структурирование отраслей народного хозяйства позволяющее нам достаточно полно и наглядно представить место "культуры и искусства" в жизни общества находим в учебном пособии "Экономика культуры", подготовленном Ф.Ф. Рыбаковым и А.З. Алейником.
Народное
хозяйство четко подразделяется ими на
производственную и
непроизводственную
сферы. В свою очередь, непроизводственная
сфера включает включает жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание,
здравоохранение физическую культуру,
социальное обеспечение, культуру
и искусство,
науку и научное обслуживание, кредитную
систему, государственное страхование,
народное образование, органы
государственного и хозяйственного
управления. Собственно, о чем-то подобном
мы уже вели речь в предыдущей главе,
здесь же необходимо сделать следующий
шаг: попытаться как-то сгруппировать
названные сферы и отрасли Ф Ф. Рыбаков
и А.З. Алейник предлагают образовать из
перечисленных сфер деятельности три
самостоятельные группы.
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ за пределами непосредственного производства. Эти отрасли связаны с движением продукта, доведением его до потребителя. Сюда относятся, в частности, коммунальное хозяйство, кредитование, государственное страхование и др.
2. Отрасли, целью функционирования которых является развитие способностей человека поддержание его здоровья, формирование и удовлетворение культурных потребностей. Иными словами, эта группа отраслей непроизводственной сферы непосредственно участвует в воспроизводстве рабочей силы.
3. Отрасли, обеспечивающие некоторые потребности общества как единого целого. Сюда отнесены управление, охрана и укрепление всех форм безопасности государства и т.д.
Итак,
мы видим, что социально-культурная сфера
занимает в приведенной классификации
вторую позицию. Вслед за идентификацией
"культуры и искусства" в качестве
отрасли
народного хозяйства необходимо
структурировать отрасль вглубь. Структура
отрасли довольно сложна, она охватывает,
в свою очередь, ряд областей трудовой
профессиональной деятельности,
представляющих собой довольно автономные
подотрасли.
К их числу относятся: культурное
просвещение, театрально-концертная
деятельность киновидеопрокат,
изобразительное искусство, краеведение,
охрана памятников истории и культуры,
туризм, радио, печать, телевидение,
издательское дело книжная
торговля,
историко-архивное дело,
шоу-бизнес, подготовка и переподготовка
кадров для отрасли, система
материально-технического снабжения (в
т.ч. за счет внутриотраслевого производства
средств труда: транспорта, технических
средств, музыкальных инструментов,
культинвентаря и т.д. и т. п.).
Но и на этом структурирование культуры и искусства не заканчивается. В каждой из подотраслей можно выделить и более частные направления деятельности. Так, например, культурное просвещение можно представить в виде ряда близких сфер деятельности: клубная деятельность, информационно-библиотечное обслуживание, работа парков культуры и отдыха, музейное дело и т.д.
Хозяйственная деятельность и управленческие отношения в социально-культурной сфере регулируются в настоящее время Конституцией Российской Федерации и рядом Законов, а также подзаконных нормативных актов В целом ряде статей Основного закона зафиксированы права граждан Российской Федерации на пользование достижениями культуры, обоснованы условия для полнокровной культурно-творческой деятельности, сформулированы принципиальные положения о социальной миссии культуры и искусства, их роли в развитии личности, в духовном возрождении общества. Достаточно привести лишь отдельные извлечения из текста Конституции, чтобы убедиться: функциониоование характеризуемой нами отрасли базируется сегодня на серьезной правовой основе.
Статья 7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Статья 26. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37. Каждый имеет право на отдых.
Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Каждый имеет право на участие в культурной лизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям...
Права и обязанности Государства в области культуры определены другим важным документом — "Основами законодательства Российской Федерации о культуре". Органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления приписывается: поощрять, в том числе и через налоговую ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами; стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материальной базы.
Кроме того, в настоящем документе определена компетенция в области культуры Федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления.
-
В последнее время все чаще употребляется понятие “Социально-культурная сфера”. Что оно означает?
Понятие “социально-культурная сфера” сегодня трактуется исключительно широко. Она, в частности, включает в себя привычные для нас культуру и искусство, а кроме того охватывает физическую культуру и спорт (пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых спортивных праздников и иных подобных акций), туризм (культурные программы во время отечественных и международных туров), здравоохранение (культурно-массовая работа в санаторно-курортных зонах), образование (внеучебная работа в общеобразовательных школах и профтехучилищах, высших и средних учебных заведениях, а также начальное художественное образование и подготовка кадров для отрасли культуры), отдельные стороны социальной работы. К социально-культурной сфере относят сегодня и средства массовой информации, включая радио, телевидение, печать, книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, Интернет-системы и пр. Как видим, развернуться здесь есть где. Но и проблем в этой сфере немало.
Более наглядно структура социально-культурной сферы представлена на рис.2.
Отрасли социально-культурной сферы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СМИ и информ. технологии |
|
Народное образование |
|
Здравоохр. и соц. обеспечение |
|
Культура и искусство |
|
Физкультура и спорт |
|
Общественные объединения |
|
Туризм |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Подотрасли культуры и искусства |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массовое культурное обслуживание |
|
|
Искусство |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебные заведения |
|
Парки, зоопарки |
|
Библиотеки |
|
Клубы |
|
Музеи |
|
Равзлек.учреждения |
|
Кино, видео прокат |
|
Детские учреждения |
|
СМИ |
|
|
Учебные заведения |
|
Концертные залы |
|
Художеств. коллективы |
|
Цирк |
|
Театры |
|
Галереи, выставочные залы |
|
Киностудии |
|
Народные худ.промыслы и ремесла |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Индустрия культуры |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технические |
|
Научные |
|
Учебные |
|
Детские |
|
Массовые |
|
Ведомственные |
|
Типографии |
|
Кино- видео Производство |
|
Производство средств культ. обслуживания |
|
Оперы и балета |
|
ТЮЗы |
|
Драматические |
|
Кукол |
|
Эстрады |
|