ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Среди институтов социально-культурной сферы - учреждения искусств, образовательно-воспитательные учреждения, научно-просветительные и культурно-досуговые учреждения, культуроохранительные институты, средства массовой информации, санаторно-курортные и физкультурнооздоровительные комплексы, туристско-экскурсионные учреждения, нетрадиционные (коммерческие, развлекательные) учреждения и, как создатели средств труда, различные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские; фирмы и пр.). С полным основанием к числу институтов социально-культурной сферы следует отнести и современные органы отраслевого управления - департаменты, советы, комитеты, управления, отделы , министерства и ведомства.

Необходимо сказать и о тенденциях развития социально-культурной сферы, своего рода направлениях или векторах, определяющих характер и содержание протекающих здесь процессов, будь то федеральный, региональный или муниципальный уровень. Важно подчеркнуть, что все три названных уровня развития социально-культурной сферы одинаково важны, поскольку из малого довольно часто вырастает что-то если не великое, то во всяком случае значимое, представляющее политический, экономический, социально-психологический или какой-то иной интерес. В особенности на это надо бы обращать внимание сегодня, когда общество буквально по крупицам восстанавливает утраченное и столь же кропотливо отслеживает нарождающееся, требующее прежде всего идентификации и осмысления, и только потом поддержки и всеобщего, распространения. Общее, особенное и единичное в социально-культурной сфере проявляется ежедневно, если не ежечасно. Важно только не потерять ощущения четкой направленности и содержательной определенности протекающих на наших глазах .или при нашем непосредственном участии .событий культурной жизни.

Какие же тенденции развития социально-культурной сферы наблюдаются в наши дни? Как работникам отрасли, волонтерам и активистам, наконец отдельно взятым гражданам, на них реагировать?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на продолжающуюся деиделогизацию социально-культурной деятельности, начавшуюся практически одновременно с исключением из Конституции приснопамятной статьи о руководящей роли КПСС. Случившийся тогда идеологический “обвал” существенно изменил отношение значительной части общества и к культуре и к культработникам. Последние утратили статус “идеологических бойцов” и выпали из номенклатуры партийных комитетов. Прекратив политическую трескотню и барабанные бои, культработники стали искать новые точки опоры; обретя известную свободу, многие не знали, как ею воспользоваться. Неожиданно маятник качнулся в сторону религии и веры, однако начавшаяся эпоха религиогизации мало что дала культучреждениям, они еще и сегодня не вышли на открытый диалог с церковью, хотя вслед за Президентом и губернаторами, вероятно, в силу подражания, посещают соборы и храмы, отправляют соответствующие обряды и крестят свои еще вчера “атеистические лбы”.


Другой важной тенденцией развития социально-культурной сферы России является деполитизация социально-культурной деятельности. Политические потрясения последних 15 лет, фактически смена общественно-политической парадигмы развития общества, повальное создание и быстрое исчезновение многочисленных и разноликих партий и течений, плюрализм концепций и платформ, борьба фракций и группировок, развал политических молодежных и детских организаций, распад СССР и создание СНГ, развал социалистического лагеря – всех это выпало на долю одного поколения работников социально-культурной сферы. Как во всем этом разобраться, какую позицию занять, чью сторону принять в политических баталиях? Растерявшийся работник культуры на всякий случай занял нейтральную позицию. Он попросту игнорирует все и всякие политические события и/или реагирует на них неадекватным образом, порой устраивая “пир во время чумы”. Между тем, жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, А чтобы разобраться в происходящих политических событиях, надо заняться… политическим самообразованием. От уровня общественно политической зрелости современных кадров отрасли, как бы спорно это сегодня не звучало, во многом зависят содержание, качество, размах и результативность деятельности любого учреждения культуры, искусства, начального художественного образования, да и общественных организаций социально-культурной сферы тоже.

Третья тенденция развития социально-культурной сферы - все более углубляющая регионализация. Регулирование социально-культурных процессов на региональном уровне – ведение времени. Слишком велика территория России, слишком не похожи один на другой различные ее регионы, слишком разные задачи выдвигает жизнь перед работниками социально-культурной сферы, практикующим в Чечне и Бурятии, Калининграде и Владивостоке, Сочи и Норильске… Именно на региональном уровне можно полнее всего учесть культурные запросы и духовные потребности приоритетных социальных групп, именно здесь удобнее всего решать экономические, кадровые, материальные проблемы культуры. Именно на региональном уровне реальнее всего собрать в единый кулак все заинтересованные общественные силы, сконцентрировать усилия всех заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности. Что касается сибирских и дальневосточных регионов страны, то здесь уже накоплен значительный позитивный опыт в разработке и реализации разнообразных культурных программ. В городах и селах Сибири успешно проводятся фестивали художественного творчества, создаются и реализуются программы эстетического всеобуча, устраиваются физкультурно-спортивные праздники, ведется работа с социально незащищенными слоями и группами населения, решаются вопросы финансирования, на протяжении теперь уже десятилетий готовятся высококвалифицированные кадры для отрасли.


Каждому региону, каждому сибирскому мегаполису и сельскому населенному пункту сегодня нужна своя культурная политика. Что это означает?

В каждом областном центре и каждом муниципальном образовании необходимо вести систематическую работу по выявлению, учету и охране культурного наследия. И относиться к нему нужно бережно, по-хозяйски.

Однако из приоритетных направлений в культурной политике всякого региона – сохранение и развитие национальных культурных традиций. Начало этому уже положено: повсеместно создаются национально-культурные центры, возрождаются промыслы и ремесла, получает поддержку фольклор.

Четвертая тенденция развития социально-культурной сферы – ее коммерциализация. Так получается, что у Российского государства денег на культуру хронически не хватает. По имеющимся у меня данным, в 2001 году на культуру России было потрачено лишь 0,45% государственного бюджета. Не лучше обстояли дела и в 2002 году. Доказывать, что это крайне мало – терять время. Центр тяжести в вопросах финансирования отрасли переместился в регионы. Но ведь регион региону – рознь. Там, где регион богат сырьевыми ресурсами, где промышленность уже “поднялась с колен”, где налажены межнациональные экономические связи, где, наконец, губернаторы и мэры осознают созидающую роль культуры – там, как показывает практика, вполне можно жить, работать и успешно решать проблемы социально-культурного развития региона. Но много ли таких “оазисов” отыщется в России?

Сфера культуры, и это уже ни для кого не секрет, оказалась менее всего подготовленной к рыночным преобразованиям. Сказываются несовершенство законодательной базы, отсутствие у работников отрасли достаточного опыта коммерческой деятельности, торопливая и неуклюжая приватизация объектов культуры, вздорожание средств труда: транспорта, инструментов, аудиовизуальной техники, литературы, рекламных услуг и пр.


    1. Что такое “социально-культурная деятельность”?


Все, что в социально-культурной сфере планируется и осуществляется, именуется теперь социально-культурной деятельностью.

Под социально-культурной деятельностью понимается обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и на любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием культурных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.


Так раскрывает содержание (основные направления) социально-культурной деятельности М.А. Ариарский.

Уместно заметить, что социально-культурная деятельность не является “выскочившей неизвестно откуда”. На необъятных просторах современной России она развивается и эволюционизирует, опираясь на лучшие традиции своих предшественниц : внешкольная работа (конец 19 - начало 20 вв.), политико-просветительная работа (20-30 гг. минувшего столетия), культурно-просветительная работа (40-90 гг.) и культурно-досуговая деятельность (последнее десятилетие ушедшего века). Что же касается правового поля социально-культурной деятельности, то оно определено “Основами законодательства РФ о культуре” еще в 1992 году. Там культурная деятельность трактуется как “процесс выявления, сохранения и формирования, распространения и освоения культурных ценностей”.

При этом социально-культурная деятельность квалифицируется как ведущая цель государственной культурной политики.

Культурологи и педагоги сумели сформулировать и функции социально-культурной деятельности: адаптивно-нормативную, образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую, эколого-охранительную, информационно-просветительную, интегративно-коммуникативную, рекреативно-развлекательную и др.

За кажущимися мудреными функциями социалыю-культурной деятельности скрываются весьма важные и ответственные функциональные задачи: социализация личности, всестороннее воспитание подрастающих поколений, организация культурного общения людей в сфере свободного времени, развитие творческих (художественных, научных, технических, прикладных) способностей, содействие непрерывному самообразованию, духовное обогащение личности, содействие социальной адаптации и стимулирование духовной реабилитации, воспитание и стимулирование духовной активности личности и др.

В реальной жизни эти высокие по своему социальному значению задачи выливаются в весьма богатое и разнообразное содержание социально-культурной деятельности, включающее охрану памятников истории и культуры, творческое развитие личности, организацию отдыха и культурных развлечений, развитие образования и самообразования, социальную защиту и реабилитацию, приобщение людей к политической и экономической культуре, возрождение народных промыслов, ремесел, фольклора, эстетический всеобуч, приобщение к миру прекрасного, физическое оздоровление и пропаганда здорового образа жизни, патриотическое воспитание, возрождение и развитие национальных культур.

При столь богатом и разнообразном содержании социально-культурной деятельности нечего удивляться и значительному составу занимающихся ею субъектов. Среди них: семья, различные социально-культурные институты, общественность, творческие объединения, средства массовой информации и, конечно же, сам, человек, формирующаяся личность. В каждом российском регионе, создана или создается неповторимая инфраструктура социально-
культурной сферы
, включающая материальные, организационные, финансово-экономические, кадровые, информационно-методические, маркетинговые условия и факторы, в конечном счете обеспечивающие удовлетворение и развитие духовных потребностей граждан страны, иначе говоря, создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие культурных ценностей и благ.


За рубежом так же существуют аналогичные социально-культурные системы, подчас имеющие сходные названия. Но вот что касается сущности и содержания социально-культурной деятельности, то последняя отличается в России целым рядом исторически сложившихся, внутренне обусловленных, устойчивых взаимосвязей, складывающихся и проявляющихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Это своего рода закономерности, выгодно отличающие отечественную социально-культурную деятельность от зарубежных аналогов.

Так, к числу закономерностей социально-культурной деятельности в России относят в наше время ее гуманистическую направленность, творческие начала, инновационный характер нововведений, целенаправленное
формирование интересов , сознательное формирование и возвышение
духовных потребностей, гармонизацию личных, коллективных, групповых и общественных интересов, оптимальное сочетание административного руководства (деятельность профессионалов) и общественного самоуправления (усилия волонтеров, активистов- общественников), а в последние годы - разумное сочетание коммерческих начал с нонпрофитной культурно-досуговой деятельностью и благотворительностью.


    1. Какие особенности прослеживаются в управлении культурыми организациями и учреждениями?


В управлений культурой в целом и отдельными организациями отрасли
есть немало особенностей, которые необходимо брать в расчет при разработке и осуществлении управленческих решений. В чем эти особенности?

Во-первых, в сфере культуры нет ни предмета, ни средств труда, с которыми бы люди вступали во взаимодействие, как это происходит в сфере материального производства. Главное здесь — информационное взаимодействие между людьми, производящими и реализующими культурные ценности, и людьми, их потребляющими. Даже средства массовой информации с их довольно внушительной оснащенностью — не более чем своеобразные каналы передачи информации. В качестве исключения можно назвать немногочисленные специализированные предприятия отрасли, производящие автомобили (автоклубы, библиобусы), театральное оборудование, музыкальные инструменты и т п. атрибуты культурно-творческой деятельности. Здесь мы встречаемся действительно с элементами материального производства, не имеющего однако самодовлеющего значения по отношению к культурно-творческой деятельности как таковой.

Человека, воспринимающего культурную информацию, нельзя рассматривать как пассивный объект внешнего воздействия. Воспринимая информацию (научную, художественную, техническую), человек осмысливает ее, анализирует, принимает или отвергает, то есть действует как субъект информационно-культурного обмена.

Во-вторых, человек, включенный в систему духовного взаимодействия, — это не абстрактное существо. Он одновременно принадлежит к числу лиц определенного пола, имеет свою профессию, род деятельности, свои ценностные ориентации и вкусы, у него есть определенные интересы и потребности, он обладает своеобразным характером и темпераментом, принадлежит к определенному слою общества или социальной группе. В итоге — возникает исключительно многообразный “материал”, который надо непрерывно изучать, если работники социально-культурной сферы всерьез намерены формировать и удовлетворять духовные потребности граждан.