ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
В-третьих, следует иметь в виду, что не только общество воздействует на личность, но и личность влияет на развитие общественных процессов, как выражался К. Маркс "творит окружающие ее обстоятельства". Это взаимовлияние регулирует и культурно-творческие процессы, о чем не следует забывать ни на час, если мы намерены усовершенствовать общество и осчастливить его граждан, удовлетворяя их духовные потребности и желания.
В-четвертых, в сфере культуры, как нигде в другой области человеческого общения и деятельности, проявляется избирательность внимания эмоциональная окрашенность представлений о жизни и искусстве духовные потребности и интересы, симпатии и антипатии, увлечения и способности. Все это крайне важно учитывать как в работе с персоналом организаций, так и в общении с потребителями культурных благ, которые создаются не только в присутствии потребителей, но, что важнее всего подчеркнуть, с их участием.
В-пятых, способы оценки результатов труда и эффективности управленческой деятельности в сфере культуры существенно отличаются от аналогичных параметров в сфере материального производства. Количественные параметры можно, конечно, просчитать и здесь, но сложнее всего установить качественные критерии. Одно и то же массовое мероприятие производит на отдельные группы зрителей разное впечатление. Качество оказываемых услуг всякий раз оценивается с субъективных позиций.
В-шестых, в социально-культурной сфере наряду с крупными организациями (предприятиями, учреждениями, учебными заведениями) функционирует немало средних или даже мелких организаций, преимущественно на селе. Они не в состоянии "перекрыть" всех потребностей, желаний потенциальных потребителей как это можно сделать, к примеру, в столице или крупном областном центре. Отсюда — заранее установка на неполную удовлетворенность работой учреждений социально-культурной сферы, даже при бесспорном старании их персонала.
В-седьмых, в сфере культуры мы встречаемся преимущественно с творческим профессиональным трудом, плохо поддающимся нормированию и вообще какой-либо регламентации. Между тем, здесь возникает свое "производство", должны существовать свои планы, программы и т.п. Иначе организация не "удержится на плаву" станет банкротом. В том числе и в финансовом плане.
В-восьмых;
в управлении учреждениями социально-культурной
сферы
не утратил своего значения
принцип оптимального
сочетания
административного руководства и
общественного самоуправления. А
это означает, что в разработке хозяйственных
экономических решений чаще или реже
участвует общественность – волонтеры,
культактив, партнеры. и т д.. Когда счет
идет на определенные денежные суммы
затраты доходы, прибыль), это обстоятельство
приобретает особый смысл: деньги
зарабатываем вместе — профессионалы
и волонтеры, — а судьбу прибыли решает
администрация.
К сказанному остается добавить, что в социально-культурной сфере трудятся люди особого склада. Повышенная эмоциональность, завышенная самооценка, творческие муки, неудовлетворенность собой и коллегами честолюбие и амбициозность — всего этого в культуре достаточно.
-
Что такое “культурная политика”? Каковы её сущность и задачи?
Преимущества капиталистической системы хозяйствования, к которым сегодня приковано внимание многих политологов и экономистов, оказались возможными благодаря прогрессивным формам рыночного хозяйствования, которые нам, живущим в “посткоммунистическом” обществе, приходится мучительно постигать и пытаться внедрять в нашу повседневную жизнь.
На
протяжении длительного времени
марксисты-ленинцы утверждали примат
материального производства и надстроечный
характер социально-культурных процессов.
Если смотреть с узкопрофессиональных
позиций, так оно и есть: нет денег - нет
культуры, “сколько денег - столько и
музыки”. Однако, если взглянуть на
взаимосвязь материальных и духовных
оснований с учетом человеческого
фактора,
придется признать, что в истории России
найдется немало примеров того, что
своевременные общественные преобразования
по-своему предопределяли поступательное
развитие экономики. Так, принятие
христианства ускорило развитие русских
земель; социально-культурные преобразования
Петра Великого привели к бурному развитию
российской экономики; либеральные
реформы Александра II
открыли путь к серьезным экономическим
преобразованиям и т.п. Российские
культурологи настойчиво педалируют на
мысль о приоритетности культурного
развития общества, утверждая при этом,
что техногенная эра завершилась и что
на смену ей приходит эра культу роге
иная. По мнению отечественных философов,
Россия двадцать первого столетия
должна опереться на культуру, как на
рычаг экономических преобразований. А
для того, чтобы это реально происходило,
необходимо, во-первых, определить пути
и средства вовлечения человека во все
сферы культурного бытия; во-вторых,
выработать у человека умения и навыки
культурной деятельности, сформировать
своего рода “культурно-досуговую
компетентность”; в-третьих, научить
человека жить по законам культуры
цивилизованного общества, причем во
всех сферах жизнедеятельности - будь
то труд, учеба, воинская служба или сфера
быта; в-четвертых, сформировать личностную
культуру во всем ее полиаспектном
содержании : политическом и нравственном,
эстетическом и физическом, экономическом
и правовом, экологическом и
патриотическом.
Жизнь учит: сколь разнообразны проявления культуры личности, столь многолики и проявления бескультурья. Политик, пробирающийся к вершинам власти посредством “административного ресурса”, администратор - автократ, продолжающий строительство промышленного объекта вопреки отрицательному заключению экологов, инженер- атомщик, не обеспечивший безопасной эксплуатации атомного реактора, командир авиалайнера, допустивший к штурвалу своего несовершеннолетнего сына, водитель автобуса, совершивший наезд на пешехода по причине своего нетрезвого состояния, учитель, сводящий счеты с учеником, высказавшим свое неординарное мнение, врач, загубивший жизнь оперируемого пациента в силу своей низкой профессиональной квалификации, агроном, распорядившийся заделывать элитные семена в неподготовленную для этого почву, работник учреждения культуры, демонстрирующий детям видеофильм, предназначенный исключительно для взрослой аудитории... – все это не что иное, как проявление низкой личностной, профессиональной и/или деловой культуры. С такими людьми цивилизованной экономики не построить, во всех этих и подобных случаях надо прежде “построить” личность субъекта экономических преобразований.
Когда мы говорим об обеспечении общедоступности ценностей культуры, то часто сосредоточиваем внимание лишь на платности и/или бесплатности отдельных мероприятий, занятий и т.п. Время заставляет взглянуть на эту проблему более широко, по государственному. Обеспечить доступ к культурным ценностям означает не только предоставить возможность потребления этих ценностей (посещение, просмотр, ознакомление, прочтение и т.п.), но и участия в их создании. Речь идет о вовлечении различных слоев и групп населения в социально-культурное творчество .А эта задача гораздо сложнее.
Еще одной составляющей культурной политики следует назвать превращение культуры в средство единения общества. Именно культура способна сблизить нации и народы, способствовать развитию плюрализма и консенсуса по многим политическим и экономическим вопросам. Но культура ни в коем разе не должна служить средством удовлетворения непомерных амбиций отдельных политиков, быть своего рода заложницей в чьих-то местечковых конфликтов, обслуживать интересы региональной элиты. Социально-культурная деятельность должна служить целям эстетического и нравственного воспитания.
Когда мы говорим о культурном развитии, неправомерно сводить существующие в этой области проблемы только, скажем, к развитию искусства или активизации деятельности клубов и библиотек, что само по себе, конечно же, очень важно. Пришло время озаботиться развитием культуры труда, культуры управления, культуры быта, культуры общения между людьми. 0 такой кулътуре мы вспоминаем до досадного мало, а ведь общество давно страдает от произвола всевозможных “разборок” и “стрелок”, от неуюта в производственных помещениях, от грубости и бестактности в повседневных деловых и межличностных отношениях.
Культурная политика наших дней должна быть сориентирована на развитие общественных начал, благородного спонсорства, меценатства и благотворительности. Именно на этой почве может возникать и развиваться единение субъектов социально-культурной деятельности. Без развития общественной инициативы культуру “реанимировать” не удастся.
Пришло время повсеместного внедрения маркетинговых технологий, но как раз в социально-культурной сфере дела с маркетингом обстоят весьма неважно. Вызывает тревогу набирающий силу коммерческий сектор социально-культурной сферы, оказавшийся в руках людей, подчас далеких от проблем культуры, задач воспитания и развития. Их деятельность направлена исключительно на получение прибыли. О качестве же проводимой работы во многих случаях говорить не приходится.
Задача
ученых и практиков социально-культурной
сферы заключается сегодня в том, чтобы
разработать и внедрить эффективные
технологии вовлечения человека в мир
культурной жизни,
способствуя сохранению и дальнейшему
развитию национально-культурных
традиций и национального менталитета,
формировали бы у него избирательное
отношение к информации, научили бы
отличать подлинное искусство от подделок,
помогли бы ему воспринимать и
повивать
реальные, а не иллюзорные или виртуальные
ценности общечеловеческой культуры,
вызывали бы желание преобразовывать
по законам красоты собственную жизнь
и способствовать поступательному
развитию всего общества.