ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, следует иметь в виду, что не только общество воздействует на личность, но и личность влияет на развитие общественных процессов, как выражался К. Маркс "творит окружающие ее обстоятельства". Это взаимовлияние регулирует и культурно-творческие процессы, о чем не следует забывать ни на час, если мы намерены усовершенствовать общество и осчастливить его граждан, удовлетворяя их духовные потребности и желания.

В-четвертых, в сфере культуры, как нигде в другой области человеческого общения и деятельности, проявляется избирательность внимания эмоциональная окрашенность представлений о жизни и искусстве духовные потребности и интересы, симпатии и антипатии, увлечения и способности. Все это крайне важно учитывать как в работе с персоналом организаций, так и в общении с потребителями культурных благ, которые создаются не только в присутствии потребителей, но, что важнее всего подчеркнуть, с их участием.

В-пятых, способы оценки результатов труда и эффективности управленческой деятельности в сфере культуры существенно отличаются от аналогичных параметров в сфере материального производства. Количественные параметры можно, конечно, просчитать и здесь, но сложнее всего установить качественные критерии. Одно и то же массовое мероприятие производит на отдельные группы зрителей разное впечатление. Качество оказываемых услуг всякий раз оценивается с субъективных позиций.

В-шестых, в социально-культурной сфере наряду с крупными организациями (предприятиями, учреждениями, учебными заведениями) функционирует немало средних или даже мелких организаций, преимущественно на селе. Они не в состоянии "перекрыть" всех потребностей, желаний потенциальных потребителей как это можно сделать, к примеру, в столице или крупном областном центре. Отсюда — заранее установка на неполную удовлетворенность работой учреждений социально-культурной сферы, даже при бесспорном старании их персонала.

В-седьмых, в сфере культуры мы встречаемся преимущественно с творческим профессиональным трудом, плохо поддающимся нормированию и вообще какой-либо регламентации. Между тем, здесь возникает свое "производство", должны существовать свои планы, программы и т.п. Иначе организация не "удержится на плаву" станет банкротом. В том числе и в финансовом плане.

В-восьмых; в управлении учреждениями социально-культурной сферы
не утратил своего значения принцип
оптимального сочетания административного руководства и общественного самоуправления. А это означает, что в разработке хозяйственных экономических решений чаще или реже участвует общественность – волонтеры, культактив, партнеры. и т д.. Когда счет идет на определенные денежные суммы затраты доходы, прибыль), это обстоятельство приобретает особый смысл: деньги зарабатываем вместе — профессионалы и волонтеры, — а судьбу прибыли решает администрация.


К сказанному остается добавить, что в социально-культурной сфере трудятся люди особого склада. Повышенная эмоциональность, завышенная самооценка, творческие муки, неудовлетворенность собой и коллегами честолюбие и амбициозность — всего этого в культуре достаточно.


    1. Что такое “культурная политика”? Каковы её сущность и задачи?


Преимущества капиталистической системы хозяйствования, к которым сегодня приковано внимание многих политологов и экономистов, оказались возможными благодаря прогрессивным формам рыночного хозяйствования, которые нам, живущим в “посткоммунистическом” обществе, приходится мучительно постигать и пытаться внедрять в нашу повседневную жизнь.

На протяжении длительного времени марксисты-ленинцы утверждали примат материального производства и надстроечный характер социально-культурных процессов. Если смотреть с узкопрофессиональных позиций, так оно и есть: нет денег - нет культуры, “сколько денег - столько и музыки”. Однако, если взглянуть на взаимосвязь материальных и духовных оснований с учетом человеческого фактора, придется признать, что в истории России найдется немало примеров того, что своевременные общественные преобразования по-своему предопределяли поступательное развитие экономики. Так, принятие христианства ускорило развитие русских земель; социально-культурные преобразования Петра Великого привели к бурному развитию российской экономики; либеральные реформы Александра II открыли путь к серьезным экономическим преобразованиям и т.п. Российские культурологи настойчиво педалируют на мысль о приоритетности культурного развития общества, утверждая при этом, что техногенная эра завершилась и что на смену ей приходит эра культу роге иная. По мнению отечественных философов, Россия двадцать первого столетия должна опереться на культуру, как на рычаг экономических преобразований. А для того, чтобы это реально происходило, необходимо, во-первых, определить пути и средства вовлечения человека во все сферы культурного бытия; во-вторых, выработать у человека умения и навыки культурной деятельности, сформировать своего рода “культурно-досуговую компетентность”; в-третьих, научить человека жить по законам культуры цивилизованного общества, причем во всех сферах жизнедеятельности - будь то труд, учеба, воинская служба или сфера быта; в-четвертых, сформировать личностную культуру во всем ее полиаспектном содержании : политическом и нравственном, эстетическом и физическом, экономическом и правовом, экологическом и
патриотическом.

Жизнь учит: сколь разнообразны проявления культуры личности, столь многолики и проявления бескультурья. Политик, пробирающийся к вершинам власти посредством “административного ресурса”, администратор - автократ, продолжающий строительство промышленного объекта вопреки отрицательному заключению экологов, инженер- атомщик, не обеспечивший безопасной эксплуатации атомного реактора, командир авиалайнера, допустивший к штурвалу своего несовершеннолетнего сына, водитель автобуса, совершивший наезд на пешехода по причине своего нетрезвого состояния, учитель, сводящий счеты с учеником, высказавшим свое неординарное мнение, врач, загубивший жизнь оперируемого пациента в силу своей низкой профессиональной квалификации, агроном, распорядившийся заделывать элитные семена в неподготовленную для этого почву, работник учреждения культуры, демонстрирующий детям видеофильм, предназначенный исключительно для взрослой аудитории... – все это не что иное, как проявление низкой личностной, профессиональной и/или деловой культуры. С такими людьми цивилизованной экономики не построить, во всех этих и подобных случаях надо прежде “построить” личность субъекта экономических преобразований.


Когда мы говорим об обеспечении общедоступности ценностей культуры, то часто сосредоточиваем внимание лишь на платности и/или бесплатности отдельных мероприятий, занятий и т.п. Время заставляет взглянуть на эту проблему более широко, по государственному. Обеспечить доступ к культурным ценностям означает не только предоставить возможность потребления этих ценностей (посещение, просмотр, ознакомление, прочтение и т.п.), но и участия в их создании. Речь идет о вовлечении различных слоев и групп населения в социально-культурное творчество .А эта задача гораздо сложнее.

Еще одной составляющей культурной политики следует назвать превращение культуры в средство единения общества. Именно культура способна сблизить нации и народы, способствовать развитию плюрализма и консенсуса по многим политическим и экономическим вопросам. Но культура ни в коем разе не должна служить средством удовлетворения непомерных амбиций отдельных политиков, быть своего рода заложницей в чьих-то местечковых конфликтов, обслуживать интересы региональной элиты. Социально-культурная деятельность должна служить целям эстетического и нравственного воспитания.

Когда мы говорим о культурном развитии, неправомерно сводить существующие в этой области проблемы только, скажем, к развитию искусства или активизации деятельности клубов и библиотек, что само по себе, конечно же, очень важно. Пришло время озаботиться развитием культуры труда, культуры управления, культуры быта, культуры общения между людьми. 0 такой кулътуре мы вспоминаем до досадного мало, а ведь общество давно страдает от произвола всевозможных разборок” и “стрелок”, от неуюта в производственных помещениях, от грубости и бестактности в повседневных деловых и межличностных отношениях.

Культурная политика наших дней должна быть сориентирована на развитие общественных начал, благородного спонсорства, меценатства и благотворительности. Именно на этой почве может возникать и развиваться единение субъектов социально-культурной деятельности. Без развития общественной инициативы культуру “реанимировать” не удастся.

Пришло время повсеместного внедрения маркетинговых технологий, но как раз в социально-культурной сфере дела с маркетингом обстоят весьма неважно. Вызывает тревогу набирающий силу коммерческий сектор социально-культурной сферы, оказавшийся в руках людей, подчас далеких от проблем культуры, задач воспитания и развития. Их деятельность направлена исключительно на получение прибыли. О качестве же проводимой работы во многих случаях говорить не приходится.

Задача ученых и практиков социально-культурной сферы заключается сегодня в том, чтобы разработать и внедрить эффективные технологии вовлечения человека в мир культурной жизни, способствуя сохранению и дальнейшему развитию национально-культурных традиций и национального менталитета, формировали бы у него избирательное отношение к информации, научили бы отличать подлинное искусство от подделок, помогли бы ему воспринимать и
повивать реальные, а не иллюзорные или виртуальные ценности общечеловеческой культуры, вызывали бы желание преобразовывать по законам красоты собственную жизнь и способствовать поступательному развитию всего общества.




23