Файл: 1. Общая характеристика конституции германской империи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение……………………………………………………………………….…….….3

1. Общая характеристика конституции германской империи…………….…………4

2. Государственное устройство Германии по конституции 1871 г………………....7

Заключение…………………………………………………………………….…..……9

Список использованных источников ……………………………………………......11


Введение
Германская история насчитывает несколько веков, и на этом долгом пути она претерпела множество событий, которые определили развитие страны, придав ее движению своеобразную динамику и направленность.

70-е годы XIX века - особый период в германской истории. В эти годы в сложных внутриполитических и внешнеполитических условиях проходил процесс становления нового объединенного немецкого государства. В это время государственными властями Германии создавалось единое руководство экономикой, налаживалось экономическое взаимодействие немецких государств в рамках федерации, формировалось правовое поле предпринимательской деятельности и т.п.

Имперские власти Германии, учитывая национальные и исторические особенности немецкого общества, убедительно доказали свою способность эффективного управления экономическими процессами. Был создан механизм выстраивания экономического взаимодействия исполнительных органов империи и рейхстага в рамках федеративного государства. Использование принципов федерализма и унитаризма имперскими властями позволило эффективно реализовать все имеющиеся возможности для экономического роста Германии.

Без исследования немецкой модели формирования единой экономической политики, названной в последствии «новой экономической политикой», которая в короткий срок превратила германскую империю в одного из мировых экономических лидеров, невозможно воссоздать полную и всеобъемлющую историческую картину развития Германии в Новое время. [2, c.26]

Интерес к теме вызван тем, что эффективные политико-правовые основы Германской империи и ее военно-политические амбиции были идейно связаны и воплощены правящей консервативной элитой. Прусская модель государственности, взятая за основу в империи и сделавшая Германию мировым лидером в различных сферах, оказалась уязвимой и «слабой» в условиях мирового кризиса 20-х гг. XX века.

1. Общая характеристика конституции германской империи

За 800 лет своего существования, до момента принятия Конституции 1871 года, Священная Римская империя германской нации была раздробленным, децентрализованным государством, в составе которого с конца XVIII в. доминировали два сильнейших субъекта - Пруссия и Австро-Венгрия. Борьба за лидерство в Европе и выбор модели государственности в середине XIX века были актуальны не только для Германии, но и для многих стран Европы. Буржуазные революции 30 - 40-х гг. в ауре идей Великой Французской революции порождали политическую «смуту» и дестабилизировали государственные режимы даже в наиболее развитых странах мира, включая Германию [1, с.20]. Победа Пруссии во Франко-прусской войне 1871 года, вкупе с иными благоприятными причинами, способствовала возвышению Пруссии и утверждению «прусской» модели государственности в рамках единой Германской империи. Роль и значение Германии в Европе определялись последствиями буржуазных революций: «мировым переделом» в европейской геополитике и перспективой усиления ее лидерских прерогатив в решении не только европейских, но и мировых проблем. [5, c.26]

Исторический опыт объединения Германии в XIX веке стал политическим эталоном для выработки современного механизма европейской интеграции.

Сложные социально-экономические и политико-правовые процессы становления буржуазной государственности тесно переплетались с консервативными европейскими политическими режимами, что привело к переплетению феодальных и буржуазных принципов в практике государственно-правового строительства в Германии. Многовековая раздробленность «лоскутной империи», финансово-экономическая и политическая конкуренция между крупнейшими курфюрстами, землями и городами позволили многократно усилить инфраструктурную и общеэкономическую основу Германии в результате объединения. То, что исторически представлялось источником слабости и бесчисленных междоусобиц, стало фактором могущества и глобальных национальных амбиций. Германский политический «консерватизм» с опорой на мощную армию и высокие образовательные стандарты был призван стабилизировать ситуацию в стране, приостановить революционную активность масс, ускорить темпы экономического роста. Германия объективно стала лидером в Европе, а потому эти процессы не могли не отразиться в государственно-правовых основах.

18 января 1871 года вступила в силу новая Конституция Германской империи.

Целью Основного Закона, как гласило введение, была «защита союзной территории, действующего в ее пределах права и попечение о благосостоянии немецкого народа» [7, с.25]. Несмотря на революции 30-х и 40-х годов ни одно германское государство не признало народного верховенства, а народное представительство не стало главным политическим принципом организации власти в Германии. Таможенный союз 1866 года, Конституция Пруссии 1850 года, проект Германской конституции 1849 года - вот базовые источники единой конституции. «Имперская конституция, в общих своих началах, есть конституция Северо-Германского союза; поэтому происхождением последней определялось существо первой».

Конституция Германской империи в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по «армии и крепостям» она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств. [9, c.130]

Германская империя по Конституции 1781 года - это централизованное союзное государство, внешне напоминавшее федерацию, в составе 22 монархий и трех вольных городов - Любека, Бремена и Гамбурга. Однако империя была лишь переходной формой устройства Германии и закреплялась она так, что в будущем оставалась возможность выбора любой «удобной» модели [4, с.20]. Такая «гибкость» в то время не являлась предметом государственно-правовой науки и работала на политическую и военную стратегию режима: «Великие народы не копируют свою государственность» [6, с.55].

В отдельных землях империи сохранялись представительные учреждения - ландтаги, с правом разрешения некоторых местных вопросов по согласованию с «центром»: церковных дел, просвещения, местных налогов, общинного самоуправления, торговли и т.д. Между компетенцией центральной и местной власти в Конституции не было проведено четкой правовой межи для очевидного доминирования первой. Кроме того, права субъектов Германии не были гарантированы, как, например, в Конституции США, Швейцарии, и держались под контролем «права имперской экзекуции». В случае несоблюдения членами союза своих обязанностей они могли быть принуждены к их исполнению путем экзекуции по распоряжению Союзного Совета и под контролем императора (ст. 19). Механизм экзекуции определялся прусским Законом от 4 июля 1851 года, по которому предполагалось введение осадного положения на любой территории при угрозе нападения извне и в случае восстания, противного общественному спокойствию. Правовые последствия имперской экзекуции включали переход административной власти к командующим армией и ужесточение мер ответственности по законам военного времени.


Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же «жесткую» модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что «имперские законы имеют преимущество перед законами земельными» (гл. II, ст. 2).

2. Государственное устройство Германии по конституции 1871 г.
Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г. Она представляла собой конституцию федерации 22 монархий и трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, которой было предоставлено 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), тогда как для приостановки движения какого-либо законопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи стал король Пруссии — самого большого из объединившихся. Нижняя палата именовалась по традиции рейхстагом, избиралась на три года (после 1887 г. — на пять лет), обладала малозначительными законодательными полномочиями и не имела никакого влияния и контроля над министрами и «руководящим министром» — канцлером. Сам император был склонен к упразднению всеобщего избирательного права для мужчин и ликвидации парламента на том основании, что они слишком напоминают порождение французской революции, которая была «преступлением против Бога и людей». [3, c.59]

Президенство принадлежит королю прусскому, который носит титул германского императора.Он был главнокомандующим вооруженными силами, назначал всех высших имперских чиновников, включая главу правительства — канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату. [8, c.9]

Имперский канцлер. Председательво в Союзном совете принадлежит имперскому канцлеру, который назначается императором.

Основными чертами германской союзной империи можно считать следующие:

• все участники союза были монархиями, а не республиками;

• монархическая власть нелегко поддается ограничениям, хотя в конституции было записано, что имперские законы имеют преимущество перед законами областными и что «надзору империи и ее законодательству принадлежит общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство» (ст. 4 в ред. 1873 г., принятая после троекратного, начиная с 1871 г., обсуждения полномочий законодательного собрания империи);


• монархическая организация сохраняла крайнюю неравномерность могущества отдельных государств и привела к тому, что империя была оформлена как договорный союз. В преамбуле в связи с этим говорилось, что прусский король от имени Северо-германского союза и еще ряд монархов заключают «вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской империей».


Заключение
Конституция Германской империи 1871 года, юридически оформив создание объединенного немецкого государства, делала упор на сильную имперскую государственную власть, нашедшую отражение в полномочиях имперских органов.

Конституция Германской империи 1871 года немало места отвела экономическим основам новой страны. Она закрепила нормы федерализма и унитаризма в экономических отношениях между немецкими государствами и империей. Экономические статьи конституции давали возможность для формирования новой экономической политики государства.

Конституционные нормы 1871 года, поддерживаемые большинством политических сил немецких государств, определили полномочия высших институтов государственной власти, создали имперские экономические учреждения, дали им реальную возможность контролировать распределение, использование экономических ресурсов на всей территории империи.

Кайзер, правительство, канцлер, рейхстаг и бундесрат активно участвовали в реализации либеральной государственной концепции экономического развития. Они обладали значительными и основными правами в вопросах определения и осуществления экономической политики.

Переход к единому централизованному государству в Германии повлек за собой перемены в государственном управлении экономической жизнью страны. Формирование экономических институтов Германской империи шло по двум направлениям - образование государственных институтов, руководящих экономической сферой, замена старых юридических норм на новые, распространение их на всю территории империи.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли двадцать пять государственных образований (четыре королевств, шесть великих герцогств, четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская провинция Эльзас-Лотарингии, аннексированная от Франции. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. Конституция наделила эти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.