Файл: Минобрнауки россии ргу нефти и газа (ниу) имени И. М. Губкина Факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Качественно составленные планы и совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу в организации. Необходимо внутреннее побуждение к действиям, внутренняя потребность хорошо сделать свою работу. В управлении появляется функция мотивации. "Пружины" человеческой деятельности нужно искать в потребностях, так как мотив – это форма их субъективного отражения. В мотивах отражаются не только индивидуальные потребности, но и потребности организации, общества (рисунок 8).


Рисунок 8 - Упрощенная модель мотивации поведения
Повышение каждого критерия производительности, особенно производительности труда, или результативности, требует инициативы, усилий каждого человека, всего коллектива. Что нужно сделать, чтобы этот процесс стал потребностью? Решение этой задачи неоднозначно. Например, капиталоемкие мероприятия, повышающие фондовооруженность, энерговооруженность труда рабочих, или мероприятия, повышающие качество документооборота, для менеджеров – не вызовут возражений в коллективе. А такие мероприятия как повышение качества продукции, дисциплины, производительности личного труда или реструктуризации производства могут вызвать сопротивление и потребуют мотивации. Сотрудники могут сопротивляться переменам при недостаточной информации о последствиях изменений, при ощущении каких-то потерь (полномочий, власти, информации), убеждении, что перемены не принесут желаемых результатов. В менеджменте разработаны методы, с помощью которых можно уменьшить или устранить сопротивление, например, повышение образования и передача информации, привлечение сотрудников к принятию решения, поэтапность преобразований, стимулирование, др.

Незаменим опыт Японии в решении этих вопросов. Приступая к выполнению глобальной задачи повышения производительности в 50 гг. ХХ столетия (послевоенный период) в масштабе страны были определены принципы, обеспечивающие мотивацию, которая стала потребностью японского общества. Это: увеличение занятости, распределение дивидендов от повышения производительности между всеми членами общества (покупателями и поставщиками), работа во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех. [6]

Практически это вылилось в движение за производительность, а затем и за качество. По всей стране и в каждом коллективе были организованы кружки производительности, целью которых было обобщение личной инициативы каждого работника на предприятии.


Особое положение среди функций управления занимает контроль. По результатам контроля должна производиться коррекция и плана, и организации его выполнения, и самой системы контроля.

Технология осуществления контроля включает:

  • выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

  • определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность, эффективность контроля);

  • установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

  • выбор методов контроля (диагностический, предварительный, текущий, заключительный);

  • определение области и объема контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции, эффективности деятельности).

Критериями оценки могут быть:

  • соответствие установленным стандартам;

  • соотношение фактических результатов с плановыми.

В результате несоответствия фактических и нормативных параметров плана принимаются необходимые корректирующие действия (рисунок 9 "Модель процесса управления производительностью").

Каждый месяц, квартал, год на предприятиях промышленности проводится анализ хозяйственной и финансовой деятельности. По результатам анализа корректируется оперативный план действий.

Анализ внутренней среды включает характеристику производства, персонала, маркетинга, сбыта, организации, финансов, системы управления и др. В качестве примера можно перечислить следующие направления анализа.

Производственную систему характеризует большое количество показателей:

  • объем, структура, номенклатура продукции предприятия;

  • обеспеченность сырьем и материалами, уровень и система контроля запасов;

  • наличный парк оборудования и степень его использования;

  • наличие инфраструктуры;

  • экология производства;

  • контроль качества;

  • контроль технологий;

  • патенты;

  • торговые марки и др.

Анализ персонала осуществляют, используя следующие характеристики:

  • структура кадров и количественный состав;

  • потенциал;

  • квалификация;

  • производительность труда;

  • текучесть кадров;

  • стоимость рабочей силы;

  • интересы и потребности работников;

Организацию управления характеризуют:

  • организационная структура;

  • система управления;

  • уровень менеджмента;

  • квалификация, способности и интересы высшего руководства;

  • организация системы коммуникаций;

  • фирменная культура;

  • престиж и имидж фирмы, другие показатели.


В направлении маркетинга анализируют:

  • товары, их долю на рынке;

  • каналы распределения и сбыта;

  • маркетинговые планы и программы;

  • рекламу;

  • ценообразование;

  • качество товаров, другие показатели.

Финансы и учет завершают характеристику внутренней среды предприятия:

  • финансовая устойчивость и платежеспособность;

  • прибыльность и рентабельность;

  • соотношение собственных и заемных средств;

  • эффективность системы учета;

  • планирование прибыли, другие.

Заканчивается анализ расчетом показателей оценки производительности использования ресурсов и показателей результативности.

Подробный анализ хозяйственной и финансовой деятельности предваряет расчеты измерителей производительности и результативности в курсовой и дипломной работах. Для проведения такого анализа целесообразно привлечь соответствующие профессиональные учебники.

В процессе анализа, разработки и реализации плана повышения производительности используются различные методы (рисунок 9).


Рисунок 9 - Методы планирования
Аналитический метод используется при разработке систем управления производительностью, расчете и выборе основных измерителей производительности.

Экономико-математические методы применяются при построении моделей измерения статических и динамических показателей, выборе оптимального варианта развития. Экономико-математические модели (ЭММ) целесообразно использовать и в целях экономического анализа, и последующего планирования уровня производительности. Использование ЭММ позволяет вместо вектора критериев результативности анализировать и планировать интегральный показатель и его динамику. [4]

Нормативный метод используется в процессе принятия решений по результатам контрольных операций для обеспечение наиболее рационального использования ресурсов в планировании. При этом сами понятия "норма" и "норматив" неидентичны по экономическому содержанию. Норма – это обычно предельная, максимально допустимая величина расхода ресурсов, например, норма времени на изготовление детали, узла. Норматив – относительная величина, характеризующая количественную меру связи между показателями. Например, ставки налога на прибыль, уровень рентабельности и т.п. На отечественных предприятиях пока нет норм, нормативов, позволяющих управлять производительностью, поэтому сравнивают отклонение фактических данных от плановых.


Балансовый метод - это метод координации и увязки плановых показателей, позволяющий обеспечить пропорциональность между потребностями и ресурсами. Обычно это экономическая таблица - матрица, в которой четко определены 2 раздела – ресурсы и их распределение. Метод позволяет упорядочить расход и экономит ресурсы.

Обобщая вышесказанное, представим структуру системы функций управления. На рисунке 10 показано, что все функции управления связаны между собой с помощью информации. Процесс обмена информацией является связующей функцией управления.


Рисунок 10 - Структура системы функций управления
Измерение и анализ эффективности должны осуществляться на всех уровнях управления производительностью от топ-менеджера до линейного менеджера. В идеале это система контроля должна работать постоянно и оперативно, а не периодически после выполнения заданий, как это принято в отечественной практике. Как же реально одновременно контролировать текущую деятельность, ее эффективность и результаты внедрения стратегических мероприятий. Задача невыполнимая даже для предприятия с хорошо развитой информационной системой. [5]

Для обеспечения "следящего контроля, интегрированного со встроенным механизмом регулирования можно воспользоваться идеей создания пульта управления производительностью аналогичного приборной панели самолета.

Теоретически типичная система контроля промышленного предприятия может выглядеть примерно так, как показано на рисунке 11.

Подобная система контроля должна сигнализировать: когда, где, на сколько показатели производительности откланяются от заданной величины. Для реализации такой системы нужно создать агрегированную, интегрированную систему показателей и автоматизированную систему управления производительностью.


Рисунок 11 - Аналог приборной панели рекомендуемой для менеджера

Заключение

1. Предприятие как оргсистему можно классифицировать по различным признакам. В целях управления производительностью целесообразно следующая классификация: техническая, технологическая, организационная, экономическая, социальная подсистемы, что позволяет:


  • анализировать причины снижения эффективности;

  • определять направление развития организации;

  • разрабатывать планы внедрения соответствующих мероприятий и контролировать их выполнение.

2. Общественно-значимые намерения предприятия отражает его миссия. Миссия не зависит от текущего состояния организации, направлена в будущее, формирует приоритеты в деятельности. Это генеральная цель - символ, сплачивающая коллектив. Отечественные конкурентоспособные и перспективные предприятия успешно формулируют свою миссию.

3. Понятие "цель" является основополагающим в системном анализе. Основной целью для большинства предприятий пока остается – "выживание". Создание системы управления производительностью, как цель организации, позволит управлять затратами, инновациями, объемами производства, финансами, т.е. стать конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках.
Список использованной литературы


  1. Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета (Под. общ. ред. Н.А. Адамова. – СПб.: Питер, 2005.: ил. – (Серия "Бухгалтеру и аудитору").

  2. Арефьева Е.А., Маркова Т.Н. Общая теория статистики: учебное пособие. – Тула: издательство "Тулгу", 2004.

  3. Биктимиров Р.Л., Гречишников В.А., Дырин С.П., Гумеров А.Ф. и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении: Учебное пособие, 2-е издание – СПб.: Питер, 2005.

  4. Гинзбург А.Н. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2004. Ил. – Серия "Краткий курс".

  5. Гончарова Н.Е. Технологический менеджмент: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2005.

  6. Давыдова Л.А. Теория статистики: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  7. Друкер П. Эффективное управление. Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2004.

  8. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006.

  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  10. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – (Серия "Вопрос – ответ").

  11. Чаринцева В.А., Смирнова И.И. Показатели хозяйственно-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Граф-пресс, 2005.

  12. Чаринцева В.А., Смирнова И.И. Разработка программы управления производительностью предприятий и организаций: Учебное пособие. – М.: Граф-пресс, 2004.