Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2621

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общественная жизнь требует постоянного обмена энергией, информацией, практического взаимодействия. Биологически, социально, психологически отдельный человек неполон, незавершен. Он не воплощает в себе всех родовых и общественных способностей. По мере развития общества происходит социализация индивидов, взаимообособление личностей, а вследствие этого возрастает потребность в общении.

Третья – сигнификативная – функция обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстинктивно-приспособительных форм поведения, а с другой – космичностью, всемирностью человечества. Эта функция состоит в создании знаковой системы действительности, целостной, осмысленной, общезначимой картины мира. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, знаков, ценностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития.

Основная система значений – естественный язык. Слова языка могут иметь описательный смысл, приобретать эмоциональные, оценочные, побудительные оценки. Значение есть элемент «поля сознания», активная единица мыслительного процесса. Оно обладает определенностью, поскольку существует в системе других значений. Всё, что человек видит, делает, слышит, получает для него какое-то значение, будучи соотнесено с другими значениями.

Четвертая из основных функций культуры – накопление и хранение информации. Культура не только «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накапливания, систематизации.

В примитивных культурах не существует иных форм хранения информации, кроме естественной памяти. Центром ее кристаллизации служит сознание отдельной личности или небольшого коллектива. При этом исторический и жизненный опыт как бы сливается с реальностью, прошлое и настоящее – с будущим, отдельное – с общим. Если в наше время все познанное записывается, то в древности знания постоянно выговаривались в мифах и легендах. Естественная память обладает гибкостью, избирательностью, способна быстро извлекать из своих кладовых то, что нужно в данный момент. Но процесс припоминания зависит от физического состояния человека – носителя информации, его ценностных установок. Он протекает в зависимости от индивидуальной значимости информации и условий данной конкретной коммуникации. В старости теряется способность присоединять новые знания и рекомбинировать их. Со смертью человека, если нет достойного преемника, гибнут и его знания.

Пятая функция культуры – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержании равновесия. Ценности и значения, которыми располагает индивид, очерчивают поле возможной деятельности. Но они не определяют, какие средства человек может избрать для достижения цели. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек должен действовать.


Норма содержит побуждение к действию или воздержанию от него. Существуют нормы нравственные и нормы «целесообразности», подсказывающие технические приемы поведения. Последние не содержат в себе идеи «должного». Их можно трактовать как технологические знания. Нормы в собственном смысле являются императивными: «не убий», «не делай зла», «благодари за добро», и т. п. Норма есть итог многовекового общественного опыта и в качестве такового не всегда представляется обоснованной отдельному индивиду. Императивность норм поддерживается не индивидуальным разумом, а общественным мнением, чувствами долга, чести, достоинства. Бессознательно-эмоциональный компонент норм особенно ясен в фундаментальных запретах культуры – каннибализма, отцеубийства, кровосмесительных связей. Нарушение моральных норм такого типа, даже неумышленное, вызывает у нормального человека мучительные чувства вины, раскаяния. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.

Приобщение личности к культурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культур составляют содержание третьей функции – «инкультурации». Приобщение к культуре выступает как необязательное, «факультативное». Оно обусловлено индивидуальными склонностями, качествами характера. Овладение иностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являются необходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного общества с быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки от необязательных довольно трудно. Поэтому в будущем образование и воспитание будут связаны с расширением границ социализации, приобретением широкой гуманитарной культуры.

Следует различать культуру как среду общественно-полезной деятельности народных масс и как отрасль народного хозяйства.

Среди институтов социально-культурной сферы – учреждения искусств, образовательно-воспитательные учреждения, научно-просветительные и культурно-досуговые учреждения, культуроохранительные институты, средства массовой информации, санаторно-курортные и физкультурно-оздоровительные комплексы, туристско-экскурсионные учреждения, нетрадиционные (коммерческие, развлекательные) учреждения и, как создатели средств труда, различные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские, фирмы и пр.). С полным основанием к числу институтов социально-культурной сферы следует отнести и современные органы отраслевого управления – департаменты, советы, комитеты, управления, отделы, министерства и ведомства.

Регулирование социально-культурных процессов на региональном уровне – веление времени. Слишком велика территория России, слишком не похожи один на другой различные ее регионы, слишком разные задачи выдвигает жизнь перед работниками социально-культурной сферы, практикующими в Чечне и Бурятии, Калининграде и Владивостоке, Сочи и Норильске... Именно на региональном уровне можно полнее всего учесть культурные запросы и духовные потребности приоритетных социальных групп, именно здесь удобнее всего решать экономические, кадровые, материальные проблемы культуры. Именно на региональном уровне реальнее всего собрать в единый кулак все заинтересованные общественные силы, сконцентрировать усилия всех заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности. Что касается сибирских и дальневосточных регионов страны, то здесь уже накоплен значительный позитивный опыт в разработке и реализации разнообразных культурных программ. В городах и селах Сибири успешно проводятся фестивали художественного творчества, создаются и реализуются программы эстетического всеобуча, устраиваются физкультурно-спортивные праздники, ведется работа с социально незащищенными слоями и группами населения, решаются вопросы финансирования, на протяжении теперь уже десятилетий готовятся высококвалифицированные кадры для отрасли.


Каждому региону, каждому сибирскому мегаполису и сельскому населенному пункту сегодня нужна своя культурная политика.

Под социально-культурной деятельностью понимается обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и на любительской основе; второе – практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности, – ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием культурных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Так раскрывает содержание (основные направления) социально-культурной деятельности М. А. Ариарский.

За рубежом так же существуют аналогичные социально-культурные системы, подчас имеющие сходные названия. Но вот что касается сущности и содержания социально-культурной деятельности, то последняя отличается в России целым рядом исторически сложившихся, внутренне обусловленных, устойчивых взаимосвязей, складывающихся и проявляющихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Это своего рода закономерности, выгодно отличающие отечественную социально-культурную деятельность от зарубежных аналогов.

Так, к числу закономерностей социально-культурной деятельности в России относят в наше время ее гуманистическую направленность, творческие начала, инновационный характер нововведений, целенаправленное формирование интересов, сознательное формирование и возвышение духовных потребностей, гармонизацию личных, коллективных, групповых и общественных интересов, оптимальное сочетание административного руководства (деятельность профессионалов) и общественного самоуправления (усилия волонтеров, активистов-общественников), а в последние годы – разумное сочетание коммерческих начал с нонпрофитной культурно-досуговой деятельностью и благотворительностью.



Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах. – Иркутск, 2004. – с. 6-38.


МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ

Отличительной чертой нового подхода к хозяйственной деятельно­сти является возрождение полнокровного рынка со всеми присущими ему законами и механизмами экономического регулирования. Многие малые, средние и даже крупные предприятия ещё и сегодня беспрестанно разоря­ются, поскольку им отказано в бесконечных государственных дотациях, разного рода «инъекциях» и «вливаниях». С ликвидацией иж­дивенчества и нахлебничества, в основе которых – стремление «выжить во что бы то ни стало», отечественные предприятия вынуждены постигать за­коны рынка, подчас жёсткие и жестокие . Не является исключением и социально-культурная сфера, где также в последние десятилетия получили развитие коммерческие отношения и стали внедряться в практику рыночные технологии деятельности и управления.

К сожалению, приходится признать, что спрос населения на продук­ты социально-культурной деятельности за последние годы существенно возрос, а бюджетные ассигнования на её развитие по-прежнему малы. На­ше государство пока что не в состоянии достойно субсидировать исключи­тельно многообразную культурно-творческую деятельность в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы освободить население от личных финансовых затрат на приобретение продуктов социально-культурной дея­тельности.

Совершенно очевидно, что экстенсивное приобщение человека к культурным ценностям исчерпало себя, а административно-командный стиль руководства учреждениями социально-культурной сферы, привед­ший в своё время к унификации управления, уходит в прошлое. Сфере со­циально-культурной деятельности нужны новые управленческие концеп­ции и инновационные технологии. Отсутствие и/или неразвитость таковых тормозит поступательное развитие культурно-творческих процессов. Ор­ганы культуры, до сих пор пытающиеся решать новые задачи старыми ме­тодами, только усугубляют ситуацию, поскольку они либо механически экстраполируют в социально-культурную сферу принципы управления промышленными, чаще зарубежными, предприятиями и фирмами, либо пускаются в откровенные «псевдорыночные авантюры», не имеющие ни­чего общего ни с экономикой, ни с культурой.

Всё ещё многие руководители учреждений культуры не в состоянии эффективно управлять действующими и вновь образующимися структура­ми, поскольку не имеют для этого достаточной подготовки, не владеют от­вечающей потребностям времени системой знаний и умений.

В настоящее время особенно остро ощущается потребность в кадрах, способных мыслить и действовать инновационно. В этой связи представ­ляет значительный интерес, накопленный учреждениями культуры опыт работы на принципах маркетинга.


Судя по происходящим в социально-культурной сфере событиям, рыночные отношения пришли сюда всерьёз и надолго. Театры, музеи, биб­лиотеки, клубы, парки, другие организации отрасли изучают культурные запросы и интересы аудитории, проводят рекламные кампании, осуществ­ляют оригинальные социально-культурные проекты, сотрудничают со спонсорами, расширяют международные культурные связи. Предпринима­тельство и бизнес становятся неотъемлемыми элементами всей современ­ной культурной жизни страны.

Однако, вся эта и иная подобная работа носит пока что эпизоди­ческий, бессистемный характер. Работники органов и учреждений культу­ры, пытающиеся овладеть маркетинговыми технологиями, чаще идут пу­тём подражания и копирования вместо того, чтобы глубже овладеть теоре­тическими основами маркетинга и действовать целенаправленно, решая настойчиво и последовательно выдвигаемые жизнью и практикой проблемы.

До сих пор маркетинг рассматривается отдельными авторами как са­модостаточная система, она слабо увязывается с содержанием и организа­цией социально-культурной деятельности.

Слабо выявлены и недостаточно полно раскрыты особенности мар­кетинга в социально-культурной сфере, в отдельных ее областях, направ­лениях деятельности.

Многие кажущиеся бесспорными теоретические положения марке­тинга социально-культурной сферы должным образом не апробировались, не подкреплялись опытно-экспериментальной работой.

Совершенно не отражены в научной литературе проблемы интер­нального (внутрифирменного) маркетинга, не выявлены смысл и содержа­ние маркетинга личности, не исследованы технологии самомаркетинга специалиста социально-культурной сферы.

Создание нормативно-правовой базы для предпринимательства и ле­гализация коммерческой деятельности учреждений культуры, бурное раз­витие системы платных услуг и появление сильного конкурентного поля в связи с развитием сети негосударственных культурно-развлекательных уч­реждений, и, наконец, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования – всё это потребовало глубокого переосмысления са­мой парадигмы социально-культурной деятельности, подтолкнуло теоре­тиков и практиков к поиску и внедрению инновационных технологий, в том числе маркетинговых.

Интенсивнее всего в 1990-х годах велась работа по разработке и вне­дрению новых видов услуг, реализации изделий, осуществлению иннова­ционных программ и проектов.

В социально-культурной сфере складывается своеобразная ценовая политика. Изучение финансовых документов учреждений культуры показало, что довольно часто ими применяются стратегии низких и дифференциро­ванных цен. Это по-своему отражает особенности функционирования мел­ких и средних учреждений, в частности сельских и районных домов культуры.


Смотрите также файлы