ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2621
Скачиваний: 3
Общественная жизнь требует постоянного обмена энергией, информацией, практического взаимодействия. Биологически, социально, психологически отдельный человек неполон, незавершен. Он не воплощает в себе всех родовых и общественных способностей. По мере развития общества происходит социализация индивидов, взаимообособление личностей, а вследствие этого возрастает потребность в общении.
Третья – сигнификативная – функция обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстинктивно-приспособительных форм поведения, а с другой – космичностью, всемирностью человечества. Эта функция состоит в создании знаковой системы действительности, целостной, осмысленной, общезначимой картины мира. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, знаков, ценностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития.
Основная система значений – естественный язык. Слова языка могут иметь описательный смысл, приобретать эмоциональные, оценочные, побудительные оценки. Значение есть элемент «поля сознания», активная единица мыслительного процесса. Оно обладает определенностью, поскольку существует в системе других значений. Всё, что человек видит, делает, слышит, получает для него какое-то значение, будучи соотнесено с другими значениями.
Четвертая из основных функций культуры – накопление и хранение информации. Культура не только «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накапливания, систематизации.
В примитивных культурах не существует иных форм хранения информации, кроме естественной памяти. Центром ее кристаллизации служит сознание отдельной личности или небольшого коллектива. При этом исторический и жизненный опыт как бы сливается с реальностью, прошлое и настоящее – с будущим, отдельное – с общим. Если в наше время все познанное записывается, то в древности знания постоянно выговаривались в мифах и легендах. Естественная память обладает гибкостью, избирательностью, способна быстро извлекать из своих кладовых то, что нужно в данный момент. Но процесс припоминания зависит от физического состояния человека – носителя информации, его ценностных установок. Он протекает в зависимости от индивидуальной значимости информации и условий данной конкретной коммуникации. В старости теряется способность присоединять новые знания и рекомбинировать их. Со смертью человека, если нет достойного преемника, гибнут и его знания.
Пятая функция культуры – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержании равновесия. Ценности и значения, которыми располагает индивид, очерчивают поле возможной деятельности. Но они не определяют, какие средства человек может избрать для достижения цели. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек должен действовать.
Норма содержит побуждение к действию или воздержанию от него. Существуют нормы нравственные и нормы «целесообразности», подсказывающие технические приемы поведения. Последние не содержат в себе идеи «должного». Их можно трактовать как технологические знания. Нормы в собственном смысле являются императивными: «не убий», «не делай зла», «благодари за добро», и т. п. Норма есть итог многовекового общественного опыта и в качестве такового не всегда представляется обоснованной отдельному индивиду. Императивность норм поддерживается не индивидуальным разумом, а общественным мнением, чувствами долга, чести, достоинства. Бессознательно-эмоциональный компонент норм особенно ясен в фундаментальных запретах культуры – каннибализма, отцеубийства, кровосмесительных связей. Нарушение моральных норм такого типа, даже неумышленное, вызывает у нормального человека мучительные чувства вины, раскаяния. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.
Приобщение личности к культурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культур составляют содержание третьей функции – «инкультурации». Приобщение к культуре выступает как необязательное, «факультативное». Оно обусловлено индивидуальными склонностями, качествами характера. Овладение иностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являются необходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного общества с быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки от необязательных довольно трудно. Поэтому в будущем образование и воспитание будут связаны с расширением границ социализации, приобретением широкой гуманитарной культуры.
Следует различать культуру как среду общественно-полезной деятельности народных масс и как отрасль народного хозяйства.
Среди институтов социально-культурной сферы – учреждения искусств, образовательно-воспитательные учреждения, научно-просветительные и культурно-досуговые учреждения, культуроохранительные институты, средства массовой информации, санаторно-курортные и физкультурно-оздоровительные комплексы, туристско-экскурсионные учреждения, нетрадиционные (коммерческие, развлекательные) учреждения и, как создатели средств труда, различные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские, фирмы и пр.). С полным основанием к числу институтов социально-культурной сферы следует отнести и современные органы отраслевого управления – департаменты, советы, комитеты, управления, отделы, министерства и ведомства.
Регулирование социально-культурных процессов на региональном уровне – веление времени. Слишком велика территория России, слишком не похожи один на другой различные ее регионы, слишком разные задачи выдвигает жизнь перед работниками социально-культурной сферы, практикующими в Чечне и Бурятии, Калининграде и Владивостоке, Сочи и Норильске... Именно на региональном уровне можно полнее всего учесть культурные запросы и духовные потребности приоритетных социальных групп, именно здесь удобнее всего решать экономические, кадровые, материальные проблемы культуры. Именно на региональном уровне реальнее всего собрать в единый кулак все заинтересованные общественные силы, сконцентрировать усилия всех заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности. Что касается сибирских и дальневосточных регионов страны, то здесь уже накоплен значительный позитивный опыт в разработке и реализации разнообразных культурных программ. В городах и селах Сибири успешно проводятся фестивали художественного творчества, создаются и реализуются программы эстетического всеобуча, устраиваются физкультурно-спортивные праздники, ведется работа с социально незащищенными слоями и группами населения, решаются вопросы финансирования, на протяжении теперь уже десятилетий готовятся высококвалифицированные кадры для отрасли.
Каждому региону, каждому сибирскому мегаполису и сельскому населенному пункту сегодня нужна своя культурная политика.
Под социально-культурной деятельностью понимается обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и на любительской основе; второе – практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности, – ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием культурных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.
Так раскрывает содержание (основные направления) социально-культурной деятельности М. А. Ариарский.
За рубежом так же существуют аналогичные социально-культурные системы, подчас имеющие сходные названия. Но вот что касается сущности и содержания социально-культурной деятельности, то последняя отличается в России целым рядом исторически сложившихся, внутренне обусловленных, устойчивых взаимосвязей, складывающихся и проявляющихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Это своего рода закономерности, выгодно отличающие отечественную социально-культурную деятельность от зарубежных аналогов.
Так, к числу закономерностей социально-культурной деятельности в России относят в наше время ее гуманистическую направленность, творческие начала, инновационный характер нововведений, целенаправленное формирование интересов, сознательное формирование и возвышение духовных потребностей, гармонизацию личных, коллективных, групповых и общественных интересов, оптимальное сочетание административного руководства (деятельность профессионалов) и общественного самоуправления (усилия волонтеров, активистов-общественников), а в последние годы – разумное сочетание коммерческих начал с нонпрофитной культурно-досуговой деятельностью и благотворительностью.
Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах. – Иркутск, 2004. – с. 6-38.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительной чертой нового подхода к хозяйственной деятельности является возрождение полнокровного рынка со всеми присущими ему законами и механизмами экономического регулирования. Многие малые, средние и даже крупные предприятия ещё и сегодня беспрестанно разоряются, поскольку им отказано в бесконечных государственных дотациях, разного рода «инъекциях» и «вливаниях». С ликвидацией иждивенчества и нахлебничества, в основе которых – стремление «выжить во что бы то ни стало», отечественные предприятия вынуждены постигать законы рынка, подчас жёсткие и жестокие . Не является исключением и социально-культурная сфера, где также в последние десятилетия получили развитие коммерческие отношения и стали внедряться в практику рыночные технологии деятельности и управления.
К сожалению, приходится признать, что спрос населения на продукты социально-культурной деятельности за последние годы существенно возрос, а бюджетные ассигнования на её развитие по-прежнему малы. Наше государство пока что не в состоянии достойно субсидировать исключительно многообразную культурно-творческую деятельность в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы освободить население от личных финансовых затрат на приобретение продуктов социально-культурной деятельности.
Совершенно очевидно, что экстенсивное приобщение человека к культурным ценностям исчерпало себя, а административно-командный стиль руководства учреждениями социально-культурной сферы, приведший в своё время к унификации управления, уходит в прошлое. Сфере социально-культурной деятельности нужны новые управленческие концепции и инновационные технологии. Отсутствие и/или неразвитость таковых тормозит поступательное развитие культурно-творческих процессов. Органы культуры, до сих пор пытающиеся решать новые задачи старыми методами, только усугубляют ситуацию, поскольку они либо механически экстраполируют в социально-культурную сферу принципы управления промышленными, чаще зарубежными, предприятиями и фирмами, либо пускаются в откровенные «псевдорыночные авантюры», не имеющие ничего общего ни с экономикой, ни с культурой.
Всё ещё многие руководители учреждений культуры не в состоянии эффективно управлять действующими и вновь образующимися структурами, поскольку не имеют для этого достаточной подготовки, не владеют отвечающей потребностям времени системой знаний и умений.
В настоящее время особенно остро ощущается потребность в кадрах, способных мыслить и действовать инновационно. В этой связи представляет значительный интерес, накопленный учреждениями культуры опыт работы на принципах маркетинга.
Судя по происходящим в социально-культурной сфере событиям, рыночные отношения пришли сюда всерьёз и надолго. Театры, музеи, библиотеки, клубы, парки, другие организации отрасли изучают культурные запросы и интересы аудитории, проводят рекламные кампании, осуществляют оригинальные социально-культурные проекты, сотрудничают со спонсорами, расширяют международные культурные связи. Предпринимательство и бизнес становятся неотъемлемыми элементами всей современной культурной жизни страны.
Однако, вся эта и иная подобная работа носит пока что эпизодический, бессистемный характер. Работники органов и учреждений культуры, пытающиеся овладеть маркетинговыми технологиями, чаще идут путём подражания и копирования вместо того, чтобы глубже овладеть теоретическими основами маркетинга и действовать целенаправленно, решая настойчиво и последовательно выдвигаемые жизнью и практикой проблемы.
До сих пор маркетинг рассматривается отдельными авторами как самодостаточная система, она слабо увязывается с содержанием и организацией социально-культурной деятельности.
Слабо выявлены и недостаточно полно раскрыты особенности маркетинга в социально-культурной сфере, в отдельных ее областях, направлениях деятельности.
Многие кажущиеся бесспорными теоретические положения маркетинга социально-культурной сферы должным образом не апробировались, не подкреплялись опытно-экспериментальной работой.
Совершенно не отражены в научной литературе проблемы интернального (внутрифирменного) маркетинга, не выявлены смысл и содержание маркетинга личности, не исследованы технологии самомаркетинга специалиста социально-культурной сферы.
Создание нормативно-правовой базы для предпринимательства и легализация коммерческой деятельности учреждений культуры, бурное развитие системы платных услуг и появление сильного конкурентного поля в связи с развитием сети негосударственных культурно-развлекательных учреждений, и, наконец, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования – всё это потребовало глубокого переосмысления самой парадигмы социально-культурной деятельности, подтолкнуло теоретиков и практиков к поиску и внедрению инновационных технологий, в том числе маркетинговых.
Интенсивнее всего в 1990-х годах велась работа по разработке и внедрению новых видов услуг, реализации изделий, осуществлению инновационных программ и проектов.
В социально-культурной сфере складывается своеобразная ценовая политика. Изучение финансовых документов учреждений культуры показало, что довольно часто ими применяются стратегии низких и дифференцированных цен. Это по-своему отражает особенности функционирования мелких и средних учреждений, в частности сельских и районных домов культуры.