ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2624
Скачиваний: 3
Примерами обращения к стратегии низких цен могут служить учреждения культуры, впервые обратившиеся к практике коммерческой деятельности и ещё не имеющие достаточного опыта работы на рынке. Первые платные концерты артистов-любителей; первые дни работы клубной игротеки; первые группы детей, пришедшие в музыкальные классы; первый кукольный спектакль, подготовленный для детей работниками районной библиотеки...
В условиях частых задержек с выплатой пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, но одновременно в связи с появлением «среднего класса», «новых русских», с развитием частного предпринимательства, появлением коммерческих структур возникает объективная необходимость устанавливать приемлемую для некоторых потребителей шкалу скидок с учетом их платёжеспособности.
Повсеместно стали использоваться и льготные цены. Так, театры продают билеты по сниженным ценам студентам, военнослужащим срочной службы, учащимся школ-интернатов и т. п. Клубные учреждения создают режим наибольшего благоприятствования для активных участников самодеятельности, а иногда и членов их семей. В этом случае принимается во внимание безвозмездное участие волонтёров в организации культурно-досуговых акций.
Для предприятий, учреждений и учебных заведений социально-культурной сферы, как государственных, так и коммерческих, сбыт товаров – довольно сложная проблема, как в теоретическом, так и в практическом плане. Объясняется это многозначностью исходного понятия – «товар», который мы рассматриваем во всех его ипостасях: изделие, услуга, идея, место, организация и личность.
Каждый из этих типов товара имеет свою специфику, вот почему универсальные сбытовые технологии здесь не всегда приемлемы.
В социально-культурной сфере сбытом занимаются администраторы филармонии и распорядители клубных вечеров, распространители билетов и сотрудники туристических агентств, работники гостиничных комплексов и культорганизаторы трудовых коллективов, менеджеры и продюсеры, агенты рекламных фирм и волонтёры культурно-досуговых учреждений. Без повседневного участия этих субъектов сбытовой деятельности многие творческие идеи не воплотились бы в жизнь.
PR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью. Она включает в себя решение различных проблем: обеспечивает руководство организации информацией об общественном мнении и оказывает ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивает деятельность руководства в интересах общественности; поддерживает в состоянии готовности к различным переменам путём заблаговременного предвидения тенденций; использует исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.
Какое же место занимает деятельность по связям с общественностью в социально-культурной сфере? Какую роль играют мероприятия паблик рилейшнз в укреплении имиджа организаций социально-культурной сферы? Как осуществляют мероприятия паблик рилейшнз наши театры и академии культуры, филармонии и библиотеки, зоопарки и дискотеки? А главное – в какой мере это необходимо в работе организациям социально-культурной сферы?
Автором было проинтервьюировано 35 руководителей учреждений социально-культурной сферы (театров, дворцов культуры, библиотек, музеев и учебных заведений) на предмет выявления степени актуальности проблем PR и анализа накопленного в этой области опыта.
В ходе интервьюирования было выяснено, что учреждения культуры используют PR-технологии для решения следующих задач:
-
формирование и распространение общественного мнения по поводу планируемых или уже осуществляемых культурных акций: фестивалей, стационарных и передвижных выставок, реконструкции музейных зданий, установки памятников, преобразования сети учреждений культуры и искусства, открытия новых специальностей и направлений в вузах культуры и др.; – предупреждение нежелательных столкновений интересов и позиций различных организаций и социальных групп; профилактика назревающих конфликтов с правоохранительными и иными государственными органами (гостехнадзор, налоговая инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба, прокуратура, арбитражный суд, пожарная инспекция и др.). Своевременная реакция на поступающие из внешней среды сигналы и назревающие проблемы предотвращает нежелательные потрясения, чреватые распадом творческих коллективов, закрытием учреждений, увольнением талантливых руководителей и т. п.;
-
нейтрализация негативной информации (предположений, сплетен, слухов или информационных шумов), способной отрицательно влиять на самочувствие персонала, ухудшать социально-психологический климат в творческих коллективах, что пагубно отражается на репутации и имидже организации, а в конечном итоге – на её производственной деятельности;
-
организация представительской деятельности. Предприятия, учреждения, учебные заведения отрасли представительствуют в политической, экономической, социальной и культурной среде. Время изменило и характер бытовавших в застойные годы «общественных связей». На смену им пришли маркетинговые технологии, современный менеджмент, профессиональная реклама, предметная пропаганда (паблисити), честный и публичный диалог производителей с потребителями во всех сферах общественного производства.
Целью PR является обеспечение разносторонних коммуникаций организаций культуры с внешней маркетинговой средой. Направлена эта деятельность на создание и поддержание позитивного образа организаций социально-культурной сферы, на утверждение высокого предназначения различных культурных институтов, на подтверждение их ответственной социальной миссии.
Как можно заключить из приведённых характеристик, осуществлять маркетинговую деятельность в социально-культурной сфере не столь просто, как может показаться на первый взгляд. Слишком много условий и факторов влияет на жизнедеятельность культурных организаций. К тому же, и сами организации социально-культурной сферы являются для кого-то определённым фактором той же культурной среды. Это накладывает на работников культуры дополнительную ответственность.
Вышеизложенное даёт основания для некоторых выводов и рекомендаций.
1. Маркетинговые технологии деятельности и управления, получившие в России повсеместное распространение и применение, носят в значительной своей части универсальный характер: в каждой из них (исследование рынка и его сегментация; выбор целевых сегментов и позиционирование товаров; разработка новых и/или модернизация производимых продуктов; выбор оптимальной стратегии ценообразования; организация распределения и товародвижения; формирование спроса и стимулирование сбыта; коммуникационные акции, направленные на продвижение товаров на избранные сегменты рынка; разработка и осуществление маркетинговых планов и программ, обучение и воспитание персонала на принципах интернального маркетинга и др.) есть общее, частное, особенное и единичное.
В последние годы активно развиваются все формы бытования маркетинга: маркетинг практический, управление маркетинговой деятельностью, маркетинг как научная дисциплина, а также маркетинг прикладной, учебный. За короткий отрезок времени маркетинг превратился из увлечения и подражания, а именно таким он был в отечественной практике в конце 80-х гг. минувшего столетия, в концепцию производственной деятельности и управления. Не будет преувеличением сказать: в области маркетинга российскими учёными и инновационно мыслящими практиками совершён ощутимый прорыв. Маркетинговые технологии внедряются сегодня как в производственных, так и в непроизводственных отраслях народного хозяйства: науке, образовании, культуре, искусстве, досуге и др.
2. Опыт последних десяти лет показал: в социально-культурной сфере одинаково успешно могут развиваться как классический, коммерческий (ориентированный на прибыль) маркетинг, так и маркетинг социальный, некоммерческий (нонпрофитный), преследующий цель более полного удовлетворения культурных потребностей населения. В силу общественной природы и самодеятельного характера социально-культурной деятельности в социально-культурной сфере наибольшее распространение получил маркетинг нонпрофитный. Однако, с переходом учреждений социально-культурной сферы на новые условия функционирования и развития в этой области рыночных отношений здесь всё активнее внедряется и маркетинг классический, т. е. коммерческий.
3. Коммерческий маркетинг с полным основанием можно считать надёжным инструментом повышения результативности деятельности организаций шоу-бизнеса, киновидеопроката, других областей преимущественно коммерческой деятельности, «тяготеющих» к предпринимательству и бизнесу. В местах проведения опытно-экспериментальной работы применение маркетинговых технологий (изучения спроса населения на услуги культуры, модернизации организационно-методических форм работы с различными группами потребителей, применения разнообразных средств информации и рекламы, оптимизации управления персоналом учреждений и др.) всякий раз давало позитивные результаты: возрастало число потребителей (посетителей, пользователей, слушателей), увеличивалось количество проведённых учреждениями культурно-досуговых акций, активнее развивались выездные формы культурного обслуживания, росла удовлетворённость персонала результатами труда, укреплялся морально-психологический климат в трудовых коллективах, повышался имидж учреждений, менялось отношение к ним населения.
4. Обстоятельный концептуальный анализ значительного числа прикладных маркетинговых технологий, используемых учреждениями культуры, позволил обнаружить полную или частичную их идентичность формам и методам социально-культурной деятельности. В определённой своей части социально-культурная деятельность – не что иное, как деятельность маркетинговая по своим технологическим признакам, внешнему и внутреннему содержанию. Это ставит социально-культурного работника в один ряд со специалистом-маркетологом, занимающимся рекламой, паблисити, паблик рилейшнз, подготовкой и проведением выставок, презентаций, ярмарок и т. п.
5. Многими учреждениями социально-культурной сферы накоплен позитивный опыт в области практического маркетинга: существенно обновился арсенал организационно-методических форм социально-культурной деятельности (как платных, так и общедоступных), чётче и определённее дифференцируется аудитория культурных акций, постоянно совершенствуются методы организаторской и воспитательной работы, богаче и разнообразнее стали средства организационно-педагогического воздействия, рачительнее используются ресурсы; в социально-культурную сферу приходят квалифицированные экономисты, что позволяет оптимизировать ценовую политику, расширять спектр применяемых стратегий ценообразования; существенно активизировалась сбытовая деятельность (выездные формы культурного обслуживания, гастроли в сопредельных регионах, международный культурный обмен и т. п.); достигнуты ощутимые сдвиги в коммуникационной деятельности (информационно-рекламная работа, паблисити, паблик рилейшнз).
Вместе с тем, до настоящего времени нередко медленно и непрофессионально решаются вопросы управления маркетингом, в особенности в учреждениях районного и сельского уровней. Маркетинговые службы (отделы, секторы, квалифицированные маркетологи) в учреждениях социально-культурной сферы всё ещё редки. Исключением здесь являются лишь профессиональные театры, филармонии, крупные библиотеки и музеи. Во многом это объясняется дефицитом соответствующих специалистов. Обследование значительного числа учреждений социально-культурной сферы (изучение документации, анализ сложившейся практики, беседы с персоналом учреждений, интервьюирование руководителей, «круглые столы» и «мозговые штурмы») позволило обнаружить существенные пробелы в управлении маркетингом: маркетинговые исследования проводятся с нарушением известных методик и к тому же нерегулярно; рынки услуг культуры сегментируются без учета географических, социально-демографических и иных факторов; выбор сегментов для осуществления социально-культурных мероприятий не всегда адекватен культурным потребностям населения и реальному спросу на предлагаемые «продукты культурной деятельности»; маркетинговые планы и программы во многих случаях эклектичны и трафаретны, внедрение разработанных проектов осуществляется не всегда целенаправленно и настойчиво; маркетинговый контроль формален и бессистемен. Сказанное позволяет заключить: практический маркетинг, осуществляемый учреждениями социально-культурной сферы, во многом адекватен содержанию и формам социально-культурной деятельности, отчего в сознании большинства практиков не происходит пока что необходимой дифференциации деятельности практической, осуществляемой всем персоналом учреждения, и деятельности управленческой, осуществляемой специально созданными маркетинговыми службами, специалистами-маркетологами или, на крайний случай, администрацией конкретного учреждения.
6. Названные выше проблемы и затруднения в значительной своей части объясняются неразработанностью маркетинговых технологий применительно к социально-культурной сфере, отсутствием необходимых практикам научных рекомендаций, недооценкой роли значения маркетинга руководителями учреждений и, что особенно важно подчеркнуть, органов культуры. Культурологам, педагогам социально-культурной сферы, специалистам в области экономики и управления социально-культурной сферой, социологам и социальным психологам ещё предстоит дать ответы на многие волнующие практиков вопросы, а ещё раньше – сформировать в их сознании позитивное отношение к маркетингу, убедить менеджеров и администраторов всех уровней в необходимости и полезности обращения к маркетингу как проверенному инструменту активизации социально-культурной деятельности и повышения эффективности функционирования учреждений культуры в условиях нарастающего развития рыночных отношений.
7. Глубокое и обстоятельное изучение сложившейся в минувшее десятилетие практики подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной деятельности, детальный анализ существующих в этой области проблем, непосредственное участие автора в разработке государственных стандартов, учебных планов и программ, его продолжительная преподавательская работа в вузе культуры и искусств (преподавание дисциплин: технологии управления, менеджмент и маркетинг СКС, имиджелогия и др.), а также сотрудничество с системой переподготовки кадров отрасли (чтение лекций, проведение эксклюзивных семинаров, руководство выпускными работами и т. п.) дают основания для следующего вывода: учебный маркетинг, преподаваемый теперь повсеместно, конституировался в ведущую специальную дисциплину: разработаны и апробируются современные методики преподавания, настойчиво и целеустремлённо ведётся научно-методический поиск, отрабатываются инновационные технологии обучения и воспитания специалистов новой формации. Однако, и здесь ещё не преодолены до конца стереотипы прошлого, допускаются формализм и начетничество. В ряде учебных заведений преподаватели-маркетологи попросту отсутствуют, а соответствующие учебные поручения распределяются между людьми, имеющими о маркетинге в лучшем случае абстрактно-теоретические представления.
8. Совокупность используемых в социально-культурной деятельности маркетинговых технологий, объединённых едиными целями и задачами организации, складывается при благоприятных условиях в систему, своего рода маркетинговую концепцию деятельности и управления. Реализация такой концепции зависит от отношения к маркетингу персонала учреждений культуры, отсюда – в опережающем порядке должен развиваться и интернальный маркетинг, направленный на оптимизацию работы с кадрами: создание оптимальных условий труда, разносторонняя мотивация, социальная защита; подготовка и переподготовка, удовлетворение профессиональных, социальных и культурных потребностей, охрана здоровья, создание и поддержание на оптимальном уровне морально-психологического климата, материальное и моральное стимулирование труда и т. п. Проведёнными исследованиями установлена прямая зависимость результативности работы персонала учреждений культуры от уровня организации труда в них, а ещё раньше – от отношения к интернальному маркетингу руководителей и администраторов.