ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2625
Скачиваний: 3
9. Независимо от рассматриваемого уровня управления и сферы применения маркетинга (практическая социально-культурная деятельность государственных учреждений и/или коммерческих организаций, подсистема управленческой деятельности, научно-образовательная или учебно-методическая работа) последний должен быть упорядочен, приведён в систему, обращен в завершённые по форме и содержанию маркетинговые планы и программы, что может быть осуществлено там и тогда, где и когда маркетингом занимаются специалисты, где создана и функционирует маркетинговая служба.
10. В целях активизации социально-культурной деятельности, повышения её экономической и социально-педагогической эффективности на основе использования маркетинговых технологий уже сегодня следовало бы предпринять безотлагательные шаги и меры:
10.1 В области практического маркетинга: осуществить «инвентаризацию» предлагаемых потребителям продуктов культурной деятельности; модернизировать их в необходимой части; расширить номенклатуру и углубить ассортимент предлагаемых населению товаров (изделий, услуг, идей и т. п.); целенаправленно и настойчиво вести методический поиск с целью создания и осуществления оригинальных социально-культурных проектов; решительно отказаться от устаревших форм культурного обслуживания, дискредитирующих учреждения культуры и снижающих их имидж в глазах населения; совершенствовать ценовую политику, разнообразить применяемые ценовые стратегии в зависимости от решаемых учреждениями социально-педагогических и социально-педагогических и социально-экономических задач; расширять сферу своего влияния за счет создания филиалов, малых сцен, рабочих площадок, выездных форм культурного обслуживания, организации гастролей и расширения международных культурных связей; совершенствовать рекламу, практиковать паблисити, развивать паблик рилейшнз, налаживать контакты с меценатами и спонсорами социально-культурных проектов.
10.2 В области управления маркетингом: повсеместно создавать, хотя бы на общественных началах, службы маркетинга в учреждениях и органах культуры, а также рабочие места для маркетинговой деятельности; развивать интернальный маркетинг в учреждениях и организациях; регулярно планировать и осуществлять маркетинговые исследования рынков, четче их сегментировать, обоснованно выбирать целесообразные сегменты для организации коммерческой и нонпрофитной деятельности; разрабатывать обоснованные и предметные маркетинговые планы и программы и настойчиво проводить их в жизнь; регулярно проводить маркетинговые ревизии.
10.3 В области научного маркетинга: повысить научный статус и уровень осуществляемых в сфере маркетинга социально-культурной сферы исследований (масштабные социально-экономические эксперименты, продолжительный мониторинг, включение в исследовательские группы специалистов сопредельных наук – экономистов, социологов, педагогов и психологов; осуществить ряд диссертационных (кандидатских и докторских) исследований с целью изучения отдельных направлений маркетинга социально-культурной сферы: клубной деятельности, информационно-библиотечного обслуживания, паркового строительства, туризма, сферы рекреации, а также интернального маркетинга и маркетинга личности; подготовить серию монографий, научных сборников, книг, доступных массовому читателю; провести республиканскую, региональные, межвузовские и вузовские научные конференции по проблемам внедрения маркетинговых технологий; более широко освещать проблемы маркетинга в отраслевых журналах; выпускать информационный бюллетень.
10.4 В области учебного маркетинга: предусмотреть включение в учебные планы всех специальностей и специализаций, в том числе художественных, не только общего маркетинга, но и сравнительного, ориентированного на отдельные направления социально-культурной деятельности; разработать типовые учебные программы, подготовить и издать на конкурсной основе учебные пособия и учебники по маркетингу социально-культурной сферы и отдельным его направлениям. Вести методический поиск, направленный на разработку оригинальных технологий и методик обучения маркетингу.
Таким образом, маркетинг, представленный нами как инструмент совершенствования практической социально-культурной деятельности, как научная и учебная дисциплины, может и должен развиваться системно и комплексно. Целенаправленное и последовательное осуществление всей совокупности рекомендованных выше шагов и мер позволит, по мнению автора, создать эффективную (а главное – действующую!) концепцию деятельности и управления учреждениями социально-культурной сферы, существенно расширить в этой области проблематику научных исследований, оптимизировать систему обучения и воспитания, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров культуры новой формации.
Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика. – Челябинск, 2005. – с. 197-211.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Во избежание бюрократических мистификаций, направленных на иллюзию успеха, необходимо, чтобы руководство... выступало в качестве профессионалов, обладающих властью, обязанностями и ответственностью, чтобы оно оперативно и эффективно решало главную задачу, поставленную перед культурно-просветительными работниками, – повышение качества и расширение масштабов культурно-просветительной работы.
Экономика и управление культурно-просветительными учреждениями. – Л.: ЛГИК, 1986. – с. 5.
КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность клубной работы зависит от многих факторов и повысится лишь тогда, когда будет научно организован труд, когда при наименьших затратах времени и трудовой энергии можно будет получать наилучшие результаты.
Кафедра культурно-просветительной работы Восточно-Сибирского государственного института культуры опросила большую группу руководителей клубных учреждений двенадцати автономных республик, краёв и областей Сибири и Дальнего Востока. На вопрос, «считаете ли вы возможным и нужным НОТ в клубе?» более 90 процентов респондентов ответили утвердительно.
Но одного желания внедрять НОТ мало. Важно еще, есть ли для этого необходимые условия.
Клубный коллектив – довольно сложный организм. Здесь ежедневно протекает очень своеобразный трудовой процесс. Он одновременно и творческий, и организаторский, и технический, и вспомогательный. Особенно это характерно для крупного Дворца, располагающего и кинозалом (а то и театром), кафе, танцевальным залом, картинной галереей, концертным залом и музеем. Здесь очень трудно установить точный объем работы, выполненный каждым штатным сотрудником. К тому же в клубе сложно достичь постоянной ритмичности трудового процесса, ибо поток посетителей в разное время дня, недели, месяца и года неодинаков. Ритмичность зависит и от степени привлечения к клубным делам общественного актива. Опора на инициативу и самодеятельность масс была и остается ведущим принципом культурно-просветительной работы. Для активистов участие в ней – лишь общественная деятельность. Поэтому их нельзя поставить в столь жесткие рамки, как штатного сотрудника. Однако, все это вовсе не означает, что НОТ в клубе – дело нереальное. Суть, скорее, в другом: НОТ в клубной работе будет носить несколько иной характер, чем, скажем, на промышленном предприятии.
Научная организация труда в клубе должна быть основана на применении теории клубоведения и передовой практики, на дальнейшем укреплении и развитии общественных начал, широком использовании разнообразных технических средств воздействия. НОТ содействует воспитанию самого клубного работника как гармонически развитой личности, обеспечивает каждому сотруднику оптимальные условия труда и отдыха.
Попытаемся вкратце рассказать о каждом элементе НОТ в клубе.
Сегодня каждый культработник одновременно педагог, психолог и социолог. Участвуя в воспитательном процессе, он должен быть не только сам воспитан, но и свободно ориентироваться в вопросах внутренней и внешней политики, знать законы общественного развития, важнейшие достижения науки, техники, культуры и искусства. В условиях хозяйственной реформы ему просто необходимо усвоить ее смысл, разбираться в основах промышленного или сельскохозяйственного производства. Вот почему одним из важнейших элементов НОТ в клубе является повышение общеобразовательного и культурного уровня его сотрудников.
В каждом учреждении культуры нужно так поставить дело, чтобы работники постоянно были в курсе всех событий в стране и за рубежом, повышали свою квалификацию. Глубокие профессиональные знания необходимы всем. Учеба должна вестись планово, с перспективой. Планируя ее, не следует забывать, что одной из эффективных форм является самообразование.
Важное значение должно придаваться разделению и кооперированию труда. Это позволит правильно загрузить каждого сотрудника, четко распределить между ними обязанности, а в нужный момент направить совместные усилия на решение общей задачи.
Большую возможность для усиления и оживления работы таит в себе кооперирование с другими учреждениями культуры. К сожалению, часто наши клубы дальше обмена концертами не идут. А ведь можно совместно использовать костюмы, реквизит, инструменты. Нередко два соседних клуба ставят один и тот же танец и оба заказывают комплекты дорогих костюмов. А тематические вечера, спектакли, устные журналы! На их подготовку, как правило, затрачивается немало сил и средств. А все для одного показа. Правильно ли это? Ведь при кооперировании можно обмениваться отдельными мероприятиями, тогда ежемесячно придется их готовить не пять, а, может быть, всего два. Это позволит сделать вечер ярче, содержательнее при меньшей нагрузке на сотрудников.
Результаты деятельности двух равных по условиям работы, клубов будут обязательно различными. Скажется политическое чутье, организаторские способности, опыт, эрудиция, художественный вкус сотрудников.
Любой труд должен осуществляться на основе новейших достижений науки, с учетом конкретных условий. Руководителю не может быть безразлично, как работают режиссер или балетмейстер, киномеханик или кассир.
Совершенствование форм и методов труда – один из важнейших элементов НОТ. Сюда входят такие вопросы, как изучение запросов и интересов трудящихся, творческое применение опыта других учреждений культуры, регулярное чтение того минимума информации, который содержится в специальной литературе.
Обычно мы думаем о тех, кто приходит в клуб на занятия, вечера, конференции и фестивали. Стараемся, чтобы им было тепло, светло, весело и удобно. Так оно и должно быть.
Но кто позаботится о сотрудниках клуба? Разве вправе мы забывать о необходимости обеспечить им рабочие места, улучшить условия труда?
Организовать рабочее место – значит оснастить его всем необходимым, сделать так, чтобы все было «под рукой». Неважно, где человек трудится – в комнате для репетиций или в библиотеке, на танцевальной площадке или в красном уголке, – в любом случае он должен чувствовать себя достаточно уверенно, не беспокоясь за реквизит, за музыкальный инструмент, за усилительную аппаратуру. Неорганизованность нервирует человека, значительно снижает работоспособность, а значит, и результативность его усилий.