ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2627
Скачиваний: 3
Немаловажное значение должно придаваться в условиях клуба и соблюдению каждым сотрудником дисциплины труда. Высокие деловые и моральные качества, твердая трудовая дисциплина не придут сами по себе. Они могут быть воспитаны в каждом сотруднике только в процессе постоянной активной внутриколлективной воспитательной работы. Всегда ли такая работа организуется и ведется планомерно и направленно?
В 43 из 80 обследованных клубов не оказалось даже набросков к плану воспитательной работы в коллективе. Это значит, что жизнь в клубе течет сама по себе, что повышением общеобразовательного и культурного уровня никто не руководит, что сотрудники приходят в клуб только затем, чтобы отработать положенное время.
В таких коллективах не практикуются внутриклубные мероприятия – лекции, беседы на морально-этические темы, диспуты о долге и чести культпросветработника, вечера отдыха, чествования лучших сотрудников, коллективное посещение театров и музеев, групповые выезды в загородные зоны, то есть все то, что воспитывало бы людей в духе коллективизма, настраивало бы на дружную совместную работу. Именно здесь чаще всего имеется одновременно несколько конфликтных ситуаций и неофициальных «группировок». Естественно, что ни о каком здоровом «микроклимате» в таких коллективах не может быть и речи. Работоспособность здесь значительно снижается уже от самого нездорового психологического настроя, от предвзятого отношения и руководителя к подчиненным и подчиненных к своим руководителям.
Любой коллектив, в том числе и клубный, вооружен и еще одним незаменимым инструментом воспитания – местными традициями. Особенно это относится к учреждениям, функционирующим несколько десятков лет. Здесь сама история могла бы стать хорошим воспитателем сотрудников, особенно вновь пришедших в коллектив. И нам показалось несколько странным, что 30 клубов из 80 вообще не собирают и не хранят фотографии, грамоты, вымпелы и кубки прошлых лет. 23 из них хранят эти регалии в завкоме или отделе культуры, а часть клубов ... в архиве. Иными словами, история их не стала воспитателем. Думается, что это большое упущение в работе как среди сотрудников клуба, так и среди посетителей его.
Таково вкратце содержание НОТ в условиях клуба. Как видно, многое из того, о чем говорилось выше в принципе осуществимо уже сегодня. Конечно, мы отдаем себе полный отчет в том, что часть затронутых здесь аспектов НОТ звучит пока на уровне постановки вопроса.
НОТ, как и всякая клубная проблема, – дело и теоретиков, и практиков. Вот почему, на наш взгляд, необходимо, во-первых, организовать самое широкое обсуждение этой проблемы на всех уровнях, а затем, определив хотя бы пока предварительные критерии и нормы, начать работу по внедрению элементов НОТ в практику клубной работы. Видимо, с первым опытом придут новые, уточненные выводы, появятся первые ощутимые результаты этой исключительно важной, по нашему убеждению, работы.
Передовая клубная практика всегда щедро питала клубную теорию. Родившееся не так давно клубоведение не что иное, как теоретическое, осмысление многолетней практики лучших клубов страны. Хотелось бы, чтобы все теоретики и практики клубной работы на всех уровнях восприняли проблему «НОТ и клуб» как актуальную, приложили бы максимум усилий. Труд этот обязательно окупится сторицей!
Проблемы
эффективности клубной работы. – Улан-Удэ,
1973. –
с. 50-62.
УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ
В теории управления существуют, как известно, основополагающие требования к планированию, именуемые принципами планирования. Это государственный подход к делу, выбор главного звена, преемственность планов, соответствие планируемого объема работ реальным возможностям коллектива, связь плана с практикой , научная обоснованность.
Мне и моим коллегам по кафедре довольно часто приходится заниматься анализом разрабатываемых различными клубными учреждениями планов, так что мы имеем достаточно полное представление о тех многочисленных просчетах в планировании, которые допускают даже опытные руководители клубных учреждений. Сегодня много говорят и пишут о необходимости долгосрочного, перспективного планирования клубной работы. Передовые клубные учреждения уже перешли на пятилетние комплексные планы. Это целесообразно по многим соображениям: вся страна и каждое предприятие работают по пятилетним планам, многие клубные формы никак не укладываются в рамки одного лишь года (народные университеты, школы культуры, фестивали, циклы тематических вечеров, общественно-политические чтения, работа клубных объединений и т. д.). Наконец, просто полезно и даже необходимо прогнозировать будущее клуба на более длительный отрезок времени. Словом, по целому ряду соображений, предпочтительнее долгосрочные планы работы.
Хороший план — залог успеха в работе, но только он один еще не решает судьбы дела. Важно еще, как организовано выполнение намеченных мероприятий. Функция организации – также одна из важных функций в теории и практике управления. Но, как показывает сама клубная практика и подтверждают специально проведенные исследования, именно умения организовать и недостает многим работникам клубных учреждений.
Можно привести сколько угодно примеров, когда тематические вечера готовятся наспех, начинаются с большими задержками, а программа их не отрепетирована и недостаточно продумана. А это и есть показатель уровня организации.
Конечно, функция организации не сводится только к подготовке и проведению мероприятий, пусть даже весьма содержательных и ярких. Организовать работу клубного учреждения – значит тщательно продумать весь ее объем и содержание, правильно распределить материальные и людские ресурсы, рассчитать время, определить взаимосвязь и возможную взаимозаменяемость исполнителей конкретных заданий. Наладить четкий контроль и учет проделанной работы, своевременно оказать помощь, в установленные сроки работу завершить, отчитаться и, что весьма полезно, проанализировать сделанное с тем, чтобы выявить по свежим впечатлениям допущенные просчеты и не повторять ошибок на последующих этапах.
Именно организаторских качеств и не хватает нашим клубным практикам, а успех в работе достигается порой не самыми лучшими способами и приемами: нервной перегрузкой, переработками по времени, ценой слишком большого напряжения физических и моральных сил работников клуба.
Еще сложнее решать в условиях клубного учреждения вопросы организации труда. Этому мешает отсутствие четких функциональных обязанностей работников, частые переработки, неравномерное распределение поручений среди работников, отсутствие сколько-нибудь обоснованных норм трудовых затрат на отдельные виды работ. Эти и подобные явления имеют место даже в «благополучных» клубных учреждениях, имеющих благоустроенные помещения.
Между тем, потребность в разработке принципов научной организации труда для клубов, Домов и Дворцов культуры – настоятельное веление времени. Кое-что в этом направлении мы делаем в нашем институте, но сложность заключается в отсутствии специалистов подобного профиля. Есть квалифицированные разработки НОТ для различных областей промышленности, сферы обслуживания, даже туризма, а вот ученых, внедряющих научные принципы культпросветработы практически нет, как нет и учебных заведений, где бы их готовили.
Несколько лучше обстоят дела с реализацией функции учета и контроля. Однако, и здесь немало огрехов.
До сих пор клубы пользуются традиционной «Книгой учета», которая давно уже устарела и по форме (фиксируется «клубный вал»), и по набору конкретных разделов, да и по объему страниц (большому клубу ее едва хватает на квартал, если не на месяц). Неважно обстоит дело с качественным учетом. Практически затруднительно составить сколько-нибудь полное представление о проделанной тем или иным клубом работе, особенно если с тех пор прошло какое-то время. Отдельные энтузиасты завели «карточки мероприятий», кто-то периодически собирает отзывы посетителей, в каждом десятом клубе есть «Книга отзывов», наиболее целеустремленные культработники ведут личные творческие дневники. Но нам давно нужна всеобъемлющая система количественного и качественного учета, без которой невозможно реализовать функцию анализа, а значит, и контроля.
Как показали исследования по Пермской, Ленинградской, Вологодской областям, лишь один клуб из четырех практикует творческие отчеты перед населением. Между тем, это одна из эффективных форм методического и общественного контроля, который при правильной организации дела дает новый импульс работе клуба.
Функция руководства, как известно, – высшая функция управления. Она замыкается на все остальные функции. В условиях клубного учреждения управленческие воздействия директора направлены, прежде всего, на своих ближайших помощников (заведующих секторами, отделами) и на общественный актив. От уровня административного руководства во многом зависит и общественное самоуправление. Там, где найдено их оптимальное сочетание, одно другому не мешает, а, напротив, удачно дополняет друг друга. Жаль только, что этих «там» в клубной практике не так уж много. В настоящее время кафедра культурно-просветительной работы нашего института занимается изучением проблемы оптимального сочетания административного и общественного руководства клубными учреждениями. Окончательные итоги подводить рановато, но даже предварительные данные свидетельствуют о том, что в половине клубных учреждений (и профсоюзных и государственных) органы общественного самоуправления (советы, правления, художественные советы) существуют лишь на бумаге, а если и функционируют, то с большими перерывами.
Сегодняшнему руководителю клубного учреждения необходимо в совершенстве овладеть всей совокупностью способов и приемов руководящего воздействия, т.е. научиться методам управления.
Скажем, административные методы к условиям клубного учреждения менее всего применимы, хотя, конечно же, и здесь приходится писать приказы, отдавать распоряжения, наказывать нерадивых. Что и говорить, встречаются в клубах такие «администраторы», что с собственным заместителем общаются письменно, на уровне приказа. Однако, сила приказа не столь уж безгранична. Есть ситуации, которые не определишь никаким приказом или распоряжением, тем более, что в большинстве случаев в исполнении воли руководителя одновременно со штатными клубными работниками участвуют и клубные активисты, члены клубных объединений, кружковцы и т. п. Можно утверждать, что доминирующим в условиях клубного учреждения должны быть методы социальной мотивации: моральное стимулирование, развитие наставничества, поддержка почина, сохранение и развитие ценных традиций коллектива и т. п.
В свое время мне пришлось специально заниматься изучением проблемы формирования и становления коллектива работников в клубном учреждении. В ходе обследований ряда государственных и профсоюзных клубов, изучения состояния внутриколлективной воспитательной работы в них, уровня организации труда клубных работников и других вопросов открылась, прямо скажем, невеселая картина: в организаторской и воспитательной работе много стихийного; уровень организации труда оставляет желать лучшего; в коллективах встречаются сложные, порой натянутые взаимоотношения между работниками; морально-психологический климат не располагает к нормальной работе, не говоря уже об отсутствии элементарных условий для творчества. Происходит это по ряду причин, но одна из них – несовершенный стиль руководства клубным учреждением. Да и о каком стиле можно говорить, если из 280 опрошенных руководителей клубных учреждений лишь около 40 процентов интересуются вопросами теории и методики клубной работы, 35 процентов изучают самостоятельно, теорию управления и лишь 7 процентов интересуются проблемами НОТ!
Разумеется, среди руководителей клубных учреждений и государственной и профсоюзной сети есть немало людей ищущих, интересующихся клубной прессой, новинками педагогической и управленческой литературы, экспериментирующих в своей повседневной управленческой деятельности.
Много проблем возникает в повседневной работе клубного учреждения и в области финансирования. Это только на бумаге – в учебных пособиях и инструкциях – все выглядит гладко и просто. В реальной же жизни экономические методы управления – едва ли не самое уязвимое место руководителя. Масса препятствий и ограничений, положений и инструкций довольно часто мешают руководителю оперативно и своевременно решать те или иные задачи управления, связывают ему руки, лишают столь необходимой самостоятельности. А ведь сегодня культурно-просветительную работу без соответствующих экономических рычагов не улучшить, сколь бы одаренным и способным ни был директор клуба.
Руководителям клуба приходится вступать в деловые контакты с различными органами и организациями, заключать трудовые соглашения, нанимать исполнителей отдельных работ, принимать и увольнять специалистов, наказывать кое-кого из них в административном порядке. Все это обязывает директора быть компетентным и в вопросах права. Правовые методы управления, если их знать в совершенстве, – надежный помощник руководителя в повседневной организационно-административной работе. Но, как показали наши исследования, подавляющее большинство руководителей клубных учреждений никогда раньше не изучали административную практику осуществляют, полагаясь подчас на житейскую логику и собственный здравый смысл.
Уровень управления клубным учреждением накладывает отпечаток на настроение работающих, на их служебное поведение. Постепенно складывается и стиль работы всего коллектива, своеобразная культура управления.
Не надо проводить специальных исследований для того, чтобы установить прямую взаимосвязь между уровнем управления клубными учреждениями и состоянием массово-политической и культурно-просветительной работы в них.
Не претендуя на бесспорность суждений, хотелось бы поделиться с читателями рядом соображений по поводу изменения к лучшему существующего положения.
Первое направление такой работы (о нем мы уже говорили) – непрерывное самообразование.
Второе – пора серьезнейшим образом рассмотреть существующую систему подготовки и повышения квалификации клубных кадров. Клубным работникам надо сегодня знать основы социальной психологии, теории управления, педагогики взрослых, социологии. Они же (и будущие директора тоже) изучают сегодня лишь методику подготовки и проведения различного рода мероприятий. Специалиста управления следует, прежде всего, учить основам управления, а не заниматься «натаскиванием» на традиционные организационно-методические формы клубной работы. Опыт проведения интересных занятий по основам управления имеется в народном университете клубного работника города Перми, где вот уже третий год существует факультет организации управления клубами.
Руководители клубных учреждений города слушают здесь лекции, участвуют в семинарах, решают управленческие задачи, рассматривают конфликтные (учебные ситуации), занимаются деловыми играми.
Третье – расширить область методической деятельности районных Домов культуры и научно-методических центров. Наряду с изучением традиционных вопросов методики клубной работы следует перейти, наконец, и к изучению передового опыта управления клубами, его осмыслению и самому широкому распространению.
Четвертое – теоретическим и практическим проблемам управления клубными учреждениями могли бы значительно большее внимание уделять и наши журналы, прежде всего «Клуб и художественная самодеятельность» и «Культурно-просветительная работа».