Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2627

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажное значение должно придаваться в условиях клуба и соблюдению каждым сотрудником дисциплины тру­да. Высокие деловые и моральные качества, твердая трудо­вая дисциплина не придут сами по себе. Они могут быть воспитаны в каждом сотруднике только в процессе постоян­ной активной внутриколлективной воспитательной работы. Всегда ли такая работа организуется и ведется планомерно и направленно?

В 43 из 80 обследованных клубов не оказалось даже на­бросков к плану воспитательной работы в коллективе. Это значит, что жизнь в клубе течет сама по себе, что повыше­нием общеобразовательного и культурного уровня никто не руководит, что сотрудники приходят в клуб только затем, чтобы отработать положенное время.

В таких коллективах не практикуются внутриклубные мероприятия – лекции, беседы на морально-этические темы, диспуты о долге и чести культпросветработника, вечера от­дыха, чествования лучших сотрудников, коллективное посе­щение театров и музеев, групповые выезды в загородные зо­ны, то есть все то, что воспитывало бы людей в духе коллек­тивизма, настраивало бы на дружную совместную работу. Именно здесь чаще всего имеется одновременно несколь­ко конфликтных ситуаций и неофициальных «группировок». Естественно, что ни о каком здоровом «микроклимате» в таких коллективах не может быть и речи. Работоспособность здесь значительно снижается уже от самого нездорового психологического настроя, от предвзятого отношения и ру­ководителя к подчиненным и подчиненных к своим руково­дителям.

Любой коллектив, в том числе и клубный, вооружен и еще одним незаменимым инструментом воспитания – мест­ными традициями. Особенно это относится к учреждениям, функционирующим несколько десятков лет. Здесь сама ис­тория могла бы стать хорошим воспитателем сотрудников, особенно вновь пришедших в коллектив. И нам показалось несколько странным, что 30 клубов из 80 вообще не соби­рают и не хранят фотографии, грамоты, вымпелы и кубки прошлых лет. 23 из них хранят эти регалии в завкоме или отделе культуры, а часть клубов ... в архиве. Иными словами, история их не стала воспитателем. Думается, что это боль­шое упущение в работе как среди сотрудников клуба, так и среди посетителей его.

Таково вкратце содержание НОТ в условиях клуба. Как видно, многое из того, о чем говорилось выше в принципе осуществимо уже сегодня. Конечно, мы отдаем себе полный отчет в том, что часть затронутых здесь аспектов НОТ зву­чит пока на уровне постановки вопроса.

НОТ, как и всякая клубная проблема, – дело и теорети­ков, и практиков. Вот почему, на наш взгляд, необходимо, во-первых, организовать самое широкое обсуждение этой проблемы на всех уровнях, а затем, определив хотя бы пока предварительные критерии и нормы, начать работу по внед­рению элементов НОТ в практику клубной работы. Видимо, с первым опытом придут новые, уточненные выводы, появят­ся первые ощутимые результаты этой исключительно важ­ной, по нашему убеждению, работы.


Передовая клубная практика всегда щедро питала клуб­ную теорию. Родившееся не так давно клубоведение не что иное, как теоретическое, осмысление многолетней практики лучших клубов страны. Хотелось бы, чтобы все теоретики и практики клубной работы на всех уровнях восприняли проб­лему «НОТ и клуб» как актуальную, приложили бы макси­мум усилий. Труд этот обязательно окупится сторицей!


Проблемы эффективности клубной работы. – Улан-Удэ, 1973. –
с. 50-62.


УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ

В теории управления суще­ствуют, как известно, основопо­лагающие требования к плани­рованию, именуемые принципами планирования. Это государственный подход к делу, вы­бор главного звена, преемст­венность планов, соответствие планируемого объема работ реальным возможностям кол­лектива, связь плана с практи­кой , научная обоснован­ность.

Мне и моим коллегам по ка­федре довольно часто прихо­дится заниматься анализом разрабатываемых различны­ми клубными учреждениями планов, так что мы имеем до­статочно полное представле­ние о тех многочисленных про­счетах в планировании, кото­рые допускают даже опытные руководители клубных учреж­дений. Сегодня много говорят и пишут о необходимости дол­госрочного, перспективного планирования клубной работы. Передовые клубные учрежде­ния уже перешли на пятилет­ние комплексные планы. Это целесообразно по многим со­ображениям: вся страна и каж­дое предприятие работают по пятилетним планам, многие клубные формы никак не укладываются в рамки одного лишь года (народные универ­ситеты, школы культуры, фес­тивали, циклы тематических ве­черов, общественно-политиче­ские чтения, работа клубных объединений и т. д.). Наконец, просто полезно и даже необ­ходимо прогнозировать буду­щее клуба на более длитель­ный отрезок времени. Словом, по целому ряду соображений, предпочтительнее долгосроч­ные планы работы.

Хороший план — залог успеха в работе, но только он один еще не решает судьбы дела. Важно еще, как организовано выполнение намеченных меро­приятий. Функция органи­зации – также одна из важ­ных функций в теории и прак­тике управления. Но, как пока­зывает сама клубная практика и подтверждают специально проведенные исследования, именно умения организовать и недостает многим работникам клубных учреждений.

Можно привести сколько угодно примеров, когда тема­тические вечера готовятся на­спех, начинаются с большими задержками, а программа их не отрепетирована и недоста­точно продумана. А это и есть показатель уровня организа­ции.

Конечно, функция организа­ции не сводится только к под­готовке и проведению меро­приятий, пусть даже весьма со­держательных и ярких. Орга­низовать работу клубного уч­реждения – значит тщательно продумать весь ее объем и со­держание, правильно распре­делить материальные и люд­ские ресурсы, рассчитать вре­мя, определить взаимосвязь и возможную взаимозаменяе­мость исполнителей конкрет­ных заданий. Наладить четкий контроль и учет проделанной работы, своевременно оказать помощь, в установленные сро­ки работу завершить, отчитать­ся и, что весьма полезно, про­анализировать сделанное с тем, чтобы выявить по свежим впе­чатлениям допущенные про­счеты и не повторять ошибок на последующих этапах.


Именно организаторских ка­честв и не хватает нашим клуб­ным практикам, а успех в ра­боте достигается порой не са­мыми лучшими способами и приемами: нервной перегруз­кой, переработками по време­ни, ценой слишком большого напряжения физических и мо­ральных сил работников клуба.

Еще сложнее решать в усло­виях клубного учреждения во­просы организации труда. Это­му мешает отсутствие четких функциональных обязанностей работников, частые переработ­ки, неравномерное распреде­ление поручений среди работ­ников, отсутствие сколько-ни­будь обоснованных норм тру­довых затрат на отдельные ви­ды работ. Эти и подобные яв­ления имеют место даже в «благополучных» клубных уч­реждениях, имеющих благо­устроенные помещения.

Между тем, потребность в разработке принципов научной организации труда для клубов, Домов и Дворцов культуры – настоятельное веление време­ни. Кое-что в этом направлении мы делаем в нашем инсти­туте, но сложность заключает­ся в отсутствии специалистов подобного профиля. Есть ква­лифицированные разработки НОТ для различных областей промышленности, сферы обслу­живания, даже туризма, а вот ученых, внедряющих научные принципы культпросветработы практически нет, как нет и учебных заведений, где бы их готовили.

Несколько лучше обстоят де­ла с реализацией функции уче­та и контроля. Однако, и здесь немало огрехов.

До сих пор клубы пользуются традиционной «Книгой учета», которая давно уже устарела и по форме (фиксируется «клуб­ный вал»), и по набору кон­кретных разделов, да и по объему страниц (большому клубу ее едва хватает на квар­тал, если не на месяц). Неваж­но обстоит дело с качествен­ным учетом. Практически за­труднительно составить сколь­ко-нибудь полное представле­ние о проделанной тем или иным клубом работе, особенно если с тех пор прошло какое-то время. Отдельные энтузиа­сты завели «карточки меро­приятий», кто-то периодически собирает отзывы посетителей, в каждом десятом клубе есть «Книга отзывов», наиболее це­леустремленные культработни­ки ведут личные творческие дневники. Но нам давно нужна всеобъемлющая система ко­личественного и качественного учета, без которой невозможно реализовать функцию анали­за, а значит, и контроля.

Как показали исследования по Пермской, Ленинградской, Во­логодской областям, лишь один клуб из четырех практикует творческие отчеты перед насе­лением. Между тем, это одна из эффективных форм методи­ческого и общественного конт­роля, который при правильной организации дела дает новый импульс работе клуба.

Функция руководства, как из­вестно, – высшая функция уп­равления. Она замыкается на все остальные функции. В ус­ловиях клубного учреждения управленческие воздействия директора направлены, прежде всего, на своих ближайших по­мощников (заведующих секто­рами, отделами) и на общест­венный актив. От уровня адми­нистративного руководства во многом зависит и обществен­ное самоуправление. Там, где найдено их оптимальное соче­тание, одно другому не меша­ет, а, напротив, удачно допол­няет друг друга. Жаль только, что этих «там» в клубной прак­тике не так уж много. В настоя­щее время кафедра культурно-просветительной работы наше­го института занимается изуче­нием проблемы оптимального сочетания административного и общественного руководства клубными учреждениями. Окончательные итоги подво­дить рановато, но даже пред­варительные данные свиде­тельствуют о том, что в поло­вине клубных учреждений (и профсоюзных и государствен­ных) органы общественного самоуправления (советы, прав­ления, художественные сове­ты) существуют лишь на бума­ге, а если и функционируют, то с большими перерывами.


Сегодняшнему руководителю клубного учреждения необхо­димо в совершенстве овладеть всей совокупностью способов и приемов руководящего воздей­ствия, т.е. научиться мето­дам управления.

Скажем, административные методы к условиям клубного учреждения менее всего при­менимы, хотя, конечно же, и здесь приходится писать при­казы, отдавать распоряжения, наказывать нерадивых. Что и говорить, встречаются в клубах такие «администраторы», что с собственным заместителем общаются письменно, на уров­не приказа. Однако, сила при­каза не столь уж безгранична. Есть ситуации, которые не определишь никаким приказом или распоряжением, тем бо­лее, что в большинстве случаев в исполнении воли руководите­ля одновременно со штатными клубными работниками участ­вуют и клубные активисты, члены клубных объединений, кружковцы и т. п. Можно утверждать, что доминирую­щим в условиях клубного уч­реждения должны быть мето­ды социальной мотивации: моральное стимулирование, развитие наставничества, под­держка почина, сохранение и развитие ценных традиций кол­лектива и т. п.

В свое время мне пришлось специально заниматься изуче­нием проблемы формирования и становления коллектива ра­ботников в клубном учрежде­нии. В ходе обследований ряда государственных и профсоюз­ных клубов, изучения состоя­ния внутриколлективной воспи­тательной работы в них, уров­ня организации труда клубных работников и других вопросов открылась, прямо скажем, не­веселая картина: в организа­торской и воспитательной ра­боте много стихийного; уро­вень организации труда остав­ляет желать лучшего; в кол­лективах встречаются слож­ные, порой натянутые взаимо­отношения между работника­ми; морально-психологический климат не располагает к нор­мальной работе, не говоря уже об отсутствии элементарных условий для творчества. Про­исходит это по ряду причин, но одна из них – несовершен­ный стиль руководства клуб­ным учреждением. Да и о ка­ком стиле можно говорить, если из 280 опрошенных руко­водителей клубных учрежде­ний лишь около 40 процентов интересуются вопросами тео­рии и методики клубной рабо­ты, 35 процентов изучают са­мостоятельно, теорию управ­ления и лишь 7 процентов ин­тересуются проблемами НОТ!

Разумеется, среди руководи­телей клубных учреждений и государственной и профсоюз­ной сети есть немало людей ищущих, интересующихся клуб­ной прессой, новинками педа­гогической и управленческой литературы, экспериментирую­щих в своей повседневной уп­равленческой деятельности.

Много проблем возникает в повседневной работе клубного учреждения и в области фи­нансирования. Это только на бумаге – в учебных пособиях и инструкциях – все выглядит гладко и просто. В реальной же жизни экономические методы управления – едва ли не самое уязвимое место ру­ководителя. Масса препятствий и ограничений, положений и инструкций довольно часто ме­шают руководителю оператив­но и своевременно решать те или иные задачи управления, связывают ему руки, лишают столь необходимой самостоя­тельности. А ведь сегодня культурно-просветительную работу без соответствующих экономических рычагов не улуч­шить, сколь бы одаренным и способным ни был директор клуба.


Руководителям клуба прихо­дится вступать в деловые кон­такты с различными органами и организациями, заключать трудовые соглашения, нани­мать исполнителей отдельных работ, принимать и увольнять специалистов, наказывать кое-кого из них в административ­ном порядке. Все это обязы­вает директора быть компе­тентным и в вопросах права. Правовые методы управле­ния, если их знать в совершен­стве, – надежный помощник руководителя в повседневной организационно-администра­тивной работе. Но, как показа­ли наши исследования, подав­ляющее большинство руково­дителей клубных учреждений никогда раньше не изучали административную практику осуществляют, полагаясь подчас на житейскую логику и собственный здравый смысл.

Уровень управления клубным учреждением накладывает от­печаток на настроение рабо­тающих, на их служебное по­ведение. Постепенно склады­вается и стиль работы все­го коллектива, своеобразная культура управления.

Не надо проводить специаль­ных исследований для того, чтобы установить прямую взаимосвязь между уровнем управления клубными учреж­дениями и состоянием массо­во-политической и культурно-просветительной работы в них.

Не претендуя на бесспорность суждений, хотелось бы поде­литься с читателями рядом со­ображений по поводу измене­ния к лучшему существующего положения.

Первое направление такой работы (о нем мы уже говори­ли) – непрерывное самообра­зование.

Второе – пора серьезнейшим образом рассмотреть сущест­вующую систему подготовки и повышения квалификации клуб­ных кадров. Клубным работ­никам надо сегодня знать осно­вы социальной психологии, теории управления, педагогики взрослых, социологии. Они же (и будущие директора тоже) изучают сегодня лишь методи­ку подготовки и проведения различного рода мероприятий. Специалиста управления сле­дует, прежде всего, учить основам управления, а не за­ниматься «натаскиванием» на традиционные организацион­но-методические формы клуб­ной работы. Опыт проведения интересных занятий по осно­вам управления имеется в на­родном университете клубного работника города Перми, где вот уже третий год существует факультет организации управ­ления клубами.

Руководители клубных учреж­дений города слушают здесь лекции, участвуют в семина­рах, решают управленческие задачи, рассматривают конф­ликтные (учебные ситуации), занимаются деловыми играми.

Третье – расширить область методической деятельности районных Домов культуры и научно-методических центров. Наряду с изучением тради­ционных вопросов методики клубной работы следует пе­рейти, наконец, и к изучению передового опыта управления клубами, его осмыслению и самому широкому распростра­нению.

Четвертое – теоретическим и практическим проблемам уп­равления клубными учрежде­ниями могли бы значительно большее внимание уделять и наши журналы, прежде всего «Клуб и художественная само­деятельность» и «Культурно-просветительная работа».


Смотрите также файлы