ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2628
Скачиваний: 3
Фактически сейчас нет литературы по вопросам экономики и управления клубными учреждениями. Все, что добыто в этой области знания, изложено сегодня наспех, бессистемно, в рассыпанных по сборникам статьях или напечатанных мизерными тиражами брошюрах. Спросите у преподавателя, у студента, у практика клубной работы – они не смогут назвать вам ни одной книги, где бы системно излагались вопросы управления клубами в современных условиях.
Пятое – нашим клубам можно оказать существенную помощь и на местах, не дожидаясь специальных научных рекомендаций по совершенствованию управления. Может быть, достаточно пока направить в Дом культуры на консультацию толкового инженера по НОТ, который бы профессиональным глазом оценил характер и содержание необходимых изменений. Или включить, например, руководителя клубного учреждения в семинар по управлению, работающий при других ведомствах. Ведь специфика спецификой, но есть в управлении и много общих моментов, их можно переосмыслить применительно к условиям клубов...
В клубе человек растет духовно и обогащает других, здесь он восстанавливает свои силы после нелегкого трудового дня. Здесь он формируется как личность, обогащается новыми знаниями, умениями и навыками, которые завтра пригодятся ему в цехе, на ферме, в исследовательской лаборатории. Здесь он учится искусству организации и общественного управления. Чтобы процесс этот протекал активно, с наибольшей эффективностью, мы должны создать для этого все необходимые условия. Мы должны учиться управлять и учить этому клубных работников.
Клуб и художественная самодеятельность, 1981, №18. – с. 19-20.
ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛУБНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В совершенствовании управления клубными учреждениями все большую роль играет уровень культуры управления, под которой мы понимаем некоторую совокупность требований, характеризующих внешнюю сторону процесса управления, а также личностные, профессиональные и деловые качества аппарата управления – от руководителя до технического персонала включительно.
Предъявляемые к культуре управления учреждениями требования исключительно широки и многообразны. К числу таких требований обычно относят: экономические, моральные, психологические, эстетические, юридические, лингвистические и санитарно-гигиенические.
Экономические требования характеризуют умение руководителя, специалистов, технического персонала экономить рабочее время, материалы, финансовые средства. В этом плане добиться высокой культуры управления – значит уметь правильно расставить силы, организовать свое время и время подчиненных, четко соблюдать режим труда и отдыха работников. Экономичность управления находит свое выражение в разумном сокращении штатных единиц, бережном отношении к государственному имуществу, борьбе с излишествами в оснащении управленческого труда и оборудовании служебных помещений.
В условиях клубного учреждения, где материальные и людские ресурсы ограничены и минимальны, экономические требования приобретают особо важное значение.
Моральные требования можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, это знание и строгое соблюдение норм и правил служебного этикета. Во-вторых, это высокая культура взаимоотношений между работниками клубного учреждения и посетителями клубных мероприятий. В-третьих, это соблюдение договоров и обязательств клубного учреждения (в лице его администрации) по отношению к другим культурно-просветительным учреждениям, организациям и учреждениям, обслуживающим клубы.
Психологические требования к постановке управления предполагают знание работниками аппарата управления (в нашем случае директором и его ближайшими помощниками), основ психологии личности, социальной психологии, а в отдельных случая возрастной и педагогической психологии и умение учитывать эти знания в повседневной работе с людьми. Управление людьми – это управление их поведением. Грамотно управлять деятельностью человека можно лишь вооружившись знанием законов психологии, особенностями проявления психики в различных производственных и бытовых условиях.
Эстетические требования занимают в культуре управления клубными учреждениями особое место. Ведь речь здесь идет не просто об управлении производственной деятельностью людей. Речь идет о руководстве людьми, организующими культурно-творческую деятельность трудящихся, речь идет о повышении культуры управления культурой. Интерьер служебных помещений, одежда работников клубного учреждения, культура речи – все это в той или иной мере влияет на эффективность организаторской и воспитательной работы в клубном коллективе.
Юридические требования к культуре управления находят свое выражение в знании руководством законов, постановлений правительства, решений местных органов, положений и уставов, инструкций и предписаний. Но одного знания нормативных актов для обеспечения высокой культуры управления недостаточно. Важно еще соблюдать их в своей повседневной работе, пропагандировать их среди населения, привлекать к ним внимание широкой общественности.
Лингвистические требования, если они соблюдаются во всех сферах клубной деятельности, могут не только способствовать совершенствованию управления клубным учреждением, но и активизировать всю культурно-творческую деятельность трудящихся в условиях клуба. Грамотные и толковые атрибуты клубной информации, правильный документооборот, оперативная деловая переписка, аккуратность в работе с письмами и жалобами трудящихся – эти и другие моменты имеют немаловажное значение в работе клубного учреждения.
Санитарно-гигиенические требования к культуре управления характеризуют условия труда клубных работников. Имеется в виду создание оптимальной температуры в рабочих помещениях, хорошая вентиляция, нормальная влажность воздуха, а также своевременная уборка служебных помещений – эти элементарные требования должны соблюдаться не только там, где протекает клубная самодеятельность, но прежде всего в тех помещениях, где повседневно работают сами клубные работники. Хорошие условия труда – это верный путь повышению его результативности.
Названные требования могут только тогда улучшить постановку управления клубным учреждением, когда они будут выполняться одновременно, в комплексе.
Актуальные вопросы деятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях. – Киев, 1981. – с. 35-37.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – СТИЛЬ ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА
У каждого клубного учреждения, особенно, если оно функционирует не год и не два, складывается свой определенный стиль деятельности, свое лицо. Этот стиль проявляется в каждом массовом мероприятии, в каждом концерте и конкурсе, вечере и кинофестивале, в наборе кружков и объединений, в степени участия трудящихся в управлении делами клуба. Действительно, у каждого клуба свое неповторимое лицо. Стиль же работы трудового коллектива формируется под влиянием руководителя. Об этой взаимосвязи и хотелось бы поговорить. Руководитель коллектива – почетная и ответственная обязанность, требующая от занимающего этот пост человека высоких личностных, профессиональных и деловых качеств.
Повышенные требования предъявляют сегодня и к руководителю клубного учреждения, под непосредственным руководством которого трудится целый коллектив профессиональных работников и функционирует подконтрольная ему система самодеятельных коллективов и объединений.
Деятельность руководителя клуба сложна и многогранна. Для того чтобы ее представить во всей полноте, рассмотрим кратко основные функции руководителя, то есть его права и обязанности (полномочия) по отношению к возглавляемому им коллективу.
Планово-аналитическая функция предполагает у руководителя наличие черт стратега и исследователя, умеющего за будничностью повседневных дел рассмотреть складывающиеся тенденции в развитии коллектива, увидеть перспективу его роста, завтрашний день своего учреждения.
Анализ итогов работы клуба за минувший год, систематическое обсуждение проводимых мероприятий, разработка перспективных планов клубной работы, проектирование мероприятий по НОТ – всю эту и иную работу руководитель клуба проводит, конечно же, не один.
Однако, именно он, директор, выступает здесь главным вдохновителем и инициатором принимаемых решений и разрабатываемых планов-прогнозов.
Организаторская функция руководителя клуба заключается в мобилизации коллектива на выполнение принятых ранее решений, как единоличных, так и коллективных. Здесь директор выступает уже как тактик, умеющий увлечь, сплотить коллектив, направить совокупную энергию его членов в нужное русло, обеспечить настойчивое и планомерное поступательное движение к намеченной цели.
В опубликованной доктором экономических наук В. И. Терещенко статье «Руководитель и пять «почему» анализируется процедура или, вернее сказать, техника поиска оптимального организационного решения. Воспользовавшись этой рекомендацией, попробуем охарактеризовать эти пять «почему» применительно к условиям работы руководителя коллектива клуба.
Почему и зачем это делается?
Вопросы для размышления: нужно ли это делать сегодня вообще? Не делаем ли мы это в силу укоренившейся привычки? Есть ли надобность в данном предприятии? Не устарела ли идея принимаемого решения?
Почему делается именно здесь, а не в ином месте?
Вопросы для размышления: должен ли этим заниматься клуб? Не дублируем ли мы здесь другие организации, не подменяем ли их? В том ли здании или помещении должно проходить намеченное? Такое ли нужно теперь мероприятие или какое-то иное, какое именно?
Почему делает именно тот, а не другой?
Вопросы для размышления: соответствует ли поручаемая работа должностным (функциональным) обязанностям работников? Знают ли эти работники свои обязанности вообще? Правильно ли расставлены силы коллектива, нет ли обезлички, подмены одного другим? С полной ли (и равномерной ли!) нагрузкой используются люди? Не распыляются ли силы квалифицированных работников? Не целесообразно ли задуманную работу поручить клубному активу, высвободив тем самым несколько штатных работников для решения более важных дел?
Почему делается именно так, а не иным образом?
Вопросы для размышления: те ли методы выбраны для выполнения работы? Имеются ли необходимые средства (живые люди, печать, наглядные средства, аппаратура, финансы, транспорт, костюмы и реквизит и прочее) для осуществления намеченного? Можно ли задуманное сделать проще и лучше? Самый ли оптимальный вариант взят на вооружение? Как эту же работу делают в другом клубе? Существует ли уже обобщенный и опубликованный опыт осуществления подобной работы?
Почему делается именно в такое время?
Вопросы для размышления: хорошо ли налажена информация о готовящемся мероприятии? Готовы ли люди? Не упущены ли сроки подготовки такого мероприятия? Не отпала ли сама по себе необходимость его проведения? Нельзя ли, пока не поздно, внести коррективы в намеченный план? Ведется ли подготовительная работа и каков задел? Нельзя ли избежать традиционной «горячки»? Не затягиваются ли кем-нибудь сроки проведения данного мероприятия?
Предлагаемые вопросы условны. В то же время они могут рассматриваться и как универсальные, поскольку этим «мероприятием» может в конкретном случае оказаться и тематический вечер, и оперативное совещание при директоре, и собрание коллектива, и концерт и диспут.
Во всех названных и аналогичных им случаях руководитель должен быть на высоте, правильно и своевременно оценивать ситуацию, принимать по возможности самое оптимальное решение. Главное, что ему всегда следует иметь в виду, – это то, что за каждым его организаторским шагом внимательно следят члены коллектива. От правильности его решений зависит успех в работе подчиненных. А от успеха или неудач в работе подчиненных зависит и рабочее настроение, а значит и результативность работы всего коллектива.
Административно-хозяйственная функция руководителя включает в себя такие необходимые компоненты, как распоряжение кредитами и материальными ценностями, заключение трудовых договоров и соглашений, контроль за соблюдением правил технической эксплуатации клубного здания и поддержанием в исправности оборудования и инструмента, установление внутреннего распорядка в клубе, работа по укреплению трудовой дисциплины, в том числе осуществление мер административного (дисциплинарного) воздействия.
Чем солиднее бюджет клуба, тем в большей степени руководитель должен быть экономистом. Бухгалтер – бухгалтером, а право решающей подписи – за директором. Он главный распределитель кредитов, и кому, как не ему, надо уметь по-хозяйски распорядиться государственной копейкой и клубным имуществом, приобретенным на те же государственные деньги.
Административная функция директора проявляется и тогда, когда он устанавливает фактические функциональные связи с внешней средой: заключает трудовые соглашения с отдельными работниками, ведет переговоры с филармонией и кинопрокатом, заказывает костюмы и инструменты в соответствующих мастерских или торговых организациях. Здесь он выражает интересы коллектива и выступает от его имени. При прочих равных условиях больше уважают и ценят того руководителя, который оперативно, по-деловому решает вопросы в вышестоящих организациях, с выгодой для клуба осуществляет различные хозяйственные и финансовые операции.
Воспитательная функция руководителя предполагает не только личное участие его в повседневной культурно-воспитательной работе с населением, но прежде всего педагогическое воздействие на подчиненных ему членов профессионального коллектива. Эта функция направлена на сплочение коллектива, на рост общественно-политической, трудовой активности его членов, на борьбу за укрепление трудовой дисциплины, на повышение слаженности работы коллектива и его культуры.
В ходе многочисленных бесед с руководителями клубных учреждений нам удалось выяснить, что в целом ряде случаев они не только не помнят дней рождения своих ближайших помощников, но не знают их семейного положения, условий жизни, а порой даже не могут вспомнить фамилий и имен подчиненных.
Вся трудовая, общественная и личная жизнь членов коллектива – это сложная взаимосвязь групповых и личных целей, реализуемых в процессе функционирования коллектива. Руководить коллективом – значит, во-первых, знать характер этих целей, во-вторых, умело сочетать их в процессе совместной деятельности.
Руководитель клуба – центральное звено всей воспитательной работы ее стержень, ее основа. Но его задача заключается в том, чтобы довести коллектив до самоуправляемости, а отдельных работников – до самодисциплины. Тогда все частные второстепенные вопросы будут разрешаться без его непременного вмешательства. Практика воспитательной работы в коллективах клубов показывает, что сплоченность и зрелость коллектива оказываются тем выше, а его влияние на все стороны клубной деятельности тем ощутимее, чем активнее действуют в данном коллективе общественные организации или их группы.