Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2628

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фактически сейчас нет лите­ратуры по вопросам экономи­ки и управления клубными уч­реждениями. Все, что добыто в этой области знания, изло­жено сегодня наспех, бес­системно, в рассыпанных по сборникам статьях или напеча­танных мизерными тиражами брошюрах. Спросите у препо­давателя, у студента, у прак­тика клубной работы – они не смогут назвать вам ни одной книги, где бы системно изла­гались вопросы управления клубами в современных усло­виях.

Пятое – нашим клубам мож­но оказать существенную по­мощь и на местах, не дожи­даясь специальных научных рекомендаций по совершенст­вованию управления. Может быть, достаточно пока напра­вить в Дом культуры на кон­сультацию толкового инженера по НОТ, который бы профес­сиональным глазом оценил ха­рактер и содержание необхо­димых изменений. Или вклю­чить, например, руководителя клубного учреждения в семи­нар по управлению, работаю­щий при других ведомствах. Ведь специфика спецификой, но есть в управлении и много общих моментов, их можно пе­реосмыслить применительно к условиям клубов...

В клубе человек растет духов­но и обогащает других, здесь он восстанавливает свои силы после нелегкого трудового дня. Здесь он формируется как лич­ность, обогащается новыми знаниями, умениями и навы­ками, которые завтра приго­дятся ему в цехе, на ферме, в исследовательской лаборато­рии. Здесь он учится искусству организации и общественного управления. Чтобы процесс этот протекал активно, с наи­большей эффективностью, мы должны создать для этого все необходимые условия. Мы должны учиться управлять и учить этому клубных работни­ков.


Клуб и художественная самодеятельность, 1981, №18. – с. 19-20.


ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛУБНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В совершенствовании управления клубными учреждениями все большую роль играет уровень культуры управления, под которой мы понимаем некоторую совокупность требований, характеризующих внешнюю сторону процесса управления, а также личностные, профессиональные и деловые качества аппарата управления – от руководителя до технического персонала включительно.

Предъявляемые к культуре управления учреждениями требования исключительно широки и многообразны. К числу таких требований обычно относят: экономические, моральные, психологические, эстетические, юридические, лингвистические и санитарно-гигиенические.

Экономические требования характеризуют умение руководителя, специалистов, технического персонала экономить рабочее время, материалы, финансовые средства. В этом плане добиться высокой культуры управления – значит уметь правильно расставить силы, организовать свое время и время подчиненных, четко соблюдать режим труда и отдыха работников. Экономичность управления находит свое выражение в разумном сокращении штатных единиц, бережном отношении к государственному имуществу, борьбе с излишествами в оснащении управленческого труда и оборудовании служебных помещений.


В условиях клубного учреждения, где материальные и людские ресурсы ограничены и минимальны, экономические требования приобретают особо важное значение.

Моральные требования можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, это знание и строгое соблюдение норм и правил служебного этикета. Во-вторых, это высокая культура взаимоотношений между работниками клубного учреждения и посетителями клубных мероприятий. В-третьих, это соблюдение договоров и обязательств клубного учреждения (в лице его администрации) по отношению к другим культурно-просветительным учреждениям, организациям и учреждениям, обслуживающим клубы.

Психологические требования к постановке управления предполагают знание работниками аппарата управления (в нашем случае директором и его ближайшими помощниками), основ психологии личности, социальной психологии, а в отдельных случая возрастной и педагогической психологии и умение учитывать эти знания в повседневной работе с людьми. Управление людьми – это управление их поведением. Грамотно управлять деятельностью человека можно лишь вооружившись знанием законов психологии, особенностями проявления психики в различных производственных и бытовых условиях.

Эстетические требования занимают в культуре управления клубными учреждениями особое место. Ведь речь здесь идет не просто об управлении производственной деятельностью людей. Речь идет о руководстве людьми, организующими культурно-творческую деятельность трудящихся, речь идет о повышении культуры управления культурой. Интерьер служебных помещений, одежда работников клубного учреждения, культура речи – все это в той или иной мере влияет на эффективность организаторской и воспитательной работы в клубном коллективе.

Юридические требования к культуре управления находят свое выражение в знании руководством законов, постановлений правительства, решений местных органов, положений и уставов, инструкций и предписаний. Но одного знания нормативных актов для обеспечения высокой культуры управления недостаточно. Важно еще соблюдать их в своей повседневной работе, пропагандировать их среди населения, привлекать к ним внимание широкой общественности.

Лингвистические требования, если они соблюдаются во всех сферах клубной деятельности, могут не только способствовать совершенствованию управления клубным учреждением, но и активизировать всю культурно-творческую деятельность трудящихся в условиях клуба. Грамотные и толковые атрибуты клубной информации, правильный документооборот, оперативная деловая переписка, аккуратность в работе с письмами и жалобами трудящихся – эти и другие моменты имеют немаловажное значение в работе клубного учреждения.

Санитарно-гигиенические требования к культуре управления характеризуют условия труда клубных работников. Имеется в виду создание оптимальной температуры в рабочих помещениях, хорошая вентиляция, нормальная влажность воздуха, а также своевременная уборка служебных помещений – эти элементарные требования должны соблюдаться не только там, где протекает клубная самодеятельность, но прежде всего в тех помещениях, где повседневно работают сами клубные работники. Хорошие условия труда – это верный путь повышению его результативности.


Названные требования могут только тогда улучшить постановку управления клубным учреждением, когда они будут выполняться одновременно, в комплексе.

Актуальные вопросы деятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях. – Киев, 1981. – с. 35-37.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – СТИЛЬ ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА

У каждого клубного учреждения, особенно, если оно функцио­нирует не год и не два, складывается свой определенный стиль деятельности, свое лицо. Этот стиль проявляется в каждом массо­вом мероприятии, в каждом концерте и конкурсе, вечере и кино­фестивале, в наборе кружков и объединений, в степени участия трудящихся в управлении делами клуба. Действительно, у каж­дого клуба свое неповторимое лицо. Стиль же работы трудового коллек­тива формируется под влиянием руководителя. Об этой взаимо­связи и хотелось бы поговорить. Руководитель коллектива – почетная и ответствен­ная обязанность, требующая от занимающего этот пост человека высоких личностных, профессиональных и деловых качеств.

Повышенные требования предъявляют сегодня и к руководите­лю клубного учреждения, под непосредственным руководством ко­торого трудится целый коллектив профессиональных работников и функционирует подконтрольная ему система самодеятельных коллективов и объединений.

Деятельность руководителя клуба сложна и многогранна. Для того чтобы ее представить во всей полноте, рассмотрим кратко ос­новные функции руководителя, то есть его права и обязанности (полномочия) по отношению к возглавляемому им коллективу.

Планово-аналитическая функция предполагает у руководителя наличие черт стратега и исследователя, умеющего за будничностью повседневных дел рассмотреть складывающиеся тенденции в раз­витии коллектива, увидеть перспективу его роста, завтрашний день своего учреждения.

Анализ итогов работы клуба за минувший год, систематическое обсуждение проводимых мероприятий, разработка перспективных планов клубной работы, проектирование мероприятий по НОТ – всю эту и иную работу руководитель клуба проводит, конечно же, не один.

Однако, именно он, ди­ректор, выступает здесь главным вдохновителем и инициатором принимаемых решений и разрабатываемых планов-прогнозов.

Организаторская функция руководителя клуба заключается в мобилизации коллектива на выполнение принятых ранее решений, как единоличных, так и коллективных. Здесь директор выступает уже как тактик, умеющий увлечь, сплотить коллектив, направить совокупную энергию его членов в нужное русло, обеспечить на­стойчивое и планомерное поступательное движение к намеченной цели.

В опуб­ликованной доктором экономических наук В. И. Терещенко статье «Руководитель и пять «почему» анализируется процедура или, вернее сказать, техника поиска оптимального организационного решения. Воспользовавшись этой рекомендацией, попробуем оха­рактеризовать эти пять «почему» применительно к условиям ра­боты руководителя коллектива клуба.


Почему и зачем это делается?

Вопросы для размышления: нужно ли это делать сегодня во­обще? Не делаем ли мы это в силу укоренившейся привычки? Есть ли надобность в данном предприятии? Не устарела ли идея принимаемого решения?

Почему делается именно здесь, а не в ином месте?

Вопросы для размышления: должен ли этим заниматься клуб? Не дублируем ли мы здесь другие организации, не подменяем ли их? В том ли здании или помещении должно проходить намечен­ное? Такое ли нужно теперь мероприятие или какое-то иное, какое именно?

Почему делает именно тот, а не другой?

Вопросы для размышления: соответствует ли поручаемая рабо­та должностным (функциональным) обязанностям работников? Знают ли эти работники свои обязанности вообще? Правильно ли расставлены силы коллектива, нет ли обезлички, подмены одного другим? С полной ли (и равномерной ли!) нагрузкой используются люди? Не распыляются ли силы квалифицированных работников? Не целесообразно ли задуманную работу поручить клубному ак­тиву, высвободив тем самым несколько штатных работников для решения более важных дел?

Почему делается именно так, а не иным образом?

Вопросы для размышления: те ли методы выбраны для выпол­нения работы? Имеются ли необходимые средства (живые люди, печать, наглядные средства, аппаратура, финансы, транспорт, ко­стюмы и реквизит и прочее) для осуществления намеченного? Можно ли задуманное сделать проще и лучше? Самый ли опти­мальный вариант взят на вооружение? Как эту же работу делают в другом клубе? Существует ли уже обобщенный и опубликован­ный опыт осуществления подобной работы?

Почему делается именно в такое время?

Вопросы для размышления: хорошо ли налажена информация о готовящемся мероприятии? Готовы ли люди? Не упущены ли сроки подготовки такого мероприятия? Не отпала ли сама по се­бе необходимость его проведения? Нельзя ли, пока не поздно, вне­сти коррективы в намеченный план? Ведется ли подготовитель­ная работа и каков задел? Нельзя ли избежать традиционной «го­рячки»? Не затягиваются ли кем-нибудь сроки проведения данно­го мероприятия?

Предлагаемые вопросы условны. В то же время они могут рас­сматриваться и как универсальные, поскольку этим «мероприяти­ем» может в конкретном случае оказаться и тематический вечер, и оперативное совещание при директоре, и собрание коллекти­ва, и концерт и диспут.

Во всех названных и аналогичных им случаях руководитель должен быть на высоте, правильно и своевременно оценивать си­туацию, принимать по возможности самое оптимальное решение. Главное, что ему всегда следует иметь в виду, – это то, что за каждым его организаторским шагом внимательно следят члены коллектива. От правильности его решений зависит успех в работе подчиненных. А от успеха или неудач в работе подчиненных зави­сит и рабочее настроение, а значит и результативность работы всего коллектива.


Административно-хозяйственная функция руководителя вклю­чает в себя такие необходимые компоненты, как распоряжение кре­дитами и материальными ценностями, заключение трудовых дого­воров и соглашений, контроль за соблюдением правил технической эксплуатации клубного здания и поддержанием в исправности оборудования и инструмента, установление внутреннего распоряд­ка в клубе, работа по укреплению трудовой дисциплины, в том числе осуществление мер административного (дисциплинарного) воздействия.

Чем солиднее бюджет клуба, тем в большей степени руково­дитель должен быть экономистом. Бухгалтер – бухгалтером, а пра­во решающей подписи – за директором. Он главный распредели­тель кредитов, и кому, как не ему, надо уметь по-хозяйски распо­рядиться государственной копейкой и клубным имуществом, при­обретенным на те же государственные деньги.

Административная функция директора проявляется и тогда, когда он устанавливает фактические функциональные свя­зи с внешней средой: заключает трудовые соглашения с отдель­ными работниками, ведет переговоры с филармонией и кинопро­катом, заказывает костюмы и инструменты в соответствующих мастерских или торговых организациях. Здесь он выражает инте­ресы коллектива и выступает от его имени. При прочих равных условиях больше уважают и ценят того руководителя, который оперативно, по-деловому решает вопросы в вышестоящих органи­зациях, с выгодой для клуба осуществляет различные хозяйствен­ные и финансовые операции.

Воспитательная функция руководителя предполагает не только личное участие его в повседневной культурно-воспитательной ра­боте с населением, но прежде всего педагогическое воздействие на подчиненных ему членов профессионального коллектива. Эта функция направлена на сплочение коллектива, на рост общест­венно-политической, трудовой активности его членов, на борьбу за укрепление трудовой дисциплины, на повышение слаженности работы коллектива и его культуры.

В ходе многочисленных бесед с руководителями клубных уч­реждений нам удалось выяснить, что в целом ряде случаев они не только не помнят дней рождения своих ближайших помощников, но не знают их семейного положения, условий жизни, а порой даже не могут вспомнить фамилий и имен подчиненных.

Вся трудовая, общественная и личная жизнь членов коллекти­ва – это сложная взаимосвязь групповых и личных целей, реали­зуемых в процессе функционирования коллектива. Руководить коллективом – значит, во-первых, знать характер этих целей, во-вторых, умело сочетать их в процессе совместной деятельности.

Руководитель клуба – центральное звено всей воспитательной работы ее стержень, ее основа. Но его задача заключается в том, чтобы довести коллектив до самоуправляемости, а отдельных ра­ботников – до самодисциплины. Тогда все частные второстепенные вопросы будут разрешаться без его непременного вмешательства. Практика воспитательной работы в коллективах клубов пока­зывает, что сплоченность и зрелость коллектива оказываются тем выше, а его влияние на все стороны клубной деятельности тем ощутимее, чем активнее действуют в данном коллективе общественные организации или их группы.


Смотрите также файлы