Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2629

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Претензии руководителей, как показывает анализ ряда приказов и распоряжений, в большинстве своем справедливы, поч­ти всегда обоснованны, а наказания аргументированы. Короче го­воря, почти во всех случаях есть основания для проявления не­довольства действиями подчиненных. Так, например, руководите­лям не нравятся такие качества подчиненных, как неорганизован­ность, многословие, низкая профессиональная подготовка, неумение организовать посетителей и актив клуба, сопротивление новым на­чинаниям руководства, пассивность в работе и т. п.

И ,тем не менее, это не дает руководителю права проявлять не­выдержанность и бестактность по отношению к подчиненным. К тому же вспомним, что лучшим методом воспитания всегда яв­ляется личный положительный пример воспитателя, кото­рый сам должным образом воспитан, в необходимой мере органи­зован, обладает достаточным духовным багажом, высокими нрав­ственными качествами.

Однако, предъявляя столь высокие требования к личности ру­ководителя коллектива клуба, общество должно позаботиться и о создании соответствующих условий для формирования этих ка­честв. Мне приходилось многократно сталкиваться с фактами неправильного отношения к руководителю клуба со стороны вышестоящих органов, руководителей общест­венных организаций и т. п. Об этом же свидетельствуют и ответы руководителей на вопрос: «Что мешает Вам более плодотворно и целеустремленно руководить коллективом?» Наряду с такими ар­гументами, как «кадровый голод», «слабая материально-техниче­ская база клуба», «низкий уровень организации труда в клубе» и другие, названы следующие: «недооценка роли руководителя вы­шестоящими органами и их работниками», «недостаточное внима­ние, недостаточная помощь и поддержка со стороны методических органов» и т. п. При всей субъективности данных оценок они не лишены известного смысла и содержания.

В процессе практической реализации функций постепенно скла­дывается особый деловой почерк руководителя, своеобразная ма­нера его служебного поведения, стиль руководства. Идеаль­ный вариант такого стиля – абсолютное равновесие, полная гар­мония реализуемых функций. Стиль работы руководителя – это не нечто застыв­шее и установленное раз и навсегда. Напротив, это довольно ди­намичное явление, его можно совершенствовать, развивать и от­тачивать до бесконечности.

Важнейшим качеством руководителя клуба является чувство коллективизма. От того, насколько руководитель обладает им, во многом зависит и характер его решений и ход их выполнения. Ру­ководителю, принимающему решения единолично, без согласова­ния с помощниками, с правлением или советом клуба, провести их в жизнь очень трудно. Для того, чтобы решение успешно выполня­лось, коллектив должен принять его как свое собственное. Можно утверждать, что оперативность и качество реализации решения находятся в прямой зависимости от того, насколько оно было еди­ным и коллективным еще во время его подготовки.


Возьмем, к примеру, сложившуюся практику планирования работ клуба. Ведь план – это, пожалуй, самое серьезное и самое ответственное решение из всех, что коллективу приходится обсуждать на уровне участия в управлении клубом. Для того, что­бы план был успешно выполнен, коллектив должен принять его тоже как свой собственный, что возможно лишь при условии, ког­да рядовые работники принимают личное участие в планировании. Что имеется в виду?

На подготовительном этапе члены коллектива изучают норма­тивные документы, знакомятся с экономическими и социальными условиями работы клуба в предстоящем календарном году. Рядо­вые работники вносят свои предложения и пожелания, анализи­руют итоги минувшего года, подсказывают руководителю, как луч­ше устранить имеющиеся в работе клуба недостатки. Разумеется, руководство должно в этом случае обеспечить четкое двусторон­нее движение информации – от руководителя к подчиненным и наоборот. Уже такое участие в планировании по-своему мобили­зует коллектив, заставляет его думать сообща над решением воп­росов будущего года.

На этапе составления проекта работники клуба могут не про­сто вносить предложения, но предлагать целые разделы плана (художественно-массовая работа, внешкольная и т. п.). Такие проекты могут составляться на уровне соответствующих секторов и отделов клубного учрежде­ния.

На этапе согласования плана рядовые работники могут выска­зать свое мнение во время профсоюзного соб­рания, заседания культурно-массовой комиссии профсоюзного ко­митета, сельского схода и т. п. Отдельные предложения могут быть внесены в план работы и на данном этапе.

Наконец, на этапе обсуждения и утверждения плана на засе­дании совета (правления) клубного учреждения представители коллектива – члены общественного совета имеют реальную воз­можность высказать свои соображения по плану в целом, насто­ять, если этого требует обстановка, на включении в него допол­нительных позиций или исключении нереальных пунктов. Если к тому же заседание совета будет расширенным (что в принципе всегда и рекомендуется делать), возможность их влияния на окон­чательный вариант еще более увеличивается.

Вот в этом случае члены коллектива будут кровно заинтересо­ваны в том, чтобы принятый план был выполнен. Потому что это их план, они его разрабатывали и утверждали.

Коллективность (коллегиальность) в выработке решений от­нюдь не означает, что руководитель должен постоянно собирать ра­ботников и «протаскивать» уже продуманные им решения «через коллектив», создавая тем самым иллюзию коллегиальности. Очень важно, чтобы на собрании и оперативном совещании, на заседании совета или правления создавалась действительно демократическая, творческая атмосфера, когда каждый имел бы возможность внести и отстоять свое предложение. Там же, где коллектив превращается в своего рода «антураж» руководителя, не только не достигается коллегиальность, но дискредитируется сама идея коллективизма в работе.


Высокая профессиональная подготовка руководителя – силь­ное, но далеко не единственное средство влияния на коллектив. Мы знаем немало талантливых и профессионально грамотных культпросветработников, из которых так и не получается руково­дителей трудовых коллективов. Важно обладать и еще одним ценным каче­ством – умением подойти к людям. Это качество в особенности необходимо воспитывать в себе молодым руководителям, только начинающим свою управленческую карьеру.

Руководить – это не значит командовать, устраивать начеты и разносы, писать приказы. Руководить – это знать сильные и сла­бые стороны подчиненных, их способности и наклонности, харак­тер и темперамент и, сообразуясь с этими качествами и конкрет­ной производственной обстановкой, в максимальной степени ис­пользовать возможности каждого для достижения успеха в рабо­те всего коллектива.

Не тот руководитель хорош, который все делает и все решает самостоятельно, а тот, кто сумел мобилизовать работников, об­рести в них единомышленников и помощников, поднять до уровня личной инициативы в работе, сделать организаторами.

Для того, чтобы руководитель мог опереться в трудную мину­ту на коллектив, ему следует постоянно держать его в курсе всех событий, происходящих в зоне деятельности клуба. Коллектив должен знать о выступлениях руководителя в вышестоящих ин­станциях, на совещаниях, в печати и т. п. Умение опереться на лю­дей – азбука руководства. Однако и этой азбукой овладеть не так-то просто. Талантливый руководитель – это тот, кто сумел поднять коллектив до уровня творческого отношения к делу, до подлинного коллективизма. С такими способностями, как правило, люди не рождаются, их развивают в себе в процессе управленче­ской деятельности.

Важным качеством руководителя является умение организовать себя, свое время.

Дел у руководителя клуба немало, рабочий день бывает загру­женным до предела.

В суматохе, в текучке повседневных дел не мудрено утонуть с головой. Настоящий же руководитель должен уметь сосредото­чить свое внимание на решении в первую очередь тех дел, от ко­торых зависит благополучие всего коллектива. Есть даже такой принцип в планировании работы – принцип главного звена. На языке теории управления это называется умением выбирать глав­ное. Овладеть таким умением непросто, но стремиться к этому нужно.

Одной из важных черт современного стиля руководства явля­ется умение делегировать полномочия, то есть переда­вать недостаточно загруженным работой подчиненным часть своих прав и обязанностей, высвобождая драгоценное время, которое так необходимо руководителю для решения наиболее важных во­просов жизни коллектива. Делегирование полномочий рассматри­вается в теории управления как важнейшая предпосылка эффек­тивности управленческого труда. Не следует только понимать под «делегированием» желание «сбагрить» собственные дела, пере­ложить ответственность за них на другие плечи.


Работа в клубе должна быть организована так, чтобы и во вре­мя длительного отсутствия руководителя ничего не затормозилось, не остановилось, не распалось, не сорвалось. Каждый современ­ный руководитель должен видеть перспективу развития своего кол­лектива, должен уметь заглянуть в обозримое будущее, если хоти­те – прогнозировать цели коллектива и оптимальные пути движе­ния к ним. Чувство нового – вот что должен воспитывать в себе каждый руководитель. Клубная работа, как никакая иная, не тер­пит шаблона и однообразия, скуки и застоя.

Клубная работа – это постоянный поиск и эксперимент, если в этом деле остановиться на уже апробированном и ограничиться этим – можно безнадежно отстать от жизни.

В практической деятельности руководителя клуба исключитель­ное значение имеет умение добиваться осуществления принятого ранее решения, все равно – было ли это решение коллегиальным или единоличным. Ведь принятое решение после его соответствую­щего оформления (приказ, распоряжение, постановление, акт) до­ходит до отдельных членов коллектива в виде конкретного зада­ния. Важную роль приобретает здесь умение руководителя довести начатое дело до конца, то есть качество, которое иначе можно назвать деловитостью.

Стиль работы – это не что-то такое, что дается руководителю клуба одновременно с вступлением в должность. Стиль складыва­ется на основе реализации личностных, профессиональных и дело­вых качеств специалистов, он развивается постепенно, по мере приобретения опыта работы с людьми, в процессе постоянного са­мообразования и самовоспитания. «Стиль, – писал А. С. Макаренко, – самая нежная и скоропор­тящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник».

Правильный стиль руководства – показатель зрелости руково­дителя.

От того, насколько руководитель клуба владеет методами вос­питательного воздействия, зависит в значительной мере и его ав­торитет среди подчиненных. А авторитет, в свою очередь, – важ­нейшее средство сплочения коллектива, так как имеет эффектив­ное влияние на каждого подчиненного в отдельности. Иными сло­вами, забота об авторитете руководителя клуба – это одновременно и забота о слаженности и работоспособности всего коллектива. От степени авторитетности руководителя зависит его положение в коллективе, его рабочее самочувствие, работоспособность, резуль­тативность всей его организаторской и воспитательной работы.

Авторитет, как и стиль работы, не выдается с дипломом или назначением на должность. Авторитет – это не частная, не лич­ная категория, это категория общественная. Безответственность, формализм, утрата способности критически оценивать свою дея­тельность, отрыв от интересов членов коллектива, потворство под­халимам и угодникам, самодовольство и бюрократизм – эти издержки стиля служебного поведения не только не способству­ют укреплению авторитета, но и разрушают его до самого осно­вания!


В качестве информации к размышлению приведем здесь не­которые положения, характеризующие отношения между совре­менным руководителем и современным подчиненным.

1. Обратные связи. Подчиненные, как правило, стремят­ся побыстрее узнать оценку проделанной ими работы непосредствен­но от шефа. Психологи обнаружили, что такие обратные связи являются ключевым моментом в процессе труда. Подчиненные часто задают себе вопрос: «А как, собственно, я работаю?» Руко­водитель обязан уметь вовремя и точно дать ответ на этот воп­рос.

2. Определенная доля свободы. Одним подчиненным необходима большая доля свободы, другим меньшая. Некоторые люди рвутся самостоятельно принимать решения, других такая вероятность приводит в шоковое состояние. Опираясь на глубо­кое изучение характера своих подчиненных, руководитель должен в каждом отдельном случае решать, что сделает работу сотруд­ника более эффективной: свобода действий или четкие приказа­ния.

3. Отношение к работе. Деликатный вопрос. Работа – это часть жизни, но еще не вся жизнь. Поэтому люди часто гово­рят: «Для меня личная жизнь куда важнее». Необходимо изред­ка, как бы мимоходом корректировать отношение подчиненных к своей работе замечаниями типа «Работа – прежде всего!». Руко­водитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей , не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подчинен­ным выработать оптимальную психологическую ориентацию, уста­новить правильную шкалу жизненных ценностей.

4. Ориентация на результаты работы. Хороший руководитель знает, как правильно отметить трудовые достиже­ния своего подчиненного. Ценны ведь не подготовительные этапы, а конечный результат. Однако важно не создать у людей пред­ставление, что сам процесс труда не имеет никакой ценности. Хо­роший руководитель принимает во внимание и сам результат, и элемент творческого поиска в процессе достижения этого результата.

5. Повышение. «Мои подчиненные так озабочены своей карьерой, – жаловался один молодой руководитель, – что я не мо­гу заставить их заниматься повседневной работой!» Это одно из самых опасных последствий метода «морковки» – стимулирование подчиненных перспективой продвижения по служебной лестнице. Много мудрости в старом лозунге: «Лучший путь делать карье­ру – хорошо выполнять повседневные обязанности». Если допол­нить его легкими намеками на возможность повышения тем, кто имеет на это шансы, то мы получим оптимальный вариант.

6. Личное поведение. Должен ли руководитель держать­ся с подчиненными сугубо официально или на приятельской ноге? В этом вопросе не больше смысла, чем в вопросе: «Должен ли шеф носить туфли маленькие или большие?» Носить надо такие туфли, которые хорошо сидят на ноге, а вести себя с подчиненны­ми – исходя из ситуации. Единственное правило: руководитель обязан относиться с определенным интересом и уважением ко всем без исключения подчиненным. Но, с другой стороны, он не обя­зан быть каждому другом-приятелем, поскольку его отно­шение к другим в определенной степени зависит от отношения к нему. У хорошего руководителя отношения с подчиненными не сугубо официальные, но и не чисто приятельские. Это зависит от конкретных личных особенностей и поведения подчиненных.


Смотрите также файлы