Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2631

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Более широко следует привлекать к работе клуба само население, прежде всего молодежь;

  2. Улучшать работу с кадрами клубных работников, об­учать их и воспитывать;

  3. Развивать общественные начала в клубной работе, со­вершенствовать самоуправление в клубе;

  4. Разнообразить формы клубной работы, углублять со­держание клубных мероприятий.

Как видно из приведенных ответов, многие из них так или иначе связаны с совершенствованием управления клуб­ными учреждениями.


Культурно-просветительная работа и социально-творческая активность масс. – Челябинск: ЧГИК, 1983. – с. 85-95.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Мы будем, где это необходимо, обращаться к материалам недавно проведенного исследования «Пути совершенствования управления клубными учреждениями в современных условиях», осуществленного под не­посредственным руководством автора статьи в Пермской, Киров­ской и Свердловской областях, Коми и Удмуртской АССР. Прово­дилось оно в период с 1979 по 1983 г. группой преподавателей и студентов Пермского государственного института культуры. Про­грамма исследования охватывала весьма широкий круг вопросов. Мы изучали сложившуюся практику планирования работы клуб­ных учреждений всех ведомств, уровень организации труда в клуб­ных учреждениях, интересовались состоянием работы в централи­зованных системах, исследовали практику повышения квалифи­кации клубных кадров, включая их самообразование, анализиро­вали недостатки и упущения в количественном и качественном учете проделанной работы, другими сторонами управленческой деятельности. Особый интерес для нас представляли вопросы со­четания административного и общественного самоуправления в клубных учреждениях различных категорий населения, практики привлече­ния трудящихся к управлению делами клубов, формы сотрудниче­ства клубов с другими учреждениями культуры и искусства.

Активным рычагом ускорения социально-экономического раз­вития страны было и остаётся планирование. Вопрос о состоянии планирования в культурно-просветительных учреждениях изучал­ся нами по целому ряду оснований. Причем в число 250 клубных учреждений, в которых тщательно и всесторонне изучалась прак­тика планирования, вошли в равном их соотношении клубные учреждения разных ведомств и категорий. Что же удалось обна­ружить в ходе исследования?

Во-первых, исключительное многообразие составляемых пла­нов работы, «чересполосица» в их назначении, масштабах плани­руемой деятельности, структуре и содержании. В общей сложности в клубах встречается свыше 20 разновидностей планов: от комп­лексного, рассчитанного на 5 лет, до плана работы директора на один день. Обращает на себя внимание частое нарушение из­вестных принципов планирования, что выражается в неконкретно­сти планов, их отрыве от жизни, отсутствии преемственности, ис­кусственном разделении планируемого воспитательного процесса на разрозненные части, отсутствия ориентации на конкретную аудиторию, дублировании работы других воспитательных учреж­дений, расплывчатости сроков исполнения, отсутствии форм от­четности и т. п.


Во-вторых, отсутствие единого отношения к набору различных планов в конкретных культпросветучреждениях. Скажем, комп­лексный план, рассчитанный на 5 лет работы, составляется лишь в 16% государственных и 32% профсоюзных учреждений. Годо­вой перспективный план составляется соответственно в 95 % и 100% клубов. Квартальные планы были обнаружены в 75,2% го­сударственных и 42,4% профсоюзных очагов культуры. Рекламные планы составляют лишь 5,6% государственных клубов (в проф­союзной сети этот процент в восемь раз выше). Наконец, план работы клуба на месяц удалось обнаружить в период исследования лишь в 34,4% государственных и 72% профсоюзных культпросвет­учреждений. Хуже обстояло дело с другими планами. Скажем, лишь в 66,4% государственных клубов составляются планы работы кружков и студий, планы внедрения НОТ мы обнаружили в 4% го­сударственных и 19,2% профсоюзных культпросветучреждений.

В-третьих, в разработке планов работы, их обсуждении очень незначительна доля участия рядовых работников клубов, клубных активистов, участников массовых мероприятий. Процент участву­ющих в клубных учреждениях всех ведомств не поднимается выше 19-20% (имеется в виду та часть клубов, где это участие стало системой).

В-четвертых, отсутствие единого подхода к обсуждению и утверждению составленных планов. В одних случаях планы ут­верждаются советом (правлением) клубного учреждения, в дру­гих – парткомом предприятия или хозяйства, в-третьих – комсо­мольской или профсоюзной конференцией. Примерно в четверти случаев планы вообще не утверждались никакой инстанцией. Совершенствовать планиро­вание в культурно-просветительных учреждениях – это значит:

  • искать способы унификации и систематизации планов;

  • приводить планирование в соответствие с существующими принципами, т.е. прежде всего сделать его делом коллективным ; не ограничиваясь годовыми планами, приближаться в планирова­нии к прогнозированию;

  • сделать само планирование более научным;

  • положить в основу составляемых планов в первую очередь качественные показатели.

Многие вопросы планирования и организации значительно усложняются в связи с повсеместным созданием централизован­ных клубных систем и культурно-спортивных комплексов.

Наша исследовательская группа интересовалась тем, как от­носятся к клубу и клубной деятельности руководители различных учреждений и органов, участвующих в организации досуга. Уда­лось, в частности, установить, что клубы сотрудничают примерно с 25 типами учреждений, среди которых наиболее частыми «смежниками» оказываются общеобразовательные школы, биб­лиотеки, музыкальные и художественные школы, музеи, парки культуры и отдыха, спортивные комплексы и стадионы, внешколь­ные учреждения для детей и юношества, правоохранительные органы и т. п. Лишь в 20% случаев контакты подобных учреждений с клубом постоянны. В то же время 46% опрошенных руководи­телей указали на эпизодический характер функционального вза­имодействия с клубами, что является значительным резервом для налаживания постоянных контактов с целью концентрации всех воспитательных средств и достижения большего воспита­тельного эффекта в работе с различными группами населения.


В нашем исследовании мы выявили ряд важных аспектов в организации деятельности коллективов клубных учреждений. Даже если ограничиться оценками только наших респондентов – руководителей и рядовых работников культурно-просветительных учреждений, – то и тогда станет ясно: в жизни профессиональных (трудовых) коллективов клубных учреждений не все благополуч­но. Так, по мнению руководителей (директора, заведующие), воз­главляемые ими коллективы могут быть охарактеризованы как «интересные, творчески работающие» (28,4%), «способные ре­шать сложные задачи» (25,7%), «дружные и сплоченные» (24,8%). В то же время 20% опрошенных руководителей прямо и открыто заявили, что их коллективы «разобщенные», «нетворческие», «не способные к решению сложных задач». Пятая часть руково­дителей вообще воздержалась от каких-либо оценок возглавля­емых ими коллективов.

Удалось выяснить причины неслаженности и слабой работо­способности коллективов. Одна из них – запущенность внутри­коллективной воспитательной работы. Так, в более чем третьей части коллективов крайне редки собрания; в пятой их части не практикуются совещания при директоре; более чем в половине не проводятся какие-либо воспитательные мероприятия с работни­ками; во многих случаях не оказывается внимание ветеранам культпросветработы; две трети обследованных коллективов ни­когда не практиковали наставничество. Следует отметить, что показатели деятельности таких культпросветучреждений оказыва­лись значительно ниже, чем тех, где подобная работа проводилась систематически и целенаправленно.

Многие директора культпросветучреждений по-прежнему ори­ентированы в своей деятельности на подготовку массовых меро­приятий, в то время как главная их задача заключается в сплоче­нии коллектива, организации воспитательной работы в нем. Наши руководители крайне нуждаются в пополнении запаса профес­сиональных знаний. Так, 30% опрошенных руководителей указали на недостаток знаний по клубоведению; 40% – по организации управления; 22% – по основам права; 17,2% – по пе­дагогике; 23,2% – по социальной психологии; 22% – по экономи­ке культпросветработы; более трети – по теории и практике НОТ и т. п.

Совершенствование стиля руководства, умелое сочетание адми­нистративных и общественных начал, активное привлечение к ра­боте клуба самих трудящихся, в первую очередь молодежи, обуче­ние клубного актива основам культпросветдела, активная и непре­рывная творческая учеба всех штатных работников – вот лишь некоторые компоненты этого важного направления совершенство­вания управления культурно-просветительными учреждениями.

Существенных положительных сдвигов в совершенствовании управления культурно-просветительными учреждениями можно добиться, лишь комплексно решая существующие в этой области проблемы.


Так, многие экономические вопросы могут быть решены уже на стадии проектирования и строительства клубных зданий и со­оружений. Ни для кого не секрет, что до настоящего времени зда­ния клубов сооружаются по давно устаревшим проектам, что порождает одновременно с вводом зданий и сооружений в эксплу­атацию массу затруднений. Следует, вероятно, отказаться от со­оружения зданий очагов культуры примитивно-хозяйственным способом. Тогда постепенно исчезнут серые и безликие дома, на­поминающие в лучшем случае здание правления колхоза или совхозуправления.

Нуждается в дальнейшей централизации система материально-технического снабжения культпросветучреждений. До сих пор «клубная индустрия» состоит из десятков мелких, как правило, плохо оборудованных и оснащенных предприятий со слабой произ­водительностью, неразвитостью конструкторской службы и отсут­ствием отделов научно-технической информации. Необходимы спе­циализированные предприятия, способные производить столь необ­ходимые клубам оборудование, транспорт, разнообразные техни­ческие средства, мебель и т. п.

Конечно, в центре решаемых проблем должны стать культурно-просветительные кадры. От разговоров о повышении обществен­ного престижа культурно-просветительной профессии и создании культпросветчику оптимальных материально-бытовых условий жизни и труда следует, наконец, перейти к решительным мерам, в числе которых нам представляются первоочередными повышение заработной платы и ее дифференциация в зависимости от стажа и образования, расширение льгот в получении жилья, снабже­ние литературой, организация отдыха и лечения и т. п.

Существующая система подготовки кадров, повышения их квалификации должна совершенствоваться более энергично. Воз­можно, имеет смысл, как это сделано в системе народного образо­вания, повсеместно открыть «клубные классы» в общеобразова­тельных школах, в которые принимались бы на стадии завершения обучения (9-10-е, а затем и 11-е классы) юноши и девушки, про­явившие интерес к культурно-просветительной работе. Следует, наконец, отказаться от проведения различных курсов и семинаров культпросветработников без учета их образования и стажа ра­боты. Переподготовка должна быть на всех уровнях четко диф­ференцирована. И в учебных заведениях культуры, и в системе курсовой подготовки кадров необходимо сегодня шире и смелее внедрять активные формы обучения. Настало время создать свою, сугубо культурно-просветительную систему деловых игр, которая позволила бы уже на стадии обучения возбудить у слушателей и студентов живой интерес к управлению культурно-просветитель­ной работой. Особое внимание должно быть сегодня обращено на управленческую подготовку руководителей культурно-просве­тительных учреждений, да и руководителей органов культуры тоже.


Настало время создать при научно-методических центрах на­родного творчества и культурно-просветительной работы отделы экономики и управления, которые бы изучали передовой управ­ленческий опыт в культурно-просветительных учреждениях, об­общали бы его и делали достоянием всех руководителей. Соответ­ственно, нужна научно-методическая база – специально органи­зованные исследования, выпуск литературы и т. п. На уровне крае­вого, областного научно-методического центра должен существо­вать и совет по НОТ в КПР, что позволило бы сдвинуть с места столь нужную сегодня работу по совершенствованию организации труда и управления в культурно-просветительных учреждениях. Остро нуждаются наши культпросветчики в научно обоснованных нормативах, рекомендациях по планированию и распределению работ и т. д.

Возможно, при наиболее крупных институтах культуры имеет смысл, как это сделано в ЛГИК и МГИК, открыть специальные кафедры экономики и управления, поскольку до сих пор дисциплины экономического, управленче­ского цикла на многих факультетах значатся в числе чуть ли не рудиментар­ных. Время требует изменить отношение к экономической, управ­ленческой подготовке наших кадров.

Нам представляется необходимым повсеместно повысить ком­петентность лиц, занимающихся прямо или косвенно проблемами культурно-просветительной работы. Это касается работников ап­парата управления в органах культуры. Пора, наконец, по­кончить с вопиющим дилетантизмом в деле, требующем глубокого знания специфики, обоснованных решений, деле, не терпящем субъективизма и волюнтаризма, в какие бы толковые и солидные с виду решения они ни оформлялись. Руководитель любого ранга должен помнить: культурно-просветительная работа – это об­ласть человеческой деятельности, в содержании и методике кото­рой есть свои особенности, незнание или неучет которых неизбежно вредят делу. Настало время всерьез подумать о «культурно-просветительном всеобуче» тех, кому по роду службы приходится быть связанным с культ­просветработой.

Остро сегодня встает проблема привлечения к управлению культурно-просветительными учреждениями представителей всех слоев и групп населения. Сказать, что клубы должны быть возвращены народу, было бы слишком громко, однако суть этой фразы действительно следует понимать так, как она сформулиро­вана. Изначально клуб рождался и формировался как сугубо общественно-самодеятельный институт, где содержание и формы работы определялись рядовыми членами клубов. Прошедшие десятилетия не изменили сущности клуба, и сегодня душа очага культуры во многом определяется тем, в какой мере активны и само­стоятельны приходящие на клубные мероприятия люди. Вероятно, надо думать не только о новых формах привлечения людей к управ­лению культурно-просветительной деятельностью, но и об обучении клубного актива основам этой деятельности.


Смотрите также файлы