ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2631
Скачиваний: 3
-
Более широко следует привлекать к работе клуба само население, прежде всего молодежь;
-
Улучшать работу с кадрами клубных работников, обучать их и воспитывать;
-
Развивать общественные начала в клубной работе, совершенствовать самоуправление в клубе;
-
Разнообразить формы клубной работы, углублять содержание клубных мероприятий.
Как видно из приведенных ответов, многие из них так или иначе связаны с совершенствованием управления клубными учреждениями.
Культурно-просветительная работа и социально-творческая активность масс. – Челябинск: ЧГИК, 1983. – с. 85-95.
КОМПЛЕКСНЫЙ
ПОДХОД
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Мы будем, где это необходимо, обращаться к материалам недавно проведенного исследования «Пути совершенствования управления клубными учреждениями в современных условиях», осуществленного под непосредственным руководством автора статьи в Пермской, Кировской и Свердловской областях, Коми и Удмуртской АССР. Проводилось оно в период с 1979 по 1983 г. группой преподавателей и студентов Пермского государственного института культуры. Программа исследования охватывала весьма широкий круг вопросов. Мы изучали сложившуюся практику планирования работы клубных учреждений всех ведомств, уровень организации труда в клубных учреждениях, интересовались состоянием работы в централизованных системах, исследовали практику повышения квалификации клубных кадров, включая их самообразование, анализировали недостатки и упущения в количественном и качественном учете проделанной работы, другими сторонами управленческой деятельности. Особый интерес для нас представляли вопросы сочетания административного и общественного самоуправления в клубных учреждениях различных категорий населения, практики привлечения трудящихся к управлению делами клубов, формы сотрудничества клубов с другими учреждениями культуры и искусства.
Активным рычагом ускорения социально-экономического развития страны было и остаётся планирование. Вопрос о состоянии планирования в культурно-просветительных учреждениях изучался нами по целому ряду оснований. Причем в число 250 клубных учреждений, в которых тщательно и всесторонне изучалась практика планирования, вошли в равном их соотношении клубные учреждения разных ведомств и категорий. Что же удалось обнаружить в ходе исследования?
Во-первых, исключительное многообразие составляемых планов работы, «чересполосица» в их назначении, масштабах планируемой деятельности, структуре и содержании. В общей сложности в клубах встречается свыше 20 разновидностей планов: от комплексного, рассчитанного на 5 лет, до плана работы директора на один день. Обращает на себя внимание частое нарушение известных принципов планирования, что выражается в неконкретности планов, их отрыве от жизни, отсутствии преемственности, искусственном разделении планируемого воспитательного процесса на разрозненные части, отсутствия ориентации на конкретную аудиторию, дублировании работы других воспитательных учреждений, расплывчатости сроков исполнения, отсутствии форм отчетности и т. п.
Во-вторых, отсутствие единого отношения к набору различных планов в конкретных культпросветучреждениях. Скажем, комплексный план, рассчитанный на 5 лет работы, составляется лишь в 16% государственных и 32% профсоюзных учреждений. Годовой перспективный план составляется соответственно в 95 % и 100% клубов. Квартальные планы были обнаружены в 75,2% государственных и 42,4% профсоюзных очагов культуры. Рекламные планы составляют лишь 5,6% государственных клубов (в профсоюзной сети этот процент в восемь раз выше). Наконец, план работы клуба на месяц удалось обнаружить в период исследования лишь в 34,4% государственных и 72% профсоюзных культпросветучреждений. Хуже обстояло дело с другими планами. Скажем, лишь в 66,4% государственных клубов составляются планы работы кружков и студий, планы внедрения НОТ мы обнаружили в 4% государственных и 19,2% профсоюзных культпросветучреждений.
В-третьих, в разработке планов работы, их обсуждении очень незначительна доля участия рядовых работников клубов, клубных активистов, участников массовых мероприятий. Процент участвующих в клубных учреждениях всех ведомств не поднимается выше 19-20% (имеется в виду та часть клубов, где это участие стало системой).
В-четвертых, отсутствие единого подхода к обсуждению и утверждению составленных планов. В одних случаях планы утверждаются советом (правлением) клубного учреждения, в других – парткомом предприятия или хозяйства, в-третьих – комсомольской или профсоюзной конференцией. Примерно в четверти случаев планы вообще не утверждались никакой инстанцией. Совершенствовать планирование в культурно-просветительных учреждениях – это значит:
-
искать способы унификации и систематизации планов;
-
приводить планирование в соответствие с существующими принципами, т.е. прежде всего сделать его делом коллективным ; не ограничиваясь годовыми планами, приближаться в планировании к прогнозированию;
-
сделать само планирование более научным;
-
положить в основу составляемых планов в первую очередь качественные показатели.
Многие вопросы планирования и организации значительно усложняются в связи с повсеместным созданием централизованных клубных систем и культурно-спортивных комплексов.
Наша исследовательская группа интересовалась тем, как относятся к клубу и клубной деятельности руководители различных учреждений и органов, участвующих в организации досуга. Удалось, в частности, установить, что клубы сотрудничают примерно с 25 типами учреждений, среди которых наиболее частыми «смежниками» оказываются общеобразовательные школы, библиотеки, музыкальные и художественные школы, музеи, парки культуры и отдыха, спортивные комплексы и стадионы, внешкольные учреждения для детей и юношества, правоохранительные органы и т. п. Лишь в 20% случаев контакты подобных учреждений с клубом постоянны. В то же время 46% опрошенных руководителей указали на эпизодический характер функционального взаимодействия с клубами, что является значительным резервом для налаживания постоянных контактов с целью концентрации всех воспитательных средств и достижения большего воспитательного эффекта в работе с различными группами населения.
В нашем исследовании мы выявили ряд важных аспектов в организации деятельности коллективов клубных учреждений. Даже если ограничиться оценками только наших респондентов – руководителей и рядовых работников культурно-просветительных учреждений, – то и тогда станет ясно: в жизни профессиональных (трудовых) коллективов клубных учреждений не все благополучно. Так, по мнению руководителей (директора, заведующие), возглавляемые ими коллективы могут быть охарактеризованы как «интересные, творчески работающие» (28,4%), «способные решать сложные задачи» (25,7%), «дружные и сплоченные» (24,8%). В то же время 20% опрошенных руководителей прямо и открыто заявили, что их коллективы «разобщенные», «нетворческие», «не способные к решению сложных задач». Пятая часть руководителей вообще воздержалась от каких-либо оценок возглавляемых ими коллективов.
Удалось выяснить причины неслаженности и слабой работоспособности коллективов. Одна из них – запущенность внутриколлективной воспитательной работы. Так, в более чем третьей части коллективов крайне редки собрания; в пятой их части не практикуются совещания при директоре; более чем в половине не проводятся какие-либо воспитательные мероприятия с работниками; во многих случаях не оказывается внимание ветеранам культпросветработы; две трети обследованных коллективов никогда не практиковали наставничество. Следует отметить, что показатели деятельности таких культпросветучреждений оказывались значительно ниже, чем тех, где подобная работа проводилась систематически и целенаправленно.
Многие директора культпросветучреждений по-прежнему ориентированы в своей деятельности на подготовку массовых мероприятий, в то время как главная их задача заключается в сплочении коллектива, организации воспитательной работы в нем. Наши руководители крайне нуждаются в пополнении запаса профессиональных знаний. Так, 30% опрошенных руководителей указали на недостаток знаний по клубоведению; 40% – по организации управления; 22% – по основам права; 17,2% – по педагогике; 23,2% – по социальной психологии; 22% – по экономике культпросветработы; более трети – по теории и практике НОТ и т. п.
Совершенствование стиля руководства, умелое сочетание административных и общественных начал, активное привлечение к работе клуба самих трудящихся, в первую очередь молодежи, обучение клубного актива основам культпросветдела, активная и непрерывная творческая учеба всех штатных работников – вот лишь некоторые компоненты этого важного направления совершенствования управления культурно-просветительными учреждениями.
Существенных положительных сдвигов в совершенствовании управления культурно-просветительными учреждениями можно добиться, лишь комплексно решая существующие в этой области проблемы.
Так, многие экономические вопросы могут быть решены уже на стадии проектирования и строительства клубных зданий и сооружений. Ни для кого не секрет, что до настоящего времени здания клубов сооружаются по давно устаревшим проектам, что порождает одновременно с вводом зданий и сооружений в эксплуатацию массу затруднений. Следует, вероятно, отказаться от сооружения зданий очагов культуры примитивно-хозяйственным способом. Тогда постепенно исчезнут серые и безликие дома, напоминающие в лучшем случае здание правления колхоза или совхозуправления.
Нуждается в дальнейшей централизации система материально-технического снабжения культпросветучреждений. До сих пор «клубная индустрия» состоит из десятков мелких, как правило, плохо оборудованных и оснащенных предприятий со слабой производительностью, неразвитостью конструкторской службы и отсутствием отделов научно-технической информации. Необходимы специализированные предприятия, способные производить столь необходимые клубам оборудование, транспорт, разнообразные технические средства, мебель и т. п.
Конечно, в центре решаемых проблем должны стать культурно-просветительные кадры. От разговоров о повышении общественного престижа культурно-просветительной профессии и создании культпросветчику оптимальных материально-бытовых условий жизни и труда следует, наконец, перейти к решительным мерам, в числе которых нам представляются первоочередными повышение заработной платы и ее дифференциация в зависимости от стажа и образования, расширение льгот в получении жилья, снабжение литературой, организация отдыха и лечения и т. п.
Существующая система подготовки кадров, повышения их квалификации должна совершенствоваться более энергично. Возможно, имеет смысл, как это сделано в системе народного образования, повсеместно открыть «клубные классы» в общеобразовательных школах, в которые принимались бы на стадии завершения обучения (9-10-е, а затем и 11-е классы) юноши и девушки, проявившие интерес к культурно-просветительной работе. Следует, наконец, отказаться от проведения различных курсов и семинаров культпросветработников без учета их образования и стажа работы. Переподготовка должна быть на всех уровнях четко дифференцирована. И в учебных заведениях культуры, и в системе курсовой подготовки кадров необходимо сегодня шире и смелее внедрять активные формы обучения. Настало время создать свою, сугубо культурно-просветительную систему деловых игр, которая позволила бы уже на стадии обучения возбудить у слушателей и студентов живой интерес к управлению культурно-просветительной работой. Особое внимание должно быть сегодня обращено на управленческую подготовку руководителей культурно-просветительных учреждений, да и руководителей органов культуры тоже.
Настало время создать при научно-методических центрах народного творчества и культурно-просветительной работы отделы экономики и управления, которые бы изучали передовой управленческий опыт в культурно-просветительных учреждениях, обобщали бы его и делали достоянием всех руководителей. Соответственно, нужна научно-методическая база – специально организованные исследования, выпуск литературы и т. п. На уровне краевого, областного научно-методического центра должен существовать и совет по НОТ в КПР, что позволило бы сдвинуть с места столь нужную сегодня работу по совершенствованию организации труда и управления в культурно-просветительных учреждениях. Остро нуждаются наши культпросветчики в научно обоснованных нормативах, рекомендациях по планированию и распределению работ и т. д.
Возможно, при наиболее крупных институтах культуры имеет смысл, как это сделано в ЛГИК и МГИК, открыть специальные кафедры экономики и управления, поскольку до сих пор дисциплины экономического, управленческого цикла на многих факультетах значатся в числе чуть ли не рудиментарных. Время требует изменить отношение к экономической, управленческой подготовке наших кадров.
Нам представляется необходимым повсеместно повысить компетентность лиц, занимающихся прямо или косвенно проблемами культурно-просветительной работы. Это касается работников аппарата управления в органах культуры. Пора, наконец, покончить с вопиющим дилетантизмом в деле, требующем глубокого знания специфики, обоснованных решений, деле, не терпящем субъективизма и волюнтаризма, в какие бы толковые и солидные с виду решения они ни оформлялись. Руководитель любого ранга должен помнить: культурно-просветительная работа – это область человеческой деятельности, в содержании и методике которой есть свои особенности, незнание или неучет которых неизбежно вредят делу. Настало время всерьез подумать о «культурно-просветительном всеобуче» тех, кому по роду службы приходится быть связанным с культпросветработой.
Остро сегодня встает проблема привлечения к управлению культурно-просветительными учреждениями представителей всех слоев и групп населения. Сказать, что клубы должны быть возвращены народу, было бы слишком громко, однако суть этой фразы действительно следует понимать так, как она сформулирована. Изначально клуб рождался и формировался как сугубо общественно-самодеятельный институт, где содержание и формы работы определялись рядовыми членами клубов. Прошедшие десятилетия не изменили сущности клуба, и сегодня душа очага культуры во многом определяется тем, в какой мере активны и самостоятельны приходящие на клубные мероприятия люди. Вероятно, надо думать не только о новых формах привлечения людей к управлению культурно-просветительной деятельностью, но и об обучении клубного актива основам этой деятельности.