ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2632
Скачиваний: 3
Целесообразно шире освещать передовой опыт управления в клубной прессе, конкретнее раскрывать сам процесс кооперации, координации, планирования и организации культурно-просветительной деятельности.
Экономика и управление культурно-просветительными учреждениями. – Л.: ЛГИК, 1986. – с. 20-27.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА.
Культура личности превращается сегодня в определяющий фактор поступательного развития общества. Это утверждение легко опровергнуть, достаточно сослаться на поиск новых источников сырья, совершенствование технологий, модернизацию оборудования, переход на новые условия хозяйствования и т. п. За всеми приведенными факторами стоит человек. Его знаниями, умениями и навыками, его энергией и разумом, его культурой и интеллектом все в этой жизни отыскивается, совершенствуется, модернизируется и преобразуется. Отсюда – забота о повышении культуры личности – это забота о завтрашнем облике России.
Отечественной педагогике известны с давних пор три взаимосвязанных способа развития личности: познание, общение и деятельность. Первый позволяет формирующейся личности «овладеть знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», второй дает возможность обогатиться за счет социального опыта соотечественников, третий – открывает путь для самопроявления личности, ее самообразования, самовоспитания и саморазвития. Процесс социализации личности протекает во всех сферах ее бытия, и не в последние очередь в сфере культурно-досуговой деятельности. В значительной мере именно здесь формируется гражданская позиция, утверждаются моральные нормы, воспитываются эстетические вкусы, складывается система взглядов на мир, укрепляется собственное здоровье. Заботиться о развитии и совершенствовании культурно-досуговой сферы – значит думать об облике нашего общества, уровне его цивилизованности.
Во второй половине 80-х гг. в социально-культурной сфере произошли существенные изменения. Коснулись они профессионального и самодеятельного художественного творчества, заметно изменили стиль работы средств массовой информации, внесли свежую струю в систему культурно-досуговой деятельности. Ориентированные на массовую аудиторию агитационно-пропагандистские мероприятия с ярко выраженной идеологической направленностью больше не привлекают вчерашних участников клубных акций, не волнуют читателей массовых библиотек, не интересуют посетителей музеев и выставочных залов, не вызывают привычного ажиотажа у кинозрителей. На смену повальному увлечению традиционными формами любительского творчества пришли избирательность в выборе способов реализации досуга, камерность клубных занятий, предметность и содержательность культурного общения, углубленная дифференциация аудитории, ярко выраженная ориентация на приобретение конкретных навыков, своего рода квалификации в сфере культурно-досуговой деятельности.
В практику культурно-просветительных учреждений все настойчивее вторгаются отвечающие духу времени формы досуговой деятельности, основанные на применении компьютерной техники, средств аудиовизуальной пропаганды, на свободном и непринужденном общении, реальной, а не подразумеваемой инициативе городских и сельских жителей, учете их многообразных интересов и потребностей.
Многие культурно-просветительные учреждения и их работники оказались неспособными результативно работать в изменившихся условиях, они тщетно пытаются применить старые способы и приемы работы с различными группами населения в новой социокультурной ситуации. Из этого, как и можно было ожидать, мало что получается: снизилась посещаемость клубов, пустуют залы кинотеатров, не досчитываются своих прежних читателей библиотеки, повеяло прохладой в выставочных залах и музеях. Зато подобно грибам после дождя повсеместно «прорастают» видеотеки и видеосалоны, комнаты и залы компьютерных игр, рок-группы, центры, ассоциации, кооперативы, малые предприятия и т. д. Новые учреждения и структуры открыто стремятся «прибрать к рукам» «забытые» государством очаги культуры. Деятельность вчера еще общедоступных клубов и домов культуры приобретает четко выраженную коммерческую направленность, к руководству ими приходят предприимчивые люди, иные очаги культуры попросту продаются «с молотка».
Смогут культурно-просветительные учреждения сохранить в новых условиях свое лицо, выживут ли, выдержат ли конкуренцию на рынке культурных услуг? Это далеко не праздные вопросы, в них сокрыта не только профессиональная судьба культпросветработника (многие, к слову сказать, уже спасовали и подыскали для себя более надежное и выгодное дело), но и судьба каждой личности, всего общества, в особенности же – подрастающих поколений, только еще нащупывающих свои пути и тропки в сфере духовной культуры.
Мой значительный жизненный и профессиональный опыт и скромные знания подсказывают ответ на поставленные вопросы: могут и должны, должны во что бы то ни стало. Осмелюсь высказать далее некоторые соображения относительно путей и способов выхода из кризисной ситуации, в которой по разным причинам оказался наш «культпросвет» со всеми его подлинными и сомнительными ценностями.
Представляется аксиоматичным утверждение, что многие проблемы культурно-досуговой деятельности прямо или косвенно сопряжены с управлением отраслью. Именно здесь фокусируются традиционные и инновационные подходы к различного рода преобразованиям и модернизациям в сфере культуры. Попытаемся и мы разобраться в социокультурной ситуации с позиций совершенствования управления.
Мерой всех вещей является, как уже отмечалось выше, человек. Живой, реальный человек с его культурными потребностями должен быть сегодня поставлен во главу угла. Длительное время воспитатели разных уровней стремились преобразовать человека, не считаясь с объективными условиями его жизни и его субъективным миром. Придумывались опережающие время «моральные принципы строителя коммунизма», велись долгие и продолжительные дискуссии о всестороннем и гармоническом воспитании, ставились нереальные задачи по воспитанию нового человека. Теперь, кажется, ясно всем: то было забегание вперед, отрыв от реальной жизни .
Знакомясь с многочисленными газетно-журнальными публикациями последних лет, а именно здесь ярче всего представлен живой срез общественной мысли, убеждаешься: кое-кому хотелось бы наверстать упущенное в культурном развитии общества если не немедленно, то уж во всяком случае в считанные годы, между тем как развитие огромного по своей численности и многонационального по своей духовной культуре российского народа – дело многих грядущих лет и десятилетий. Ведь если в нашем обществе суждено произойти радикальным переменам , то они должны прежде всего произойти в каждом человеке.
Оттолкнувшись сегодня от реальных культурных потребностей различных слоев и групп населения, а это, в свою очередь, предполагает их квалифицированное и постоянное изучение, работники культуры могут вернуть себе уважение людей, восстановить в их глазах свой авторитет. Это первое и необходимое условие нашего выживания в новой социокультурной ситуации. Никто не спорит: реальные потребности иных современников не всегда адекватны нашим представлениям и ожиданиям, но ведь и времена, когда очаги культуры строили свою работу на основе мудрых предначертаний и циркуляров, безвозвратно прошли.
Мне могут возразить: нельзя, де, послушно следовать за потребностями посетителей, потакать низменным запросам и увлечениям, потребности надо сознательно формировать. Но, во-первых, никто и не предлагает превратить клубы в притоны, а библиотеки в кафе-шантаны. Вообще не нужно думать слишком плохо о наших современниках, тем более, что вина за их невысокие культурные потребности лежит не только на них. Будем помнить: обстоятельства … творят людей. Во-вторых, у нас сегодня просто нет иного пути, поскольку до сих , несмотря на наши благие намерения, многие потенциальные участники культурно-досуговых акций, как это бывало и прежде, «голосуют ногами». Отсюда на первом месте - изучение и удовлетворение реальных потребностей, и только потом их возвышение .
Российские социологи утверждают: в нашем обществе бытует свыше 500 различных досуговых увлечений, своеобразных «хобби». Многие из таких увлечений , должно быть, известны и клубным работникам: собирание литературы для личных библиотек, моделирование, игра на музыкальных инструментах, филателия, рыбная ловля, выращивание цветов, спортивные игры и т. д. и т. п. Но многие ли из этих увлечений люди реализуют в клубных учреждениях?
Имея ясные представления о структуре и характере культурных потребностей населения в конкретном регионе или зоне обслуживания, легче говорить о трансформации функций современного учреждения досуга. Вспомним наш вчерашний клуб: десять – двенадцать областей воспитательной работы (идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, экологическое и т. п.), свыше пятидесяти различных направлений деятельности (пропаганда социалистического образа жизни, обеспечение гласности социалистического соревнования, профессиональная ориентация молодежи, развитие самодеятельного художественного творчества, организация отдыха и развлечений, физкультурно-спортивная и культурно-шефская работа и пр.), заданный вышестоящим органом «набор» различных организационно-методических форм, который всякий раз тяготел к максимуму... Клубы занимались всем сразу и ничем глубоко и серьезно. Такая полифункциональность порождала верхоглядство, дилетантизм и методическую беспомощность клубных работников. Правда, новое положение о клубе не исключает создания однопрофильных очагов культуры, однако в практической деятельности наших клубов с выходом в свет названного нормативного документа мало что изменилось. Уточнение социальных функций учреждения культуры – не благое пожелание, а один из важных способов упорядочения всей системы культурно -досуговой деятельности.
По-новому должны решаться сегодня и вопросы планирования деятельности учреждений культуры. Прежний подход – «от достигнутого» больше не годится. Переведенные на новые условия хозяйствования клубные учреждения уже успели накопить некоторый опыт творческо-производственной деятельности на основе целевых культурных программ и планов, разрабатываемых с учетом социальных заказов населения региона, трудовых коллективов предприятий, организаций и хозяйств. Однако, это лишь начало большой и во многом новой работы. Как показало изучение практики деятельности клубов, переведенных на новые условия хозяйствования, составляемые культурные программы не всегда увязываются с ресурсами и затратами, конкретными формами и методами работы, не укладывается в установленные вышестоящими органами экономические нормативы.
За двадцать с лишним лет научно-педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься изучением уровня организации труда в различных культурно-досуговых учреждениях, поднимать в центральной и местной прессе проблемы внедрения НОТ в сферу культурно-досуговой деятельности. Любая социальная система только тогда может именоваться системой, когда она основательно продумана и упорядочена, а ее функционирование основано на точном расчете объективных и субъективных факторов, постоянном учете сил, времени и ресурсов. Пытались заниматься проблемами НОТ и некоторые мои коллеги из других вузов культуры, а также сотрудники ряда научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы. Однако за прошедшие два десятилетия мало что изменилось к лучшему. Скажем, до сих пор не отработаны вопросы функционального разделения и кооперации труда, его нормирования, не придается нужного значения условиям труда, оснащению, оборудованию и обслуживанию рабочих мест сотрудников учреждений. Неважно обстоят дела и с совершенствованием форм и методов труда ; многие учреждения культуры еще и сегодня работают по-старинке, как много лет назад. При столь безразличном, а порой и безответственном отношении к организации труда, результаты деятельности трудового коллектива непредсказуемы, а внедрение инновационных идей и новых технологий в сферу культурно-досуговой деятельности остается весьма проблематичным.
Функционирование любой управленческой структуры в сфере культуры и досуга имеет весьма важную особенность: здесь ничто не должно делаться без ведома и участия клубного актива, вообще населения. Суть культурно-просветительной работы или, как ее теперь называют, культурно-досуговой деятельности, заключается в том, что подавляющее число культурных услуг создается и реализуется в присутствии, а то и при непосредственном участии в их создании самих потребителей. Не считаться с их мнением, не учитывать их интересов и потребностей, не брать в расчет их предложений и советов – значит сознательно деформировать ту или иную социально-культурную систему.
Разработка новых систем и технологий культурно-досуговой деятельности в современных условиях существенно осложняется развитием практики оказания платных услуг населению. В самом деле, формы бесплатного участия в культурно-просветительной работе можно легко сосчитать по пальцам. «Примерный перечень видов платных услуг» насчитывает около ста позиций. Одно перечисление содержащихся в перечне услуг заняло бы не менее полутора – двух страниц. Но это совершенно не означает, что в реальной практике мы встретим весь их набор в каком-либо одном учреждении, достаточно вернуться к приведенным выше средним показателям числа услуг, приходящихся на одно клубное учреждение. Известны ,по крайней мере, две альтернативные позиции по отношению к развитию системы платных услуг: «услуги такого рода реанимируют клубный бюджет и потому они крайне необходимы» и «развитие платных услуг ведет к коммерциализации клубной деятельности и с этим нельзя ни в коем случае соглашаться». Пока ученые и ответственные работники дискутируют, народ с готовностью приобретает предлагаемые культурные услуги и для себя, и для своих детей, и тем быстрее и чаще, чем они привлекательнее и качественнее .
Дело в том, что люди не хуже руководителей учреждений знают о бедственном положении российских учреждений культуры, к тому же культурно-досуговые услуги воспринимаются населением как своеобразный товар, за который необходимо платить, как и за все другое, что предлагает нам наша сложная и противоречивая действительность. Так что силы и эмоции полезнее направить на расширение ассортимента культурных услуг и улучшение их качества. За счет реализации платных услуг окажется возможным улучшить и традиционно-бесплатную, общедоступную культурно-досуговую деятельность. Подобное отношение к проблеме платных услуг созвучно с ответами сельских жителей ряда районов Омской области. Сельские жители готовы вносить разумную плату за занятия в кружках, обучение на курсах, посещение детьми спортивных секций, за обучение навыкам игры на музыкальных инструментах, за прокат спортивного инвентаря, за участие детей в кружках технического творчества, за обучение стенографии, машинописи, иностранным языкам и еще за многое – многое другое. Проблема же, как мне представляется, совсем в другом. Она в неготовности и/или неумении клубных работников трудиться в новых экономических условиях. Участники письменного опроса указали, в частности, на однообразие предлагаемых форм, бедность выразительных средств, низкую квалификацию кадров, скверную рекламу о готовящихся мероприятиях, а порой и того проще – на отсутствие в учреждениях элементарного порядка, уюта и вежливого обхождения со стороны обслуживающего персонала. Вероятно, настало время всерьез заняться разработкой технологий маркетинга услуг культуры. В культурно-просветительном деле это принципиально новая концепция управления, но если ее когда-либо удастся внедрить в реальную практику, я уверен, очень скоро она даст возможность ощутить серьезные подвижки в нашем, как порой кажется, неперспективном деле. Настало время, когда ни шаблон, ни единообразие больше не работают и не воспринимаются.