ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2641
Скачиваний: 3
Добровольность выполнения принятых в обществе норм и правил поведения – это показатель социальной зрелости коллектива, готовности персонала организации не только не нарушать моральных норм, но сознательно развивать и укреплять эти нормы, создавая тем самым свою социально-профессиональную репутацию, свой престиж в окружающей среде, свой имидж.
И без того перегруженные работой, артисты дают дополнительные спектакли и концерты, а вырученные средства перечисляют в Фонд мира, в Детский фонд, на строительство какого-либо памятника. Трудовой коллектив библиотеки или дворца культуры в полном составе выходит на субботник, а заработанные деньги передает дому инвалидов, школе-интернату, детскому дому. До сих пор не утратила своего значения культурно-шефская работа в частях и на кораблях, творческая помощь профессиональных коллективов артистам-любителям. В чем истинная ценность такой работы?
О повышении престижа организации уже говорилось. Кроме того, культурная организация, ведущая культурно-шефскую работу в указанных местах, лучше знает условия жизни обслуживаемых потребителей культурных услуг, косвенно изучает спрос на «продукцию» культурного цеха. В других случаях используются излишки ресурсов (актеры без ролей, незанятое рабочее время, залежавшиеся инструменты и оформительские материалы и т. п.). Активизируется культурно-досуговая деятельность в местах шефских выступлений, укрепляется общественный климат, формируется и распространяется позитивное общественное мнение. Плотнее становится повседневное общение людей вне сферы труда.
Противники социально ответственного поведения утверждают, что осуществление социальных мероприятий распыляет временные и материальные ресурсы, приводит к лишним издержкам, что вообще отдельные «ласточки» весны не делают и т. д. С такими утверждениями нельзя согласиться даже с учетом того, что большинство организаций в сфере культуры не столь уж и богаты, чтобы делиться с окружающими последним, что у них имеется. Но если смотреть дальше, то от мероприятий социального характера все-таки больше пользы, нежели нежелательных издержек. Организация, откликающаяся на общественные проблемы, делает внешнюю среду более благожелательной, а внутреннюю гармонизирует, создавая тем самым благоприятные предпосылки для укрепления дисциплины труда, соблюдения правил внутреннего распорядка, успешного выполнения каждым членом коллектива своих функций, порученных задач, делегированных полномочий.
Социальная ответственность снижает уровень тотального государственного регулирования культурных процессов, способствует демократизации общества, развитию элементов общественного самоуправления.
Уровни социальной ответственности и благотворительности могут быть разными. Проявлять социальную ответственность – вовсе не значит отдавать последнее. Социальная ответственность не может рассматриваться только как филантропическая деятельность, это работа, исполненная куда большего смысла и значения, чем об этом принято думать.
Но социальная ответственность должна проявляться не только по отношению к внешней среде, что само по себе, конечно же, ценно. Социальная ответственность должна проявляться и по отношению к персоналу организации. Своевременное повышение квалификации кадров, оперативная переподготовка вчерашних специалистов с учетом особенностей рыночной деятельности, оказание материальной помощи малообеспеченным работникам, организованная закупка продуктов питания и предметов первой необходимости, своевременное информирование трудового коллектива о всех грядущих изменениях, забота о здоровье персонала, о его физическом и моральном самочувствии – это и многое другое как раз и квалифицируется в теории маркетинга как социальная ответственность на ее интернальном (внутреннем) уровне.
Сама природа культуры и культурно-творческой деятельности носит глубоко социальный, гуманный характер. А это значит, что социальная ответственность заложена уже в миссии каждой культурной организации, ее высокозначимых целях деятельности, объективных предпосылках демократизации управления. Всякая функционирующая в сфере культуры организация (вспомним функции культуры) в той или иной мере реализует такие функции, как информативно-просветительская, воспитательная, вовлечение в творчество, организация отдыха и развлечений, воспитание культуры общения, распространение общественного мнения и др. Причем, все это входит в жизнь не только на коммерческой основе, но и на условиях общедоступного участия или посещения.
Итак, социальная ответственность культурной организации имеет как свои внешние, так и внутренние проявления.
Стремление к дифференциации потребителей культурных услуг по возрасту, профессии, национальности, культурному уровню есть не что иное, как проявление социальной ответственности по отношению к различным слоям и группам населения.
Стремление к интеграции субъектов культурно-творческого процесса (совместные работы профессионалов и любителей, сочетание опытных и начинающих в подходе к общим целям и задачам, общение людей разного возраста по поводу какой-либо общей социальной проблемы, встречи сельского потребителя с городским) также является ни чем иным, как проявлением социальной заботы о них, их росте и развитии.
Содержание идейно-эмоционального материала воспитательных акций включает в себя идеи политического, экономического, правового, экологического, нравственного и эстетического свойства. Уже в одном этом можно без труда обнаружить высокое гуманное начало, подлинную социальную направленность в деятельности учреждений культуры. Творческий поиск новых форм культурно-досуговой деятельности также имеет глубокое социальное значение, поскольку позволяет развивать собственные культурные традиции, обмениваться культурным опытом с зарубежными партнерами, а в конечном счете – разнообразить быт и досуг граждан, формировать высокие эстетические вкусы, спрос на достойные нашего современника культурные услуги.
Низкие цены на культурные услуги – это реальная забота о культурном росте малоимущих слоев населения, это подлинное проявление заботы о формировании их культурного уровня.
Развитие выездных форм культурного обслуживания – еще один важный признак высокой социальной ответственности учреждений культуры по отношению к социальным слоям и группам населения, территориально удаленным от центров «большой культуры». Сюда же следует добавить благотворительные спектакли и концерты профессиональных коллективов.
Организация конкурсов, фестивалей, издание литературно-художественных журналов, развитие специальной отрасли журналистики и художественной критики – все это проявление социальной заботы о развитии новых талантов.
Социальная защита мастеров искусств (надбавки к зарплате, персональные пенсии, присвоение высших категорий, представление к наградам и премиям, бесплатное лечение в здравницах, создание клубов творческой интеллигенции и т. п.) – также является свидетельством реальной социальной ответственности за их судьбы.
Международные культурные связи, позволяющие получить заслуженное признание в профессиональной среде, правомерно рассматривать как способ социальной защиты и проявления ответственности.
Будем справедливы: многого из перечисленного в свое время не было, не существовало. То, о чем выше шла речь, – пусть скромные, но все-таки заслуживающие внимания социальные завоевания нашего неустойчивого и противоречивого образа жизни. Но следовало бы помнить и о том, «какою ценой завоевано счастье».Сегодня, когда брожение в умах и смятение в душах дополняется неуверенностью в завтрашнем дне, предметная забота, о деятелях культуры важна как никогда прежде.
Социально-этический маркетинг немыслим без соблюдения норм административной этики.
Даже если речь идет о получении прибыли, работники культуры не имеют права обеспечивать ее какими угодно средствами. К сожалению, в практике мы встречаем примеры совершенно неэтичного поведения руководителей учреждений культуры по отношению к потребителям культурных услуг.
Театр афиширует спектакль с одним составом исполнителей, а в день его постановки предлагает совершенно другой состав.
Концертный зал продает билеты сразу на несколько концертов. Люди приобретают билеты на удобное для них время. Позднее выясняется, что обещанная программа будет «прокатываться» только один день.
Праздник искусств на стадионе. Заявлены первоклассные исполнители чуть ли не с мировой известностью. Уже в минуты открытия праздника становится известно о приезде лишь третьеразрядных звезд эстрады.
На встречу с детьми и подростками пришла группа артистов театра. Их неряшливый внешний вид и не совсем трезвое состояние вызывают удивление, а затем и возмущение юной публики.
На глазах у посетителей директор кинотеатра грубо и бестактно отчитывает кассира. Подхалимаж и угодничество по отношению к руководителю. Распространение сплетен и слухов о коллегах. Присвоение государственного имущества. Частые телефонные разговоры с родственниками и друзьями из других городов за счет организации. Приписки и очковтирательство... Со всем этим «багажом» нечего думать вступать в полосу новых управленческих отношений, всерьез говорить об этике менеджмента, об интернальном социально-ответственном маркетинге.
Как же добиться ощутимых подвижек в интернальном маркетинге? В зарубежном, в частности – американском, менеджменте используют такие пути: разработка, этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.
Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых следует придерживаться в повседневной работе. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся: взятки, вымогательство, выплата соучастнику незаконно полученных денег, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, использование информации, полученной в доверительной беседе. Такие нормативы доводятся до работников в виде печатных материалов. В других случаях – этический инструктаж принимаемых на работу, своего рода нравственные обязательства по отношению к фирме.
Комитеты (бюро) по этике выполняют функции знакомых многим из нас «товарищеских судов». Если такого органа нет, нанимают адвоката, который вырабатывает суждения по этическим вопросам организации.
Социальные ревизии – это формирование общественного мнения, общественный контроль, конструктивная критика, социальные разоблачения в печати, на конференции и т. п.
Обучение этичному поведению – наиболее перспективное направление в работе с персоналом организации. Об этике работника принято говорить и в системе подготовки кадров, и в системе повышения квалификации работников, и в процессе деловых совещаний, и в ходе деловых игр и, наконец, в повседневной реальной практике.
Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. – Омск: ОмГУ, 2001. – с. 126-132.
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ
16 июня 2003 г., вскоре после завершения празднеств, посвященных 300-летию Петербурга, состоялось, тоже в Петербурге, заседание Государственного Совета РФ, посвященное теме «Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации».
Во вступительном слове Президент РФ В. В. Путин охарактеризовал наиболее важные составляющие разрабатываемой в настоящее время программы «Культура России».
В частности, обращено внимание:
-
на участие в культурном строительстве представителей Российского бизнеса («большая культура»);
-
на доступность (а правильнее – недоступность) объектов культуры и искусства, в связи с резким сокращением массовых центров
культуры; -
на отсутствие у определенной части общества (прежде всего из-за финансовых причин) возможности участвовать в культурной жизни, развиваться духовно;
-
на необходимость обращать пристальное внимание на гуманитарную составляющую образования и просвещения;
-
на сохранение накопленного веками культурного наследия;
-
на совершенствование законодательства в сфере культуры, которое было ориентировано в 1992 г. на крайние места в условиях
выживания.
Государственной заботой и глубокой человеческой тревогой проникнуты слова Президента: «Художественное воспитание, которое традиционно было у нас сильным, сегодня практически отсутствует»; «Именно культура может и должна утвердить в сознании людей ценности демократии и свободы, собственности и закона, трудолюбия и процветания, добра и человечности»; «Тема культурной политики требует всестороннего, пристального внимания»; «Культура – это, может быть, самая лучшая часть нашей жизни».
В
документах, принятых Советом, обращается
внимание на создание необходимых и
достаточных условий для реализации
творческого потенциала человека и
творческих коллективов, поставлена
важная задача «сформировать систему
ценностей, своего рода духовно –
нравственный кодекс гражданина России».
Словом, всё звучит солидно, весомо,
впечатляюще; это обнадёживает, вселяет
уверенность в завтрашний день
отечественной
культуры.
Но – кто всё это станет осуществлять, интенсифицировать, оптимизировать, развивать?
Субъектов управления культуре не занимать. Но лицом к лицу с рядовым гражданином России, о нравственном облике и духовном здоровье которого с такой озабоченностью говорил Президент, окажется, как это не раз случалось и в прежние времена, специалист культуры. Эту взаимосвязь с полной определенностью осознают и те, кто по роду и характеру своей деятельности призван теоретически обосновать и практически реализовать профессиограмму, своего рода модель специалиста культуры XXI века.
Отсюда – то неослабное внимание научной и педагогической общественности к проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли. Это находит своё отражение в многочисленных и повсеместно проводимых симпозиумах, конференциях, семинарах, совещаниях, «круглых столах» и т. п.