Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2641

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добровольность выполнения принятых в обществе норм и правил поведения – это показатель социальной зрелости коллектива, готов­ности персонала организации не только не нарушать моральных норм, но сознательно развивать и укреплять эти нормы, создавая тем са­мым свою социально-профессиональную репутацию, свой престиж в окружающей среде, свой имидж.

И без того перегруженные работой, артисты дают дополнительные спектакли и концерты, а вырученные средства перечисляют в Фонд мира, в Детский фонд, на строительство какого-либо памятника. Тру­довой коллектив библиотеки или дворца культуры в полном составе выходит на субботник, а заработанные деньги передает дому инва­лидов, школе-интернату, детскому дому. До сих пор не утратила свое­го значения культурно-шефская работа в частях и на кораблях, твор­ческая помощь профессиональных коллективов артистам-любителям. В чем истинная ценность такой работы?

О повышении престижа организации уже говорилось. Кроме того, культурная организация, ведущая культурно-шефскую работу в ука­занных местах, лучше знает условия жизни обслуживаемых потреби­телей культурных услуг, косвенно изучает спрос на «продукцию» куль­турного цеха. В других случаях используются излишки ресурсов (ак­теры без ролей, незанятое рабочее время, залежавшиеся инструмен­ты и оформительские материалы и т. п.). Активизируется культурно-досуговая деятельность в местах шефских выступлений, укрепляется общественный климат, формируется и распространяется позитивное обществен­ное мнение. Плотнее становится повседневное общение людей вне сферы труда.

Противники социально ответственного поведения утверждают, что осуществление социальных мероприятий распыляет временные и материальные ресурсы, приводит к лишним издержкам, что вообще отдельные «ласточки» весны не делают и т. д. С такими утверждени­ями нельзя согласиться даже с учетом того, что большинство орга­низаций в сфере культуры не столь уж и богаты, чтобы делиться с окружающими последним, что у них имеется. Но если смотреть даль­ше, то от мероприятий социального характера все-таки больше пользы, нежели нежелательных издержек. Организация, откликающаяся на общественные проблемы, делает внешнюю среду более благожела­тельной, а внутреннюю гармонизирует, создавая тем самым благо­приятные предпосылки для укрепления дисциплины труда, соблюде­ния правил внутреннего распорядка, успешного выполнения каждым членом коллектива своих функций, порученных задач, делегированных полномочий.

Социальная ответственность снижает уровень тотального государст­венного регулирования культурных процессов, способствует демок­ратизации общества, развитию элементов общественного самоуп­равления.

Уровни социальной ответственности и благотворительности могут быть разными. Проявлять социальную ответственность – вовсе не зна­чит отдавать последнее. Социальная ответственность не может рас­сматриваться только как филантропическая деятельность, это работа, исполненная куда большего смысла и значения, чем об этом принято думать.


Но социальная ответственность должна проявляться не только по отношению к внешней среде, что само по себе, конечно же, ценно. Социальная ответственность должна проявляться и по отношению к персоналу организации. Своевременное повышение квалификации кадров, оперативная переподготовка вчерашних специалистов с уче­том особенностей рыночной деятельности, оказание материальной помощи малообеспеченным работникам, организованная закупка продуктов питания и предметов первой необходимости, своевремен­ное информирование трудового коллектива о всех грядущих измене­ниях, забота о здоровье персонала, о его физическом и моральном самочувствии – это и многое другое как раз и квалифицируется в теории маркетинга как социальная ответственность на ее интерналь­ном (внутреннем) уровне.

Сама природа культуры и культурно-творческой деятельности носит глубоко социальный, гуманный характер. А это значит, что соци­альная ответственность заложена уже в миссии каждой культурной организации, ее высокозначимых целях деятельности, объективных предпосылках демократизации управления. Всякая функционирую­щая в сфере культуры организация (вспомним функции культуры) в той или иной мере реализует такие функции, как информативно-про­светительская, воспитательная, вовлечение в творчество, организация отдыха и развлечений, воспитание культуры общения, распростра­нение общественного мнения и др. Причем, все это входит в жизнь не только на коммерческой основе, но и на условиях общедоступного участия или посещения.

Итак, социальная ответственность культурной организации имеет как свои внешние, так и внутренние проявления.

Стремление к дифференциации потребителей культурных ус­луг по возрасту, профессии, национальности, культурному уровню есть не что иное, как проявление социальной ответственности по отноше­нию к различным слоям и группам населения.

Стремление к интеграции субъектов культурно-творческого процесса (совместные работы профессионалов и любителей, сочетание опытных и начинающих в подходе к общим целям и задачам, общение людей разного возраста по поводу какой-либо общей социаль­ной проблемы, встречи сельского потребителя с городским) также является ни чем иным, как проявлением социальной заботы о них, их росте и развитии.

Содержание идейно-эмоционального материала воспитатель­ных акций включает в себя идеи политического, экономического, пра­вового, экологического, нравственного и эстетического свойства. Уже в одном этом можно без труда обнаружить высокое гуманное начало, подлинную социальную направленность в деятельности учреждений культуры. Творческий поиск новых форм культурно-досуговой де­ятельности также имеет глубокое социальное значение, поскольку позволяет развивать собственные культурные традиции, обмениваться культурным опытом с зарубежными партнерами, а в конечном счете – разнообразить быт и досуг граждан, формировать высокие эстети­ческие вкусы, спрос на достойные нашего современника культурные услуги.


Низкие цены на культурные услуги – это реальная забота о культурном росте малоимущих слоев населения, это подлинное прояв­ление заботы о формировании их культурного уровня.

Развитие выездных форм культурного обслуживания – еще один важный признак высокой социальной ответственности учрежде­ний культуры по отношению к социальным слоям и группам населе­ния, территориально удаленным от центров «большой культуры». Сюда же следует добавить благотворительные спектак­ли и концерты профессиональных коллективов.

Организация конкурсов, фестивалей, издание литературно-ху­дожественных журналов, развитие специальной отрасли журналисти­ки и художественной критики – все это проявление социальной забо­ты о развитии новых талантов.

Социальная защита мастеров искусств (надбавки к зарплате, персональные пенсии, присвоение высших категорий, представление к наградам и премиям, бесплатное лечение в здравницах, создание клубов творческой интеллигенции и т. п.) – также является свиде­тельством реальной социальной ответственности за их судьбы.

Международные культурные связи, позволяющие получить зас­луженное признание в профессиональной среде, правомерно рас­сматривать как способ социальной защиты и проявления ответствен­ности.

Будем справедливы: многого из перечисленного в свое время не было, не существовало. То, о чем выше шла речь, – пусть скромные, но все-таки заслуживающие внимания социальные завоевания нашего неустойчивого и противоречивого образа жизни. Но следовало бы по­мнить и о том, «какою ценой завоевано счастье».Сегодня, когда брожение в умах и смятение в душах допол­няется неуверенностью в завтрашнем дне, предметная забота, о дея­телях культуры важна как никогда прежде.

Социально-этический маркетинг немыслим без соблюдения норм административной этики.

Даже если речь идет о получении прибыли, работники культуры не имеют права обеспечивать ее какими угодно средствами. К сожа­лению, в практике мы встречаем примеры совершенно неэтичного поведения руководителей учреждений культуры по отношению к по­требителям культурных услуг.

Театр афиширует спектакль с одним составом исполнителей, а в день его постановки предлагает совершенно другой состав.

Концертный зал продает билеты сразу на несколько концертов. Люди приобретают билеты на удобное для них время. Позднее выясняется, что обещанная программа будет «прокатываться» только один день.

Праздник искусств на стадионе. Заявлены первоклассные испол­нители чуть ли не с мировой известностью. Уже в минуты открытия праздника становится известно о приезде лишь третьеразрядных звезд эстрады.

На встречу с детьми и подростками пришла группа артистов те­атра. Их неряшливый внешний вид и не совсем трезвое состояние вызывают удивление, а затем и возмущение юной публики.


На глазах у посетителей директор кинотеатра грубо и бестактно отчитывает кассира. Подхалимаж и угодничество по отношению к руководителю. Распространение сплетен и слухов о коллегах. При­своение государственного имущества. Частые телефонные разгово­ры с родственниками и друзьями из других городов за счет органи­зации. Приписки и очковтирательство... Со всем этим «багажом» нечего думать вступать в полосу новых управленческих отношений, всерьез говорить об этике менеджмента, об интернальном социаль­но-ответственном маркетинге.

Как же добиться ощутимых подвижек в интернальном маркетинге? В зарубежном, в частности – американском, менеджменте используют такие пути: разработка, этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведе­нию.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых следует придерживаться в повседневной рабо­те. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими норма­тивами, относятся: взятки, вымогательство, выплата соучастнику неза­конно полученных денег, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, использование информации, полученной в доверительной беседе. Такие нормативы доводятся до работников в виде печатных матери­алов. В других случаях – этический инструктаж принимаемых на рабо­ту, своего рода нравственные обязательства по отношению к фирме.

Комитеты (бюро) по этике выполняют функции знакомых мно­гим из нас «товарищеских судов». Если такого органа нет, нанимают адвоката, который вырабатывает суждения по этическим вопросам орга­низации.

Социальные ревизии – это формирование общественного мне­ния, общественный контроль, конструктивная критика, социальные ра­зоблачения в печати, на конференции и т. п.

Обучение этичному поведению – наиболее перспективное на­правление в работе с персоналом организации. Об этике работника принято говорить и в системе подготовки кадров, и в системе повы­шения квалификации работников, и в процессе деловых совещаний, и в ходе деловых игр и, наконец, в повседневной реальной практике.


Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. – Омск: ОмГУ, 2001. – с. 126-132.


СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ

16 июня 2003 г., вскоре после завершения празднеств, посвященных 300-летию Петербурга, состоялось, тоже в Петербурге, заседание Государственного Совета РФ, посвященное теме «Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации».

Во вступительном слове Президент РФ В. В. Путин охарактеризовал наиболее важные составляющие разрабатываемой в настоящее время программы «Культура России».

В частности, обращено внимание:

  • на участие в культурном строительстве представителей Российского бизнеса («большая культура»);

  • на доступность (а правильнее – недоступность) объектов культуры и искусства, в связи с резким сокращением массовых центров
    культуры;

  • на отсутствие у определенной части общества (прежде всего из-за финансовых причин) возможности участвовать в культурной жизни, развиваться духовно;

  • на необходимость обращать пристальное внимание на гуманитарную составляющую образования и просвещения;

  • на сохранение накопленного веками культурного наследия;

  • на совершенствование законодательства в сфере культуры, которое было ориентировано в 1992 г. на крайние места в условиях
    выживания.

Государственной заботой и глубокой человеческой тревогой проникнуты слова Президента: «Художественное воспитание, которое традиционно было у нас сильным, сегодня практически отсутствует»; «Именно культура может и должна утвердить в сознании людей ценности демократии и свободы, собственности и закона, трудолюбия и процветания, добра и человечности»; «Тема культурной политики требует всестороннего, пристального внимания»; «Культура – это, может быть, самая лучшая часть нашей жизни».

В документах, принятых Советом, обращается внимание на создание необходимых и достаточных условий для реализации творческого потенциала человека и творческих коллективов, поставлена важная задача «сформировать систему ценностей, своего рода духовно – нравственный кодекс гражданина России». Словом, всё звучит солидно, весомо, впечатляюще; это обнадёживает, вселяет уверенность в завтрашний день отечественной
культуры.

Но – кто всё это станет осуществлять, интенсифицировать, оптимизировать, развивать?

Субъектов управления культуре не занимать. Но лицом к лицу с рядовым гражданином России, о нравственном облике и духовном здоровье которого с такой озабоченностью говорил Президент, окажется, как это не раз случалось и в прежние времена, специалист культуры. Эту взаимосвязь с полной определенностью осознают и те, кто по роду и характеру своей деятельности призван теоретически обосновать и практически реализовать профессиограмму, своего рода модель специалиста культуры XXI века.

Отсюда – то неослабное внимание научной и педагогической общественности к проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли. Это находит своё отражение в многочисленных и повсеместно проводимых симпозиумах, конференциях, семинарах, совещаниях, «круглых столах» и т. п.


Смотрите также файлы