Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2642

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Ресурсы и резервы наших реальных и потенциальных поставщиков. Кто являются инвесторами и спонсорами нашей организации, есть ли у них возможность существенно поддержать нас? Ожидается ли в ближайшем будущем приход на работу в нашу организацию выпускников высших и средних специальных учебных заведений, по каким специальностям? Какие договоренности есть у нашей организации с кадровыми агентствами?

3. Наши реальные и потенциальные потребители, их планы и намерения. Такой вопрос может интересовать как завтрашнего выпускника учебного заведения, так и работающего специалиста, готового, в принципе, сменить имеющуюся должность на более престижную, освобождающуюся в ближайшее время в какой-либо иной организации. Вообще полезно знать, кто нами в профессиональной среде интересуется, кто может заинтересоваться нами в ближайшее время, с кем мы сами не возражали бы, в принципе, поработать над каким-нибудь проектом.

4. Наши реальные или возможные посредники. Кто нас, если понадобится рекомендация, мог бы достойно охарактеризовать? У кого при случае можно было бы получить исчерпывающую консультацию? Кто мог бы поддержать нас на первых порах материально, стать нашим кредитором или спонсором?

5. Наши реальные и потенциальные конкуренты. Конкурентоспособны ли мы (знания, стаж, опыт, репутация, имидж, рейтинг в профессиональной среде)? Кто может реально конкурировать с нами и по каким параметрам? Велико ли число претендентов на присмотренное нами «теплое местечко»? Велик ли объявленный конкурс, посильны ли для нас его условия и требования? Кто может помешать нам в ведении переговоров с представителями интересующей нас организации?

Порой оказываются важными и такие, казалось бы, простые вопросы:

  • важен ли возраст руководителя, с которым нам придется работать?

  • хотели бы мы делать свою карьеру под руководством руководителя-женщины или нас устроит только руководитель-мужчина;

  • согласны ли мы пойти в подчинение к «хваткому» предпринимателю, имеющему средства для осуществления наших профессиональных планов, или готовы к сотрудничеству лишь с руководителем какого-либо государственного учреждения.

  • интересует ли нас образ жизни нашего потенциального шефа (семейное положение, поведение в общественной среде, отношение к спиртному, досуговые увлечения и т. п.)?

  • предпочитаем ли мы руководителя определенного темперамента (сангвиник, флегматик и т. п.) или для нас это не имеет принципиального значения?

  • важны ли для нас статус будущего работодателя, его имидж и репутация в профессиональной среде?

Итак, мы облюбовали конкретное поприще, место работы, должность... Далее – позиционирование себя на избранном сегменте, т.е. обеспечение себе конкурентоспособного положения на рынке труда. Для нас открываются в этом случае по меньшей мере две возможности:


1. Позиционировать себя рядом с одним из имеющихся или потенциальных конкурентов и начать борьбу за долю рынка (место работы, должность, возможность повышения, получение каких-либо преимуществ и т. п.). Такой подход к профессиональному определению уместен в четырех случаях: если наш конкурент нам известен и мы уверены, что сможем работать лучше его; если нам известно, что для нас облюбованная должность – не сошедшийся клином свет, а лишь один из вариантов профессионального роста и продвижения, да и интересующая нас должность – не единственная в своем роде; если в сравнении с конкурентом у нас имеются явные преимущества (возраст, пол, стаж, опыт, диплом более престижного вуза и пр.); если в приглянувшейся нам должности мы сможем раскрыть себя наилучшим образом.

2. Разработать и предложить покупателю (работодателю) нечто такое, чего у нашего конкурента нет: оригинальный проект, новую программу, редкий по жанру творческий коллектив, какую-либо инновационную структуру в интересующей нас организации, новую форму работы с населением и т. п. Но перед тем, как мы предложим потенциальному потребителю свой оригинальный замысел, мы должны убедиться, что:

  • у нас хватит знаний, умений и навыков для реализации проекта;

  • у интересующей нас организации найдутся ресурсы для осуществления нашего замысла;

  • наш проект заинтересует не только руководство организации, но и конечных потребителей: зрителей, участников, пользователей и т. д.

Какой путь позиционирования лучше – каждый решит для себя сам. Тем более, что далее нам предстоит выработать целый комплекс самомаркетинга, а это довольно сложная и ответственная работа, предполагающая наличие большой личной ответственности за собственные рост и продвижение.

Л. Н. Толстой удачно сравнил человека с математической дробью:

«Человек подобен дроби, в которой числитель есть то, что он собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, а если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь равна нулю».

Приведенное высказывание великого писателя как нельзя кстати, поскольку сердцевиной любого товара является первая его ипостась – «товар по замыслу». В нашем случае речь идет о том, какими мы сами себе представляемся на стадии выхода на рынок труда, как мы себя оцениваем «по гамбургскому счету», каким нам кажется наш собственный профессиональный потенциал, наш деловой, творческий багаж. А то, что любой из нас представляет собой в реальности, – это уже «товар в реальном исполнении». Здесь оценку даем уже не мы, а нам. Дают наши педагоги, наши коллеги по работе, наш реальный или потенциальный потребитель, т.е. работодатель, руководитель приглашающей нас организации. Но и здесь легко ошибиться, впасть в заблуждение. Даже выпускник авторитетного учебного заведения, имеющий к тому же диплом с отличием, не всегда оказывается столь же отличным работником. Несколько в более выгодном положении оказывается личность в ипостаси «товар с подкреплением». Здесь имеются в виду второй диплом или вторая профессия, дополнительные черты и качества личности (творческая известность, значительный стаж работы в избранной сфере и пр.). Чем больше таких подкреплений, тем проще нам трудоустроиться, продвинуться по службе, получить приличное назначение и/или достойное материальное вознаграждение за свой труд.


Важно также оценить себя с точки зрения того, являемся ли мы товаром длительного пользования (занимаемся интересующей покупателя работой основательно, постоянно), кратковременного пользования (способны осуществлять лишь разные постановки в театрах, заменять временно отсутствующего работника в организации) или вообще представляем собой товар импульсного спроса (можем кого-то проконсультировать, что-то отрецензировать, возглавить жюри и т. п. От того, каким товаром нас считают, зависит и наше исходное положение на рынке труда.

Вспомним о товарной марке.

В понятие «товарная марка» будут в данном случае входить название учебного заведения, которое мы окончили, наши почетные звания и титулы, ученые степени, государственные и иные награды, которых мы удостоены. И только мы вправе решать – делать ли обладание подобными регалиями достоянием гласности, информировать ли работодателя о нашей «высокой
марке».

Наши профессиональные возможности, потенциальные пути и способы использования наших знаний, умений и навыков, имеющиеся у нас смежные профессии, а в ряде случаев и уникальные способности, возможность выполнять при необходимости различные работы и т. д. могут рассматриваться в качестве нашего профессионального ассортимента. Если у нас имеется в этом плане определенный «запас прочности», нам легче и найти работу, и продвинуться по службе, сделать карьеру.

Разрабатывая собственную товарную политику, мы должны своевременно позаботиться и об упаковке товара. Что сие означает применительно к человеку, желающему укрепить свои позиции на профессиональном рынке?

Во-первых, быть готовым продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки. Именно продемонстрировать, а не предъявлять диплом об окончании. Это могут быть: выполненные в порядке испытания срочные разовые работы, прохождение тестирования или собеседования, предъявленные атрибуты лауреатства на ответственных конкурсах, авторитетные рекомендации специалистов и т. п.

Во-вторых, уметь четко и определенно изложить свои творческие планы, профессиональные притязания, условия работы, которые бы нас, скорее всего, устроили.

В-третьих, продемонстрировать полный порядок в «личном деле», наличие всех необходимых для трудоустройства документов, содержащих требующуюся информацию о нашей профессиональной деятельности, семейном положении, месте регистрации.

В-четвертых, продемонстрировать свободное владение профессиональным языком, терминологией; а еще лучше обнаружить достаточную информированность в разрезе избранной профессии и предполагаемой работы по месту трудоустройства, назначения или повышения по службе.

В-пятых, иметь приемлемый для оговариваемой работы или должности внешний вид, включая одежду, обувь, прическу, аксессуары, грим и т. п. Здесь одинаково нежелательны как излишняя вычурность, так и чрезмерная убогость.


Несколько слов о ценовой политике личности и о выборе ценовых стратегий.

Если наши специальность или профессия востребованы, если у нас нет конкурентов, если есть возможность совмещать две должности, можно пойти и по пути максимизации заработка. Много зарабатывать сегодня не стыдно. Стыдно плохо работать при хорошем заработке.

Если во всей «акватории» вы – единственный специалист своего дела, если вы востребованы, если вас ищут и ждут, вы можете использовать данную ситуацию с пользой для себя и при трудоустройстве назначить свою, как правило, достаточно высокую цену.

Желая удержать за собой каким-то образом завоеванный сегмент рынка и не впустить в освоенные пределы конкурентов, можно согласиться и на скромную заработную плату. Маленький заработок часто вполне компенсируется содержанием работы, нашей глубокой привязанностью к избранной профессии.

Иногда при заключении контракта нас просят назвать «свою» цену. В этом случае цена может быть назначена нами исходя из «ощущаемой стоимости товара», т.е. наших профессиональных данных, их уникальности и неповторимости. Однако, здесь всегда есть опасность переоценить свои возможности.

Существует так называемая «цена проникновения». Если нас в профессиональной среде еще мало знают, имеет смысл согласиться работать и за скромную зарплату. Постепенно, когда мы проявим себя должным образом и нами станут дорожить, размер заработной платы будет, скорее всего, расти и определяться условиями, которые будем диктовать уже мы.

Напротив, если наша квалификация, наш имидж, наша репутация столь высоки и столь востребованы, что за ними «стоят в очередь», было бы глупо не воспользоваться ситуацией и не «снять сливки».

Во всех случаях полезно изучать возникающую конъюнктуру спроса, проявлять гибкость и вырабатывать определенную тактику поведения с тем, чтобы не растрачивать свой профессиональный багаж бесплатно и, в то же время, не прослыть рвачом. Последнее никак не повысит нашего имиджа, скорее наоборот.

Что касается каналов распределения, то у каждого желающего получить интересующую его работу, сделать профессиональную карьеру есть, как нам представляется, четыре пути, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

1. Добиваться поставленной цели маркетинговыми средствами (изучение спроса, сегментация рынка, коммуникационная политика и пр.). Это путь людей, уверенных в своем призвании, профессиональном мастерстве, справедливости. За всем этим стоят труд, неустанный поиск, стремление к достойному существованию.

2. Использовать связи, стать чьим-то протеже. Это путь приспособленцев, привыкших делать успехи и добиваться поставленных целей с помощью влиятельных людей. Человек, воспользовавшийся чьей-либо протекцией, почти всегда попадает в зависимость от других и вынужден всякий раз выслушивать упреки, считаться с чьим-то мнением, подстраиваться. Впрочем, в отдельных случаях полезно воспользоваться и авторитетной рекомендацией. Но только тогда, когда во всем остальном мы способны продемонстрировать соответствующие профессионализм, мастерство, способность решать творческие задачи на адекватном рекомендации уровне.


3. Купить искомое место, проще говоря – дать кому-то взятку. Что делать, приходится признать, что в современном полукриминальном обществе и этот путь не исключается. Смущает другое, где начинающий специалист возьмет необходимую сумму, ведь он еще только выходит на профессиональный рынок.

Заметим, что в понятие «купить» входят и куда более сомнительные способы трудоустройства, в том числе посредством выгодных знакомств, браков по расчету и пр. Этот путь – для проходимцев и приспособленцев, с младых лет находящихся не в ладах с законами и нормами морали.

4. Отдаться на волю судьбы. Ждать приглашений, стучаться в двери кадровых агентств, расклеивать или слушать объявления о вакансиях по радио и телевидению. Путь приемлемый, но недостаточно эффективный. На поиски работы и профессиональное самоопределение уйдут лучшие силы и время. А они так нужны для будущей работы!

Выходит, что первый путь и самый честный, и самый надежный.

Как уже отмечалось неоднократно, важна и коммуникационная деятельность личности.

Индивидуальная коммуникационная политика должна выстраиваться одновременно в двух сферах – внутриорганизационной и внеорганизационной.

В первом случае следовало бы руководствоваться следующими соображениями:

– наша добросовестная и результативная работа, скорее всего, будет замечена руководством организации; наше внешнее обаяние (культура поведения, эстетика одежды, наши манеры, устная и письменная речь, эстетический вкус и т. п.) рано или поздно будет по достоинству оценено; открытое выражение наших профессиональных планов и творческих намерений, если за ними стоят соответствующий опыт и мастерство, не должны вызвать напряженности в отношениях с коллегами;

– постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание наверняка приведут к позитивным сдвигам в работе, объективно подтолкнут руководство к решению повысить нас в должности, продвинуть по службе;

– участие в эмоциональной жизни коллектива, умение ладить с окружающими нас коллегами и непосредственными начальниками создадут тот благоприятный фон, на котором наше новое назначение, повышение в должности будут восприняты в коллективе как заслуженный и справедливый акт.

Во втором случае наши личные усилия должны быть обращены во внешнюю среду организации, от которой так же могут зависеть и наш профессиональный рост и продвижение в целом. О чем речь?

– не следует пренебрегать услугами кадровых агентств, даже если у нас уже имеется какая-то работа; завтра наши услуги могут понадобиться кому-то, но на ином – качественном или материальном – уровне;

– нелишне, хотя бы и в «разведывательных целях», подать одно-два объявления в какую-либо газету или журнал: а вдруг именно этот номер попадет в руки выгодному для нас работодателю;

– мы должны постоянно осуществлять индивидуальное паблисити: выступать по радио и телевидению, хотя бы изредка наша фамилия должна мелькать на страницах газет, необходимо активно делиться с публикой своими творческими планами и т. п.;


Смотрите также файлы