Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2645

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертое. Профессиональный отбор. На этом этапе специалисты - педагоги окончательно решают – подходят ли профессия и ее «обожатель» друг другу. Известно немало случаев, когда специалисты – психологи, врачи, социологи рекомендовали юношам и девушкам воздержаться от поступления в облюбованное ими учебное заведение, а на вступительных экзаменах в творческих вузах они демонстрировали достаточно яркие способности и проявляли разнообразные таланты. Свое решение должна мотивировать и приемная комиссия, отказавшая молодому человеку в праве обучаться по избранной им специальности.

Пятое и самое важное – профессиональная подготовка в специальном учебном заведении. На этом этапе на карту, можно сказать, ставится сама жизнь. Удачное попадание в «свою» профессию принесет будущему специалисту удовлетворение, придаст уверенности в своих творческих силах, позволит глубоко овладеть секретами профессионального мастерства, постоянно расти и совершенствоваться, делать карьеру. Нелюбимая же профессия, подобно зубной боли, будет терзать человека всю его жизнь, мешать в профессиональном росте и совершенствовании. Специалист будет постоянно сомневаться в сделанном когда-то выборе, стремиться поменять избранную профессию; его жизнь превратится в сплошное разочарование, он вряд ли испытает глубокое удовлетворение собственной работой; да и организация, в которой ему доведется работать, вряд ли добьется существенных успехов, особенно если неудачник станет её, организации, руководителем.

Шестое. Профессиональная адаптация. Даже если молодой человек почему-либо выбрал не свойственную его характеру и кругу интересов профессию и получил соответствующее специальное образование, ему можно помочь уже в процессе профессиональной деятельности. В этом случае важно, в какой организации он начал трудиться, что собой представляет коллектив данной организации, каков руководитель, какие социально-психологические условия и факторы влияют на его профессиональный рост, кто и как способствует или препятствует его профессиональному росту и развитию. Известно довольно много случаев, когда молодого специалиста постигало разочарование и в сознательно избранной им профессии, если внутренняя среда организации (морально-психологический климат в коллективе, уровень организации труда, стиль работы руководителя и т. п.) не способствовали его профессиональному росту, развитию и совершенствованию.

Ни одно из шести системообразующих направлений, взятое в отдельности, не в состоянии обеспечить качественной профессиональной ориентации, не будучи подкрепленным остальными пятью. Эта незыблемая взаимосвязь обоснована соответствующими научными исследованиями и многократно подтверждена практикой.

Как же эта взаимосвязь проявляется в социально-культурной сфере? Какими средствами и методами можно интенсифицировать профориентационную деятельность, решая исключительно сложную и многогранную проблему обеспечения отрасли культуры и искусства кадрами современной формации? Для начала следовало бы оптимизировать профпропаганду.


Из каких источников будущий абитуриент училища (колледжа) культуры и искусств может узнать сегодня о профессии культработника, о специальностях и специализациях, по которым ведется обучение в конкретном учебном заведении? «Справочник для поступающих» дает об этом самые общие сведения: название специальностей, перечень и программы вступительных экзаменов, порядок зачисления и сроки обучения. Вот и все.

Теперь уже мало кто, вероятно, помнит о книге А. О. Пинта «Высокое призвание», раскрывавшей сущность и содержание профессии культпросветработника. Спустя годы похожую книжку написал и ваш покорный слуга (Новаторов В. Е. «Организаторы досуга». – М.: Советская Россия, 1988). Отдельные положения из этих работ актуальны еще и сегодня. Но в них, по понятным причинам, ни слова нет о рынке, маркетинге, менеджменте, инновационных технологиях, модернизации системы социально-культурной деятельности. Да и самой социально-культурной деятельности, в ее сегодняшнем её понимании, в ту пору еще не было. Совершенно очевидно, что современный абитуриент остро нуждается в умной и толковой книге о нашей уникальной профессии. Заметим попутно, что о некоторых массовых профессиях (учитель, врач, инженер) не прямо так косвенно рассказано в художественных произведениях. Культработнику не повезло и здесь. Кроме пресловутой «Лиды Вараксиной» В. Липатова нам нечего предложить нашему абитуриенту. Да и станет ли читать сегодняшний «виртуально-компьютерный» абитуриент повествование о «клубничке-неудачнице» советской поры. О других художественных жанрах и упоминать не имеет смысла: к нашей профессии они относятся абсолютно индифферентно, а то и негативно; достаточно вспомнить о некоторых кинолентах, опять же прошлых лет, где культработник всякий раз представал перед кинозрителями в невыгодном свете. Так и хочется сказать: нужен добротный художественный фильм о... Что ж, мечтать, как говорится, не вредно, но давайте вместе подумаем о создании толкового хроникально-документального или научно-популярного телевизионного фильма, о специальных программах на региональных телевизионных каналах, о постоянных рубриках на радио, об отдельном сайте в Интернете, о профориентационной страничке в местной газете. Все эти и другие возможности мы используем крайне редко. Сразу оговоримся: журналистская братия весьма приблизительно представляет себе сущность и содержание нашей работы. В создание фильмов, рубрик и сайтов должны включиться мы – преподаватели учебных заведений культуры и искусства, ведущие специалисты отрасли, руководители отраслевых органов управления. Такая работа должна носить опережающий характер, иначе предрасположенная к нашей профессии талантливая молодежь станет студентами более престижных, по нынешним представлениям, коммерческих учебных заведений. Поющий дилер, музицирующий юрист, танцующий аудитор и играющий в любительском спектакле провайзер – безусловно, и это имеет свою социальную ценность; но не окажутся ли эти продвинутые специалисты из других сфер деятельности не распознанными своевременно организаторами досуга с нереализованным творческим потенциалом.


Чем раньше юноша или девушка окажутся в информационном поле профессиональной пропаганды социально-культурного характера и содержания, тем быстрее произойдет позиционирование профессии культработника в сознании наших завтрашних абитуриентов.

Как мне кажется, наиболее слабым звеном в социально-культурной профориентационной деятельности в настоящий момент является профессиональное консультирование. Интересовались ли мои коллеги когда-нибудь тем, кто и как занимается этой работой? «Разумеется, – могут ответить мне, – мы и занимаемся, кто же еще?» Действительно, лучше преподавателя менеджмента о специальности «менеджер» никто не расскажет, глубже преподавателя режиссуры этот предмет может знать разве что практикующий режиссер, интереснее специалиста – музыканта никто не расскажет о профессии дирижера. Но где гарантия, что «Магомет доберется до горы», что именно на этих специалистов выйдет в поисках своего призвания завтрашний абитуриент? Не пришло ли время «горе» двинуться навстречу «Магомету», не пора ли нам, специалистам социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, всерьез заняться профессиональным консультированием?

Если профессиональное консультирование и профессиональная диагностика, пусть даже и в редких случаях, проводятся нашими коллегами – психологами, социологами, врачами, социальными работниками, то профессиональный отбор – это миссия учебных заведений отрасли, это прямая наша работа! В училищах (колледжах) и вузах культуры накоплен в этом плане значительный опыт, но кто его когда-либо анализировал и обобщал? Едва ли не каждое учебное заведение разработало и реализует собственную модель проведения вступительных испытаний. Они отличаются количеством сдаваемых экзаменов, числом творческих туров, содержанием программного материала, критериями оценки ответов и показов, порядком определения итоговых оценок и т. д. и т. п. Не готов на данный момент характеризовать опыт учебных заведений среднего звена, но с полной ответственностью могу заявить, что в высшем звене наблюдается великое разнообразие подходов, систем профотбора, перечней вступительных экзаменов и т. п. К примеру, в подавляющем большинстве вузов, в том числе в ОмГУ, абитуриенты, поступающие на специальность «Социально-культурная деятельность» сдают вступительный экзамен по специальности.

Наиболее объемным по времени и содержанию является в рассматриваемой нами системе этап профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях культуры и искусства. Многолетняя педагогическая практика свидетельствует о том, что в период обучения юноши или девушки в училище, колледже, институте, академии, университете культуры и искусства, даже в классическом государственном университете протекает подчас незримый, но весьма напряженный процесс «вживания» обучающегося в избранную им профессию. В зависимости от условий, в которых пребывает обучающийся, результаты профессиональной ориентации могут колебаться в широких пределах – от глубокого интереса к профессии, даже влюбленности в нее, до индифферентного отношения а в крайних случаях и отвращения к ней. Почему это происходит? Факторов, влияющих на формирование отношения студентов к приобретаемой специальности, много. Среди них: общественный престиж избранной профессии, материальные условия предстоящей профессиональной деятельности, имидж учебного заведения, содержание учебного плана (перечень изучаемых дисциплин), качественный состав преподавателей, наглядно-техническое оснащение учебного процесса, применяемые технологии обучения и др. Обо всем этом много сказано и написано, да и делается в последние годы немало. Речь о другом: как оценивают получаемую студентом специальность его преподаватели, есть ли среди них настоящие мастера своего дела, каковы уровень организационной культуры и нравственно-психологический климат в коллективе преподавателей и сотрудников, сколь привлекателен имидж конкретного учебного заведения, каковы его традиции, перспективы развития, где трудятся его выпускники, с каким чувством они вспоминают свою «альма-матер» и навещают ли ее в трудные и/или светлые минуты своей профессиональной деятельности. Любовь к профессии с дипломом не выдается, она формируется постепенно всей системой учебной и внеучебной деятельности, личным примером преподавателя-наставника, усилиями всего педагогического коллектива.


Студент – не сосуд, который можно наполнить знаниями, и не компьютер, в который можно заложить программу. Он – факел, который нужно зажечь и активный субъект, способный к самостоятельной мыследеятельности. Но таким он редко приходит в учебное заведение, таким он становится в процессе обучения и воспитания, если для этого созданы необходимые материальные предпосылки и оптимальные социально-психологические условия.

Подготовленный в учебном заведении специалист, даже если он аттестован дипломом с отличием, не всегда становится столь же успешным работником в избранной сфере деятельности. Определяющую роль на данном этапе играет подсистема профессиональной адаптации. Отсутствие государственного распределения (а значит и полагавшихся в таких случаях благ и льгот), дефицит заслуживающих внимания рабочих мест, испытываемые учреждениями социально-культурной сферы финансовые и иные затруднения, неопределенность в вопросах бытового устройства, а главное – необходимость принятия самостоятельных организационно-творческих решений – все это может на первых порах шокировать молодого специалиста, дезориентировать его, выбить из колеи. В крайних случаях такой шок приводит к разрыву с профессией, уходу специалиста в другие сферы деятельности, часто не имеющие ничего общего с приобретенной им специальностью.

Как встретят выпускника в первом для него трудовом коллективе, как отнесутся к его диплому, квалификации, творческим замыслам и устремлениям, создадут ли необходимые условия для профессионального становления, роста и развития – эти вопросы должны в одинаковой мере волновать и руководителей отраслевых органов управления, и администраторов учреждений социально-культурной сферы, и педагогов-наставников, давших специалисту профессиональное образование. Разумеется, многое здесь зависит и от самого молодого специалиста, его личностных, профессиональных и деловых качеств. Вопрос в другом: сформированы ли эти качества в период обучения юношей и девушек в училище или вузе, позаботились ли педагоги-наставники о формировании цельной личности специалиста или занимались все годы обучения исключительно «чистым искусством».

Современному обществу, переживающему не самые лучшие моменты своего развития, позарез нужны мыслящие личности, сознательные и законопослушные граждане, инициативные субъекты рыночной деятельности, активные общественные деятели, способные решать на своем уровне конкретные социально-экономические, социально-политические и социально-культурные задачи. Способны ли наши выпускники «настроиться на всю партитуру социального бытия» (А. И. Арнольдов), органично войти в крайне противоречивые культурные процессы, активно и сознательно влиять на них, вырасти в мастеров культуры, принести пользу обществу и сделать собственную карьеру или попадут в разряд неудачников, будут вечно роптать на нелегкую профессиональную судьбу, вспоминая недобрым словом тех, кто посоветовал им поступить в непрестижное учебное заведение.



Вестник Челябинской академии культуры и искусств. – №1(9), 2006. – с. 11-20


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУЛЬТПРОСВЕТ­РАБОТНИКА У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ

Клубная самодеятельность (в широком значении этого слова) – одно из проявлений дальнейшей демократизации жизни в нашем обществе. Но было бы неправильным счи­тать, что вся клубная работа может протекать сама собой, без руководства ею со стороны штатных культработников. Скорее наоборот – чем выше общественная активность са­мих трудящихся, чем глубже их интерес к клубным заня­тиям, тем сложнее организовать массы, поддержать про­явление инициативы и самодеятельности, найти каждому при­шедшему в клуб человеку занятие по душе, наилучшим об­разом организовать воспитательный процесс в клубе.

Наряду с проблемой увеличения численности специалистов клубной работы, на наш взгляд, не менее ост­ро сегодня встает и другая проблема – повышение каче­ства их подготовки в учебных заведениях страны. Сама спе­цифика клуба такова, что человек, стоящий сегодня во гла­ве его, должен одновременно удовлетворять целому ряду требований: быть хорошим администратором и хозяйствен­ником, знать основы организаторской и пропагандистской работы, обладать психолого-педагогическими знаниями, быть режиссером во всех значениях этого понятия.

Видный теоретик и организатор культурно-просветитель­ной работы в стране Н. К. Крупская писала: «Каждому культпросветчику надо поставить своей задачей научиться так подходить, чтобы человек видел, что к нему относятся всерьез... знать только нужно, чем он живет, что его волну­ет, что его захватывает». Главная задача клубного руководителя – так организо­вать работу коллектива сотрудников клубного учреждения, чтобы клуб мог «плечом подпереть» выполнение предприя­тием производственных заданий. А это предполагает не только наличие у культпросветработника глубоких профес­сиональных знаний и навыков, но и знание им специфики обслуживаемого производства. В условиях же новой эко­номической реформы ему необходимо знание ее сущности и специфических особенностей на различных по профилю пред­приятиях.

Сказанное выше позволяет нам вплотную подойти к рас­смотрению вопроса о качествах, которыми должен обладать сегодняшний клубный
ра­ботник.

На наш взгляд, их можно условно подразделить на три основные группы: качества, определяющие профессиональ­ную пригодность для клубной работы, качества, характери­зующие профессиональную готовность к включению в трудо­вой процесс, и, наконец, качества, характеризующие стиль работы культпросветчика. Коснемся кратко каждой из ус­ловно названных нами трех групп.

Профессиональную пригодность к клубной работе долж­ны определять такие моменты, как общеобразовательный и культурный уровень человека, его общая эрудиция и мо­ральный облик. Нет нужды доказывать, что именно этими моментами определяется в значительной степени авторитет работающего в клубе человека. Воспитатель должен быть, прежде всего, воспитан сам. Человек малокультурный, мо­рально неустойчивый, нарушающий принятые в обществе нормы и правила, не имеет права заниматься воспитательной работой, его следует считать профессиональ­но непригодным для работы в клубе.


Смотрите также файлы