ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2648
Скачиваний: 3
Как показало проведенное нами исследование, на отношение студентов к учебе (а значит, и к своей будущей профессии) влияют и такие факторы, как общий порядок в институте (вплоть до состояния работы отдельных его подразделений), но, конечно же, в первую очередь качество преподавания, в том числе, дисциплин клубного цикла.
Не вдаваясь в детали учебной работы, заметим, что институт культуры – вуз особый. Практической подготовке здесь должно придаваться первостепенное значение, ибо, как уже отмечалось, человека с дипломом о высшем образовании, не владеющего навыками практической работы, да еще вдобавок равнодушного к своей профессии, не станут ценить и жаловать нигде.
Итак, второй гранью проблемы, вторым ее 3веном является всемерное совершенствование теоретической и профессионально-практической подготовки в институтах в тесном сочетании с решением воспитательных задач, осуществляемых в вузовском коллективе.
Но профессиональное становление специалиста культурнопросветительной работы с получением диплома о высшем образовании не завершается. Правильнее считать, что оно только начинается. Послевузовский период связан с профессиональной адаптацией выпускника к условиям практической культурно-просветительной работы. А попадает наш выпускник, порой в довольно сложные условия. Первые его профессиональные шаги связаны с решением не только творческих, но и многочисленных организационных задач, в том числе с решением вопросов бытового порядка. Не менее важное значение имеет и нравственно-психологический климат коллектива – как самодеятельного, так и профессионального. Случается, что выпускник, вместо того чтобы положительно повлиять на коллективные взаимоотношения, оздоровить их (вот где ему нужны знания, умения и навыки из области общей и социальной психологии!), втягивается в назревший до его прихода в коллектив конфликт, а порой теряется перед неожиданно возникшей «оппозицией», спешит поскорее поменять место работы. Известны случаи, когда выпускники вообще разочаровывались в своей профессии и уходили работать совершенно в другую сферу.
В первый период самостоятельной работы выпускник познает не только профессию, но и себя. Он проверяет свою память, свои творческие способности, свою волю, свой характер, утверждается или разочаровывается в профессиональных привязанностях, корректирует свои ценностные установки и ориентации. В любом случае происходит определенная трансформация прежних представлений, более или менее существенная деформация профессиональных ожиданий. Мера соответствия творческих устремлений и ожиданий реальным возможностям воплотить их в жизнь – это мера удовлетворенности специалиста работой, профессией.
Кроме внутриколлективных проблем на выпускника обрушивается и масса внешних. Он должен войти в систему общественной жизни. Ему предстоит наладить устойчивые отношения с методическими органами района и области. Он по-своему вливается в отряд местной интеллигенции и должен быть принят этой средой как равный среди равных. Ему, кроме того, предстоит наладить функциональные связи со школой, военкоматом, руководителями внешкольных учреждений, предприятий и т. п. Наконец, он должен органически войти и в профессиональную среду, каковой являются культпросветработники города, района.
Вуз, выпустивший специалиста, не должен терять с ним связи. Это столь очевидное требование на практике не всегда выполняется. К сожалению, существующий порядок стажирования выпускников вузов культуры не обеспечивает в должной мере целенаправленного и систематического профессионального контроля их деятельности, не всегда оправдывает себя организационно и методически. Этим, в частности, объясняется слабая закрепляемость кадров в отдельных регионах страны, о чем не раз и не два говорилось с трибун различных совещаний, писалось на страницах клубной прессы.
Итак, третья грань проблемы профессионально-практической подготовки выпускников вузов культуры – их профессиональная адаптация в послевузовский период, «вживание» в должность и профессионально-культурную среду, практическая проверка своих личностных, профессиональных и деловых качеств.
Рассмотренные нами три стороны одной большой и важной проблемы, как уже отмечалось, тесно взаимосвязаны.
Так, качественный состав студентов всякого вуза культуры во многом зависит от того, кто и какую работу ведет с абитуриентами в период их обучения в средней школе, занятий в клубной самодеятельности и т. п. И здесь крайне необходима четко отлаженная система взаимодействия вуза со школами, с культурно-просветительной практикой, ее учреждениями и организациями. В свою очередь, практическая культурно-просветительная работа крайне заинтересована в высокой квалификации выпускников вуза, способных практически организовать культурно-массовую, организаторскую работу на селе, на предприятии, в общежитии, в микрорайоне.
В процессе обучения студента в вузе культуры возникает необходимейшая потребность в повседневных контактах выпускающих кафедр и общественных организаций с практическими органами и отдельными культпросветработниками. Обе стороны в равной мере заинтересованы в подготовке специалистов, обладающих достаточными практическими навыками и умениями.
Окончившие институт юноши и девушки выходят на прямой контакт с рабочей и учащейся молодежью, пропагандируя свой вуз, свою профессию, положительно влияя на привлечение в число абитуриентов талантливой молодежи из клубных коллективов и объединений, из общеобразовательных школ, из техникумов и училищ.
Те, кто вчера был выпускником вуза культуры, сегодня руководят производственной практикой студентов, помогая институту в подготовке высококвалифицированных кадров и постоянно поддерживая свой теоретический и практический профессиональный багаж на уровне требований времени.
Сказанное позволяет сформулировать наиболее перспективные, по мнению автора, пути совершенствования профессионально-практической подготовки выпускников вузов культуры в современных условиях:
– всестороннее научное изучение и исследование сложившейся в стране практики профориентационной работы молодежи на профессию культпросветработника;
– разработка критериев профессионального отбора молодежи в вузы культуры с учетом общественной потребности и личных склонностей, психических и физических возможностей;
– совершенствование системы обучения студентов в вузах культуры, усиление многосторонней профессионально-практической подготовки в сочетании с целенаправленной воспитательной работой;
– обеспечение в период профессиональной адаптации специалистов методического, профессионального контроля их деятельности со стороны методических органов и выпускающих кафедр институтов культуры, постоянная забота об их идейном и профессиональном росте.
Это дает нам основание сформулировать еще один перспективный путь совершенствования профессионально-практической подготовки студентов в вузах культуры – непрерывное взаимодействие и целенаправленная координация деятельности вуза культуры и всей системы органов и учреждений культуры, прямо или косвенно занимающихся подбором, расстановкой и воспитанием кадров культуры.
Только общими усилиями, обеспечивая непрерывное и многостороннее взаимодействие в работе, можно создать столь необходимую сегодня систему подготовки высококвалифицированных кадров культпросветработы, способных поднять ее на качественно новый, более высокий уровень.
Совершенствование подготовки кадров культурно-просветительной работы. – Л.: ЛГИК, 1983. – с. 97-113.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА КУРАТОРА
В СТУДЕНЧЕСКОЙ
ГРУППЕ
Курс на ускорение социально-экономического развития страны и интенсификацию общественного производства настоятельно требует непрерывного совершенствования системы высшего и среднего специального образования, повышения качества подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
Особую значимость приобретает в современных условиях работа, направленная на формирование всесторонне и гармонически развитой личности выпускника вуза.
Значительная роль в учебно-воспитательной работе принадлежит преподавателю, прикрепленному к студенческой группе (куратору), назначаемому из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов вуза. От его деятельности во многом зависит процесс формирования личности каждого студента и жизнь коллектива академической группы в целом.
Сегодняшний куратор – это наставник студенческой молодежи, первый ее советчик и помощник в решении возникающих в группе проблем. Это – связующее звено между коллективом группы и вышестоящими руководящими органами вуза, прежде всего деканатом. При правильно налаженной работе, он – незаменимое звено в учебно-воспитательном процесса е вузе.
В распоряжении куратора имеется немало средств положительного влияния на студентов. Главное из них – сам студенческий коллектив. В отечественной педагогике давно и прочно утвердилась идея воспитательного коллектива. Выдающиеся педагоги Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие справедливо считали, что коллектив – это главный инструмент воспитания личности.
Однако, прежде чем куратор сможет опереться в воспитательной работе на коллектив студенческой группы, он должен позаботиться о формировании самого коллектива, о его социальном созревании, поскольку только зрелый, организованный и сплоченный коллектив в состоянии стать воспитательной микросредой, надежным фактором формирования личности студента, воспитания его как современного специалиста.
В последнее десятилетие достигнуто немало успехов в управлении учебно-воспитательной работой, в частности, в вопросах совершенствования ее планирования и координации. Повсеместно внедряются комплексные планы учебно-воспитательной работы со студентами, рассчитанные на весь период их обучения в вузе. В основу таких планов положены специально организуемые вузами психолого-педагогические и конкретно-социологические исследования жизни студентов; при их составлении учитывается передовой опыт вузовской воспитательной работы. Во всех, без исключения, планах заметное место отведено работе куратора студенческой группы.
Для успешной реализации возложенных на него функций куратору необходимо хорошо знать предмет своей работы, четко представлять свои цели и задачи, быть в курсе проблем воспитания студенческой молодежи, иметь представление о студенческом коллективе, закономерностях его организации и развития.
И передовая вузовская практика, и специально проведенные исследования свидетельствуют о необходимости постоянного пополнения кураторами запаса психолого-педагогических знаний, непрерывного совершенствования умений и навыков работы в студенческой группе. Проведенные с целым рядом прикрепленных преподавателей беседы позволили убедиться в слабом знании многими из них таких немаловажных моментов, как путей и средств формирования студенческого коллектива, механизмов воздействия коллектива на личность студента, структуры взаимоотношений в студенческом коллективе, нравственно-психологического климата коллектива и путей его оздоровления, форм и методов работы в группе и др.
Куратору полезно знать, что думают о его деятельности студенты, каким они его хотят видеть, чего ждут от общения с ним. Владеть такой информацией – значит, целенаправленно формировать в себе качества, необходимые для успешного воспитательного воздействия на студенческий коллектив.
Студенческий коллектив – это малая социальная группа, хотя не каждую такую группу можно именовать коллективом воспитательным в педагогическом значении этого слова. Работая с группой, куратор постепенно обнаруживает наиболее часто возникающие в студенческих коллективах противоречия, помогает разрешить их, содействует превращению группы в слаженный и работоспособный коллектив.
На что куратору следует обратить внимание в первую очередь? Как можно раньше все студенты группы должны понять и осознать стоящую перед каждым из них и перед группой в целом цель. Ведь, как считал А. С. Макаренко, если у коллектива нет цели, невозможно найти способ его организации. Необходимо разъяснить студентам, что они призваны готовить себя к разносторонней и многообразной профессиональной и общественной деятельности, овладевать знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, воспитывать в себе всесторонне развитую личность. Следует также разъяснить, что подготовка себя к будущей профессиональной и общественной деятельности – это не личное дело студента, а коллективное, общественное, где каждый в ответе за каждого. Куратор призван помочь студентам осознать их высокий общественный долг, высокое предназначение вуза, в котором они обучаются, сформировать понимание и ощущение единства цели. Осознание общих целей и задач, принятие их каждым студентом группы – это и будет первым признаком воспитательного коллектива, первой его особенностью; до тех пор группа – еще не коллектив.
От куратора требуется умение правильно организовать совместную деятельность студентов группы на пути к выдвинутым и понятым всеми целям. В разрозненной, стихийно сложившейся группе каждый человек действует обособленно от других, в одиночку. В сплоченном же коллективе люди живут и действуют сообща, что и рождает коллективистские отношения.
Преподавателю, прикрепленному к группе, важно уяснить, что одних только лекционных занятий, когда студенты собираются вместе, для формирования коллектива недостаточно. Он должен помочь студентам организовать совместную научную работу, общественные мероприятия, подсказать, как разумнее провести сообща свободное время. Одной из задач куратора как раз и является создание системы учебной, трудовой, научной, общественной и т. п. деятельности вверенной ему группы. Чем разнообразнее будет эта деятельность, тем быстрее группа будет превращаться в коллектив.
Порой начинающие кураторы, организуя деятельность студентов группы, забывают об одной важной особенности формирования коллектива – необходимости создать и привести в действие органы студенческого самоуправления. Без руководства, без внутреннего управления, без проявления инициативы отдельных людей студенческая группа вряд ли сможет добиться ощутимых результатов совместной деятельности. Формально в каждой студенческой группе назначается, староста, избираются профорг и комсорг, создаются различные комиссии, секторы и т. п. Но весьма часто они не играют решающей роли в жизни группы.
Куратору необходимо оказывать помощь и содействие активу группы с тем, чтобы, не подменяя его, добиваться активного участия самих студентов в решении дел формирующегося коллектива. Чем самостоятельнее актив группы, тем куратору легче помогать решать возникающие в коллективе проблемы.