Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2648

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показало проведенное нами исследование, на отношение студентов к учебе (а значит, и к своей будущей профессии) влияют и такие факторы, как общий порядок в институте (вплоть до состояния работы отдельных его подразделений), но, конечно же, в первую очередь качество преподавания, в том числе, дисциплин клубного цикла.

Не вдаваясь в детали учебной работы, заметим, что ин­ститут культуры – вуз особый. Практической подготовке здесь должно придаваться первостепенное значение, ибо, как уже отме­чалось, человека с дипломом о высшем образовании, не владе­ющего навыками практической работы, да еще вдобавок равно­душного к своей профессии, не станут ценить и жаловать нигде.

Итак, второй гранью проблемы, вторым ее 3веном является всемерное совершенствова­ние теоретической и профессионально-практи­ческой подготовки в институтах в тесном со­четании с решением воспитательных задач, осуществляемых в вузовском коллективе.

Но профессиональное становление специалиста культурно­просветительной работы с получением диплома о высшем обра­зовании не завершается. Правильнее считать, что оно только начинается. Послевузовский период связан с профессиональной адаптацией выпускника к условиям практической культурно-просветительной работы. А попадает наш выпускник, порой в довольно сложные условия. Первые его профессиональные шаги связаны с решением не только творческих, но и много­численных организационных задач, в том числе с решением вопросов бытового порядка. Не менее важное значение имеет и нравственно-психологический климат коллектива – как само­деятельного, так и профессионального. Случается, что выпускник, вместо того чтобы положительно повлиять на коллективные взаимоотношения, оздоровить их (вот где ему нужны знания, умения и навыки из области общей и социальной психологии!), втягивается в назревший до его прихода в коллектив конфликт, а порой теряется перед неожиданно возникшей «оппозицией», спешит поскорее поменять место работы. Известны случаи, когда выпускники вообще разочаровывались в своей профессии и уходили работать совершенно в другую сферу.

В первый период самостоятельной работы выпускник познает не только профессию, но и себя. Он проверяет свою память, свои творческие способности, свою волю, свой характер, утверждается или разочаровывается в профессиональных привязанностях, кор­ректирует свои ценностные установки и ориентации. В любом случае происходит определенная трансформация прежних пред­ставлений, более или менее существенная деформация профес­сиональных ожиданий. Мера соответствия творческих устремле­ний и ожиданий реальным возможностям воплотить их в жизнь – это мера удовлетворенности специалиста работой, профессией.

Кроме внутриколлективных проблем на выпускника обруши­вается и масса внешних. Он должен войти в систему общест­венной жизни. Ему предстоит наладить устойчивые от­ношения с методическими органами района и области. Он по-своему вливается в отряд местной интеллигенции и должен быть принят этой средой как равный среди равных. Ему, кроме того, предстоит наладить функциональные связи со школой, военко­матом, руководителями внешкольных учреждений, предприятий и т. п. Наконец, он должен органически войти и в профессиональную среду, каковой являются культпросветработники города, района.


Вуз, выпустивший специалиста, не должен терять с ним связи. Это столь очевидное требование на практике не всегда выполняется. К сожалению, существующий порядок стажирова­ния выпускников вузов культуры не обеспечивает в должной мере целенаправленного и систематического профессионального контроля их деятельности, не всегда оправдывает себя организа­ционно и методически. Этим, в частности, объясняется слабая закрепляемость кадров в отдельных регионах страны, о чем не раз и не два говорилось с трибун различных совещаний, писа­лось на страницах клубной прессы.

Итак, третья грань проблемы профессио­нально-практической подготовки выпускников вузов культуры – их профессиональная адап­тация в послевузовский период, «вживание» в должность и профессионально-культурную среду, практическая проверка своих личност­ных, профессиональных и деловых качеств.

Рассмотренные нами три стороны одной большой и важной проблемы, как уже отмечалось, тесно взаимосвязаны.

Так, качественный состав студентов всякого вуза культуры во многом зависит от того, кто и какую работу ведет с абиту­риентами в период их обучения в средней школе, занятий в клуб­ной самодеятельности и т. п. И здесь крайне необходима четко отлаженная система взаимодействия вуза со школами, с куль­турно-просветительной практикой, ее учреждениями и организа­циями. В свою очередь, практическая культурно-просветительная работа крайне заинтересована в высокой квалификации выпуск­ников вуза, способных практически организовать культурно-массовую, организаторскую работу на селе, на предприятии, в общежитии, в микрорайоне.

В процессе обучения студента в вузе культуры возникает необходимейшая потребность в повседневных контактах выпуска­ющих кафедр и общественных организаций с практическими органами и отдельными культпросветработниками. Обе стороны в равной мере заинтересованы в подготовке специалистов, обла­дающих достаточными практическими навыками и умениями.

Окончившие институт юноши и девушки выходят на прямой контакт с рабочей и учащейся молодежью, пропагандируя свой вуз, свою профессию, положительно влияя на привлечение в число абитуриентов талантливой молодежи из клубных коллекти­вов и объединений, из общеобразовательных школ, из технику­мов и училищ.

Те, кто вчера был выпускником вуза культуры, сегодня ру­ководят производственной практикой студентов, помогая инсти­туту в подготовке высококвалифицированных кадров и постоян­но поддерживая свой теоретический и практический профес­сиональный багаж на уровне требований времени.

Сказанное позволяет сформулировать наиболее перспектив­ные, по мнению автора, пути совершенствования профессио­нально-практической подготовки выпускников вузов культуры в современных условиях:


– всестороннее научное изучение и исследование сложившейся в стране практики профориентационной работы молодежи на профессию культпросветработника;

– разработка критериев профессионального отбора молодежи в вузы культуры с учетом общественной потребности и личных склонностей, психических и физических возможностей;

– совершенствование системы обучения студентов в вузах куль­туры, усиление многосторонней профессионально-практической подготовки в сочетании с целенаправленной воспитатель­ной работой;

– обеспечение в период профессиональной адаптации специали­стов методического, профессионального контроля их деятель­ности со стороны методических органов и выпускающих кафедр институтов культуры, постоянная забота об их идейном и про­фессиональном росте.

Это дает нам основание сформу­лировать еще один перспективный путь совершенствования про­фессионально-практической подготовки студентов в вузах культу­ры – непрерывное взаимодействие и целенаправленная коорди­нация деятельности вуза культуры и всей системы органов и учреждений культуры, прямо или косвенно занимающихся под­бором, расстановкой и воспитанием кадров культуры.

Только общими усилиями, обеспечивая непрерывное и много­стороннее взаимодействие в работе, можно создать столь не­обходимую сегодня систему подготовки высококвалифицирован­ных кадров культпросветработы, способных поднять ее на каче­ственно новый, более высокий уровень.


Совершенствование подготовки кадров культурно-просветительной работы. – Л.: ЛГИК, 1983. – с. 97-113.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРАТОРА
В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Курс на ускорение социально-экономического развития страны и интенсификацию общественного производства настоятельно требует непрерывного со­вершенствования системы высшего и среднего специального образова­ния, повышения качества подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства.

Особую значимость приобретает в современных условиях работа, направленная на формирование всесторонне и гармонически развитой личности выпускника вуза.

Значительная роль в учебно-воспитательной работе принадлежит преподавателю, прикрепленному к студенческой группе (куратору), назначаемому из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов вуза. От его деятельности во многом зависит процесс формирования личности каждого студента и жизнь коллектива академической группы в целом.

Сегодняшний куратор – это наставник студенческой молодежи, первый ее советчик и помощник в решении возникающих в группе проб­лем. Это – связующее звено между коллективом группы и вышестоящи­ми руководящими органами вуза, прежде всего деканатом. При пра­вильно налаженной работе, он – незаменимое звено в учебно-воспита­тельном процесса е вузе.


В распоряжении куратора имеется немало средств положительно­го влияния на студентов. Главное из них – сам студенческий коллек­тив. В отечественной педагогике давно и прочно утвердилась идея вос­питательного коллектива. Выдающиеся педагоги Н. К. Круп­ская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие справедливо счита­ли, что коллектив – это главный инструмент воспитания личности.

Однако, прежде чем куратор сможет опереться в воспитательной работе на коллектив студенческой группы, он должен позаботиться о формировании самого коллектива, о его социальном созревании, по­скольку только зрелый, организованный и сплоченный коллектив в состоянии стать воспитательной микросредой, надежным фактором формирования личности студента, воспитания его как современного специалиста.

В последнее десятилетие достигнуто немало успехов в управлении учебно-воспитательной работой, в частности, в вопросах совершен­ствования ее планирования и координации. Повсеместно внедряются комплексные планы учебно-воспитательной работы со студентами, рассчитанные на весь период их обучения в вузе. В основу таких планов положены специально организуемые вузами психолого-педаго­гические и конкретно-социологические исследования жизни студентов; при их составлении учитывается передовой опыт вузовской воспита­тельной работы. Во всех, без исключения, планах заметное место от­ведено работе куратора студенческой группы.

Для успешной реализации возложенных на него функций курато­ру необходимо хорошо знать предмет своей работы, четко представ­лять свои цели и задачи, быть в курсе проблем воспитания студенческой молодежи, иметь представление о студенче­ском коллективе, закономерностях его организации и развития.

И передовая вузовская практика, и специально проведенные ис­следования свидетельствуют о необходимости постоянного пополнения кураторами запаса психолого-педагогических знаний, непрерывного совершенствования умений и навыков работы в студенческой группе. Проведенные с целым рядом прикрепленных преподавателей беседы по­зволили убедиться в слабом знании многими из них таких немаловаж­ных моментов, как путей и средств формирования студенческого кол­лектива, механизмов воздействия коллектива на личность студента, структуры взаимоотношений в студенческом коллективе, нравственно-психологического климата коллектива и путей его оздоровления, форм и методов работы в группе и др.

Куратору полезно знать, что думают о его деятельности сту­денты, каким они его хотят видеть, чего ждут от общения с ним. Владеть такой информацией – значит, целенаправленно формировать в себе качества, необходимые для успешного воспитательного воз­действия на студенческий коллектив.

Студенческий коллектив – это малая социальная группа, хотя не каждую такую группу можно именовать коллективом воспитатель­ным в педагогическом значении этого слова. Работая с группой, ку­ратор постепенно обнаруживает наиболее часто возникающие в сту­денческих коллективах противоречия, помогает разрешить их, со­действует превращению группы в слаженный и работоспособный кол­лектив.


На что куратору следует обратить внимание в первую очередь? Как можно раньше все студенты группы должны понять и осознать стоящую перед каждым из них и перед группой в целом цель. Ведь, как считал А. С. Макаренко, если у коллектива нет цели, невозможно найти способ его организации. Необходимо разъяснить студентам, что они призваны готовить себя к разносторонней и многообразной профессиональной и общественной деятельности, овладевать знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, воспитывать в себе всесторонне развитую личность. Следует также разъяснить, что подготовка себя к будущей профессиональной и общественной деятель­ности – это не личное дело студента, а коллективное, обществен­ное, где каждый в ответе за каждого. Куратор призван помочь сту­дентам осознать их высокий общественный долг, высокое предназна­чение вуза, в котором они обучаются, сформировать понимание и ощу­щение единства цели. Осознание общих целей и задач, принятие их каждым студентом группы – это и будет первым признаком воспита­тельного коллектива, первой его особенностью; до тех пор группа – еще не коллектив.

От куратора требуется умение правильно организовать совмест­ную деятельность студентов группы на пути к выдвинутым и понятым всеми целям. В разрозненной, стихийно сложившейся группе каждый человек действует обособленно от других, в одиночку. В сплочен­ном же коллективе люди живут и действуют сообща, что и рождает коллективистские отношения.

Преподавателю, прикрепленному к группе, важно уяснить, что одних только лекционных занятий, когда студенты собираются вместе, для формирования коллектива недостаточно. Он должен помочь сту­дентам организовать совместную научную работу, общественные меро­приятия, подсказать, как разумнее провести сообща свободное время. Одной из задач куратора как раз и является создание системы учеб­ной, трудовой, научной, общественной и т. п. деятельности вверен­ной ему группы. Чем разнообразнее будет эта деятельность, тем быстрее группа будет превращаться в коллектив.

Порой начинающие кураторы, организуя деятельность студентов группы, забывают об одной важной особенности формирования коллек­тива – необходимости создать и привести в действие органы студен­ческого самоуправления. Без руководства, без внутреннего управле­ния, без проявления инициативы отдельных людей студенческая груп­па вряд ли сможет добиться ощутимых результатов совместной дея­тельности. Формально в каждой студенческой группе назначается, староста, избираются профорг и комсорг, создаются различные ко­миссии, секторы и т. п. Но весьма часто они не играют решающей ро­ли в жизни группы.

Куратору необходимо оказывать помощь и содействие активу группы с тем, чтобы, не подменяя его, добиваться активного участия самих студентов в решении дел формирующегося коллектива. Чем са­мостоятельнее актив группы, тем куратору легче помогать решать возникающие в коллективе проблемы.


Смотрите также файлы