ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2617
Скачиваний: 3
Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Одновременно обнаружился широкий спектр негативных явлений: преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность и т. п. язвы на теле общества, только «по чистой случайност» не достигшего сияющих вершин светлого будущего. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми технологиями еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания – осуждение и порицание, пресечение и наказание – и раньше-то были не особенно действенными; в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту перестали работать. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни чудом уцелевший кое-где комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.
Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности – рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.
Как же работать культурно-досуговым учреждениям в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой деятельности?
Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях – способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение. Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система «захромает», даст сбои в работе.
В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем: 1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий, деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).
Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права «пускать деньги на ветер», не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей – это эффективный педагогический результат! Размытость и неопределенность целей – свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.
Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных : массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам – производственным, учебным, воинским и т. п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет; дело, скорее, в другом – зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена.
Отдельная проблема – поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т. д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение «форма должна соответствовать содержанию» не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.
Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы, как мне кажется, проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информации, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов время и др.
Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем волонтеров-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.
Центральным моментом в выборе формы является её окончательная оценка , однако на этом процесс принятия решения еще не завершается. Самое хорошее решение – это выполненное решение, в нашем случае – состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи.
Профессиональное мастерство культработника проявляется при отборе им содержания будущей культурно-досуговой акции, под которым принято понимать определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от «лобовой» агитации, культработники почему-то ушли и от пропаганды знаний : экономических, эстетических, правовых, педагогических... Между тем, потребность в них сегодня ,как никогда, велика.
Поскольку только массовыми мероприятиями не исчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важно заботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и студиях, включая и индивидуальную, справочно-консультационную и образовательную работу.
Совершенствовать технологию какой-либо работы – это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера – транспорт, инструменты, материалы и т. п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.
Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу – это далеко не одно и то же. Запрос – это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же – то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.
С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Иные культработники полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему «досуговую квалификацию».
Разумеется, профессиональный культработник быстрее волонтера поставит и решит административно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразовании. В этом одна из сложностей нашей профессии, в этом ее отличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будет удовлетворена, она должна быть целенаправленно сформирована тем же культработником. Когда же придет время для удовлетворения конкретной потребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве и реализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственными усилиями эту услугу... создает. Да еще и платит за это! Это очень важная информация к размышлению.
Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку. При любом учреждении культуры найдется хотя бы один спонсор или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т. п. Отрыв от этих «контактных аудиторий» чреват большими потерями в работе.
В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы нет, необходимо лишь ею воспользоваться.
Прямо противоположные задачи у «паблисити» , иначе говоря – пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры.
Для этого вполне подойдут презентации, газетные репортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах и объединениях и др.
Наконец, необходимо сказать о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. Наблюдение показывает: здесь мало что изменилось за последние годы. Если внешняя сторона дела еще как-то отработана (оборудованные офисы, имеются компьютеры, средства связи и т.п.), то внутриколлективная воспитательная работа зачастую оказывается запущенной. Отсюда – низкая эффективность работы учреждения в целом.
Вестник Омского университета. – 1999, вып. 3. – с. 109-114.
НОВЫЕ УСЛОВИЯ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ.
По имеющимся у нас данным, попытки дать точное определение понятию «культура» предпринимались не менее 250-300 раз. Одно перечисление этих определений потребовало бы, вероятно, не одну главу книги. По счастью, культурологический анализ приведенных выше понятий в наши задачи не входит, что дает нам право ограничиться обращением к «готовому» определению, а точнее – к одному из них.
«Культура – это чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:
Это – материальные и духовные ценности общества.
Это – способ жизнедеятельности людей.
Это – их отношения между собой.
Это – своеобразие жизни наций и народов.
Это – уровень развития общества.
Это – накапливаемая в истории общества информация.
Это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций.
Это – религия, мифология, наука, искусство, политика.
Это – Особая знаковая система».
Вслед за культурологической характеристикой «культуры» необходимо дать последней характеристику экономическую. Удачное структурирование отраслей народного хозяйства, позволяющее нам достаточно полно и наглядно представить место «культуры и искусства» в жизни общества, находим в учебном пособии «Экономика культуры», подготовленном Ф. Ф. Рыбаковым и А. З. Алейником.
Народное хозяйство четко подразделяется ими на производственную и непроизводственную сферы. В свою очередь, непроизводственная сфера включает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, кредитную систему, государственное страхование, народное образование, органы государственного и хозяйственного управления. Ф. Ф. Рыбаков и А. З. Алейник предлагают образовать из перечисленных сфер деятельности три самостоятельные группы.