Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2617

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Одновременно об­наружился широкий спектр негативных явлений: преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность и т. п. язвы на теле общества, только «по чистой случайност» не достигшего сияющих вершин светлого будущего. Потенци­альная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расшири­лась, а ее реальные потребности резко измени­лись. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми технологиями еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый ментали­тету россиян заморский опыт. Появились игор­ные дома, казино, ночные бары и клубы, в кото­рых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания – осуждение и по­рицание, пресечение и наказание – и раньше-то были не особенно действенными; в условиях же полной вседозволенности, порожденной безгра­ничной демократией (можно все, что не запре­щено), они попросту перестали работать. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни чудом уцелевший кое-где комсомоль­ский оптимизм, ни даже усилия общественно­сти теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и пе­дагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновацион­ные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, на­стает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями лич­ности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциаль­ной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учре­ждений культуры. С развитием рыночных отно­шений культурно-досуговая деятельность вплот­ную приблизилась к маркетинговым технологи­ям, в основании которых как раз и лежит про­блема поиска и удовлетворения потребностей от­дельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепен­но трансформируется в индустрию досуга.

Доминанта завтрашнего этапа раз­вития культурно-досуговой деятельности – ры­ночная экономика. Она мобилизует для удовле­творения духовных потребностей не только го­сударственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.


Как же работать культурно-досуговым учре­ждениям в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досу­говой деятельности?

Сама по себе культурно-досуговая деятель­ность представляет достаточно сложную систе­му, элементами которой выступают миссия, кон­кретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в дру­гих случаях – способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная ба­за и финансовое обеспечение. Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой де­ятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система «захромает», даст сбои в работе.

В технологии культурно-досуговой деятель­ности принято выделять несколько подсистем: 1. Организационная подсистема (структура ор­ганизаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществле­ния отдельно взятых культурно-досуговых ак­ций, включая сценарную разработку, режиссу­ру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся прак­тика обобщения и распространения передово­го опыта, освоения инновационных технологий, деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформаль­ных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика под­готовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, ре­кламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Если признать за культурно-досуговой дея­тельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно го­ворить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Пробле­ма целеполагания появилась не сегодня, но имен­но в наши дни она актуальна как никогда. Ни­кому сейчас не дано права «пускать деньги на ветер», не важно, являются ли эти средства гос­бюджетными или предоставлены каким-либо ин­вестором, меценатом или спонсором. А кроме то­го, за четко сформулированной целью всегда сто­ит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей – это эффектив­ный педагогический результат! Размытость и не­определенность целей – свидетельство некомпе­тентности и низкой профессиональной квалифи­кации.

Далее надо поставить вопрос о поиске и вы­боре наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой дея­тельности, прежде всего организационных : мас­совых, групповых, коллективных и индивиду­альных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдель­ным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам – производственным, учеб­ным, воинским и т. п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В кон­це концов, в самих этих формах ничего плохого нет; дело, скорее, в другом – зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совмест­ной работы людей, на что она направлена.


Отдельная проблема – поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Пер­вое, над чем здесь следует подумать, это опти­мальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т. д.) и инно­вационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работ­ника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматиче­ское утверждение «форма должна соответство­вать содержанию» не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учре­ждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем тре­бовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целе­сообразно было бы, как мне кажется, проводить в таком поряд­ке. Анализ ситуации (изучение спроса потреби­телей, сбор информации, изучение демографиче­ских характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое ис­следование, изучить потенциальный рынок, вы­брать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Да­лее следует выбрать оптимальную форму про­ведения мероприятия. Потребуется оценить воз­можные альтернативы с точки зрения критери­ев и ограничений. Последние могут носить эко­номический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внима­ние такие условия и факторы, как наличие ре­сурсов, квалификация исполнителей, имеющее­ся в распоряжении организаторов время и др.

Остаются актуальными проверенные време­нем рекомендации относительно активного ха­рактера планируемого мероприятия, участия в нем волонтеров-общественников, широты и раз­нообразия используемых средств раскрытия те­мы и др.

Центральным моментом в выборе формы является её окончательная оценка , однако на этом процесс принятия решения еще не завершается. Самое хорошее решение – это выполненное решение, в нашем случае – состо­явшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи.

Профессиональное мастерство культработни­ка проявляется при отборе им содержания бу­дущей культурно-досуговой акции, под которым принято понимать определенный объем воспита­тельного, информационного материала: истори­ческие факты, современные проблемы, актуаль­ные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и про­чее. Вот здесь-то и должны приниматься во вни­мание духовные интересы и потребности потен­циальных участников акции, планируемого ме­роприятия. Отказавшись от «лобовой» агитации, культработники почему-то ушли и от пропаганды знаний : экономических, эстетиче­ских, правовых, педагогических... Между тем, потребность в них сегодня ,как никогда, велика.


Поскольку только массовыми мероприяти­ями не исчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важно заботиться и о других видах занятий: репетици­ях, занятиях в кружках и студиях, включая и индивидуальную, справочно-консультационную и образовательную работу.

Совершенствовать технологию какой-либо работы – это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства: живое слово, иллюстративный матери­ал, аудиовизуальные средства, искусство, ком­пьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера – транс­порт, инструменты, материалы и т. п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в пол­ном соответствии с решаемыми воспитательны­ми, развлекательными или управленческими за­дачами.

Самая хорошая культурно-досуговая про­грамма должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребно­стей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу – это далеко не одно и то же. За­прос – это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, во­ображаемой фирме. Спрос же – то, за что потре­битель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и пред­положениях.

С переводом культурно-досуговых учрежде­ний на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Иные культработники полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный ак­тив, дать ему «досуговую квалификацию».

Разумеется, профессиональный культработ­ник быстрее волонтера поставит и решит админи­стративно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общест­венник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении при­влечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразо­вании. В этом одна из сложностей нашей про­фессии, в этом ее отличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будет удовлетворена, она должна быть целена­правленно сформирована тем же культработни­ком. Когда же придет время для удовлетворения конкретной потребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве и ре­ализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственными усилиями эту услугу... создает. Да еще и платит за это! Это очень важная информация к размышлению.

Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в оди­ночку. При любом учреждении культуры найдется хотя бы один спонсор или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не го­воря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные орга­низации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т. п. Отрыв от этих «кон­тактных аудиторий» чреват большими потерями в работе.


В условиях рыночной экономики немаловаж­ное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культу­ры занимались и прежде. Другое дело, что рабо­та эта велась бессистемно, наощупь, а эффектив­ность рекламы никто всерьез не изучал. Оста­вляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы нет, необходимо лишь ею воспользоваться.

Прямо противоположные задачи у «паблиси­ти» , иначе говоря – пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должно способ­ствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры.

Для этого вполне подойдут презентации, га­зетные репортажи о состоявшихся мероприяти­ях, радиопередачи о коллективах и объединени­ях и др.

Наконец, необходимо сказать о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. Наблюдение показывает: здесь мало что изменилось за по­следние годы. Если внешняя сторона дела еще как-то отработана (оборудованные офисы, имеются компьютеры, средства связи и т.п.), то внутриколлективная воспитательная работа зачастую оказывается запущенной. Отсюда – низкая эффективность работы учреждения в целом.


Вестник Омского университета. – 1999, вып. 3. – с. 109-114.


НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ.

По имеющимся у нас данным, попытки дать точное определение понятию «культура» предпринимались не менее 250-300 раз. Одно перечисление этих определений потребовало бы, вероятно, не одну главу книги. По счастью, культурологический анализ приведенных выше понятий в наши задачи не входит, что дает нам право ограничиться обращением к «готовому» определению, а точнее – к одному из них.

«Культура – это чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:

Это – материальные и духовные ценности общества.

Это – способ жизнедеятельности людей.

Это – их отношения между собой.

Это – своеобразие жизни наций и народов.

Это – уровень развития общества.

Это – накапливаемая в истории общества информация.

Это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций.

Это – религия, мифология, наука, искусство, политика.

Это – Особая знаковая система».

Вслед за культурологической характеристикой «культуры» необходимо дать последней характеристику экономическую. Удачное структурирование отраслей народного хозяйства, позволяющее нам достаточно полно и наглядно представить место «культуры и искусства» в жизни общества, находим в учебном пособии «Экономика культуры», подготовленном Ф. Ф. Рыбаковым и А. З. Алейником.

Народное хозяйство четко подразделяется ими на производственную и непроизводственную сферы. В свою очередь, непроизводственная сфера включает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, кредитную систему, государственное страхование, народное образование, органы государственного и хозяйственного управления. Ф. Ф. Рыбаков и А. З. Алейник предлагают образовать из перечисленных сфер деятельности три самостоятельные группы.


Смотрите также файлы