ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2620
Скачиваний: 3
К первой группе отнесены платные занятия в кружках, коллективах, студиях, школах, секциях художественного и технического творчества. Подобные занятия могут носить также физкультурно-спортивный характер, быть связанными с декоративно-прикладным творчеством. Сюда же относятся занятия в музыкальных студиях, классах, а также обучение иностранным языкам, скорочтению, стенографии и т. п.
Ко второй группе отнесены лекции и консультации по различным отраслям знаний, тематические праздники и представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, карнавалы, концерты и спектакли, аукционы, ярмарки, лотереи, детские утренники, новогодние представления, семейные праздники, обряды, ритуалы, торжественные поздравления.
К третьей группе отнесены услуги, имеющие обслуживающий характер: пошив одежды и костюмов, ремонт, настройка и наладка радиоаппаратуры и музыкальных инструментов, а также прокат сценических костюмов, культурно-спортивного и туристского инвентаря, обуви и реквизита, музыкальных инструментов, магнитофонных и видеокассет, звукоусилительной аппаратуры и оборудования.
К четвертой группе отнесены: видеообслуживание, кинопоказ, пользование аттракционами и персональными компьютерами, спортивными тренажерами, продажа билетов на культурно-массовые и спортивные мероприятия.
К пятой группе отнесены все виды библиотечных услуг: фото- и ксерокопирование, составление библиографических справок, подбор литературы, обслуживание личных библиотек, переплетные работы и др.
В шестую группу вошли различные мероприятия по культурному обслуживанию граждан и коллективов, семейных торжеств. Сюда же отнесены оформительские работы.
Что-то предлагалось населению и прежде, но полулегально, бессистемно, с малым доходом. Теперь предстоит наладить настоящую производственную деятельность, где без знания маркетинговых технологий просто не обойтись!
Возникло противоречие между предоставленными правами и неспособностью ими толком воспользоваться. Но пути назад уже нет. И организации социально-культурной сферы мужественно пробиваются сквозь премудрости рыночного механизма. С другой стороны, предпринимательство в российской культуре, если хорошенько поразмыслить, существовало и раньше. Разве не предпринимательской была по своему характеру творческая деятельность Станиславского и Пятницкого, Андреева и Утесова, Моисеева и Вагановой, Надеждиной и Годенко? Ни один из прославленных коллективов, созданных этими талантливыми организаторами, не смог бы существовать, не владей эти мастера желанием «начать дело», не будь они одержимы духом предпринимательства. Сами того не сознавая, они каждодневно занимались маркетингом. Различные по типу организации социально-культурной сферы оказывают в наши дни самые разнообразные услуги населению, в том числе и те, что могут быть «упакованы» в восемь удобных для формального учета групп. Попытаемся как-то упорядочить хаотичное многообразие услуг социально-культурной сферы, попробуем дать хотя бы первоначальную классификацию, положив в её основание наиболее важные признаки.
№№ |
Признак классификации |
Виды услуг социально-культурной сферы |
1. |
По содержанию работ |
Информационно-просветительные. |
2. |
По характеру услуг |
Коммерческие (платные). Бесплатные. |
3. |
По месту потребления |
Стационарные. Выездные. Гастрольные. |
4. |
По составу потребителей |
Индивидуальные. Групповые. Коллективные. Семейные. Массовые. Эксклюзивные. |
5. |
По времени потребления |
Эпизодические. Цикловые. Периодические. Систематические. |
6. |
По назначению |
Основные
(профильные). Сопутствующие. |
7. |
По качественному уровню |
Профессиональные.
Любительские. |
8. |
По степени участия |
Услуги
персонала. С привлечением самих |
И в начале 90-х годов и теперь то и дело раздаются голоса консервативных чиновников от культуры о том, что культуру-де выставили на продажу, что зарабатывать деньги на духовных потребностях населения безнравственно, что коммерциализация сослужит социально-культурной сфере не самую хорошую службу и т. п.
Сущность коммерческой деятельности в сфере культуры убедительно раскрыли известные в отрасли экономисты Б. Сорочкин и Г. Галуцкий, полагающие, что «частичная коммерциализация – это нормальный процесс перехода некоторых культурно-досуговых учреждений на рыночные отношения, а внедрение новых способов хозяйствования в остальных учреждениях культуры – лишь модернизация механизма с целью более эффективного выполнения общественных задач на коммерческой основе».
Перемещение акцента с социально-педагогических на социально-экономические методы управления вовсе не означает забвения учреждениями отрасли их высокой миссии. Другое дело, что современный досуг должен быть переориентирован с парадных, пусть даже и бесплатных, мероприятий на развитие индивидуальности личности за счет вовлечения людей в творчество, создания условий для полноценного отдыха и общения.
Надо бы сказать здесь еще и о том, что перед учреждениями социально-культурной сферы открываются сегодня поистине безграничные возможности для работы на формирующихся рынках, поскольку в руках профессионалов социально-культурной деятельности оказывается подчас не только широкий арсенал форм работы, связанных с производством и реализацией собственно услуг, но возможность вступать в развернутый комплекс работ по реализации самых разнообразных товаров, в том числе товаров – изделий, товаров – идей, товаров – мест и др. Сдача помещений в аренду, приобретение и реализация музыкальных инструментов, прокат оборудования и инвентаря, продажа сувениров и произведений прикладного творчества, «раскрутка» творчески одаренных людей в различных жанрах художественного творчества, организация физкультурно-спортивной и экскурсионной работы – это лишь незначительная часть того нового, что входит в повседневную социально-культурную практику. И это только начало. Рынок не терпит остановок, его закон – движение, динамика, развитие. Есть все основания полагать, что работники социально-культурной сферы адаптируются к новым условиям хозяйствования и сумеют извлечь для себя, своих организаций и своих потенциальных и реальных потребителей максимальную пользу.
И поможет им в этом маркетинг! Овладение маркетинговыми технологиями – веление времени. Входить в рынок без знания маркетинговых технологий деятельности и управления – все равно, что претендовать на министерский портфель, не завершив обучения в колледже культуры.
Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000. – с. 43-53.
ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Политические потрясения и экономические преобразования 1980-1990-х гг. буквально всколыхнули поросшее тиной болото замшелого культпросвета. Новым «протуберанцем» на его поверхности всплеснулась культурно-досуговая деятельность, потребовавшая от культработников небывалой гибкости и изобретательности, хозяйственной смекалки и предприимчивости. Вторгшаяся в «культурные пределы» рыночная экономика настигла профессиональных организаторов досуга в самое неблагоприятное для них время: вчерашний профессиональный багаж уже не работал, а новый еще только предстояло обрести в нелегких поисках.
Вначале в лексиконе ученых-культурологов, а позднее и в практическом обиходе замелькало новое для социально-культурной сферы слово «технология». Как это нередко случалось и прежде, отсутствие собственных родовых понятий с неизбежной легкостью заменяется привлечением соответствующих понятий из сопредельных сфер. И вот уже на страницах специальных изданий замелькало слово, заимствованное из сферы материального производства, означающее «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства».
Если принять во внимание, что культура по существующим экономическим классификаторам отнесена к числу непроизводственных отраслей народного хозяйства, а культурно-досуговая деятельность является важной составной частью культуры, то с полным основанием можно говорить и о существовании соответствующих технологий и в рассматриваемой нами сфере общественной жизни. Но это будут уже иные, непроизводственные технологии.
Необходимо также подчеркнуть, что культурно-досуговая деятельность может рассматриваться нами как в структурно-статистическом, так и в процессуально-динамическом плане. Отсюда – понятие «технология» рассматривается прежде всего применительно к процессуальной стороне системы.
Как нам представляется, технология культурно-досуговой деятельности включает в себя целую цепь взаимосвязанных компонентов. Во-первых, это миссия культурно-досугового учреждения, иначе говоря, причина существования очага культуры и/или досуга, его социальное назначение. Без осознания своей миссии ни отдельный культработник, ни учреждение культуры в целом не в состоянии осмысленно и последовательно выполнять свои социально-культурные функции: просвещение, воспитание, развитие творческих способностей, организация культурного общения, отдыха и развлечений на досуге, формирование и распространение общественного мнения, моральных ценностей общества. Другим элементом технологии является цель, а точнее – дерево целей, преследуемых субъектами культурно-досуговой деятельности. А поскольку в культурно-творческий процесс оказываются вовлеченными самые различные силы, в том числе руководителей учреждений, специалистов, обслуживающего персонала, общественного актива и т. п., важно всякий раз вести речь о согласовании целей деятельности, поскольку где нет единства целей, не может быть единства действий и ни о какой активизации культурно-досуговой деятельности не может идти речи.
Достижение даже самых благородных целей невозможно без совместной деятельности определенного числа людей. Способы организации людей для совместной культурно-досуговой деятельности, формы их организации известны давно. Это массовые, групповые и индивидуальные формы. Методика работы будет разной, но способы организации людей могут повторяться, их надо знать и умело применять в повседневной работе.
Далее, надо говорить о средствах культурно-досуговой деятельности: живом слове, различных жанрах искусства, аудиовизуальных средствах, технических, материальных , финансовых и др. Нет нужды доказывать, что все названное при правильном распределении и умелом использовании обращается во благо, а при несовершенной технологии – в предмет нерачительного использования.
В центре технологий культурно-досуговой деятельности всегда находятся способы и приемы взаимодействия людей, т.е. собственно методы культурно-досуговой деятельности: рассказ и показ, иллюстрация и театрализация, убеждение и внушение, пример и поощрение, состязание и игра. Умелая инструментовка любой культурно-досуговой акции – это прежде всего умение пользоваться известными и вновь разрабатываемыми методами.
Наконец, важную роль играют преломляющиеся в социально-педагогическом процессе функции управления: прогнозирование и планирование, организация и руководство, контроль и учет. Именно умелое сочетание методов управления: организационно-распорядительных, правовых, социально-психологических и педагогических, а в последние годы и экономических – позволяет работникам культурно-досуговых учреждений добиваться четкой и конструктивной «технологической инструментовки» каждого культурного проекта, каждой социально-культурной программы, каждой культурно-досуговой акции.
Итак, в технологии культурно-досуговой деятельности четко просматривается четыре подсистемы:
1. Организационная подсистема: Структура культурно-досугового учреждения, штатное расписание, совокупность объединений, отделов, кружков, студий и т. п.
2. Методическая подсистема: сложившаяся практика, принятый алгоритм подготовки и осуществления отдельных акций: массовых мероприятий, репетиций, справочно-консультационной работы и т. д. Амплитуда этой подсистемы охватывает многие виды деятельности – от замысла сценария предстоящего вечера до обсуждения качества его проведения.
3. Социально-психологическая подсистема: роль и место неформальных организаций и групп, их взаимодействие с формальными структурами; нравственно-психологический климат в трудовом коллективе, наличие лидеров в структурных подразделениях и в учреждении в целом и др.
4. Управленческая подсистема: изучение потребностей реальной и потенциальной аудитории, заключение творческих договоров, сбор социально-творческих заказов, информационно-рекламное обеспечение, работа транспорта, технических служб, своевременное финансирование проектов и программ и работа с кадрами (переподготовка, овладение смежными профессиями и пр.).
Названные подсистемы не изолированы одна от другой, скорее это четыре стороны единого технологического процесса.
Наряду с проблемами активизации культурно-досуговой деятельности населения актуализировалась проблема пересмотра форм и методов работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. Возникает необходимость разработки и осуществления совокупности мер организационно-воспитательного взаимодействия по отношению к работникам культурно-досуговых учреждений, именуемой в зарубежной практике управления интернальным маркетингом. В центре маркетинговых планов и программ – мотивация и стимулирование труда, социальная защита работников культуры, переподготовка кадров старой формации. На языке классической теории управления это называется реализацией «человеческого фактора» как главного элемента внутренней среды организации.
Здесь мы вплотную подходим к управленческой подсистеме единой технической системы культурно-досуговой деятельности. Фактически настало время говорить о развитии рыночных отношений, новых условиях хозяйствования в сфере культуры, предпринимательстве, нетрадиционных учреждениях культуры и досуга, необходимости опираться на реальный спрос аудитории на услуги культуры. Появление кабаре и варьете, ночных клубов и дискотек, видеобаров и шоу-бизнеса привело к созданию системы культурно-досуговых учреждений, альтернативной ранее существовавшей государственной системе клубов, парков, концертных залов и т. п. На наших глазах происходит не только механическое подражание западным образцам организации досуга, но и естественное взаимопроникновение традиционно понимаемой западной «буржуазной» культуры и привычных для россиян способов организации свободного времени. Возрождение меценатства, появление спонсорства, развитие инвестирования финансовых средств в региональные проекты – таковы приметы сегодняшнего времени, заставляющие работников культуры по-иному, чем это делалось прежде, строить свои взаимоотношения с окружающей средой: партнерами, смежниками, конкурентами, потребителями и др.
Фактически культурно-досуговые учреждения стоят сегодня перед необходимостью удерживать прежние позиции с помощью новых технологий деятельности и управления и/или завоевывать новые ниши рынка, преодолевая объективные трудности и субъективное отношение к культурно-досуговой деятельности организаторов досуга и потребителей.
Осталось назвать и кратко охарактеризовать наиболее перспективные пути оптимизации технологий и активизации на этой основе деятельности функционирующих в настоящее время культурно-досуговых учреждений.
1. В организационном плане – это «инвентаризация» всей деятельности учреждений культуры и досуга, безусловное упразднение бездействующих образований и структур (неукомплектованных кружков, фактически распавшихся клубных объединений, «дышащих на ладан» студий, не работающих служб, нерезультативно работающих групп, неукомплектованных штатных единиц и т. п.). Это позволило бы «с высоты птичьего полета» оценить все имеющиеся резервы, наметить реальные пути и средства активизации деятельности действующей сети культурно-досуговых учреждений и их внутренних структур. Как уже отмечалось выше, структура каждого культурно-досугового учреждения должна отвечать реальному спросу населения на услуги культуры. Одновременно с государственными структурами и системами могут возникать (да они и возникают!) негосударственные образования, организующие культурно-досуговую деятельность на альтернативных, чаще всего платно-коммерческих основаниях. С их присутствием и влиянием придется не только мириться, но и считаться, а лучше искать формы сотрудничества. Коммерческие структуры могут быть созданы и непосредственно в государственных культурно-досуговых учреждениях. Такое соседство не только не вредно, но целесообразно.