Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2619

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. В методическом плане целесообразно было бы продолжить начатое рефор­мирование системы методического обслуживания действующих и вновь создавае­мых культурно-досуговых учреждений. Привычная работа по «изучению и распро­странению» уже никого не удовлетворяет. Здесь сегодня нужен пристальный мони­торинг деятельности всех действующих в регионе и за его пределами учреждений культуры, отслеживание действительно перспективных методик создания и реали­зации разнообразных культурных программ, рассчитанных на известные и вновь организуемые социальные образования. Пришло время привести в «боевое поло­жение» весь имеющийся методический багаж, взять из него все, что еще актуально, что воспринимается, что работает. Не следует забывать, что все мы так или иначе стоим «на плечах предшественников», и анализ вчерашнего опыта не только поле­зен, но необходим. Одновременно должны вестись смелые и настойчивые методи­ческие поиски, изучаться и творчески использоваться опыт организации культур­но-досуговой деятельности в ближнем и дальнем зарубежье. Особое внимание должно быть обращено на реорганизацию методических служб.

3. В социально-психологическом плане необходим трезвый подход к накоп­ленному опыту в вопросах подготовки, подбора, расстановки и воспитания кадров культучреждений. Вероятно, пришло время смело и решительно предоставлять возможность для проявления профессиональных умений и навыков вчерашним выпускникам вузов культуры и искусства, в особенности тем из них, кто приобрел новые квалификации: руководитель творческого коллектива – преподаватель, ре­жиссер массовых праздников, менеджер социально-культурной сферы, социальный педагог и др. По-новому следовало бы сегодня подходить и к формированию ак­тива, здесь нужны не «представители», а энтузиасты, способные реально участво­вать в формировании социально-культурной ситуации в каждом микрорайоне, в каждом населенном пункте и регионе. Иное место должно быть отведено культурной общественности, средствам массовой информации: ра­дио, печати, телевидению, – первичным организациям обществ, творческих союзов, фондов и т. п. От разговоров о «паблик рилейшнз» давно настало время перейти к реальным и прочным связям с общественностью, в изоляции от которой ни одно культурно-досуговое учреждение не в состоянии успешно выполнять свои функ­ции, свою социальную миссию.

4. В управленческом плане нужны новые подходы к изучению потребностей населения, спроса на услуги культуры. Маркетинговое исследование – вот с чего должно начинаться в современных условиях планирование работы учреждения культуры. Коммерческий и некоммерческий маркетинг должны сливаться в дея­тельности сегодняшних управленцев так же естественно, как органично сближаются в практике передовых культучреждений платные и общедоступные формы рабо­ты. Крайне необходимо обратить внимание на информацию и рекламу, убогость которых подчас настолько очевидна, что не приходится сетовать на пустующие зрительные залы при проведении массовых мероприятий. Пришло время позабо­титься об имидже каждой организации и работающих там специалистов. Особое внимание должно быть обращено на социальную ответственность и администра­тивную этику. Но главное даже не в этом. Необходимо овладевать основами пред­принимательства и коммерческой деятельности, уметь не только создать услугу, но удачно реализовать ее. Разумеется, нужны новый стиль руководства, новые подхо­ды к управлению персоналом, новые, на уровне современного менеджмента, прие­мы планирования и осуществления культурно-досуговых акций.


Предложенные шаги и меры дадут ощутимый эффект, если будут заложены в единую программу оптимизации деятельности конкретного культурно-досугового учреждения. Одновременно эти шаги и меры можно рассматривать как предмет более широкого обсуждения в условиях семинара, методической конференции, творческой лаборатории и т. п. Повод для такого обсуждения в настоящей статье, хотелось бы верить, дан. Необходимость же обсуждения назрела еще раньше.


Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1. – 1999. –
с. 107-116.


ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ.

Мировое сообщество благополучно вступило в третье тысячелетие. Многове­ковое господство капиталистического способа производства и хозяйствования дает ученым всего мира богатую пищу для размышлений о наиболее оптималь­ных способах организации общественного бытия. А для государств, в недале­ком прошлом составлявших Советский Союз, да и для бывших стран «социали­стического содружества», наступил этап переосмысления господствовавших на протяжении семидесяти пяти лет идеологических догм и экономических иллю­зий.

Поступательное движение цивилизации и закономерное общественное развитие объективно поставили человечество перед необходимостью поиска достойных времени путей и средств существования.

По мнению отечественных философов, Россия двадцать первого столетия должна опереться на культуру, как на рычаг экономических преобразований. А для того, чтобы это реально происходило, необходимо, во-первых, определить пути и средства вовлечения человека во все сферы культурного бытия; во-вторых, выработать у человека умения и навыки культурной деятельности, сформировать своего рода «культурно-досуговую компетентность»; в-третьих, научить человека жить по законам культуры цивилизованного общества, при­чем, во всех сферах жизнедеятельности – будь то труд, учеба, воинская служба или сфера быта; в-четвертых, сформировать личностную культуру во всем ее полиаспектном содержании: политическом и нравственном, эстетическом и фи­зическом, экономическом и патриотическом.

Жизнь учит: сколь разнообразны проявления культуры личности, столь много­лики и проявления бескультурья. Политик, пробирающийся к вершинам власти посредством «административного ресурса», администратор-автократ, про­должающий строительство промышленного объекта вопреки отрицательному заключению экологов, инженер-атомщик, не обеспечивший безопасной экс­плуатации атомного реактора, командир авиалайнера, допустивший к штурвалу своего несовершеннолетнего сына, водитель автобуса, совершивший наезд на пешехода по причине нетрезвого состояния, учитель, сводящий счеты с учени­ком, высказавшим неординарное мнение, врач, загубивший жизнь оперируемо­го пациента в силу низкой профессиональной квалификации, агроном, распоря­дившийся заделывать элитные семена в неподготовленную для этого почву, ра­ботник учреждения культуры, демонстрирующий детям видеофильм, предна­значенный исключительно для взрослой аудитории... – все это не что иное, как проявление низкой личностной, профессиональной и/или деловой культуры. С такими людьми цивилизованной экономики не построить, во всех этих и по­добных случаях надо прежде «построить» личность субъекта экономических преобразований.


Задача ученых и практиков социально-культурной сферы заключается сегодня в том, чтобы разработать и внедрить эффективные технологии вовлечения че­ловека в мир культурной жизни, способствуя сохранению и дальнейшему раз­витию национально-культурных традиций и национального менталитета, фор­мировали бы у него избирательное отношение к информации, научили бы от­личать подлинное искусство от подделок, помогли бы ему воспринимать и раз­вивать реальные, а не иллюзорные или виртуальные ценности общечеловече­ской культуры, вызывали бы желание преобразовывать по законам красоты собственную жизнь и способствовать поступательному развитию всего общест­ва.

В какой мере работники социально-культурной сферы готовы к выполнению столь высокой и ответственной миссии? И по плечу ли она им?

Односложно ответить на этот вопрос невозможно, но и уходить от ответа на эти вопросы нельзя. Не то время.

Для начала нам необходимо себя должным образом идентифицировать, очер­тить реальные и разумные границы нашего влияния на культурную жизнь об­щества.

Понятие «социально-культурная сфера» сегодня трактуется исключительно широко. Она, в частности, включает в себя привычные для нас культуру и ис­кусство, а кроме того, охватывает физическую культуру и спорт (пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых спортивных праздников и иных подобных акций), туризм (культурные программы во время отечественных и международных туров), здравоохранение (культурно-массовая работа в сана­торно-курортных зонах), образование (внеучебная работа в общеобразователь­ных школах и профтехучилищах, высших и средних учебных заведениях, а также начальное художественное образование и подготовка кадров для отрасли культуры), отдельные стороны социальной работы. К социально-культурной сфере относят сегодня и средства массовой информации, включая радио, теле­видение, печать, книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, интер­нет-системы и пр. Как видим, развернуться здесь есть где. Но и проблем в этой сфере немало.

Все, что в социально-культурной сфере планируется и осуществляется, имену­ется теперь социально-культурной деятельностью. Для более глубокого и предметного осознания существующих в социально-культурной сфере проблем, полезно привести здесь хотя бы одно определение социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной деятельностью понимается обусловленная нравст­венно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятель­ность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Культурологи и педагоги сумели сформулировать и функции социально-культурной деятельности: активно-нормативную, образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую, эколого-охранительную, ин­формационно-просветительную, интегративно-коммуникативную, рекреативно-развлекательную и др.


За кажущимися мудреными функциями социально-культурной деятельности скрываются весьма важные и ответственные функциональные задачи: социали­зация личности, всестороннее воспитание подрастающих поколений, организа­ция культурного общения людей в сфере свободного времени, развитие творче­ских (художественных, научных, технических, прикладных) способностей, со­действие непрерывному самообразованию, духовное обогащение личности, со­действие социальной адаптации и стимулирование духовной реабилитации, воспитание и стимулирование духовной активности личности и др.

В реальной жизни эти высокие по своему социальному значению задачи выли­ваются в весьма богатое и разнообразное содержание социально-культурной деятельности, включающее охрану памятников истории и культуры, творческое развитие личности, организацию отдыха и культурных развлечений, развитие образования и самообразования, социальную защиту и реабилитацию, приоб­щение людей к политической и экономической культуре, возрождение народ­ных промыслов, ремесел, фольклора, эстетический всеобуч, приобщение к миру прекрасного, физическое оздоровление и пропаганда здорового образа жизни, патриотическое воспитание, возрождение и развитие национальных культур.

При столь богатом и разнообразном содержании социально-культурной дея­тельности нечего удивляться и значительному составу занимающихся ею субъ­ектов. Среди них: семья, различные социально-культурные институты, обще­ственность, творческие объединения, средства массовой информации и, конеч­но же, сам человек, формирующаяся личность. В каждом российском регионе создана или создается неповторимая инфраструктура социально-культурной сферы, включающая материальные, организационные, финансово-экономические, кадровые, информационно-методические, маркетинговые усло­вия и факторы, в конечном счете, обеспечивающие удовлетворение и развитие духовных потребностей граждан страны, иначе говоря, создание, освоение, со­хранение, распространение и дальнейшее развитие культурных ценностей и благ.

Среди институтов социально-культурной сферы – учреждения искусств, обра­зовательно-воспитательные учреждения, научно-просветитель­ные и культурно-досуговые учреждения, культуроохранительные институты, средства массовой информации, санаторно-курортные и физкультурно-оздоровительные комплек­сы, туристско-экскурсионные учреждения, нетрадиционные (коммерческие, развлекательные) учреждения и, как создатели средств труда, различные пред­приятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские, фирмы и пр.). С полным основанием к числу субъектов социально-культурной сферы следует отнести и современные органы отраслевого управления – департаменты, советы, комите­ты, управления, отделы, министерства и ведомства. Что и говорить – силы не малые!


Разумеется, за рубежом так же существуют аналогичные социально-культур­ные системы, подчас имеющие сходные названия. Но вот что касается сущно­сти и содержания социально-культурной деятельности, то последняя отличает­ся в России целым рядом исторически сложившихся, внутренне обусловлен­ных, устойчивых взаимосвязей, проявляющихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Это своего рода законо­мерности, выгодно отличающие отечественную социально-культурную дея­тельность от зарубежных аналогов.

Так, к числу закономерностей социально-культурной деятельности в России относят в наше время ее гуманистическую направленность, творческие начала, инновационный характер нововведений, целенаправленное формирование ин­тересов, сознательное формирование и возвышение духовных потребностей, гармонизацию личных, коллективных, групповых и общественных интересов, оптимальное сочетание административного руководства (деятельность профес­сионалов) и общественного самоуправления (усилия волонтеров, активистов-общественников), а в последние годы – разумное сочетание коммерческих на­чал с нонпрофитной культурно-досуговой деятельностью и благотворительно­стью.

Пришло время повести речь и о тенденциях развития со­циально-культурной сферы, своего рода направлениях или векторах, опреде­ляющих характер и содержание протекающих в социально-культурной сфере процессов, будь то федеральный, региональный или муниципальный уровни. Важно подчеркнуть, что все три названных уровня развития социально-культурной деятельности одинаково важны, поскольку из малого довольно час­то вырастает что-то если не великое, то во всяком случае значимое, представ­ляющее политический, экономический, социально-психологический или какой-то иной интерес. В особенности на это надо бы обращать внимание сегодня, когда общество буквально по крупицам восстанавливает утраченное и столь же кропотливо отслеживает нарождающееся, требующее прежде всего, идентифи­кации и осмысления, и только потом поддержки и всеобщего распространения. Общее, особенное и единичное в социально-культурной деятельности прояв­ляются ежедневно, если не ежечасно. Важно только не потерять ощущения чет­кой направленности и содержательной определенности, протекающих на наших глазах, или при нашем непосредственном участии, событий культурной жизни.

Какие же тенденции развития социально-культурной сферы наблюдаются в наши дни? Как работникам отрасли, волонтерам и активистам, наконец, нам, отдельно взятым гражданам, на них реагировать?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на продолжающуюся деидео­логизацию социально-культурной деятельности, начавшуюся практически од­новременно с исключением из Конституции приснопамятной статьи о руково­дящей роли КПСС. Случившийся тогда идеологический «обвал» существенно изменил отношение значительной части общества и к культуре и к культработ­никам. Последние утратили статус «идеологических бойцов» и выпали из но­менклатуры партийных комитетов . Культработники стали искать новые точки опоры; обретя извест­ную свободу, многие не знали, как ею воспользоваться. Неожиданно маятник качнулся в сторону религии и веры, однако начавшаяся эпоха религиогизации мало что дала культучреждениям, они еще и сегодня не вышли на открытый диалог с церковью, хотя вслед за президентами и губернаторами, вероятно, в силу подражания, посещают соборы и храмы, отправляют соответствующие обряды и крестят свои еще вчера «атеистические лбы».


Смотрите также файлы