ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2619
Скачиваний: 3
2. В методическом плане целесообразно было бы продолжить начатое реформирование системы методического обслуживания действующих и вновь создаваемых культурно-досуговых учреждений. Привычная работа по «изучению и распространению» уже никого не удовлетворяет. Здесь сегодня нужен пристальный мониторинг деятельности всех действующих в регионе и за его пределами учреждений культуры, отслеживание действительно перспективных методик создания и реализации разнообразных культурных программ, рассчитанных на известные и вновь организуемые социальные образования. Пришло время привести в «боевое положение» весь имеющийся методический багаж, взять из него все, что еще актуально, что воспринимается, что работает. Не следует забывать, что все мы так или иначе стоим «на плечах предшественников», и анализ вчерашнего опыта не только полезен, но необходим. Одновременно должны вестись смелые и настойчивые методические поиски, изучаться и творчески использоваться опыт организации культурно-досуговой деятельности в ближнем и дальнем зарубежье. Особое внимание должно быть обращено на реорганизацию методических служб.
3. В социально-психологическом плане необходим трезвый подход к накопленному опыту в вопросах подготовки, подбора, расстановки и воспитания кадров культучреждений. Вероятно, пришло время смело и решительно предоставлять возможность для проявления профессиональных умений и навыков вчерашним выпускникам вузов культуры и искусства, в особенности тем из них, кто приобрел новые квалификации: руководитель творческого коллектива – преподаватель, режиссер массовых праздников, менеджер социально-культурной сферы, социальный педагог и др. По-новому следовало бы сегодня подходить и к формированию актива, здесь нужны не «представители», а энтузиасты, способные реально участвовать в формировании социально-культурной ситуации в каждом микрорайоне, в каждом населенном пункте и регионе. Иное место должно быть отведено культурной общественности, средствам массовой информации: радио, печати, телевидению, – первичным организациям обществ, творческих союзов, фондов и т. п. От разговоров о «паблик рилейшнз» давно настало время перейти к реальным и прочным связям с общественностью, в изоляции от которой ни одно культурно-досуговое учреждение не в состоянии успешно выполнять свои функции, свою социальную миссию.
4. В управленческом плане нужны новые подходы к изучению потребностей населения, спроса на услуги культуры. Маркетинговое исследование – вот с чего должно начинаться в современных условиях планирование работы учреждения культуры. Коммерческий и некоммерческий маркетинг должны сливаться в деятельности сегодняшних управленцев так же естественно, как органично сближаются в практике передовых культучреждений платные и общедоступные формы работы. Крайне необходимо обратить внимание на информацию и рекламу, убогость которых подчас настолько очевидна, что не приходится сетовать на пустующие зрительные залы при проведении массовых мероприятий. Пришло время позаботиться об имидже каждой организации и работающих там специалистов. Особое внимание должно быть обращено на социальную ответственность и административную этику. Но главное даже не в этом. Необходимо овладевать основами предпринимательства и коммерческой деятельности, уметь не только создать услугу, но удачно реализовать ее. Разумеется, нужны новый стиль руководства, новые подходы к управлению персоналом, новые, на уровне современного менеджмента, приемы планирования и осуществления культурно-досуговых акций.
Предложенные шаги и меры дадут ощутимый эффект, если будут заложены в единую программу оптимизации деятельности конкретного культурно-досугового учреждения. Одновременно эти шаги и меры можно рассматривать как предмет более широкого обсуждения в условиях семинара, методической конференции, творческой лаборатории и т. п. Повод для такого обсуждения в настоящей статье, хотелось бы верить, дан. Необходимость же обсуждения назрела еще раньше.
Культурологические
исследования в Сибири. Вып. 1. – 1999. –
с.
107-116.
ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ.
Мировое сообщество благополучно вступило в третье тысячелетие. Многовековое господство капиталистического способа производства и хозяйствования дает ученым всего мира богатую пищу для размышлений о наиболее оптимальных способах организации общественного бытия. А для государств, в недалеком прошлом составлявших Советский Союз, да и для бывших стран «социалистического содружества», наступил этап переосмысления господствовавших на протяжении семидесяти пяти лет идеологических догм и экономических иллюзий.
Поступательное движение цивилизации и закономерное общественное развитие объективно поставили человечество перед необходимостью поиска достойных времени путей и средств существования.
По мнению отечественных философов, Россия двадцать первого столетия должна опереться на культуру, как на рычаг экономических преобразований. А для того, чтобы это реально происходило, необходимо, во-первых, определить пути и средства вовлечения человека во все сферы культурного бытия; во-вторых, выработать у человека умения и навыки культурной деятельности, сформировать своего рода «культурно-досуговую компетентность»; в-третьих, научить человека жить по законам культуры цивилизованного общества, причем, во всех сферах жизнедеятельности – будь то труд, учеба, воинская служба или сфера быта; в-четвертых, сформировать личностную культуру во всем ее полиаспектном содержании: политическом и нравственном, эстетическом и физическом, экономическом и патриотическом.
Жизнь учит: сколь разнообразны проявления культуры личности, столь многолики и проявления бескультурья. Политик, пробирающийся к вершинам власти посредством «административного ресурса», администратор-автократ, продолжающий строительство промышленного объекта вопреки отрицательному заключению экологов, инженер-атомщик, не обеспечивший безопасной эксплуатации атомного реактора, командир авиалайнера, допустивший к штурвалу своего несовершеннолетнего сына, водитель автобуса, совершивший наезд на пешехода по причине нетрезвого состояния, учитель, сводящий счеты с учеником, высказавшим неординарное мнение, врач, загубивший жизнь оперируемого пациента в силу низкой профессиональной квалификации, агроном, распорядившийся заделывать элитные семена в неподготовленную для этого почву, работник учреждения культуры, демонстрирующий детям видеофильм, предназначенный исключительно для взрослой аудитории... – все это не что иное, как проявление низкой личностной, профессиональной и/или деловой культуры. С такими людьми цивилизованной экономики не построить, во всех этих и подобных случаях надо прежде «построить» личность субъекта экономических преобразований.
Задача ученых и практиков социально-культурной сферы заключается сегодня в том, чтобы разработать и внедрить эффективные технологии вовлечения человека в мир культурной жизни, способствуя сохранению и дальнейшему развитию национально-культурных традиций и национального менталитета, формировали бы у него избирательное отношение к информации, научили бы отличать подлинное искусство от подделок, помогли бы ему воспринимать и развивать реальные, а не иллюзорные или виртуальные ценности общечеловеческой культуры, вызывали бы желание преобразовывать по законам красоты собственную жизнь и способствовать поступательному развитию всего общества.
В какой мере работники социально-культурной сферы готовы к выполнению столь высокой и ответственной миссии? И по плечу ли она им?
Односложно ответить на этот вопрос невозможно, но и уходить от ответа на эти вопросы нельзя. Не то время.
Для начала нам необходимо себя должным образом идентифицировать, очертить реальные и разумные границы нашего влияния на культурную жизнь общества.
Понятие «социально-культурная сфера» сегодня трактуется исключительно широко. Она, в частности, включает в себя привычные для нас культуру и искусство, а кроме того, охватывает физическую культуру и спорт (пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых спортивных праздников и иных подобных акций), туризм (культурные программы во время отечественных и международных туров), здравоохранение (культурно-массовая работа в санаторно-курортных зонах), образование (внеучебная работа в общеобразовательных школах и профтехучилищах, высших и средних учебных заведениях, а также начальное художественное образование и подготовка кадров для отрасли культуры), отдельные стороны социальной работы. К социально-культурной сфере относят сегодня и средства массовой информации, включая радио, телевидение, печать, книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, интернет-системы и пр. Как видим, развернуться здесь есть где. Но и проблем в этой сфере немало.
Все, что в социально-культурной сфере планируется и осуществляется, именуется теперь социально-культурной деятельностью. Для более глубокого и предметного осознания существующих в социально-культурной сфере проблем, полезно привести здесь хотя бы одно определение социально-культурной деятельности.
Под социально-культурной деятельностью понимается обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Культурологи и педагоги сумели сформулировать и функции социально-культурной деятельности: активно-нормативную, образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую, эколого-охранительную, информационно-просветительную, интегративно-коммуникативную, рекреативно-развлекательную и др.
За кажущимися мудреными функциями социально-культурной деятельности скрываются весьма важные и ответственные функциональные задачи: социализация личности, всестороннее воспитание подрастающих поколений, организация культурного общения людей в сфере свободного времени, развитие творческих (художественных, научных, технических, прикладных) способностей, содействие непрерывному самообразованию, духовное обогащение личности, содействие социальной адаптации и стимулирование духовной реабилитации, воспитание и стимулирование духовной активности личности и др.
В реальной жизни эти высокие по своему социальному значению задачи выливаются в весьма богатое и разнообразное содержание социально-культурной деятельности, включающее охрану памятников истории и культуры, творческое развитие личности, организацию отдыха и культурных развлечений, развитие образования и самообразования, социальную защиту и реабилитацию, приобщение людей к политической и экономической культуре, возрождение народных промыслов, ремесел, фольклора, эстетический всеобуч, приобщение к миру прекрасного, физическое оздоровление и пропаганда здорового образа жизни, патриотическое воспитание, возрождение и развитие национальных культур.
При столь богатом и разнообразном содержании социально-культурной деятельности нечего удивляться и значительному составу занимающихся ею субъектов. Среди них: семья, различные социально-культурные институты, общественность, творческие объединения, средства массовой информации и, конечно же, сам человек, формирующаяся личность. В каждом российском регионе создана или создается неповторимая инфраструктура социально-культурной сферы, включающая материальные, организационные, финансово-экономические, кадровые, информационно-методические, маркетинговые условия и факторы, в конечном счете, обеспечивающие удовлетворение и развитие духовных потребностей граждан страны, иначе говоря, создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие культурных ценностей и благ.
Среди институтов социально-культурной сферы – учреждения искусств, образовательно-воспитательные учреждения, научно-просветительные и культурно-досуговые учреждения, культуроохранительные институты, средства массовой информации, санаторно-курортные и физкультурно-оздоровительные комплексы, туристско-экскурсионные учреждения, нетрадиционные (коммерческие, развлекательные) учреждения и, как создатели средств труда, различные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские, фирмы и пр.). С полным основанием к числу субъектов социально-культурной сферы следует отнести и современные органы отраслевого управления – департаменты, советы, комитеты, управления, отделы, министерства и ведомства. Что и говорить – силы не малые!
Разумеется, за рубежом так же существуют аналогичные социально-культурные системы, подчас имеющие сходные названия. Но вот что касается сущности и содержания социально-культурной деятельности, то последняя отличается в России целым рядом исторически сложившихся, внутренне обусловленных, устойчивых взаимосвязей, проявляющихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Это своего рода закономерности, выгодно отличающие отечественную социально-культурную деятельность от зарубежных аналогов.
Так, к числу закономерностей социально-культурной деятельности в России относят в наше время ее гуманистическую направленность, творческие начала, инновационный характер нововведений, целенаправленное формирование интересов, сознательное формирование и возвышение духовных потребностей, гармонизацию личных, коллективных, групповых и общественных интересов, оптимальное сочетание административного руководства (деятельность профессионалов) и общественного самоуправления (усилия волонтеров, активистов-общественников), а в последние годы – разумное сочетание коммерческих начал с нонпрофитной культурно-досуговой деятельностью и благотворительностью.
Пришло время повести речь и о тенденциях развития социально-культурной сферы, своего рода направлениях или векторах, определяющих характер и содержание протекающих в социально-культурной сфере процессов, будь то федеральный, региональный или муниципальный уровни. Важно подчеркнуть, что все три названных уровня развития социально-культурной деятельности одинаково важны, поскольку из малого довольно часто вырастает что-то если не великое, то во всяком случае значимое, представляющее политический, экономический, социально-психологический или какой-то иной интерес. В особенности на это надо бы обращать внимание сегодня, когда общество буквально по крупицам восстанавливает утраченное и столь же кропотливо отслеживает нарождающееся, требующее прежде всего, идентификации и осмысления, и только потом поддержки и всеобщего распространения. Общее, особенное и единичное в социально-культурной деятельности проявляются ежедневно, если не ежечасно. Важно только не потерять ощущения четкой направленности и содержательной определенности, протекающих на наших глазах, или при нашем непосредственном участии, событий культурной жизни.
Какие же тенденции развития социально-культурной сферы наблюдаются в наши дни? Как работникам отрасли, волонтерам и активистам, наконец, нам, отдельно взятым гражданам, на них реагировать?
Прежде всего, необходимо обратить внимание на продолжающуюся деидеологизацию социально-культурной деятельности, начавшуюся практически одновременно с исключением из Конституции приснопамятной статьи о руководящей роли КПСС. Случившийся тогда идеологический «обвал» существенно изменил отношение значительной части общества и к культуре и к культработникам. Последние утратили статус «идеологических бойцов» и выпали из номенклатуры партийных комитетов . Культработники стали искать новые точки опоры; обретя известную свободу, многие не знали, как ею воспользоваться. Неожиданно маятник качнулся в сторону религии и веры, однако начавшаяся эпоха религиогизации мало что дала культучреждениям, они еще и сегодня не вышли на открытый диалог с церковью, хотя вслед за президентами и губернаторами, вероятно, в силу подражания, посещают соборы и храмы, отправляют соответствующие обряды и крестят свои еще вчера «атеистические лбы».