ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2502
Скачиваний: 2
НАБЛЮДЕНИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ (unstructured observation) — наблюдение, при котором наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип наблюдения часто используется при проведении разведочных исследований. Например, компания, выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направлений и частоты применения данного инструмента при строительстве домов. Результаты наблюдений используются при совершенствовании данного инструмента (8; с.126-128).
Более подобно, об этом методе сказано в работе Е.Дихтля и Х.Хёршгена.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:
-служит определенной исследовательской цели;
-проходит планомерно и систематически;
-систематически отмечается и служит для обобщающих суждений, не представляет только собирание интересных фактов;
-подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
С помощью опроса можно выявить мнения, представления, знания людей. Все эти субъективные обстоятельства закрыты для наблюдения. Однако объекты, например продукты, входящие в ассортимент, поведение, последствия поведения, могут быть охвачены с помощью наблюдения. Преимуществами этого метода по сравнению с опросом являются следующие:
-независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела;
-возможность обеспечить более высокую объективность;
-возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);
-возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.
Наблюдение имеет наряду с этим и недостатки:
-трудно обеспечить репрезентативность, так как наблюдение требует, как правило, специальных условий (например, наблюдение поведения покупателей в магазине: можно наблюдать только тех, кто пришел, случайная выборка объектов невозможна);
-субъективность восприятия наблюдающего, селективное наблюдение (отпадает при наблюдении с помощью приборов);
-поведение объектов может отличаться от естественного, если на наблюдение открыто (эффект наблюдения).
Можно выделить следующие формы наблюдения:
А) по характеру окружающей обстановки, наблюдение может быть полевым — это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (магазин, у витрины), или лабораторным, то есть проводящимся в искусственно созданной ситуации. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и делает возможным применение ряда технических средств (например, тахистоскоп);
Б) по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдение со стороны;
В) по форме восприятия объекта можно выделить персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и неперсональное через приборы или с помощью регистрации следов поведения;
Г) по степени стандартизации различают стандартизованное и свободное наблюдение (11; с. 31-32).
Магазин… Витрина… Продукты…
А разве в социально-культурной практике наблюдение применить нельзя? Ещё как можно!
Не пожалеем места и времени, уважаемый читатель! Откроем книгу Б.Г. Мосалёва “Досуг, методология и методика социологических исследований” и посмотрим на метод наблюдения с позиций социолога культуры:
Наблюдение используется, как правило, для сбора и обобщения первичной информации. Оно занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального поведения индивидов. Наблюдение охватывает видимые признаки событий и изменений в досуговой сфере и отображает конкретные события в конкретных ситуациях.
Данные наблюдения нередко используются в качестве индикаторов эмпирической обоснованности значимости досугового общения. По итогам наблюдения можно сделать весомые выводы и о конкретной социокультурной среде, условиях и содержании досуговой деятельности. Наблюдение используется как источник построения гипотез и служит методом проверки результатов других исследователей.
Главной целью наблюдения является получение достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя и регистрируемой в виде признаков (категорий наблюдения), повторяемость и типичность которых можно установить.
Любые исследования в сфере досуга в той или иной мере включают в себя данные наблюдения. Это непосредственное восприятие различных сторон культурно-досуговой деятельности. Наблюдение в социологии представляет собой метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксированного восприятия исследуемого объекта.
В прикладной социологии используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, систематическое, случайное. По принципу взаимосвязи с объектом оно подразделяется на включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь работает и действует как рядовой полноправный член той общности, проблемы которой он исследует. Он должен воспринять ситуацию и проблемы изучаемой группы как свои собственные. Невключенное наблюдение предполагает, что наблюдатель остается в позиции внешнего, в определенном смысле слова стороннего исследователя. Для изучения досугового общения чаще всего используются формализованное и неформализованное наблюдения. Последнее отличается от первого тем, что исследователь в процессе знакомства с объектом не имеет заранее поставленной четкой цели, не располагает стандартизованными формами регистрации результатов наблюдения. В качестве первичной информации выступают зафиксированные акты реального поведения — единицы наблюдения.
Научное социологическое наблюдение — один из сложных и трудоемких методов. Это обусловлено спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором человек выступает и субъектом, и объектом, что неизбежно влияет на процесс исследования. Поэтому применение этого метода связано с определенной формализацией процедур, разработкой инструментария, обеспечивающего надежность исходных данных.
Основным преимуществом наблюдения является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи, отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические обобщения.
Характерными чертами научного наблюдения как метода социологического исследования являются целеустремленность и планомерность, которые исключают возможность подмены критериев научного исследования эмоциональными, нравственными или другими‚ соображениями. Результаты наблюдения регистрируются в специально разработанных документах и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость. Однако нельзя полностью исключить элементы субъективного отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям, фактам, событиям.
Научное наблюдение подчинено определенным теоретическим и практическим целям, осуществляется по заранее продуманному плану, по разработанной программе. Программа наблюдения включает в себя все основные структурные элементы программы социологического исследования. Кроме этого, в ней должны содержаться время и место проведения наблюдения, выборка, факты, подлежащие изучению. Программа помогает исследователю классифицировать наблюдаемые явления и процессы.
Ведущей задачей при составлении программы наблюдения является классификация факторов и признаков наблюдаемых ситуаций. Без классификации данные разрознены, неопределенны, порой лишены смысла. Классификация должна опираться на общую концепцию исследования. Наблюдаемые события расчленяются на диктуемые целями и программой исследования элементы, фиксируются некоторые из них, их частота, поведенческие действия людей, общие и специфические условия досуговой деятельности.
Основными нормативными требованиями при использовании метода наблюдения являются четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, однозначность толкования признаков на всех этапах наблюдения всеми наблюдателями, точность и своевременность регистрации.
По уровню стандартизации процедур наблюдения делятся на запрограммированные — с регистрацией строго выделенных признаков наблюдения, с применением специальных карточек; частично стандартизированные — с использованием протоколов, дневников наблюдения и неконтролируемые — с дневниковой записью.
Разработка программы научного наблюдения включает в себя пять этапов.
Этап I. Определение цели и задач. Цель задает направленность наблюдению. Задачи могут включать в себя предварительную ориентировку в объекте наблюдения, выдвижение и проверку гипотез, уточнение и проверку результатов, полученных другими методами. Одной из ведущих задач в программе наблюдения может стать построение и классификация факторов, наблюдаемую ситуацию.
Этап 2 Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.
Объектом наблюдения могут быть социальные общности, группы, отдельные лица в различных ситуациях досугового общения. Ситуации наблюдения — это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. В соответствии с программой следования наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые, спонтанные и организованные и др. В качестве предмета наблюдения могут выступать признаки, свойства, факторы, формы проведения досуга индивидов, группы в определенной социокультурной ситуации, среде.
Этап 3 Выбор способа (вида) и определенной категории признаков, по которым будет отслеживаться, и оцениваться наблюдаемая ситуация. Категории — это группы регистрируемых в ходе наблюдения эмпирических признаков наблюдаемого объекта, которые в стандартизированных наблюдениях выражаются определенными показателями. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Признаки отражают наиболее значимые стороны объекта. Это, например, доступные наблюдению акты действия объекта, реакция аудитории на проводимые культурно-досуговые программы, комплекс условий, в которых объект подлежит наблюдению, и т.д.
Этап 4 Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта. Эта процедура определяется целями и задачами исследования, объектом, предметом и видом наблюдения. Регистрировать результаты можно в блокнотах, карточках регистрации, протоколах, дневниках.
Этап 5 Обработка и интерпретация полученной информации. В итоговом документе, отчете отражаются данные о времени, месте, ситуации и способах наблюдения, приводится характеристика наблюдаемых ситуаций, отмечаются элементы новизны полученных данных и выводы (33; с. 35-38).
Повседневная социально-культурная практика нуждается в мониторинге многообразных событий и явлений.
На первый взгляд, может показаться, что события эти носят случайный и разрозненный характер. Однако это не так. Здесь проявляются свои закономерности и противоречия, возникают и ждут своего решения большие и малые проблемы. Но даже если горячие точки ещё себя не обнаружили, всё равно можно и нужно анализировать происходящее, с тем чтобы в следующий раз можно было избежать ошибок. Заметим, о прибыли пока речи не идёт. Вот только несколько примеров.
1. На стадионе – праздник. Как ведут себя люди? Кто они на этом празднике: зрители? гости? участники? Кто первым откликается на приглашение спеть песню, войти в хоровод, принять участие в шуточном состязании? Пожалуйста – наблюдайте, фиксируйте, анализируйте, делайте выводы!
2. В детской школе искусств идут занятия . Наша задача – проследить за развитием у ребенка интереса к дисциплине, отношением к преподавателю. Для этого не обязательно находиться рядом с обучающимся, чем слушать его. Всегда можно создать условия для скрытого наблюдения.
3. Объявлена премьера спектакля. Кто первым откликнулся и приобрёл билеты: молодежь? люди среднего возраста? пенсионеры?
Понаблюдайте в порядке “домашнего задания”, за поведением людей на дискотеке, в кинозале, в концерте или на экскурсии. Это и интересно и полезно. Это наши потребители!
В приложении №1 читатель найдёт примерный вариант карточки наблюдения.
5.2 Индивидуальная беседа
Уже не раз процитированный в нашей книге Х.Швальбе совершенно справедливо размышляет:
Прежде чем затевать дорогостоящие исследования, лучше вспомнить о хороших личных контактах, которые также могут стать источником ценной информации. Чаще всего это не требует больших усилий, а скорее — внимательности. Хорошими источниками информации являются, например, беседы:
— с клиентами,
— с поставщиками,
— с конкурентами.
Да-да, даже конкуренты дают информацию, хотя и не всегда осознанно. Однако иногда происходит запланированный обмен информацией, если выясняется, что в определенном вопросе целесообразны совместные действия. Если подумать о многочисленных возможностях бесед с конкурентами, возникающих, например, при посещении ярмарок или мероприятий, связанных с повышением квалификации, то выясняется, что конкурент может стать важным источником информации.
Информирование клиентов поставщиками — в собственных интересах последних. Ведь если клиенты улучшат свои рыночные возможности, повысятся также и шансы для сбыта продукции поставщиками. Разумеется, не все поставщики осознают это. Некоторые просто не думают об этом. И если попросить поставщиков предоставлять определенную информацию, то чаще всего они будут это делать.
Информация от клиентуры очень важна. Ее нельзя всю собрать одному, но этого и не нужно, если поручить заниматься этим делом представителям или продавцам. Их нужно только обязательно проинструктировать, какого рода информация от определенного круга клиентов важна для фирмы.
Хороший штат представителей мог бы заменить многие мероприятия по исследованию рынка, если поощрять их к сбору информации. Большую пользу в этом отношении могут оказать дискуссии, проводимые во время собраний представителей. Однако еще лучше включить тему “Информация” в отчетность. При этом нет смысла разрабатывать грандиозные формуляры или анкеты и передавать их представителям; они чувствовали бы себя обремененными и, возможно, не уделяли бы должного внимания своей основной задаче — продажам.
Разумеется, следует рекомендовать и использование частных контактов. Каждый, кто заинтересован в процветании фирмы, должен использовать любую возможность, чтобы в своем общественном окружении собирать информацию, полезную для предприятия. Известно, что многие сделки заключаются только на основе личных отношений. То же самое можно сказать и об информации, именно благодаря ей совершается большинство сделок (65; с. 37).