ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2497
Скачиваний: 2
Чтобы избежать закостенелости бюрократических организаций и мотивировать чиновников к качественному выполнению их должностных обязанностей во многих некоммерческих организациях вводится институт “платных услуг”.
Многие принципы маркетинга применимы к продвижению платных услуг. Однако, следует помнить, что оказание платных услуг в таких организациях всегда второстепенно по от- ношению к выполнению главной миссии организации. Тем не менее, в России вот уже более десяти лет существуют организации, которые не получают из государственного бюджета ни копейки. Соответственно, государство не может «заказывать музыку» — вмешиваться во внутренние дела таких организаций. Оно ограничивается лишь регулирующей функцией. Деятельность таких организаций зависит от грантов, платных услуг, подарков и пожертвований. В этом смысле некоммерческий субъект зависит от внешней среды. И является открытой системой. Однако, поскольку его финансируют для достижения определенной цели, такой не коммерческий субъект можно охарактеризовать как закрытую или полузакрытую систему. Платные услуги этих субъектов часто путают с коммерцией, упуская из виду то, что, по закону, полученная прибыль идет на расширение поля деятельности организации, на выполнение четко определенной миссии, как это происходит, в частности, в учреждениях культуры.
Такие организации независимы от государства, самостоятельны в финансовом и политическом отношении, стремятся к выполнению своей миссии. В тоже время они являются хозяйствующими субъектами — и, как все остальные организации, должны оплачивать аренду помещений, коммунальные услуги, труд людей и прочее. Поэтому часто такие некоммерческие субъекты оказывают платные услуги (что для них нехарактерно). А прибыль, которую они получают благодаря этому, всегда идет на выполнение их главной миссии.
Функционирование таких организаций, которые принято называть некоммерческими, наиболее точно можно описать с помощью концепции ситуационного подхода. В рамках этого подхода ученые пытаются связать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями, чтобы помочь некоммерческим организациям в достижении их целей.
.
7.2. Природа досуговой деятельности.
Слово берёт Б.Г. Мосалёв.
Теоретическое осмысление человеческой деятельности в ее целостности и конкретности является необходимой методологической основой социологического подхода к различным видам деятельности. Единство деятельности, способностей и потребностей конкретной личности живущей в системе определенных общественных отношений, служит способом реализации человеческих сил, которые не только проявляются, но и формируются лишь в процессе деятельности. Однако ее содержание находится в прямой зависимости от уровня культуры человека. Многообразие знания о сущности и природе культуры личности вырастает из разнообразия форм практической деятельности. Известно, что формирование личности происходит под влиянием большого количества условий и социальных факторов. Так, полнота культурной жизни во многом зависит от того, насколько человек реализует себя в социальных контактах, в потребности постоянного познания действительности, окружающей природной и социальной среды. Без такого понимания невозможно постоянное углубление знаний о социокультурных процессах и жизнедеятельности человека.
Социокультурное изучение человека базируется на целостном осмыслении деятельности как органического единства ее чувственно-практической и теоретической форм. Социальный индивид обладает необходимым для самостоятельной деятельности свойствами целостности и особенного. Его индивидуальность проявляется как в самобытности, так и в способности выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Своеобразие индивида создает единство самовоспитания, воспитания, саморазвития и извне направленного воздействия. Но это своеобразие может проявиться в полной мере лишь тогда, когда индивидуальность функционирует в состоянии определенной человеческой общности и выполняет определенные функции. В то же время индивидуальность способна вступатъ в межличностное общение именно благодаря своей неповторимости, универсальности и самобытности.
Для социологического изучения фактора времени особый интерес представляет выявление его культурного аспекта, сегодняшних пропорций рабочего и свободного времени, соответствие этих пропорций их оптимальному сочетанию в структуре ценностных ориентаций различных групп населения.
Свободное время, как социологическая категория, нуждается в глубоком анализе ее сущности, содержания и соответственно специфического выражения внутренних основ и конкретных форм. Исследователи свободного времени стремятся решить, по крайней мере, три задачи: во-первых, очертить границы свободного времени, во- вторых, раскрыть его функции и, в-третьих, определить его структурные и содержательные элементы. В социологическом анализе нуждаются разнообразные формы поведения, и содержательная насыщенность свободного времени. Их видовая направленность проявляется в основном в двух его функциях: рекреационной (восстановительной) — пассивный отдых, развлечения дружеское и семейное общение; более возвышенной деятельности, которую мы называем досуговой, связанной с духовным развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в создании и потреблении духовных ценностей). Время досуга как условие свободной деятельности людей, позволяет каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими во многих видах трудовой деятельности в рабочее время.
Практическая значимость социологического изучения досуга вытекает из потребности людей в рекреации, общении, самореализации, саморазвитии и т.д. В зависимости от уровня культуры индивида осуществляется выбор тех или иных форм досугового занятия, направленного на активное творчество, учебу, образование, самообразование, культурное потребление, пассивный отдых и т.д. деятельность может быть продуктивной, созидательной, целенаправленной, социальной, асоциальной и т.д. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает социально значимые черты для личности, определенного социума, общества в целом.
Специфика социологического познания сферы досуга проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости, потому что, как правило, недостаточно полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов ведет к абсолютизации внешних, внеличностных компонентов. В то же время, типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное и т.д., социология рассматривает влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.
Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм ее проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры. Такое изучение позволяет, с одной стороны, выявить факторы, которые способствуют поддержанию устойчивых явлений и процессов культуры, а с другой - определить ту или иную целевую ориентацию на перспективу. Это может быть ориентация на межкультурное понимание и общение, на целостное эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ ее уровней или установка на выявление социальной значимости культурно-досуговой деятельности индивида, группы, общности.
Социологический анализ связан как изучением социальной обусловленности, целостности досуговой деятельности, так и с выявлением значимости последней в культурной жизни микросоциума. Он ориентирует на выявление истоков социальной активности личности, социальной сущности межличностного досугового общения внутри различных групп и общностей, изучение объективных структурно-дифференцированных и устойчивых форм индивидуальной и совместной людей, характера групповых, индивидуальных ценностей и норм.
Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности. Исследования в этом направлении позволят полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг. Социологический анализ сложившихся способов приобщения и освоения культуры, степени влияния учреждений культуры на удовлетворение культурных потребностей различных групп населения поможет выявлять, формировать и распространять новые инициативы, образцы деятельности, способствующие качественному улучшению социокультурной ситуации.
В социологическом изучении досуговой сферы заключены богатые возможности обновления, обогащения и актуализации досуговой деятельности в соответствии с реальными запросами различных групп населения. При таком понимании социальной значимости досуга открываются широкие горизонты воспитательно-преобразующей, познавательно-развивающей деятельности ее субъектов.
Социологические исследования досуга в контексте временного развития культуры позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и досугового общения.
В качестве показателей досуговой деятельности может выступать и рейтинг (балл, индекс) популярности различных видов досуговой деятельности, культурно-досуговых программ. Для построения целевых показателей важно осмыслить, что социальная значимость досуга находится в прямой зависимости от набора показателей, основанных на знании: величины свободного времени различных групп населения, затрат этого времени на досуговые формы удовлетворения культурных потребностей; процентного соотношения активных и пассивных форм проведения досуга; степени распространенности различных форм проведения досуга и т.д. Так, для того чтобы разработать перспективную программу удовлетворения культурных потребностей различных групп населения в учреждениях культуры, структуру целевых показателей схематично можно представить следующим образом. На начальном этапе определить направленность культурных потребностей населения, а затем установить видовое разнообразие культурных запросов и интересов населения. После этого становится возможной их типизация по характерным признакам.
В настоящее время в сфере досуга сложились два основных вида этой деятельности — общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно неоформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.
Процесс социализации и культурного развития личности участников любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости.
Научное обоснование социальной значимости показателей досуга становится возможным на основе познания факторов, побуждающих и способствующих приобщению населения к культуре, выработке навыков этой деятельности, выбору типа времяпрепровождения. В качестве таких факторов могут выступать традиции, ценностные ориентации.
Основанием для выявления социальной значимости разнообразной культурно-досуговой деятельности служат ее влияние на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досуговыми учреждениями. Показателями активности личности в сфере досуга могут выступать многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов досуговой деятельности, рост творческой активности, самообразования, куль- туры отдыха, любительских занятий, степень включенности в духовно богатое общение.
Типологизация разнообразных показателей позволяет более глубоко и объективно познать социокультурные досуговые процессы, выработать нормативно-целевые показатели, характеризующие реальную ситуацию, качественные изменения в духовном мире человека, микросоциума в процессе досуговой деятельности и общения, проверить правильность гипотез и выводов. Именно в показателях более рельефно отражаются качество и специфика, содержание и объем досуговой деятельности (33; с.5-15).
7.3. Коммерческий и некоммерческий маркетинг в социально-культурной сфере.
Известный в социально-культурной теории и практике специалист Г.Л. Тульчинский так рассматривает концепцию некоммерческого маркетинга применительно к сфере культуры.
Сфера культуры традиционно, причем во всем мире большей частью является сферой. некоммерческой, но прежде всего, нон -профитной деятельностью. Прежде всего, это проявляется в том, что основными источниками её - финансирования являются средства государственного бюджета (по уровням бюджетообразования), общественных организаций (партий, профсоюзов, движений и т.п),различных многообразных фондов, а также спонсоров (государственных, акционерных и частных предприятий, фирм, частных лиц) В этом случае потребитель и платёжеспособный источник спроса не совпадают.
Простая ориентация на потребителя и его нужды, в этом случае, не срабатывает по той самой причине, о которой уже говорилось. Можно сколь угодно тщательно изучать нужды, потребности ‘потребителя, но деньги на оказание ему услуг находятся в других руках. Хорошим примером может служить просветительная и досуговая работа с детьми, - подростками и малоимущими категориями населения. Они - потребители, для них разрабатываются, планируются и осуществляются услуги, но оплачивают эту работу не они,. Кто - это серьезная и нетривиальная проблема - любого нон-профита. Что-то родители и опекуны, что-то государство и муниципалитет, что то общественные организации, что-то спонсоры и меценаты. Кто и в какой мере?
Вот тут как раз и возникает - поле маркетингового анализа и программирования, -выяснение кто за что и в какой мере готов платить. Рынок фирмы как бы раздваивается: она имеет дело с двумя “рынками”, каждый из которых не является рынком в полном смысл слова. Один “рынок” – потребитель, у которого нет средств другой ”рынок” - попечители, спонсоры, доноры, меценаты, оплачивающие услуги и товар не для себя. Лишь вместе эти два “рынка” выполняют роль полноценного рынка.
В этой ситуации возможны две крайности. Первая - это сведение рынка к рынку потребителя. Собственно, так и действовали учреждения культуры советского периода в эпоху расцвета КПР (культурно-просветительной работы). Работников культуры учили изучать потребности, населения дифференцированному подходу к аудитории. Это, кстати, был маркетинг, но маркетинг социологически-педагогический квази-маркетинг, поскольку он не ориентировался на изучение спроса (в том числе в его экономическом и финансовом выражении). Предполагалось, что новые виды услуг будут оплачены из средств госбюджета. Такая КПР была разновидностью бумажной – архитектуры, социологических, педагогических изысков, оторванных от экономической реальности. Это в лучшем случае.