ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2016
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Третьей группой задач занимаются творческие работники и служащие организации. Через их руки проходит самая разнообразная информация: политическая, экономическая, правовая, педагогическая, художественная. Область их профессиональной деятельности охватывает бухгалтерский учет, планирование работы, проведение исследований, информацию и рекламу, рецензирование спектаклей, анализ деятельности организации, отчет о работе перед вышестоящим органом и т.п.
Большинство исследователей, характеризуя задачи организаций, обращают внимание на такие аспекты как частота повторения и время на их выполнение. Обе характеристики имеют важное значение.
Младший обслуживающий персонал организации выполняет задачи, характер и содержание которых не требуют от работника высокой квалификации. В работе гардеробщика, вахтера, рабочего сцены, грузчика, уборщика помещений мало что со временем меняется. Здесь нет острой необходимости заботиться о повышении квалификации, переподготовке, овладении инновационными технологиями.
Творческий состав организации находится в ином положении. В работе дирижера, режиссера, балетмейстера, сценариста, художника всякий раз появляется что-то новое, неожиданное, нестандартное. Люди таких профессий находятся в постоянном творческом поиске. Выполняемая ими работа требует самоотдачи, увлеченности делом, инновационных подходов.
Если одна и та же работа выполняется практически ежедневно (например, работа кассира или библиотекаря) человек очень быстро привыкает к ней, уверенно владеет навыками выполнения такой работы, постепенно доводя ее до автоматизма. Есть, однако, работы, которыми приходится заниматься время от времени – раз в месяц (выездной спектакль), раз в квартал (проведение тематической выставки), раз в год (подготовка и проведение новогоднего карнавала) и даже раз в несколько лет (празднование юбилеев, красных дат календаря и т.п.) Понятно, что во всех этих случаях от исполнителей требуются определенная сноровка, творческая память, способность к вариативности действий, совместной работе с новым составом коллег и исполнителей. Можно спорить о пользе и вреде существующей в сфере культуры специализации труда. Специализация способствует постепенному накоплению знаний, обретению умений и навыков. От устойчивых навыков – прямой путь к повышению профессионализма, от него – к повышению работоспособности. Чем выше работоспособность, тем выше производительность труда. В конечном счете, повышается результативность работы, управление становится эффективным.
В других случаях напротив предпочтительнее отсутствие узкой специализации. Например, узкая специализация «противопоказана» малым клубным учреждениям, где несколько работников с трудом управляются с широким спектром самых разнообразных задач. Им приходится самим писать сценарии мероприятий, проводить репетиции, выступать в роли распорядителей вечеров, изучать запросы населения, приобретать призы и инструменты, а нередко и готовить помещения к приему посетителей.
Наконец, в практической деятельности многократно подтверждалась полезность овладения смежными профессиями, смены видов деятельности, преодоления односторонности приобретаемых в процессе труда умений и навыков.
Ресурсы организации.
Ни одна социально-культурная организация, если она не располагает необходимой ресурсной базой, не сможет успешно решать стоящие перед ней задачи, реализовать присущие ей функции и, а конечном итоге, успешно выполнить свою миссию. О каких ресурсах идет речь?
Во-первых, о нормативном ресурсе, а точнее – о массиве правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющей организационный порядок в процессе социокультурной деятельности (25).
Во-вторых, о кадровом ресурсе – номенклатуре специалистов, отвечающих по своим характеристикам, назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта, а также технический и вспомогательный персонал.
Сколь бы сложной ни была организация, какими бы важными видами деятельности она ни занималась, как бы крепка она ни была в ресурсном отношении, главное ее богатство – люди. Давно известно, что процветание театра связывается с его режиссурой, низкое качество выпускаемых музыкальных инструментов – с низкой квалификацией изготовителей, качество культурного обслуживания – с персоналом учреждения, его общностью и воспитанностью, уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами.
Цели организации достигаются через людей, их личностные, профессиональные и деловые качества. Знание людей, их способностей, мотивов поведения, характеров, ожиданий, нравственных установок – залог успешной деятельности руководителя.
В-третьих, о финансовом ресурсе – бюджетном и внебюджетном финансировании, а также других источниках, использование которых не противоречит действующим законам и подзаконным нормативным актам.
Независимо от того, о каком уровне бюджетного финансирования социально-культурных учреждений идет речь – нормативном, содержательном или социальном – важно быть уверенным, что в нужный момент любой текущий финансовый вопрос будет решаться в рамках существующего законодательства, своевременно и в нужном объеме.
В современных условиях все полнее используются и внебюджетные источники финансирования: коммерческая деятельность, реализация платных услуг, спонсирование, фандрайзинг, инвестирование, добровольные пожертвования и кредиты. Разумеется, столь широкий спектр «пополнения казны» зависит от профессиональной подготовленности специалистов социально-культурной сферы, а также от имиджа и репутации самой социально-культурной организации.
В-четвертых, об информационно-методическом ресурсе.
Широта и многообразие функционирующих в современной социокультурной среде организаций культуры объективно порождает полиаспектность понимания и оценки информационных ресурсов.
На известном основании сюда могут быть отнесены книжно-журнальный, а также аудио-видеофонд (библиотека), репертуар предстоящего периода (театр или кинотеатр), сценарный фонд (дом народного творчества), описание отечественных и международных маршрутов (туристическое агентство), методические материалы, отражающие позитивный опыт деятельности учреждений клубного типа (районный методический кабинет) и т.п.
По-прежнему остро стоит вопрос о методике работы отдельных структурных подразделений (культурно-массовый отдел, внешкольный сектор, социологическая служба), о методическом руководстве деятельностью культурно-досуговых учреждений.
В-пятых, о морально-психологическом ресурсе, отражающем профессионально-психологический климат в творческих коллективах, степень понимания персоналом долга, ответственности, совести, достоинства, чести и др. моральных норм.
Замечено: человек станет работать эффективно только в том случае, если убежден, что его поведение приведет к достижению либо целей индивидуальных, либо целей группы, либо общих целей организации. Ожидания могут быть выражены в различной форме: личное самоутверждение, общественное признание, превосходство над конкурентами, доход и прибыль, стремление избежать взыскания, экспериментаторский дух, чрезмерное увлечение работой («работомания», «трудоголизм»).
Наконец, следует упомянуть и о ценностях личности. Руководителю надо иметь достаточно полное представление о том, что исповедуют его подчиненные, что для них «хорошо» и что «плохо». Что считать добродетелью, а что пороком? Как в современных условиях следует относиться к труду, к своим профессиональным обязанностям? Что значат для каждого из сотрудников окружающие его люди? Как относятся подчиненные к деньгам, вещам, свойствен ли им дух накопительства? Что работники культуры считают «халтурой» и почему? Ведь из всего этого складывается дух организации, стиль ее деятельности и поведения по отношению к окружающей среде, ее имидж.
В специальной литературе рассматриваются также социально-демографический, материально-технический и другие виды ресурсов, в совокупности образующие единую ресурсную базу социально-культурной организации.
Социально-культурные технологии.
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих… знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях (26).
Это весьма важный элемент внутренней среды. Именно на этом уровне практически реализуются те или иные функции организации и выполняются стоящие перед персоналом (отдельными людьми, их группами, коллективом в целом) задачи. Нам хорошо и давно знакомы словосочетания: технология выплавки стали, технология выпечки хлеба, технология возделывания почвы, технология пошива одежды и т.п. Нетрудно заметить, что в слове «технология» заключается совокупность способов и приемов выполнения какой-либо деятельности, последовательность выполнения необходимых операций. Существует немало рабочих определений этого понятия.
Так, например, в промышленности применяются такие технологии, как стандартизация, механизация, конвейерное производство, частичная или полная автоматизация, роботизация и т.п.
Элементы названных технологий успешно используются и организациями культуры: театрами, филармониями, библиотеками, музеями и т.п., не говоря уже о специализированных предприятиях, выпускающих театральное оборудование, музыкальные инструменты, средства аудиовизуальной пропаганды и др.
Элементы стандартизации приемов трудовой деятельности встречаются, к примеру, в библиотеках. Практически все библиотеки одинаковым образом комплектуют фонды, создают каталоги, обрабатывают новые поступления, ремонтируют пришедшие в ветхое состояние книги, занимаются ксерокопированием и переплетными работами.
Стандартные подходы легко просматриваются и в клубной работе. Демонстрация кинофильма, проведение лекций, афиширование концертов, изучение спроса населения на культурные услуги – эти и другие моменты практически повторяются в клубных учреждениях, мало чем отличаясь один от другого.
Со средствами механизации труда мы также встречаемся в сфере культуры на каждом шагу. Машины используются при транспортировке людей и оборудования, перемещении тех же книжных залежей, подстрижке газонов в парках культуры и отдыха (где мы, к слову, встречаем и немало механизированных аттракционов), перемещении сценического круга, замене одной арены (покрытой опилками) на другую (с искусственным ледяным покрытием) в стационарных, высокомеханизированных цирковых зданиях и сооружениях.
А разве не напоминает конвейерное производство процесс непрерывной демонстрации кинофильма в течение целого дня? Разве не по принципу конвейера проводятся крупными музеями, например, Эрмитажем или Русским музеем, экскурсии, плотной чередой следующие одна за другой? Прямо скажем, подобные «технологии» не поднимают престижа учреждений культуры в глазах потребителей культурных услуг. Что хорошего в том, что иные дворцы культуры регистрируют в день по нескольку десятков брачующихся пар? Между тем такого рода «конвейеры» – не столь уж редкое явление в сфере культурно-досуговой деятельности.
Куда лучше обстоят дела с использованием в культурно-творческой деятельности элементов автоматизации: современная киноаппаратура в крупных кинотеатрах, игротеки и залы компьютерных игр, ксерокопирование и фотопечать, световая реклама и автоматизированная продажа газет – в этих и других случаях мы имеем дело с автоматикой, значительно облегчающей (и обогащающей!) труд работников культуры.
В сфере культуры используются и единичные (индивидуальные), и мелкосерийные и крупносерийные способы производства. Скажем, баянная фабрика изготавливает выборные концертные баяны практически всегда по индивидуальным заказам. По индивидуальным заказам выполняется нередко и костюм сцены для театра, в особенности занавес. Юбилейный вечер или бенефис актера – всегда индивидуальны и неповторимы. Циклы музыкальных вечеров, организуемые филармониями, тематические кинопоказы в кинотеатрах, несколько следующих одна за другой выставок молодых художников – все это примеры мелкосерийного производства. А вот выпуск запчастей к театрально-концертному оборудованию и книг в издательстве, изготовление гримировальных принадлежностей или балетной обуви – это, скорее, крупносерийное производство.
Существуют и другие производства и технологии. Например, в театральном деле мы встречаемся фактически с многозвенным производством .Театральной премьере предшествует кропотливая и напряженная работа режиссера с исполнителями, художника-постановщика с рабочими постановочного цеха, композитора с артистами оркестра, бюро организации зрителей с культорганизагорами трудовых и студенческих коллективов и т.п. Культурно-досуговые учреждения идут путем посреднических технологий, когда помогают «встретиться» деятелям кино, создавшим художественный фильм, с кинозрителями, а прибывшим на гастроли артистам – с любителями эстрадного искусства.
С определенным допущением можно говорить и об использовании в сфере культуры непрерывных технологий. Скажем, работа по охране памятников истории и культуры, забота о сохранности фондов библиотек и музейных экспонатов не знают перерывов и не допускают таковых. В некотором смысле по методу непрерывного производства работают клубные учреждения. Посудите сами. Рождение человека торжественно отмечается регистрацией новорожденного; едва успев подрасти, ребенок приходит в клуб для просмотра мультфильмов, а позднее – на утренники; первый паспорт молодой гражданин нередко получает на клубной сцене; торжественные проводы в Вооруженные силы проводятся с участием клуба; вся трудовая жизнь человека многократно сопрягается с клубной деятельностью: посвящение в профессию, присвоение разряда, встречи с наставниками, чествование передовиков, наконец – проводы на заслуженный отдых… Фактически идет непрерывный процесс формирования и развития личности, своеобразное «производство» личности. В этом – высокая и почетная миссия клубного учреждения.
Оговоримся, что в сфере культуры производственная деятельность как бы отодвинута на второй план, она до поры до времени сокрыта от глаз руководителей разного уровня, не говоря уже об участниках, посетителях, активистах-общественниках. Зато хорошо видна «надводная часть айсберга» – собственно социально-культурная деятельность.
Значительная ее часть осуществляется не только в присутствии потребителей культурных услуг, но и при их непосредственном участии, благодаря сознательному намеренному участию людей в происходящих событиях и действиях. На этом уровне существует весьма своеобразная технология деятельности, именуемая чаще всего методикой.
Методик, как и технологий, существует в сфере культурной деятельности чрезвычайно много. Скажем, в той же клубной деятельности существуют общая (общие принципы, методы, формы, используемые средства и приемы работы с людьми), частная (способы и приемы работы с отдельными группами населения – дети, подростки, юношество, ветераны труда и т.п.) и отраслевая (работа по организации отдыха и развлечений, художественного и технического творчества и т.п.) методики. Свои методики разработаны и апробированы в деятельности библиотек. По определенным методикам работают библиографы, существует довольно обширная методика работы с различными читательскими группами, функционирует методика массовой работы с читателями (подготовка встреч, книжных выставок, читательских конференций, дискуссий по прочитанным книгам и т.п.). По своим методикам работают сотрудники музеев. Только им известны способы и приемы подготовки и экспонирования выставок, методы работы с различными категориями посетителей. По своим методикам ведутся поисково-исследовательская и реставрационная работы и т.п.