Файл: маркет.вучрежд. культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2021

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, мы облюбовали конкретное поприще, место работы, должность… Далее – позиционирование себя на избранном сегменте, т.е. обеспечение себе конкурентоспособного положения на рынке труда. Для нас открываются в этом случае, по меньшей мере, две возможности:

1. Позиционировать себя рядом, с одним из имеющихся или потенциальных конкурентов и начать борьбу за долю рынка (место работы, должность, возможность повышения, получение каких-либо преимуществ и т.п.). Такой подход к профессиональному определению уместен в четырех случаях: если наш конкурент нам известен и мы уверены, что сможем работать лучше его; если нам известно, что для нас облюбованная должность – не сошедшийся клином свет, а лишь один из вариантов профессионального роста и продвижения, да и интересующая нас должность – не единственная в своем роде; если в сравнении с конкурентом у нас имеются явные преимущества (возраст, пол, стаж, опыт, диплом более престижного вуза и пр.); если в приглянувшейся нам должности мы сможем раскрыть себя наилучшим образом.

2. Разработать и предложить покупателю (работодателю) нечто такое, чего у нашего конкурента нет: оригинальный проект, новую программу, редкий по жанру творческий коллектив, какую-либо инновационную структуру в интересующей нас организации, новую форму работы с населением т.п. Но перед тем, как мы предложим потенциальному потребителю свой оригинальный замысел, мы должны убедиться, что:

  • у нас хватит знаний, умений и навыков для реализации проекта;

  • у интересующей нас организации найдутся ресурсы для осуществления нашего проекта;

  • наш проект заинтересует не только руководство организации, но и конечных потребителей: зрителей, участников, пользователей и т.д.

Какой путь позиционирования лучше – каждый решит для себя сам. Тем более, что далее нам предстоит выработать целый комплекс самомаркетинга, а это довольно сложная и ответственная работа, предполагающая наличие большой личной ответственности за собственные рост и продвижение.

Итак, если мы (я, он, вы) намерены проникнуть на рынок рабочей силы и быть там успешными, нам необходимо освоить нехитрые технологии самопрезентации.

1. Внутриорганизационные:

  • наша добросовестная и результативная работа, скорее всего, будете замечена руководством организации;

  • наше внешнее обаяние (культура поведения, эстетика одежды, наши манеры, устная и письменная речь, эстетический вкус и т.п.) рано или поздно будет по достоинству оценено;

  • открытое выражение наших профессиональных планов и творческих планов и творческих намерений, если за ними стоят соответствующий опыт и мастерство, не должны вызвать напряженности в отношениях с коллегами;

  • постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание наверняка приведут к позитивным сдвигам в работе, объективно подтолкнут руководство к решению повысить нас в должности, продвинуть по службе;

  • участие в эмоциональной жизни коллектива, умение ладить с окружающими нас коллегами и непосредственными начальниками создадут тот благоприятный фон, на котором наше новое назначение, повышение в должности будут восприняты в коллективе как заслуженный и справедливый акт.


2. Внеорганизационные:

  • не следует пренебрегать услугами кадровых агентств, даже если у нас уже имеется какая-то работа; завтра наши услуги могут понадобиться кому-то, но на ином качественном или материальном уровне;

  • нелишне, хотя бы и в «разведывательных целях», подать одно-два объявления в какую-либо газету или журнал; в вдруг именно этот номер попадет в руки выгодному для нас работодателю;

  • мы должны постоянно осуществлять индивидуальное паблисити: выступать по радио и телевидению, хотя бы изредка наша фамилия должна мелькать на страницах газет, необходимо активно делиться с публикой своими творческими планами и т.п.;

  • по возможности надо участвовать в творческих конкурсах, направлять для участия в них своих учеников; это постепенно будет работать на наше имя;

  • наше резюме, пусть покуда и весьма скромное по содержанию, должно лежать на столе руководителя интересующей нас организации; однажды его захотят прочесть и…

  • что нам мешает обратиться с письмом в орган управления, организацию, на предприятие или в учреждение (да хоть к самому министру!) и выразить желание поработать на благо Отечества?

  • прямые контакты с руководителями творческих организаций, постоянно поддерживаемые приемлемыми для обеих сторон способами, в нужное время могут обернуться интересным предложением, приглашением, а то и назначением;

  • собранные в одну папку дипломы, вырезки из газет с рассказом о нашей работе, грамоты за призовые места на различных творческих конкурсах – все это может быть предъявлено по месту трудоустройства и, возможно, окажется последним доводом в пользу предоставления нам интересной работы;

  • участие в общественной жизни населенного пункта, в культурных мероприятиях, благотворительных акциях и проектах сделает нас известными и популярными; в необходимый для нас момент мы будем замечены и должным образом оценены.

А теперь поставим себя в позицию покупателя, т.е. работодателя, руководителя организации (предприятия, учреждения искусства, учебного заведения и пр.).

Каковыми будут в этом случае наши ожидания, маркетинговые шаги и меры? Известно, что «покупатель», если это не частный предприниматель и не субъект индивидуальной трудовой деятельности, представляет какую-либо организацию и выступает от ее имени.

Организация ожидает от претендующего на работу в ней специалиста, что он:

  • специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;

  • член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации;

  • человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

  • член коллектива, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;

  • член организации, разделяющий ее ценности;

  • работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

  • человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;

  • исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

  • член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

  • сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.


Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, также как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации (30).

Будущее положение новичка в организации в значительной степени будет зависеть от того, как его изначально воспринимают и оценивают. Ниже приводятся некоторые «классические» оценки работников социально-культурной сферы:

1. Работник на каждый день (товар повседневного спроса). Человека приглашают в организацию для обычной рутинной работы. Иногда он может назначаться старшим, ответственным, ведущим, но все равно в привычной повседневной работе, где заметные события случаются крайне редко. Самый невыгодный для работника вариант такого трудоустройства – оказаться «затычкой в каждой бочке».

2. Перспективный работник (товар предварительного выбора). Его заранее отслеживают в вузе культуры или искусства, а иногда и направляют туда на учебу. С его талантом и способностями связывают будущие успехи творческих коллективов. Таких работников эксклюзивно приглашают из других регионов страны, нередко из столичных городов или даже из-за границы, назначают солидные гонорары, оперативно решают вопрос с обеспечением жилой площадью и пр. Нередко именно «под них» что-то открывают, учреждают, набирают…

3. Редкий специалист (товар особого спроса). Это по-своему уникальный работник для данного учреждения или предприятия, органа управления или учебного заведения – имиджмейкер, маркетолог, стилист, спичрайтер, визажист и пр. Чем важнее для руководства организации иметь в штате такого специалиста, тем более высокую цену оно готово за его услуги заплатить и тем с большей готовностью выполнит все его условия.

4. Представитель эксклюзивных профессий (товар пассивного спроса). Этот человек может владеть редкой или даже уникальной профессией, но востребован будет только в отдельных, как правило, в особых случаях. Если он консультант по сценическому бою, дегустатор духов или переводчик с японского, – трудоустроиться где-нибудь в российском райцентр ему вряд ли удастся, а сделать карьеру на данном поприще будет весьма непросто.


Таким образом, кадровая политика, базирующаяся на принципах маркетинга, предполагает активные и целенаправленные встречные действия «продавцов» и «покупателей». У каждой из сторон формируется своя маркетинговая программа, которая может оказаться и встречной и параллельной. Если субъекты обменных отношений сознательно идут навстречу друг другу, возникает взаимопонимание, сотрудничество и взаимоудовлетворенность. Если же стороны строят свою политику (товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную), игнорируя взаимные интересы и ожидания, они могут никогда не встретиться, а, встретившись, не оправдать взаимных ожиданий.


Глава VIII.
Специалист культуры и досуга в системе интернального маркетинга.



У каждого социально-культурного работника, желающего получить интересующую его должность, продвинуться по служебной лестнице, утвердить себя в профессиональной среде есть несколько вариантов профессионального самоопределения:

1. Использовать связи, стать чьим-то протеже. Это путь приспособленцев, привыкших делать успехи и добиваться поставленных целей с помощью влиятельных людей. Человек, воспользовавшийся чьей-либо протекцией, почти всегда попадает в зависимость от других и вынужден всякий раз выслушивать упреки, считаться с чьим-то мнением, подстраиваться. Впрочем, в отдельных случаях полезно воспользоваться и авторитетной рекомендацией. Но только тогда, когда во всем остальном мы способны продемонстрировать соответствующий профессионализм, мастерство, способность решать творческие задачи на адекватном рекомендации уровне.

2. Отдаться на волю судьбы. Ждать приглашений, стучаться в двери кадровых агентств, расклеивать объявления, слушать объявления о вакансиях по радио и телевидению. Путь приемлемый, но недостаточно эффективный. На поиски работы и профессиональное самоопределение уйдут лучшие силы и время. А они так нужны для будущей работы!

3. Добиваться поставленной цели маркетинговыми средствами (изучение спроса, сегментация рынка, коммуникационная политика и пр.). Это путь людей, уверенных в своем призвании, профессиональном мастерстве, справедливости. За всем этим стоит труд, неустанный поиск, стремление к достойному существованию.

Нет необходимости доказывать, что третий вариант – самый достойный, а потому наиболее приемлемый. Избрав его, специалист должен с самого начала адекватно оценивать свои возможности, знать свои слабые места и преимущества.

«Человек подобен дроби, в которой числитель есть то, что он собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, а если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь равна нулю».

Приведенное здесь высказывание великого Л. Н. Толстого как нельзя кстати, поскольку сердцевиной любого товара является первая его ипостась – товар по замыслу. В нашем случае речь идет о том, какими мы сами себе представляемся на стадии выхода на рынок труда, как мы себя оцениваем «по гамбургскому счету», каким нам кажется наш собственный профессиональный потенциал, наш деловой, творческий багаж.

К моменту выхода специалиста на рынок труда он уже состоялся как личность. В ее, личности, формировании и развитии участвуют семья, дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, воинский коллектив, высшее или среднее специальное учебное заведение. Свою роль в социальном «созревании» играют внешкольные учреждения, общественные организации, учреждения искусства, средства массовой информации, культурно-досуговые учреждения. Итогом общих усилий и разностороннего влияния становится личность, готовая к включению в сферу профессиональной деятельности.


Современного специалиста социально-культурной сферы можно себе представить не иначе, как высокообразованного и культурного человека. О какой культуре идет речь?

Во-первых, об общественно-политической культуре личности, предполагающей наличие необходимых знаний, представлений, взглядов и убеждений по проблемам современной общественно-политической жизни в стране и за рубежом. Уровень политической культуры проявляется в общественно-политической активности личности: участие в собраниях, общественных акциях вне организации (выборы, демонстрации, выражение солидарности и пр.), непосредственное участие в работе партий, движений, фондов, объединений, ассоциаций и т.п.

Во-вторых, о профессиональной культуре личности, основанной прежде всего на современных профессиональных знаниях, умениях и навыках, на стремлении к непрерывному профессиональному образованию (повышение квалификации, переподготовка, поствысшее и иное дополнительное образование), овладению смежными профессиями, участию в рационализации и изобретательстве, соблюдению трудовой и технологической дисциплины. Нелишне здесь упомянуть и о наставничестве, шефстве над молодыми специалистами, взаимопомощи и взаимовыручке в повседневной работе.

В-третьих, о нравственной культуре личности. Мы почему-то стесняемся говорить сегодня о патриотизме (хотя бы фирменном!), коллективизме (а в социально-культурной сфере без него нет слаженной работы), гуманизме (а он начинается именно с проявления терпимости и лояльности по отношению к коллегам), уважительном отношении к женщине, к старшим по должности и возрасту. Неправомерно забывать и о таких понятиях, как профессиональный долг, служебный этикет, тактичность и т.д. Если сотрудник организации не овладел основами нравственной культуры и не научился культуре общения со своими коллегами, как он станет работать с потребителями, общаться с партнерами, взаимодействовать с посредниками, состязаться с конкурентами?

В-четвертых, об эстетической культуре личности. Эта культура предполагает наличие достаточных художественных знаний, развитого эстетического вкуса, благородных эстетических чувств, стремление преобразовать по законам красоты свой труд, свой быт, свой досуг… Эстетически неразвитый человек в сфере… культуры и искусства – что может быть нелепее и опаснее?

В-пятых, о физической культуре личности. И дело здесь, как можно подумать, вовсе не во внешности, физическом совершенстве, физической красоте.

Говоря о физической культуре, мы имеем в виду здоровый образ жизни, культуру питания, взвешенное отношение к спиртным напиткам, однозначное отрицание наркотической зависимости, профилактику различных заболеваний, оптимальный режим труда и отдыха, а если позволяет здоровье – занятия физической культурой и/или спортом, хотя бы на уровне «группы здоровья». Работник культуры должен знать дорогу в бассейн и сауну, на каток и в спортзал. Без такой заботы о состоянии собственного тела трудно рассчитывать на нормальную работоспособность, а значит и на успехе в любом новом деле, в том числе в овладении секретами маркетинга.