ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2017
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Можно было бы поставить вопрос и о культуре психологической, о культуре правовой, культуре экологической, однако и приведенных положений достаточно для того, чтобы понять: речь идет об идеальной личности или, говоря маркетинговым языком, о товаре по замыслу.
А то, что любой, из нас представляет собой в реальности, – это уже товар в реальном, исполнении. Здесь оценку даем уже не мы, а нам. Дают наши педагоги, наши коллеги по работе, наш реальный или потенциальный потребитель, т.е. работодатель, руководитель приглашающей нас организации. Но и здесь легко ошибиться, впасть в заблуждение. Даже выпускник авторитетного учебного заведения, имеющий к тому же красный диплом, не всегда оказывается столь же отличным работником.
Что касается «разработки» личности как товара, то в этой части маркетинга есть как общее, так и особенное. Общим для каждого из нас является то, что все мы, или, по крайней мере, большинство, – дети своей страны, своего времени, своего общества. Хотим мы того или нет, а каждый из нас несет в себе присущие для россиян черты: скромность, неуверенность в себе, осознание того, в каких сложных условиях работают наши учреждения и т.д. Это мешает иным из нас достойно себя оценить, уверенно подать, произвести впечатление, назначить себе подходящую цену и пр. и пр. К тому же, каждый из нас – противоречивая смесь наследственности, окружающей нас проблемной среды (развал экономики, неопределенность в политике, социальные проблемы, шатания и разброд в культуре, падение нравов, сложная криминогенная обстановка и пр.) и, что греха таить, бессистемного воспитания. Но для каждого взрослого человека всегда существовал (и большинством из нас использовался) важнейший «трехзвенный» фактор формирования личности (разработки товара) – самообразование, самовоспитание и саморазвитие. В этом плане к полученному в детстве образованию и воспитанию и врученному в вузе диплому хорошо бы присовокупить профессиональный багаж, обретенный каждым из нас в результате самообразования, самовоспитания и саморазвития. И все это вместе взятое развивать и совершенствовать, в особенности, если у нас имеются серьезные профессиональные и служебные притязания…
Разрабатывая собственную товарную политику, мы должны своевременно позаботиться и об упаковке товара. Что сие означает применительно к человеку, желающему укрепить свои позиции на профессиональном рынке?
Во-первых, быть готовым продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки. Именно продемонстрировать, а не предъявить диплом об окончании. Это могут быть: выполненные, в порядке испытания, срочные разовые работы, прохождение тестирования или собеседования, предъявленные атрибуты лауреатства на ответственных конкурсах, авторитетные рекомендации специалистов и т. п.
Во-вторых, уметь четко и определенно изложить свои творческие планы, профессиональные притязания, условия работы, которые бы нас, скорее всего, устроили.
В-третьих, продемонстрировать полный порядок в «личном деле», наличие всех необходимых для трудоустройства документов, содержащих требующуюся информацию о нашей профессиональной деятельности, семейном положении, месте регистрации.
В-четвертых, продемонстрировать свободное владение профессиональным языком, терминологией, а еще лучше – обнаружить достаточную информированность в разрезе избранной профессии и предполагаемой работы по месту трудоустройства, назначения или повышения по службе.
В-пятых, иметь приемлемый для оговариваемой работы или должности внешний вид, включая одежду, обувь, прическу, аксессуары, грим и т.п. Здесь одинаково нежелательны как излишняя вычурность, так и чрезмерная убогость.
Опытный специалист, в особенности когда речь идет о женщинах, не просто заглянет в день назначенного собеседования в зеркало, а заранее тщательно продумает, в какой мере его внешний вид соответствует образу предполагаемой должности.
В более выгодном положении оказывается личность в ипостаси «товар с подкреплением». Здесь имеются в виду второй диплом или вторая профессия, дополнительные черты и качества личности (авторитетность в профессиональной среде, творческая известность, значительный стаж работы в избранной сфере и пр.). Чем больше таких подкреплений, тем проще нам трудоустроиться, продвинуться по службе, получить приличное назначение и/или достойное материальное вознаграждение за свой труд.
Важно также оценить себя с точки зрения того, являемся ли мы товаром длительного пользования (занимаемся интересующей покупателя работой основательно, постоянно), кратковременного пользования (способны осуществлять лишь разовые постановки в театрах, устраивать отдельные массовые мероприятия в клубах, заменять временно отсутствующего работника в библиотеке или парке культуры и пр.) или вообще представляем собой товар импульсивного спроса (можем кого-то проконсультировать, что-то отрецензировать, возглавить жюри фестиваля и т.п.). От того, каким товаром нас считают, зависит и наше исходное положение на рынке труда.
Какую ценовую политику по отношению к самим себе нам следовало бы осуществлять?
При остром дефиците рабочих мест в социально-культурной сфере и отсутствии перспективы продвижения по службе в собственной организации нам придется согласиться едва ли не на любые условия: выживание важнее прибыли!
Если наши специальность или профессия востребованы, если у нас нет конкурентов, если есть возможность совмещать две должности, можно пойти и по пути максимизации заработка. Много зарабатывать сегодня не должно быть стыдно. Стыдно плохо работать при хорошем заработке.
Если во всей «акватории» вы – единственный специалист своего дела, если вы востребованы, если вас ищут и ждут, вы можете использовать данную ситуацию с пользой для себя и при трудоустройстве назначить свою, как правило, достаточно высокую цену.
Желая удержать за собой каким-то образом завоеванный сегмент рынка и не впустить в освоенные пределы конкурентов, можно согласиться и на скромную заработную плату. Маленький заработок часто вполне компенсируется содержанием работы, нашей глубокой привязанностью к избранной профессии.
Нелишне проанализировать цену, за которую соглашаются работать наши конкуренты, в особенности, если последние являются высококвалифицированными специалистами.
Иногда при заключении контракта нас просят назвать «свою» цену. В этом случае цена может быть назначена нами исходя из ощущаемой стоимости товара, т.е. наших профессиональных данных, их уникальности и неповторимости. Однако здесь всегда есть опасность переоценить свои возможности.
Для работников социально-культурной сферы, состоящих на службе в государственных органах и учреждениях, заработная плата определяется, как известно, штатным расписанием на основе ЕТС – единой тарифной сетки. Однако и здесь существует определенная вариативность принимаемых по ценам решений, возникают благоприятные ситуации со всевозможными доплатами, премиальными и пр.
Существует так называемая «цена проникновения». Если нас в профессиональной среде еще мало знают, имеет смысл согласиться работать и за скромную зарплату. Постепенно, когда мы проявим себя должным образом и нами станут дорожить, размер заработной платы будет, скорее всего, расти, а возможно и определяться нашими собственными условиями. Напротив, если наша квалификация, наш имидж, наша репутация столь высоки и столь востребованы, что за нами «стоят в очередь», было бы глупо не воспользоваться ситуацией и не «снять сливки».
Во всех случаях полезно изучать возникающую конъюнктуру спроса, проявлять гибкость и вырабатывать определенную тактику поведения, с тем, чтобы не растрачивать свой профессиональный багаж бесплатно и в то же время не прослыть рвачом. Последнее никак не повысит нашего имиджа, скорее наоборот.
В советскую пору вопросы трудоустройства и карьеры выпускника специального учебного заведения отрасли решались достаточно просто: были заявки с мест; формировался план распределения специалистов, который направлялся в вузы и училища культуры; писались характеристики на выпускников; на распределение приезжали «покупатели» – представители районных, городских, областных и т.п. органов и ведомств… Приехав к месту работы, молодой специалист предъявлял свои права на обещанную должность, соответствующую ей заработную плату, оговоренные ранее жилищные условия, получал подъемные и пр. Если оговоренные при распределении условия выполнялись, специалист закреплялся, адаптировался и «приступал» к творческому росту. С годами осуществлялись повышение квалификации, переподготовка, продвижение по службе. Если же специалиста что-то не устраивало, он покидал место работы (текучесть кадров в социально-культурной сфере была в те годы достаточно ощутимой) и как-то устраивался самостоятельно. Иных из беглецов пытались «выловить», вернуть к месту распределения, иногда с помощью местной прокуратуры. Лучших из лучших КПСС «прибирала к рукам», вводила в номенклатуру райкомов партии. В этих случаях поиск «земель обетованных» становился для молодых специалистов весьма проблематичным, в особенности, если его успевали «завербовать» в идеологические бойцы партии. Возникали конфликты. Ломались судьбы.
Рыночные отношения, пришедшие в культуру на рубеже 80-90-х гг., существенно изменили картину. На специалистов возникли спрос и предложение. Они и решают сегодня творческие судьбы, определяют продвижение и карьеру.
Нам известно, что, к примеру, изделия могут иметь товарную марку. А можем ли иметь ее мы, специалисты социально-культурной сферы? Оказывается, можем. В понятие «товарная марка» будут в данном случае входить название учебного заведения, которое мы окончили, наши почетные звания и титулы, ученые степени, государственные и иные награды, которых мы удостоены. И только мы вправе решать – делать ли обладание подобными регалиями достоянием гласности, информировать ли работодателя о нашей «высокой марке».
Наши профессиональные возможности, потенциальные пути и способы использования наших знаний, умений и навыков, имеющиеся у нас смежные профессии, а в ряде случаев и уникальные способности, возможность выполнять, при необходимости различные работы и т.д., могут рассматриваться в качестве нашего профессионального ассортимента, своего рода товарной номенклатуры. Если у нас имеется в этом плане определенный «запас прочности», нам легче и найти работу и продвинуться по службе, и сделать карьеру.
И последнее. Личность, и об этом уже не раз говорилось выше, имеет, как и всякий иной товар, свой жизненный цикл. Решая проблемы самомаркетинга, следовало бы трезво оценивать собственные возможности и не впадать в самообман. Профессиональные знания, обретенные однажды навыки выполнения той или иной работы имеют пределы своего применения и использования. Рано или поздно наступает момент исчерпанности, а отсюда и невостребованности. Но если человек постоянно работает над собой, его жизненный цикл может быть и продлен, однако всегда в разумных пределах. Глупо и нелепо настаивать на пребывании в должности или выдвижении на оную, если мы отстали от жизни, не владеем современными технологиями, не совершенствуем своего профессионального мастерства, полагаясь на стаж работы. А ведь не всякий стаж – опыт. Да и опыт бывает разный.
Современному специалисту социально-культурной сферы приходится овладевать не только приемами самомаркетинга, но и технологиями самоменеджмента.
Самоменеджмент – это система самосовершенствования, направленная на непрерывность самообновления, саморазвитие нового менталитета и самореализацию творческого потенциала. Он, в частности включает:
целевую самоориентацию, системную самодиагностику, самопознание, самооценку, самопрогнозирование, самообучение, самооздоровление, самовоспитание, самоуправление, самомобилизацию, самообновление, самоимиджирование, самоактуализацию, самоопределение, самопрезентацию, самореализацию, самоакмеологизацию.
Глава
IX.
Руководитель
учреждения культуры как субъект
маркетинговой деятельности.
Даже если в учреждении культуры создана и успешно функционирует маркетинговая служба, руководителю все равно приходится лично разрабатывать и внедрять маркетинговые технологии, принимать и проводить в жизнь решения маркетингового характера. Дело в том, что маркетинговая служба ориентируется в своей деятельности на внешнюю среду, прежде всего на потребительский спрос; интернальный же маркетинг, как уже отмечалось, направлен на персонал организации, на создание благоприятных условий для осуществления работающими в учреждении людьми своих профессиональных функций и социальных ролей. В центре внутриорганизационных маркетинговых мероприятий, а при правильной постановке дела – маркетинговых планов и программ, стоит руководитель организации: директор кинотеатра, культурно-развлекательного центра, краеведческого или художественного музея.
С полной определенностью можно утверждать: в интернальном маркетинге успешным может быть не любой и каждый администратор, но человек высокообразованный, инновационно мыслящий, достаточно продвинутый и в менеджменте, и в маркетинге. Слагаемые личностной культуры, охарактеризованные нами в предыдущей главе по отношению к работникам социально-культурной сферы, в полной (если не большей) мере относятся и к личности руководителя учреждения культуры.
Функции руководителя широки и многообразны. Одним из наиболее продуктивных подходов к анализу функций руководителя в теории управления считается модель Д. Стокмана, которую мы приводим здесь с некоторыми сокращениями.
Планировать – принять порядок действий:
установить, куда ведет выработанный курс (спрогнозировать);
определить желаемые конечные результаты;
решить, как и когда достичь цели (развить стратегии);
выстроить приоритеты последовательности и времени конкретных шагов (составить программу);
выделить ресурсы;
стандартизировать методы;
принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения);
Организовывать – построить работу для эффективного выполнения цели:
разработать устав (установить организационную структуру);
определить линии связи для облегчения координации (описать взаимоотношения);
определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей);
определить квалификации специалистов на каждую должность (установить квалификации должностей).
Работать с кадрами:
набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать);
познакомить новых людей с ситуацией (сориентировать);
выработать навыки инструктированием и практикой (обучить);
помочь улучшению знаний, подходов и навыков (развить);
Направлять – координировать действия для получения желаемых результатов: