ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2014
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В хорошо сбалансированной группе высокий коэффициент интеллектуальности требуется только от «новичка со свежим взглядом» и «советника». «Новичок» поставляет группе новые оригинальные идеи, мысли, предложения, привносит радикальный подход в работу. Его больше интересуют фундаментальные проблемы, крупные вопросы, а не детали, которые он упускает из виду. В отличие от «новичка» – «советник» должен быть флегматичным и холодным, его дело – взвешенный, бесстрастный анализ. Он медлителен в принятии решений, не любит, чтобы его торопили. Это самый объективный ум во всем коллективе. Главное его достоинство – умение поглощать, интерпретировать и критически оценивать большое количество идей.
«Практик-организатор» характеризуется страстью организовывать выполнение заданий и принятых решений. Его интересует то, чего можно практически достигнуть, он придает планам группы реальную, выполнимую форму.
«Разведчик ресурсов» – наиболее симпатичный из всех членов группы, сразу располагает к себе, общителен и раскован. На ситуации почти всегда реагирует положительно и с энтузиазмом. Этот член группы выходит за ее пределы и приносит с собой свежую идею и новую информацию, может иметь множество контактов, редко находится на месте. Он предохраняет группу от загнивания и потери связи с внешним миром.
«Душа группы» – самый чуткий из всех членов коллектива, он лучше всех осведомлен о нуждах и заботах коллег, об их личных делах. Он активнее других осуществляет внутриколлективные коммуникации, он симпатичен, ненавязчив в общении, скромен, популярен – словом, это цемент, связывающий группу.
«Доводчик» никогда не обретет душевного покоя, пока не убедится, что все сделано как надо, ничего не забыто. Он с нетерпением относится к небрежным и разболтанным членам коллектива. Его педантичность, стремление все доводить до конца – для группы исключительно полезное качество.
Надо признаться, что уже на стадии ознакомления с приведенными характеристиками исподволь складывается желание иметь всех перечисленных персонажей в каждой организации. Такого типа люди нужны и в клубах, и в парках, и в любом профессиональном творческом коллективе. Естественно, что ни один из руководителей не может сочетать в себе одновременно все перечисленные роли. Но в этом нет и необходимости. Важно тщательно подобрать в группу, в коллектив людей-носителей приведенных выше характеристик и свойств, что и позволит добиться гармонии во взаимоотношениях и результативности в совместной деятельности.
Характеристика стилей руководства. Таблица 7.
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными |
Стили руководства |
|||
авторитарный |
демократический |
либеральный |
смешанный |
|
Методы
принятия |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решения советуется с подчиненным |
Ждет указаний от руководства или решения совещания |
Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Исходя из ситуации приказывает, предлагает, согласовывает |
Распределение |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает
с себя всякую |
Чаще
всего распределяет |
Отношение
к |
Подавляет полностью |
Поощряет,
использует в |
Отдает
инициативу в руки |
Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться |
Подбирает
деловых, |
Подбором кадров не занимается |
Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
Отношение
к |
«Все знает и умеет», редко повышает квалификацию |
Постоянно попытает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных |
Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию |
Стиль общения |
Держит
дистанцию, не |
Дружески настроен, любит общение |
Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе |
Чаще
всего зависит от темперамента,
преимущественно |
Характер отношений с подчиненными |
Жесткий, диктуется настроением |
Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Преимущественно |
Отношение
к |
Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
Не
требует соблюдения |
Поддерживает
формальную |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным методом стимулирования; поощряет избранных только по праздникам |
Использует различные виды вознаграждения и наказания |
Чаще
всего пользуется |
В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы |
У каждого руководителя есть свой запас знаний, свое отношение к профессии менеджера, свои принципы, своя ориентация, свои установки. Всякий руководитель творческой организации в сфере культуры – это неповторимая социально-психологическая система свойств и качеств, своеобразно складывающихся в стиль руководства. В сфере культурной деятельности приемлемым будет стиль со множеством различных свойств и оттенков, лишь бы он не был бюрократическим.
Соотношение стилевых характеристик представлено нами в таблице 7.
Долгое время о бюрократизме судили по внешним его симптомам: бездушие, формализм, волокита, многописание и т.п. Между тем эта «болезнь» много опаснее. Специалисты-психологи утверждают, что бюрократическому сознанию присущи следующие основные установки:
-
безразличие к социальному назначению и последствиям своей служебной деятельности, что проявляется в преувеличенном внимании к форме за счет существа дела;
-
подмена общих государственных интересов частными – ведомственными, корпоративными, аппаратными, личными;
-
консерватизм, т.е. ориентация на неизменность, устойчивость положения, на исключение всякой неопределенности и риска, что объективно способствует застою.
При всей многовариантности деформации сознания у бюрократа чаще всего встречаются такие стереотипы, как: сознание чиновника-функционера, который в своих действиях руководствуется лишь формальными указаниями и соображениями карьеры; бюрократическая корпоративная этика, которая включает ряд компонентов: псевдоколлективизм, предполагающий растворение ответственности и своего рода «круговую поруку» аппарата; псевдоактивность – имитация бурной деятельности в сочетании доведенной до совершенства «психотехникой», виртуозный уход от неприятных дел и забот; отторжение либо блокирование возмутителей спокойствия, не знающих или не желающих принимать правила бюрократической игры; стремление к келейному решению вопросов в рамках закрытых кабинетных процедур, к монополизации владения информацией, посредством ее засекречивания; доминирование таких охранительно-консервативных тенденций, как перестраховка (обычно под маской бдительности, основательности), порождающая запретительный шлагбаумный уклон в работе; отрыв от реальной жизни, боязнь и нежелание перемен, особенно связанных с сокращением зоны влияния бюрократа; перенесение атрибутов служебной роли на собственную персону; сановная либо панибратская манера обращения к подчиненным, пренебрежительное отношение к рядовым работникам и их интересам (33).
Всякая организация в сфере культуры, будь то филармония или цирк, школа искусств или институт культуры, кинотеатр или библиотека, обречена на жалкое прозябание, если во главе ее окажется руководитель-бюрократ. Никаких подвижек в своей работе она не добьется.
В этой ситуации разговор об интернальном маркетинге попросту неуместен, поскольку инновационное мышление (а значит и творческий подход к руководству внутриколлективной организаторской и воспитательной работой) в данном случае отсутствует.
Пагубность тлетворного влияния на творческий дух организаций многократно возрастает в том случае, когда этой опасной болезни подвержен руководитель какого-либо органа управления, которому подчинен ряд организаций – учреждения искусств, учебные заведения культуры, вновь организованные предприятия, пытающиеся внедрять маркетинговые технологии.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис в своей книге «Раскрепощенный менеджер», переведенной на многие языки мира, рассматривают те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем (34). По их мнению, в ближайшие десятилетия на управленческую деятельность будут влиять следующие факторы и обстоятельства.
-
Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствующие в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
-
Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
-
Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджера требуется определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
-
Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
-
Проблем становится все больше, и они все сложные, в то время как средства их решения – зачастую более ограничены. По этому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.
-
Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
-
Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
-
Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
-
Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.
-
Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
-
Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.