Файл: маркет.вучрежд. культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2015

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Путем простого сопоставления приведенных факторов с особенностями культурно-творческой деятельности легко установить теснейшую связь данных проблем с теми затруднениями, с которыми уже сейчас сталкиваются руководители различных культурных организаций.

В самом деле, новые условия функционирования многих учреждений культуры и искусства, напряженный ритм работы всех структурных подразделений, социальная и бытовая неустроенность многих «служителей муз», полунищенские условия существования – все это порождает частые напряжения во взаимоотношениях, стрессы, которые необходимо гасить и преодолевать.

Отказ от идеологических догм, фактически – смена социальной системы, изменение условий деятельности партий и движений, принятие новой Конституции, избрание нового парламента страны, неопределенность нового межгосударственного образования – СНГ – все это заставляет работников культуры и искусства еще и теперь переоценивать прожитое, приспосабливаться к современности, корректировать собственные взгляды на себя, коллектив и общество.

Свобода творчества, предоставленная деятелям культуры известным Законом о культуре, приводит на практике к появлению новых типов организаций, форм индивидуальной творческой деятельности, изменению представлений о роли и миссии отдельных учреждений культуры.

Учебные заведения стремятся изо всех сил не отстать от времени, ежегодно открываются новые специальности и отделения в вузах культуры и искусства, появляются новые типы учебных заведений (университеты и академии культуры и искусств, институты искусств и культуры, училища культуры и искусств, колледжи и т.п.).

Аппетиты деятелей культуры и искусства все возрастают, между тем средства на финансирование проектов и программ, как и прежде, ограничены. Это способствует развитию нетрадиционных для сферы культуры форм хозяйствования.

У государственных учреждений культуры и искусства постепенно появляются конкуренты: открываются новые театры, создаются эстрадные группы и объединения, организуются частные учебные заведения искусств, меняются формы освоения культурных ценностей населением.

Административные методы управления в сфере культуры, как уже отмечалось, уступают место экономическим, правовым и социально-психологическим. Грубое вмешательство в творческие процессы больше нетерпимо. Мы говорим все чаще о «просвещенном патронировании». А это меняет подходы к деятельности учреждений культуры и управлению ими.

Учреждения культуры и искусства все чаще обращаются к новым формам привлечения людских ресурсов. Вошли в практику контрактная система найма на работу, возрождается практика ангажирования, апробируются такие формы как семейный, бригадный и арендный подряды. Возникают новые формы служебных взаимоотношений в коллективах и группах.


Время поставило под сомнение профессиональное мастерство и управленческий опыт многих вчерашних работников отрасли. Идет открытое наступление на консерватизм, рутинерство, трафаретность и шаблонизанию. Необходимость переучиваться, а не просто «повышать квалификацию» – реальное требование наших дней. Управленцы от культуры принялись за изучение основ рыночной экономики, менеджмента и маркетинга.

Возникают новые организации и их объединения. Входят в практику новые формы сотрудничества и взаимодействия: партнерство, спонсорство, кредитование, меценатство и т.п.

Все это вместе взятое заставляет по-новому взглянуть на руководство культурными организациями и протекающие в зоне их деятельности процессы, на роль и место руководителя – менеджера в обеспечении успешной деятельности каждого предприятия, каждого учреждения – культуры и искусства, каждого функционирующего в отрасли культуры учебного заведения.

Уже сегодня от каждого управленца требуются: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навыки в решении различных проблем, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать эффективные рабочие группы, налаживать их результативную деятельность.


Глава X.
Социально-этическая концепция интернального
маркетинга в учреждениях культуры.



В первой главе нашей монографии мы вели речь о социально-этическом маркетинге, связывая последний с социальной ответственностью товаропроизводителей за результаты своей хозяйственной и коммерческой деятельности. Социальную ответственность мы институциировали в один из важных принципов маркетинга, имея в виду соблюдение субъектами рынка моральных норм, следование требованиям административной этики, разработку и внедрение соблюдаемых персоналом правил служебного поведения, делового этикета.

Если для любого промышленного предприятия социальный подход к маркетинговым технологиям желателен, то для учреждений социально-культурной сферы он просто обязателен.

Обратимся для начала к исходящему определению социально-этического маркетинга.

Маркетинг социально-этический (social marketing) – принцип просвещенного маркетинга, согласно которому предприятие принимает маркетинговые решения, исходя из запросов потребителей, требований самого предприятия, долгосрочных интересов общества и потребителей. Если предприятие не полностью удовлетворяет запросы общества и потребителей, то оно не выполняет своей социальной миссии. Поэтому оно создает продукты, применение которых не просто приятно, но приносит пользу потребителю и обществу (35).

О высокой миссии учреждений социально-культурной сферы уже говорилось. Обратим лишь внимание на то, что принципам социально-этического маркетинга должны следовать и руководители организаций, предоставляющих рабочие места специалистам социально-культурной сферы и сами работники – носители рабочей силы, непосредственные производители услуг или продавцы иных товаров. Усилия только какой-то одной из сторон не принесут желаемых результатов.

И еще. Социальные требования и нормы рассматриваются как применительно к потребителям из внешней среды (обычный маркетинг), так и по отношению к персоналу организации (интернальный маркетинг).

Итак, всякая организация, функционирующая в цивилизованном обществе, ответственна перед ним за результаты своей деятельности. Речь идет о позитивных или негативных изменениях, последовавших в связи с осуществлением организацией своей социальной миссии, своих функций и целей деятельности.

Данное утверждение имеет прямое отношение к организациям, функционирующим в сфере культуры.

Достаточно привести несколько примеров безответственной деятельности отдельных организаций.

Не раз и не два повторялась одна и та же ситуация: подростки, насмотревшись фильмов ужасов и всевозможных «боевиков», становились несносными хулиганами: портили стены и потолки в подъездах, били стекла и лампочки, с небывалым ожесточением издевались над животными, а то и над малышами, случайно встретившимися во дворе. Так было после выхода на экраны фильмов про Фантомаса, так было после просмотра кинобоевика «Зорро», так случается сегодня после созерцания очередного «шедевра» зарубежного кино.


Похоже, те, кто отвечает за бесконтрольный показ подобной кинопродукции, вовсе не думают о возможных последствиях, о пагубном влиянии на мальчишек этих и других сомнительных кинопроизведений.

Не меньше вреда и от бесчисленных убийств, изнасилований, издевательств над более слабыми, грязным потоком льющихся в последние годы с телевизионных экранов, установленных в видеобарах, видеозалах, видеотеках и в собственных квартирах.

Не раз и не два возникали споры о том, где границы дозволенного в обращении к эротической или сексуальной тематике в литературе и кинематографе. Но, похоже, отрицательное влияние на неокрепшие души этого порочного «снадобья» до настоящего времени многими бизнесменами от культуры во внимание не принимается.

Никого не надо убеждать, что в сегодняшних книжных развалах, заполонивших тротуары наших крупных городов (о вокзалах и аэропортах уже и говорить не приходится), редко можно найти действительно содержательную и целомудренную книжку. Многочисленные, неизвестные прежде издательства словно соревнуются между собой в освещении изначально сомнительных событий и сюжетов, смакуя то, о чем нормальные люди вообще избегают говорить вслух.

Но даже если не акцентировать внимания на подобных издержках культурного бизнеса, то и тогда найдется немало примеров безответственного отношения отдельных учреждений и организаций культуры к своей повседневной деятельности, к ее результатам и последствиям.

Совершенно «сырой» спектакль в театре, наспех подготовленный концерт в клубе, затопленное в результате прорыва водопровода книгохранилище, доведенный до физического разрушения памятник истории и культуры, громыхающие далеко за полночь звуки хард-рока по соседству с «отошедшими ко сну» городскими кварталами, перенос или отмена обещанных концертов в зале филармонии – разве эти и подобные им явления на пользу отдельным гражданам, их коллективам и обществу в целом?

Во всех таких случаях принято говорить о социальной безответственности, о нарушении норм и правил этики.

Как уже отмечалось, организации, функционирующие в сфере культуры, являются, как правило, юридическими лицами. Стало быть, по отношению к учредившему их обществу они несут прежде всего юридическую ответственность – дисциплинарную, административную, материальную и даже уголовную. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам правового, государственного регулирования, определяющим, что может (должна, призвана, обязана, имеет право), а чего не должна делать организация. Кроме Конституции Российской Федерации существуют законы о труде, о предпринимательствах, об общественных объединениях, о народном образовании, о культуре и др. Практически по каждому из таких законов создаются дополнительные подзаконные акты, раскрывающие механизм действия того или иного закона. Организация, ведающая о существовании имеющей к ее деятельности совокупности законов и подзаконных актов и безукоризненно выполняющая их, т.е. соблюдающая законы и подзаконные акты, считается юридически ответственной, а ее руководитель – человеком высокой правовой культуры.


Но всю нашу сложную и многослойную жизнь нельзя вписать ни в один кодекс законов, поскольку на каждый случай жизни и деятельности человека законов не придумаешь. Вот здесь и возникает интересующее нас понятие социальной ответственности. Последняя связана с определенной степенью добровольности реагирования на то, что происходит внутри самой организации (внутренняя среда) и за ее пределами (внешняя среда).

Добровольность выполнения принятых в обществе норм и правил поведения – это показатель социальной зрелости коллектива, готовности персонала организации не только не нарушать моральных норм, но сознательно развивать и укреплять эти нормы, создавая тем самым свою социально-профессиональную репутацию, свой престиж в окружающей среде, свой имидж.

И без того перегруженные работой, артисты дают дополнительные спектакли и концерты, а вырученные средства перечисляют в Фонд мира, в Детский фонд, на строительство какого-либо памятника. Трудовой коллектив библиотеки или дворца культуры в полном составе выходит на субботник, а заработанные деньги передает дому инвалидов, школе-интернату, детскому дому. До сих пор не утратила своего значения культурно-шефская работа в частях и на кораблях, творческая помощь профессиональных коллективов артистам-любителям. В чем истинная ценность такой работы?

О повышении престижа организации уже говорилось. Кроме того, культурная организация, ведущая культурно-шефскую работу в указанных местах, лучше знает условия жизни обслуживаемых потребителей культурных услуг, косвенно изучает спрос на «продукцию» культурного цеха. В других случаях используются излишки ресурсов (актеры без ролей, незанятое рабочее время, залежавшиеся инструменты и оформительские материалы и т.п.). Активизируется культурно-досуговая деятельность в местах шефских выступлений, укрепляется общественный климат, формируется и распространяется общественное мнение. Плотнее становится повседневное общение людей вне сферы труда.

Противники социально ответственного поведения утверждают, что осуществление социальных мероприятий распыляет временные и материальные ресурсы, приводит к лишним издержкам, что вообще отдельные «ласточки» весны не делают и т.д. С такими утверждениями нельзя согласиться даже с учетом того, что большинство организаций в сфере культуры не столь уж и богаты, чтобы делиться с окружающими последним, что у них имеется. Но если смотреть дальше, то от мероприятий социального характера все-таки больше пользы, нежели нежелательных издержек. Организация, откликающаяся на общественные проблемы, делает внешнюю среду более благожелательной, а внутреннюю гармонизирует, создавая тем самым благоприятные предпосылки для учреждения дисциплины труда, соблюдения правил внутреннего распорядка, успешного выполнения каждым членом коллектива своих функций, порученных задач, делегированных полномочий.