Файл: маркет.вучрежд. культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2009

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная ответственность снижает уровень тотального государственного регулирования культурных процессов, способствует демократизации общества, развитию элементов общественного самоуправления.

Уровни социальной ответственности и благотворительности могут быть разными. Проявлять социальную ответственность – вовсе не значит отдавать последнее. Социальная ответственность не может рассматриваться только как филантропическая деятельность, это работа, исполненная куда большего смысла и значения, чем об этом принято думать.

Но социальная ответственность должна проявляться не только по отношению к внешней среде, что само по себе, конечно же, ценно. Социальная ответственность должна проявляться и по отношению к персоналу организации. Своевременное повышение квалификации кадров, оперативная переподготовка вчерашних специалистов с учетом особенностей рыночной деятельности, оказание материальной помощи малообеспеченным работникам, организованная закупка продуктов питания и предметов первой необходимости, своевременное информирование трудового коллектива о всех грядущих изменениях, забота о здоровье персонала, о его физическом и моральном самочувствии – это и многое другое как раз и квалифицируется в теории маркетинга как социальная ответственность на ее интернальном (внутреннем) уровне.

Сама природа культуры и культурно-творческой деятельности носит глубоко социальный, гуманный характер. А это значит, что социальная ответственность заложена уже в миссии каждой культурной организации, ее высокозначимых целях деятельности, объективных предпосылках демократизации управления. Всякая функционирующая в сфере культуры организация (вспомним функции культуры) в той или иной мере реализует такие функции, как информативно-просветительская, воспитательная, вовлечение в творчество, организация отдыха и развлечений, воспитание культуры общения, распространение общественного мнения и др. Причем все это входит в жизнь не только на коммерческой основе, но и на условиях общедоступного участия или посещения.

Итак, социальная ответственность культурной организации имеет как свои внешние, так и внутренние проявления.

Стремление к дифференциации потребителей культурных услуг по возрасту, профессии, национальности, культурному уровню есть не что иное, как проявление социальной ответственности по отношению к различным слоям и группам населения.

Стремление к интеграции субъектов культурно-творческого процесса (совместные работы профессионалов и любителей, сочетание опытных и начинающих в подходе к общим целям и задачам, общение людей разного возраста по поводу какой-либо общей социальной проблемы, встречи сельского потребителя с городским) также является ни чем иным, как проявлением социальной заботы о них, их росте и развитии.


Содержание идейно-эмоционального материала воспитательных акций включает в себя идеи политического экономического, правового, экологического, нравственного и эстетического свойства. Уже в одном этом можно без труда обнаружить высокое гуманное начало, подлинную социальную направленность в деятельности учреждений культуры. Творческий поиск новых форм культурно-досуговой деятельности также имеет глубокое социальное значение, поскольку позволяет развивать собственные культурные традиции, обмениваться культурным опытом с зарубежными партнерами, а в конечном счете – разнообразить быт и досуг граждан, формировать высокие эстетические вкусы, спрос на достойные нашего современника культурные услуги.

Низкие цены на культурные услуги – это реальная забота о культурном росте малоимущих слоев населения, это подлинное проявление заботы о формировании их культурного уровня.

Развитие выездных форм культурного обслуживания – еще один важный признак высокой социальной ответственности учреждений культуры по отношению к социальным слоям и группам населения, территориально удаленным от центров «большой культуры».

Культурное шефство во всех его формах и проявлениях – еще весьма важный аспект социальной ответственности, о котором выше уже шла речь. Сюда же следует добавить благотворительные спектакли и концерты профессиональных коллективов.

Организация конкурсов, фестивалей, издание литературно-художественных журналов, развитие специальной отрасли журналистики и художественной критики – все это проявление социальной заботы о развитии новых талантов.

Социальная защита мастеров искусств (надбавки к зарплате, персональные пенсии, присвоение высших категорий, представление к наградам и премиям, бесплатное лечение в здравницах, создание клубов творческой интеллигенции и т.п.) – также является свидетельством реальной социальной ответственности за их судьбы.

Международные культурные связи, позволяющие получить заслуженное признание в профессиональной среде, также могут рассматриваться как способ социальной защиты и проявления ответственности.

Будем справедливы: многого из перечисленного в свое время не было, не существовало. То, о чем выше шла речь, – пусть скромные, но все-таки заслуживающие внимания социальные завоевания нашего неустойчивого и противоречивого образа жизни. Но следовало бы помнить и о том, «какою ценой завоевано счастье». Солженицын и Ростропович, Вишневская и Высоцкий, Шукшин и Тальков – сколько мы потеряли их на пути «к светлому будущему»? Хотелось бы верить, что в новой России, принявшей недавно самую прогрессивную за всю историю ее существования Конституцию, подобных жертв больше не случится. Сегодня, когда брожение в умах и смятение в душах дополняется неуверенностью в завтрашнем дне, предметная забота, о деятелях культуры важна как никогда прежде.


Социально-этический маркетинг немыслим без соблюдения норм административной этики.

Даже если речь идет о получении прибыли, работники культуры не имеют права обеспечивать ее какими угодно средствами. К сожалению, в практике мы встречаем примеры совершенно неэтичного поведения руководителей учреждений культуры по отношению к потребителям культурных услуг.

Театр афиширует спектакль с одним составом исполнителей, а в день его постановки предлагает совершенно другой состав.

Концертный зал продает билеты сразу на 4-5 концертов. Люди приобретают билеты на удобное для них время. Позднее выясняется, что обещанная программа будет «прокатываться» только один день.

Праздник искусств на стадионе. Заявлены первоклассные исполнители с мировой известностью. Уже в минуты открытия праздника становится известно о приезде лишь третьеразрядных, звезд эстрады.

На встречу с детьми и подростками пришла группа артистов театра. Их неряшливый внешний вид и не совсем трезвое состояние вызывают удивление, а затем и возмущение юной публики.

На глазах у посетителей директор кинотеатра грубо и бестактно отчитывает кассира. Подхалимаж и угодничество по отношению к руководителю. Распространение сплетен и слухов о коллегах. Присвоение государственного имущества. Частые телефонные разговоры с родственниками и друзьями из других городов за счет организации. Приписки и очковтирательство… Со всем этим «багажом» нечего думать вступать в полосу новых управленческих отношений, всерьез говорить об этике менеджмента, об интернальном социально-ответственном маркетинге.

Как же добиться ощутимых подвижек в интернальном маркетинге? В зарубежном, в частности – американском, менеджменте используют такие пути: разработка, этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых следует придерживаться в повседневной работе. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся: взятки, вымогательство, выплата соучастнику незаконно полученных денег, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, использование информации, полученной в доверительной беседе. Такие нормативы доводятся до работников в виде печатных материалов. В других случаях – этический инструктаж принимаемых на работу, своего рода нравственные обязательства по отношению к фирме.

Комитеты (бюро) по этике выполняют функции знакомых многим из нас «товарищеских судов». Если такого органа нет, нанимают адвоката, который вырабатывает суждения по этическим вопросам организации.

Социальные ревизии – это формирование общественного мнения, общественный контроль, конструктивная критика, социальные разоблачения в печати, на конференции и т.п.


Обучение этичному поведению – наиболее перспективное направление в работе с персоналом организации. Об этике работника принято говорить и в системе подготовки кадров, и в системе повышения квалификации работников, и в процессе деловых совещаний, и в ходе деловых игр, и, наконец, в повседневной реальной практике.

Нет нужды доказывать, что все эти направления заслуживают нашего внимания и могут творчески применяться в нашем опыте.













Часть III.

Интернальный маркетинг в системе
социально-культурного менеджмента