ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2012
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава
XI.
Социально-культурный
менеджмент: сущность, содержание,
проблемы.
До сих пор мы вели речь об интернальном маркетинге, имея в виду некоего абстрактного руководителя учреждения социально-культурной сферы. Но ведь все последние десять лет вузы культуры и искусств готовят специалистов с квалификацией «менеджер социально-культурной деятельности» или «менеджер организации», т.е. управленца, способного работать в сфере предпринимательства, коммерции, бизнеса. Пришло время взглянуть на менеджера социально-культурной сферы с позиций требований, предъявляемых к «руководителю-рыночнику».
В обобщенном виде роли, в которых приходится каждодневно пребывать руководителю, хорошо представлены в таблице 8. Ознакомившись с нею, нетрудно сделать вывод: многое из того, что несут в себе предложенные обобщения и трактовки, применимо в сфере культуры (36).
В приведенной таблице четко просматриваются внутренние роли менеджера, ориентированные на персонал организации. Но это, так сказать, «взгляд из-за кордона». Что ж, обратимся к отечественному источнику. К примеру, А. П. Казаков рассматривает работу менеджера как совокупность ряда операций. При этом автор утверждает, что область деятельности и профиль организации принципиального значения не имеют (37).
Менеджер устанавливает цели. Он определяет, каковы они должны быть. Он определяет конкретные задачи в каждой группе целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.
Таблица 8.
Роль |
Описание |
Характер деятельности |
Межличностные роли |
||
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли |
||
Приемник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Распространитель информации |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) |
Представитель |
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам |
Роли, связанные с принятием решений |
||
Предприниматель |
изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решении в организации |
Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Ведущий Переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
Менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, необходимые для выполнения целей. Он разделяет их на управленческие проблемы, а проблемы – на управленческие трудовые задачи. Он группирует эти проблемы и задачи в организационную структуру и выбирает людей для их выполнения.
Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. Он делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое «качество трудовой жизни», вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И делает он это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Четвертый главный компонент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает единицы измерения, добиваясь, чтобы у каждого человека были показатели, сориентированные на работу всей организации и, в то же время, на работу данного индивида. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты.
Он способствует росту людей, включая себя самого. Упомянутое качество трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляет как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.
Словом, в менеджменте взаимодействуют два компонента, тесно связанных между собой: способность менеджера сделать деятельность фирмы эффективной (прибыльной), и трудовая активность и творчество персонала, направленное на достижение этой цели.
На этом примере мы имеем возможность еще раз убедиться: главное в работе менеджера – люди.
Мененеджмент – это синтез 1) технологии, 2) денежного расчета и 3) психологии трудовых отношений, а потому в деятельности хорошего управленца всегда присутствуют два начала – организационно-техническое и социально-поведенческое, и опыт говорит, что второе чрезвычайно перспективно. Выдающийся менеджер современной Америки Ли Якокка говорит вполне определенно: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать».
Питер Дракер, который вместе с двумя другими американскими экономистами является теоретиком и крестным отцом «японского экономического чуда», так оценивал причины успеха японских предпринимателей: «Я научил их тому, что люди – это ресурсы, а не издержки производства, и что, следовательно, управляя ими, надо нести ответственность за них в той же мере, что и за цели компании, за производство. Я научил их тому, что связь имеет смысл лишь в том случае, если направляется снизу вверх. Я научил их тому, что структура должна отвечать стратегическим целям. Я научил их тому, что верхние эшелоны управления – это функция и ответственность, а не чины и привилегии. И я также научил их тому, что цель бизнеса – создание покупателя и что бизнес существует только с точки зрения рынка». Впечатляют ему же принадлежащие слова: «… Современное предприятие или учреждение – это прежде всего человеческая, социальная организация. И менеджмент, как наука и как практика, имеет дело с человеческими и социальными ценностями». Для каждого советского управленца, равно как и для каждого делового человека, эти слова должны стать девизом деятельности.
Заслуга П. Дракера и его соратников в том, что они почувствовали и сделали очевидной ту тенденцию, которая характерна для капиталистического строя второй половины XX века – ориентированность на человека. Академик медицины Н. Амосов с полным основанием констатировал: «Капитализм – вопреки нашим ожиданиям – потому не загнивает и вообще оказался жизнеспособным, что стоит в этом отношении на твердой биологической основе человека».
Менеджмент, ориентированный на человека, доказал справедливость тезиса одного из создателей советской школы НОТ П. М. Керженцева: в сущности плохих работников не существует, а имеется лишь неумение их использовать (38).
Но чтобы управлять людьми, надо их знать, а для этого их надо изучать. На рис. 13 дано схематическое «строение» личностного потенциала культработника, дающее определенное представление о структуре его личности.
Рис. 13. Личностный потенциал работника учреждения культуры.
Возьмем, к примеру, способности человека. Нетрудно заметить: у одних людей обнаруживаются способности к личному творчеству и индивидуальному исполнительству, у других – к организации групп, кружков, студий, трупп; одни способны аккуратно и четко вести документацию учреждения, другие не возражали бы возглавить машинописное бюро, канцелярию, отдел делопроизводства; из одних выпускников театральных вузов получаются приличные актеры и не более, из других – столь же толковые режиссеры, продюсеры, менеджеры. Иными словами, одни созданы для того, чтобы просто работать, другие – чтобы руководить работающими. У таких людей налицо организаторские способности.
Способность к организаторской деятельности включает как определенные интеллектуальные, так и необходимые характерологические свойства. Талантливый организатор наблюдателен, он быстро и точно ориентируется в обстановке деятельности и в первую очередь в людях. Он каждого ставит на такое место, на котором тот даст максимум производительности и продуктивности. Организатор обладает решительностью и твердостью, он настойчиво добивается поставленной цели. Ведущим свойством способности к организаторской деятельности является способность видеть перспективы в развитии производства, коллектива, для чего надо обладать глубоким и гибким мышлением и творческим воображением (39).
Опытный руководитель учреждения культуры высоко ценит организаторские способности и стремится как можно объективнее оценить достоинства претендента на ту или иную должность, максимально использовать их на благо общего дела.
В практике зарубежного менеджмента встречаются различные подходы к изучению и изменению способностей отдельных работников. Скажем, в США, если претендент в целом соответствует интересующей его должности, но «страдает» неразвитостью той или иной способности, последнюю целенаправленно развивают и формируют путем доучивания. Несколько по-иному поступают в Японии. Здесь при подборе претендента на должность более всего ценят его лояльность, преданность интересам компании, очень много внимания уделяют адаптации принятого работника к его должности, функциональным обязанностям, группе, в состав которой он определен.
В России на протяжении нескольких десятилетий работники подбирались часто не по деловым качествам, а по глубине идейных убеждений, степени преданности политике партии, профессиональные и деловые качества как бы отодвигались на второй план. Случалось и того хуже: работника подбирали по принципу родства и личной преданности.
При отборе претендентов принимаются во внимание и такие свойства личности как предрасположенность и одаренность, характеризующие потенциал человека по отношению к работе в сфере культуры, искусства и досуга. Наличие таких свойств облегчает обучение работника, делает более коротким срок адаптации к должности, проявляется как своеобразный талант в выполнении той или иной работы в организации.
Предрасположенность вообще – весьма ценное и полезное качество работника. Ценность этого качества удваивается, когда речь идет о культуре и искусстве, где таланту придается особо важное значение. Втройне важно это качества при отборе и обучении претендентов на управленческие, менеджерские должности, где также хорошо иметь организаторский талант.
Менеджеры всех уровней хорошо знают, какую роль играют в удовлетворении спроса на товары и услуги человеческие потребности. Речь идет о фундаментальных свойствах личности, имеющих тенденцию определять направленность личности, ее отношение к действительности и собственным обязанностям, а в конечном счете – образ жизни человека и его служебное поведение. Без потребности нет производства (К. Маркс). Организация и, прежде всего ее руководство, должны создавать условия, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к самореализации личности и реализации групповых целей и целей всей организации. На рис. 14 дана интерпретация потребностей личности, базирующаяся на широко известной «пирамиде потребностей» А. Маслоу:
Пятый потребностей |
Потребность в профессиональном и социальном самоутверждении |
||
Четвертый |
Потребность в общественном внимании, признании и уважении |
||
Третий уровень потребностей |
Потребность в близости, дружбе, любви |
||
Второй уровень потребностей |
Потребность в безопасности, самосохранении и защите |
||
Первый уровень потребностей |
Физиологические потребности: пища, вода, сон, секс |
Рис. 14. Содержание «пирамиды потребностей»
Принимая на работу молодого специалиста, руководство (администрация) учреждения культуры должно учитывать приоритетность определенных потребностей в ожиданиях и устремлениях нового члена коллектива и всемерно стремиться к удовлетворению, прежде всего, наиболее важных из них, значимых для человека, подавшего заявление о приеме на работу или прошедшего процедуру конкурсного отбора.
В своей работе «Профессионалы в управлении» С. Д. Мартынов приводит в пример американский опыт, в котором зафиксированы наиболее характерные модели «научного менеджеризма» (40).