Файл: Реферат по микроэкономике выполнил(а) студент(ка) группа.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МАДИ)
Кафедра экономических теорий
РЕФЕРАТ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
Выполнил(а) студент(ка) __________________________ группа ____________
Научный руководитель ______________________________________________
МОСКВА
20_____
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ФИАСКО ГОСУДАРСТВА»……………………....4
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ГОСУДАРСТВА……………………….7
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
В статье анализируется эволюция подходов к проблеме «провалов государства». Это направление современной экономической теории, возникшее в противовес концепциям «провалов рынка», можно рассматривать как поиск новой стратегии политико экономического исследования механизмов аллокации ресурсов, а также исторически сложившихся общественных институтов и их влияния на эффективность хозяйственных процессов.
Целью данной работы являются:
• Рассмотреть основные причины провала государства
• Изучить проблемы и сделать вывод с проблемой эффективности государственного вмешательства в экономику
Объектом данного исследования являются одни из ведущих стран: Россия и США. Теоретической базой исследования являются учебники, прежде всего, по экономической теории, труды ученых, в которых рассмотрена проблема исследования, интернет-ресурсы. Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ФИАСКО ГОСУДАРСТВА»
Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. К сферам фиаско государства можно отнести все сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство. Если брать с экономической точки зрения науки свободный рынок наиболее точно отвечает на три основных вопроса:
• 1. Ограниченность контроля над бюрократией со стороны политических партий и общественности (гражданского общества).
• 2. Несовершенство политического процесса , находящего выражение в лоббизме, бюрократии, поиске политической ренты.
• 3. Ограниченность денежных средств
В статье обозначены присущие государству объективные функции, реализация которых может повышать эффективность хозяйственных взаимодействий, снижая транзакционные издержки. Однако, наряду с этим, рассмотрены ключевые факторы неоптимальной деятельности государства, а также собственно «провалы государства». Проанализированы подходы к формулировке определения «провалов государства». С учетом функционального подхода предложено модельное определение, позволяющее отделить «провалы государства» от факторов и условий их возникновения. В числе факторов возникновения «провалов государства» подробно проанализировано ключевое разделение субъектов экономики на нетто-плательщиков и нетто-получателей доходов, обозначен факт распространения следствий государственного регулирования на сектора, непосредственно не являющиеся объектом регулирования, а также влияние краткосрочных решений на долгосрочные перспективы. Проанализирован спектр «провалов государства», включая такие как: монополизм, налоговое дестимулирование, провалы социального обеспечения, характер «государственного предпринимательства», отвлечение ресурсов и кадров из экономики, формирование неравенства и калькуляционный (ценовой) хаос в экономике. Рассмотрены ключевые следствия и объем экономического ущерба, формируемого «провалами государства», приведены соответствующие количественные оценки. Обозначены наиболее важные векторы оптимизации деятельности государства, которые обеспечивают минимизацию «провалов государства» и связанного с ними экономического ущерба. К таковым автором отнесен приоритет рыночного саморегулирования, при отказе от субститутов в виде «приближения» государственного сектора к рыночным стандартам.
Утверждение, что государства и правительства время от времени могут терпеть неудачи и провалы, в значительной степени основывается на доводе об их неминуемой неэффективности, приведённом Фридрихом фон Хайеком в «Дороге к рабству» (1944 г.). В этой книге содержится предупреждение об опасности тирании, которая является неизбежным результатом государственного контроля над экономическими решениями посредством централизованного планирования. Страшные события Второй мировой войны были восприняты как предвестие ужасов мирного времени, поэтому обсуждение экономических выгод централизованного планирования привело к широким дебатам. Хайек и его коллега,
австрийский экономист Людвиг фон Мизес, настаивали на том, что государство, его правительство, не способно организовать сбор и обработку всей информации, используемой для централизован- ной разработки различных планов, на основе которых функционирует коммунистическое народное хозяйство (одновременно были сделаны первые шаги к созданию такой научной области, как информационная экономика). Эта точка зрения значительно отличалась от позиции наиболее авторитетной в то время национальной экономической ассоциации.
Мы рассматриваем государство как институт, положительная помощь которого является одним из необходимых условий прогресса человеческого общества
Несмотря на то что в соответствии с первым пунктом первого устава Американской экономической ассоциации государство исполняет благотворные, с точки зрения общества, функции, в наши дни экономисты весьма скептически оценивают его роль в народном хозяйстве. Помимо экономической теории и политической философии либертарианства, важную роль в широком распространении этой точки зрения сыграла Айн Рэнд с её романом «Атлант расправил плечи», опубликованным в 1957 г., а впоследствии — правительства Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. Если обратиться к современному обществу, не может ли государство занять в нем роль, позволяющую представлять общественные интересы перед лицом экономической реальности?
Беды и напасти, обрушившиеся в последние годы на экономику, отрицательные результаты которых до сих пор не преодолены в самых разных странах мира, показали, что роль государства в обществе должна состоять, по крайней мере, в установлении правил, которым следовали бы игроки. Без этих правил, ввести которые способно только государство, экономика впадает в амок, или, проще говоря, «съезжает с катушек».
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ГОСУДАРСТВА
Рынок считается провальным, если взаимодействие между заинтересованными агентами не приводит к Парето-оптимальному состоянию, т. е. такой ситуации, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных. Со- стояние оптимума по Парето подразумевает, что суммарное благо- состояние общества достигает максимума, а распределение благ и ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.
Перечислим кратко некоторые примеры провалов рынка.
Концентрация рыночной власти: монополии и естественные монополии
Первым классическим случаем провала рынка, который первым же был институционализирован в публичной политике в стране, оформившей первый в мире антитрестовый закон, является ситуация монополии. В 1890 г. в США был принят анти- монопольный закон — Акт Шермана, названный в честь инициатора проекта, республиканского сенатора Джона Шермана, и провоз- гласивший преступлением вступление в сговор и препятствование свободе торговли путем создания монополии.
Как объясняет экономическая теория, монополия появляется благодаря совокупности многих факторов. Когда появляется ситуация концентрации власти на рынке, рынок не может эффективно управлять поведением игрока-монополиста, он не является конкурентным. Монополист будет стремиться максимизировать свою прибыль, наращивая объем производства до момента, когда предельный доход (marginal revenue, MR) будет равен предельным издержкам (marginal cost, MC). При этом устанавливается цена, необходимая, чтобы побудить покупателей купить тот объем благ, который будет производиться при условии MR = MC. Эта цена выше, а объем проданного товара — ниже тех, которые установились бы на рынке в случае совершенной конкуренции.
Монополия в отдельных случаях имеет негативные последствия: она может снизить качество товара, сократить инновационные процессы, привести к завышенным производственным затратам или неоптимальным затратам на усиление и сохранение позиции монополиста путем выплаты ренты политикам и чиновникам. В этом случае считается, что мы наблюдаем провал рынка и что вмешательство государства способно разрешить подобную ситуацию например, путем определения и установления фиксирован- ной цены на товары, производимые монополистом на уровне, близком к цене на конкурентном рынке.
Для решения проблемы монополии обычно используются анти- монопольные, или антитрестовые, законы, направленные на регулирование размеров компаний и создание окружения, способствующего появлению конкуренции в определенном сегменте рынка. Ранее считалось, что именно размер компаний на рынке и доля их влияния должны определять набор действий правительства. Однако, как продемонстрировали более поздние исследования, главная проблема с определением статуса монополиста заключается не просто в том, насколько маленькой или большой является компания и каково ее влияние на рынок, а скорее в возможности входа на этот же рынок потенциальных конкурентов..
Кроме того, в отдельных отраслях антимонопольные законы не будут работать по причине того, что эффективно производить товар может только один производитель. Такая ситуация определяется как естественная монополия — признанная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и общества. Естественная монополия обусловлена экономией от масштаба — т. е. тем, что одна фирма может удовлетворить спрос на этом рынке эффективнее в силу технологических характеристик производственного процесса. Например, изначально в секторе традиционной телефонной связи было очень дорого прокладывать рядом два и более кабеля разных компаний: первоначальные вложения и постоянные затраты были бы огромны. Одной компании- монополисту было намного проще увеличивать свои мощности, инвестировать в дополнительное оборудование и проч.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
Государство обеспечивает правовую базу всех экономических заключений, создает инфраструктуру, отстаивает национальные интересы, держит под контролем денежное обращение, развивает секторы, которые прибыльно социуму иметь в государственной собственности. К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ, относятся: - Гражданский Кодекс РФ, - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ, Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Закон РФ "О защите прав потребителей". - Закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе". "О валютном регулировании и валютном контроле" - основополагающий акт, регулирующий операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации, - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги. - Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".