Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2891

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые отечественные специалисты в области менеджмента не раз практически вплотную подходили к маркетинговым технологиям работы с персоналом организаций, но до маркетинговой «инструментовки» этих технологий так и не поднимались.

К примеру, Ф.И. Поддубный в работе «Хотите стать бизнесменом?» (1992) не только рассматривает подходы к промышленному и торговому маркетингу, но и фактически рассуждает о маркетинге личности.

Так в главе «Качества бизнесмена» автор книги рекомендует:

1. Планомерно подчиняй всего себя делу.

Веди себя рационально даже в мелочах. Постоянно контролируй значимость своих действий. Следи за каждым своим жестом. Не допускай небрежности и используй свой потенциал наилучшим образом.

2. Владей собой и своей волей независимо от обстоя­тельств. Ограничивай свои желания.

Не расслабляйся, не почивай на лаврах, не оболь­щайся насчет перспектив, предостерегись от излишней эйфории. На деле ты еще мало что осуществил, не го­воря уже о революционных переменах. Тебе, как и дру­гим, еще далеко до совершенства и благополучия, поэто­му ты не имеешь права расслабляться.

3. Работай профессионально: быстро, энергично, мно­го и безостановочно. Отдавайся делу всерьез, а не по­нарошку, создавая видимость и имитируя работу. Игра – игрой, но дело – делом.

Цени время. Не трать его бесполезно. Каждое мгно­вение стоит денег и должно приносить деньги. Потерю времени можно компенсировать только делом.

4. Будь компетентным.

5. Будь деловитым. Не увлекайся бессодержательными (неконструктивными) разговорами.

Не рекомендуется заниматься политикой и благотво­рительностью: эта деятельность не входит в твои задачи. Твоя деятельность должна носить экономический, а не политический характер. Предпочитай коммерцию идео­логии и направляй силы, сэкономленные на бессмыслен­ных идеологических дискуссиях, на предприниматель­ство: этим ты более реально улучшишь свое положение.

6. Будь физически здоровым, сильным и выносливым. Физически самосовершенствуйся. Веди здоровый образ жизни: рано вставай, поддерживай форму занятиями спортом, ограничивай себя в еде.

7. Будь бойцом, умей защищаться. Чувствуй себя уверенно.

Никогда не жалуйся на судьбу и не выражай неудо­вольствия. Принимай на себя личную ответственность за все происходящее. Принимай решения сам, без опоры на какие бы то ни было структуры: государство, органи­зации, людей.

8. Следи за собой: будь элегантным, подтянутым, уделяй внимание деталям костюма, прическе.

Будь обаятельным. Приветливо улыбайся, довери­тельно говори, давай советы, часто делай комплименты, шути.

Имей широкий круг интересов. Умей отдыхать, обхо­диться с женщинами.

9. Строго соблюдай деловую этику: будь корректным и честным (85; с. 197 – 198).

Многое из предложенного не требует глубокого научного обоснования, поскольку изложено на уровне здравого смысла. В то же время в приведенных рекомендациях содержатся интересные маркетинговые подходы к оценке личности, рассматриваемой в качестве товара, о чем ниже также пойдет речь.


Еще более полно и обстоятельно вопросы профессионального самоопределения специалиста, его творческого роста и развития ставятся и рассматриваются в книге «Личность. Карьера. Успех» под редакцией О.А. Никитиной. Эта книга адресована тем, кто хочет подняться на более высокую ступень социальной лестницы, кто желает заняться самосовершенствованием. Скажем, авторы книги на конкретном примере показывают, как важно экономить время и научиться считать его. Ведь жизнь человека и без того достаточно коротка (мужчины в России живут в среднем 58 лет!), профессиональная же жизнь и того короче.

Важно научиться каждый день и час наполнять ясным смыслом и конкретным содержанием. С этого, собственно, и начинается маркетинговое планирование.

Итак, берем в руки карандаш и считаем: в неделе семь дней, в сутках 24 часа, итого в неделе мы имеем 168 часов. При восьмичасовом сне у нас на ночной отдых уйдет 56 часов. Остается 112 часов, из которых вычитаем 40 часов рабочего времени. В остатке имеем 72 часа чистого времени. Продолжим вычитание. Обеденное время, время на дорогу на работу туда и обратно, время на сборы. Из оставшегося времени можно вычесть время на хобби, выполнение определенных обязательств и поручений, выполнение дел, касающихся достижения жизненной цели. При правильном расходовании времени в остатке должен получиться «О». Но, как и у боль­шинства людей, у вас, возможно, в уравнении окажется несколько часов, потраченных, что называется «ни на что». Огорчаться не стоит, так как теперь вы научились анализи­ровать траты времени и пристрастно относиться к каждой своей минуте (55; с. 13).

В теории маркетинга, в разделе «Разработка новых товаров», рассматривается процедура рыночной экспертизы. Имеется в виду получение качественных оценок разработанного товара потенциальными потребителями. В маркетинге личности это, прежде всего, самооценка человеком самого себя. Самооценка складывается из двух факторов: набора качеств, который каждая конкретная личность считает образцовым и соответствия собственного «я» этим качествам.

Л.Н. Толстой сравнивал человека … с математической дробью. В числителе этой дроби – то, что человек реально собой представляет, в знаменателе – то, что он о себе воображает. А дальше – «чистая» математика: чем больше знаменатель, тем меньше дробь, а если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь равна нулю. Думается, что в данном случае комментарии излишни. Об этом же пишут и авторы упомянутого выше издания.

Каждый человек имеет собственную оценку своего «я», точно так же он имеет собственное мнение по поводу своих знаний, душевных качеств и возможностей, вследствие чего у него складывается собственное представление о своем месте в обществе. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, критичность к собственным поступкам и поступкам друзей, коллег по работе, отношение к успехам и неудачам.


Неправильная самооценка ведет к всевозможным ослож­нениям. Например, человек с завышенной самооценкой чаще всего бывает доволен собой и удовлетворен своими поступка­ми. Свое мнение он ставит выше мнения окружающих, так как, соответственно, их принижает. Обычно человек с завы­шенной самооценкой вызывает неприязнь группы людей, с которой ему приходится общаться. О нем с неодобрением говорят: «Он много о себе понимает». Как правило, круг друзей у него узок, общение сведено до необходимого минимума. Человек же с заниженной самооценкой, то есть соотносящий себя со своим внутренним идеалом в сторону минимизации у себя положительных качеств, страдает всевозможными комплексами (неполноценности, например) и раздираем страхами (неудачи, боязни показаться смешным и пр.), очень не уверен в себе. Может быть, он и вызывает симпатии окружающих, но успеха он вряд ли добьется (55; с.181-182).

Обратившись к определению «маркетинга личности», данному Е.П. Голубковым (23), мы, как вы помните, условились говорить далее не только об эстрадных звездах и политиках, но о специалистах, нуждающихся в маркетинговой поддержке при обучении, трудоустройстве, создании собственного дела и карьерном росте. В связи с этим в нашей книге пойдет речь и о том, кого можно считать специалистом и всякий ли специалист способен добиться значительных успехов в своей профессиональной деятельности.

К примеру, Ю. Мороз в работе «Как начать собственный бизнес» пишет: «Человек, называющий себя специалистом – это убежденный фанатик потребления.

Все, что он знает, он узнал от других. Редко, правда, какому специалисту приходит в голову мысль – а откуда взялся самый первый специалист? Ведь ему учиться было не у кого?

Понятно, что первого специалиста не было. Был тво­рец. А специалист (он же потребитель) всегда второй, а то и десятый, сотый.

Начинающий творец всегда на голову выше самого лучшего специалиста» (65, с. 21).

В соответствующей главе пойдет речь и о специалистах.

Одним из центральных вопросов маркетинга личности является вопрос о творческом долголетии. На маркетинговом языке это звучит как «жизненный цикл товара» (ЖЦТ). Свой жизненный цикл имеется не только у изделий, но и у человека, у личности. Это весьма интересный предмет исследования. Как известно, первой идею периодизации жизненного пути в 30-годах XX века предложила австрийская исследовательница Шарлотта Бюлер. Изучив тысячи биографий людей из различных социальных слоев и групп, она выявила пять основных периодов жизненного пути человека. Подробно об этом можно узнать из книги В. Петрушина «Настольная книга карьериста», вышедшей в издательстве «Питер» в 2002 году.

На богатом историческом и литературном материале В. Петрушин выстраивает собственные заключения относительно понимания особенностей психологии русской карьеры.


Можно предположить, что при российском ментали­тете имеются три основных пути удовлетворения карьерных амбиций.

Первый путь – это восхождение к служебным вершинам в процессе прохождения необходимых ступенек в государственных корпоративных организациях – ми­нистерствах, ведомствах, комитетах, палатах и прочих подобных заведениях.

Второй путь – решение проблем карьеры через свер­жение существующих правил корпоративной культуры и установление группой лиц своего нового порядка. Это знаменитые русские бунты, революции, восстания и крутые реформы, выдвигающие на авансцену тех, кто был в задних рядах. Сюда же можно отнести деятельность предпринимателей, которые не встраиваются в социум, но стараются переделать его под себя, строя свой бизнес.

Наконец, третий путь – это ожидание и упование на «глупое счастье», в том смысле, в каком это понимал Н. Лесков, – ожидание, что на тебя какое-то благо свалится даром, за просто так (83; с. 30-31).

Заметим, что приведенные извлечения из работ последнего десятилетия, как уже отмечалось, прямого отношения к маркетингу не имеют. А что же отечественные маркетологи, как они подходят к вопросам развития личности специалиста, создания оптимальных условий для его творческого роста и самореализации в условиях набирающей силы рыночной экономики?

Еще в 1991 году П.С. Завьялов и В.Е. Демидов выпустили интересное справочное пособие «Маркетинг: формула успеха», не утратившее своей актуальности и в наши дни. Так вот, по поводу потребности в специалистах рыночной формации (1991 год!) они высказались так: «Перестройка экономической деятельности, но­вые условия хозяйствования и выход на внешний рынок большого числа предприятий, объединений, министерств и ведомств потребовали коренного улучшения профессиональной подготовки кадров, в первую очередь хозяйственных ру­ководителей и специалистов экономического профи­ля. Несомненно, они должны быть компетентными в производственных и научно-технических вопросах, но главное, «что им требуется в новых условиях, – хорошее знание всего того, что входит в понятие “деятельность”. Требуется решительный отход от складывавшихся десятилетиями стереотипов пассивного, а вместе с тем назойливого поведения наших продавцов на внешнем рын­ке, когда их поведение на нем диктовалось, главным образом, не характером требований и спроса иностранных покупателей, а стремлением реализовать на любых (зачастую экономически невыгодных) условиях продукцию отечественной обрабатывающей промышленности, которая по своим характеристикам не соответствует международному уровню (33, с. 326-327).

С тех пор многое изменилось. Во всех отраслях отечественной экономики появились собственные менеджеры и маркетологи. Проблема же состоит в том, что их пока что меньше, чем требуется стране; нужны новые силы, способные на уровне современных требований налаживать и поддерживать внутренние и внешние экономические связи. Инструментом, способным активизировать подготовку и воспитание таких специалистов, как раз и должен явиться маркетинг личности.


Как уже отмечалось, недостатка в книгах по маркетингу у нас сегодня нет. Появились даже учебники, подготовленные отечественными маркетологами. Учитывают ли авторы подобных изданий реальное существование проблем маркетинга личности, рассматривают ли они складывающиеся в этой области технологии?

В учебнике «Маркетинг» под редакцией Э.А. Уткина (1999) мы не только не встретим главы, посвященной маркетингу личности, но даже не найдем упоминания о внутрифирменном (интернальном) маркетинге, о приемах воздействия на персонал организации, работающей на принципах маркетинга. В том же году вышел из печати и другой учебник – «Маркетинг», подготовленный А.П. Панкрухиным. К чести автора, в его книге нашлось место для анализа проблем маркетингового образования и подготовки маркетологов. На этом материале, при желании, может быть сконструирована концепция подготовки специалистов новой формации для многих сфер деятельности. О чем идет речь?

Становление российского рынка и насыщение его товара­ми, появление новых категорий товаров и иностранных участников рыночных отношений, растущий опыт потре­бителей и их знакомство с цивилизованными формами рыночной деятельности в развитых странах существенно подняли уровень потребности российского общества в спе­циалистах по маркетингу.

В соответствии со стандартом, специалист-маркетолог должен хорошо знать и владеть методами проведения мар­кетинговых исследований, анализа маркетинговой среды и экономического анализа деятельности предприятия, опре­деления и прогнозирования ассортиментной политики, выбора каналов сбыта, организации и проведения мероприятий по продвижению и стимулированию сбыта товаров, а также навыками разработки стратегии и тактики предприятия в целом.

С приведенными соображениями А.П. Панкрухина трудно не согласиться. Но кто «повернет» предлагаемую систему мер в сторону других специалистов, востребованных рыночной экономикой? Кто поможет им выстроить их личную товарную политику, назначит достойную цену за их профессиональные услуги, поможет внедриться на рынок труда, приспособиться к нему, завоевать новые сегменты рынка, творчески расти и совершенствоваться?

«Специалист-маркетолог, – отмечает автор,- должен обладать глубокими знаниями общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Стандартом предусмотрено изу­чение таких общеобразовательных областей знания, как философия, социология, психология, иностранный язык, право, политология, культурология, математика, информа­тика, физика, биология и др. В цикл общепрофессиональных дисциплин включены: экономическая теория, макроэко­номика, микроэкономика, мировая экономика, статистика, финансы, денежное обращение и кредит, основы бухгал­терского учета, коммерческое право России и зарубежных стран, менеджмент, основы стандартизации и метрологии. Специалисты-маркетологи должны, с одной стороны, соответствовать требованиям международных стандартов и хорошо адаптироваться на мировом рынке, с другой – быть хорошо подготовленными для работы в России и вооружены соответственно знаниями особенностей работы в различных отраслях и регионах нашей страны» (78; с. 98-100).