ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2895
Скачиваний: 4
Смит развивает принцип «невидимой руки». Разрабатывая его первоначально применительно к одной стране, он затем распространяет свои выводы на весь мир.
Оригинальность теории Смита заключалась не в частностях, а в целом: его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи – эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Постепенно идеи Смита нашли практическое применение на его родине, а затем и повсеместно…(с. 231).
В истории развития науки известно много крупных открытий. Но немногие из них можно сопоставить с тем, что сделал Менделеев – один из крупнейших химиков мира. Хотя со времени открытия его периодического закона, прошло много лет, никто не может сказать, когда будет до конца понято все содержание знаменитой «таблицы Менделеева»
Менделеев привел в систему разрозненные сведения об изоморфизме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии. Он открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии, разработал гидратную теорию растворов и поэтому, по праву считается выдающимся физико-химиком. Он провёл глубокие исследования свойств разреженных газов, показав себя прекрасным физиком-экспериментатором. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, до сих пор имеющую приверженцев; разработал процесс приготовления бездымного пороха, изучал воздухоплавание, метеорологию, совершенствовал технику измерений… (с. 263).
Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Очень многое из того, что сделал композитор, можно определить словом «впервые». Он создал новый симфонический жанр – трагическую симфонию, новый для русской оперы жанр – лирико-психологическую драму. В историю музыки Чайковский вошел и как реформатор жанра балета, открыв эру симфонического балета…(с. 338).
Пикассо – крупнейший художник XX века и лидер авангардизма — принадлежит к числу гениев мировой живописи. Его взгляды и художественное творчество изменили привычные представления об искусстве, он оказал громадное влияние на художников всех стран. Пикассо обратился к поискам новых форм и выразительных средств, способных передать мироощущение современного человека. Благодаря своим творческим экспериментам, Пикассо создал новый язык искусства. Одним из его крупнейших открытий стал кубизм…(с. 361).
Гениальный актер Станиславский был и гениальным режиссером-новатором, определившим своим постановочным искусством генеральную линию режиссерской эстетики XX века. Его постановки стали классическими. Он разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ – «систему Станиславского». Его идеи оказали огромное влияние на методы актерского мастерства в Европе и США… (с. 348).
Разные периоды истории. Разные сферы деятельности. Разное значение осуществлённого, найденного, достигнутого. Но во всех случаях неожиданно, талантливо, ново по духу и содержанию. Существуй в означенные времена маркетинг, кто-то из названных гениев или их современников проявил бы себя и в этой области человеческой практики.
Новый товар – понятие не однозначное. Так, в маркетинге личности в качестве «нового товара» могут рассматриваться и совершенно новый человек в коллективе, и давно работающий специалист, прошедший где-либо основательную переподготовку, и работник, сменивший область профессиональной деятельности (товар новой сферы применения), и сотрудник, переведенный из какой-либо другой организации (товар рыночной новизны). Однако во всех случаях кто-то должен позаботиться о его своевременном профессиональном определении, обучении и воспитании, взять на себя заботу о его трудоустройстве, сориентировать на успешное освоение определенной специальности, а, приняв на работу, обеспечить ему надлежащие условия для результативного труда, творческого роста и развития, для полной самореализации (приспособление к рынку).
5.2. Появление и формирование личности
В маркетинге личности мы сталкиваемся с важным понятием «разработка нового товара».
В общем случае, логика и порядок разработки новых товаров таковы:
А. Формирование идей
Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске таких идей являются потребители. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, групповых обсуждений, поступающих писем и жалоб. Другим источником идей являются ученые, поскольку они могут изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих товаров. Кроме того, фирме необходимо следить за товарами конкурентов, выявляя среди них наиболее привлекательные для покупателей. Еще одним хорошим источником идей служат торговый персонал и дилеры фирмы, находящиеся в повседневном контакте с покупателями. Среди прочих источников идей – изобретатели, патентные поверенные, лаборатории университетов и коммерческие лаборатории, консультанты сферы промышленности, консультанты по проблемам управления, рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, профессиональные ассоциации и отраслевые издания (46, с. 329).
В маркетинге личности идея «создания новых специалистов» в той или иной сфере деятельности может возникнуть в силу имеющейся в них общественной потребности. Было время, когда в природе вообще не существовало профессий режиссера телевидения, дизайнера, стилиста, программиста, имиджмейкера, не говоря уже о космонавтах, спичрайтерах, аудиторах, промоутерах, брокерах и т.п. Источником подобных идей могут выступать: общеобразовательная школа, занимающаяся профориентацией учащихся; семья, направляющая сына или дочь «по стопам родителей»; университет или колледж, осуществляющие подготовку специалистов для совершенно новой сферы деятельности; отдел кадров перепрофилированного предприятия, посылающий на переподготовку своих работников; отечественные и зарубежные СМИ, рассказывающие о новом для молодежи стиле или направлении; потребности в специалистах присущего для региона профиля производственно-экономической деятельности и др.
Не будем забывать, что «товар-личность», в отличие от «товара- изделия» способен и сам предложить идею разработки и совершенствования самого себя.
Б. Отбор идей
Цель отбора – как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи.
В большинстве фирм специалисты должны излагать идеи новинок в письменном виде на стандартных бланках, которые передаются затем на рассмотрение комиссии по новым товарам. В такой заявке содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимости ее производства и нормы прибыли.
Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возникает вопрос, подходит ли она для конкретной фирмы – хорошо ли согласуется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами (46, с. 330).
В маркетинге личности этот этап так же важен. Что если какая-то общеобразовательная школа, вспомнив о советском опыте, бросит клич «Всем классом – на ферму!».
Ничем не лучше и наблюдающийся в наши дни массовый дрейф предприимчивых юношей и девушек на юридические и экономические факультеты с целью получения престижной специальности, а то и «хлебного местечка» в адвокатуре или экономическом управлении. Конкретный же человек, надумавший сменить специальность или сферу профессиональной деятельности, должен трезво взвешивать собственные ресурсы: возраст, состояние здоровья, наличие средств на обучение, семейное положение и т.п.
В. Разработка замысла и его проверка
Помните наш разговор о «товаре по замыслу»?
Теперь уцелевшие после отбора идеи надо превратить в замыслы товаров. Важно осознать четкое различие между идеей, замыслом и образом товара. Идея товара – это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку. Замысел товара – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара – конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре (46, с. 330).
Сегодня многие молодые люди стремятся любой ценой попасть в шоу-бизнес. Существует даже такая форма разработки, как «Фабрика звезд». Юношам и девушкам мерещатся бурные овации, горы цветов, баснословные гонорары, заграничные туры и прочие прелести публичной жизни.
Для многих соискателей мировой известности «Фабрика звезд» оборачивается «Фабрикой грез», а для кого-то и горьких слез разочарования. Вот почему и самому претенденту на славу, и тем, кто его «раскручивает», надо думать не о временном успехе в исполнительских искусствах, но о творческой судьбе, на которую у соискателя популярности и славы, возможно, просто недостает ресурсов.
Г. Разработка товара
Если замысел товара успешно преодолел этап анализа возможностей производства и сбыта, начинается этап НИОКР, в ходе которого замысел должен превратиться в реальный товар. На этом этапе будет дан ответ, поддается ли идея товара воплощению в продукт рентабельный как с технической, так и с коммерческой точек зрения.
На создание удачного прототипа могут уйти дни, недели, месяцы и даже годы. Он должен воплощать в себе все необходимые функциональные характеристики, а также обладать всеми расчетными психологическими характеристиками (46, с. 335).
Вот здесь то и кроется разительное отличие маркетинга личности от маркетинга других типов. На разработку идеи может хватить суток. На разработку товаров-изделий достаточно недели. На разработку товара- личности уходят… годы! От появления на свет (а ведь и этот акт в цивилизованных семьях планируют заранее, с определенным смыслом и конкретными намерениями!) до появления «в свете» могут пройти десятилетия. Исключением может быть лишь какая-то временная, эпизодическая акция: олимпиада, конкурс, ярмарка профессий или студенческих мест, турнир, кастинг, хит-парад и т.п.
Или та же «Фабрика звезд», где на разработку новой эстрадной дивы уходит каких-нибудь два-три месяца. В других случаях разработка товара- личности связана с воспитанием, получением образования, воинской службой, профессиональной адаптацией, переподготовкой и т.п. В каких-то случаях этот процесс затягивается на долгие годы, а в особых и на всю жизнь.
Дети–«вундеркинды» время от времени появляются и в нашей стране и за рубежом. Юные дарования шокируют своих сверстников своими необыкновенными способностями, провоцируют предприимчивых тренеров, педагогов, менеджеров на преждевременную «раскрутку» талантов, становящихся средством извлечения существенных прибылей. Нередко такому стремлению потворствуют амбициозные родители, стремящиеся к известности и славе, а то и того хуже – делающие бизнес на собственных детях.
В подобных случаях, говоря рыночным языком, мы имеем дело не с реализацией собственно товара, а со стремлением продать его полуфабрикат. Но будем помнить, что талантливый юный музыкант – это не мясной фарш, из которого опытная хозяйка может приготовить десяток блюд, а живой человек, у которого одна судьба, одна жизнь, за которую он в детстве и отрочестве ещё не способен отвечать сам. За его будущее отвечают до определенного времени взрослые люди – те, кому доверено обучение и воспитание будущих врачей и инженеров, физиков и космонавтов, артистов и художников.
Процесс разработки и реализации товаров-изделий проследить, в общем-то, достаточно просто. Готовые изделия или их рыночные образцы проходят так называемые рыночные испытания и только после этого запускаются в массовое производство. Лишь в отдельных случаях изделие создается и реализуется эксклюзивно (строительство коттеджа по индивидуальному проекту, изготовление зубного протеза в стоматологической клинике или кухонного гарнитура по эскизу заказчика на мебельной фабрике и т. п.), оно не запускается в массовое производство, а удовлетворяет потребности одного или нескольких человек. Личность же как товар всегда эксклюзивна. Уже в семье вы не найдете двух одинаковых детей, даже если речь идет о близнецах. В дошкольном учреждении вы увидите двух внешне похожих, но совершенно разных по характеру и поведению малышей. За время обучения в общеобразовательной школе эта дифференциация становится еще более ощутимой. Даже военная униформа не делает людей одинаковыми. Довольно четко устанавливаются между людьми различия в студенческой среде. И во всех этих случаях мы имеем дело с товаром-личностью – всегда штучным, всегда эксклюзивным, поскольку абсолютно идентичным может быть лишь человек-клон.
Условимся считать товаром-личностью человека, не просто достигшего определенного возраста, но занимающегося постоянно определенной профессией и имеющего специальное (среднее или высшее) профессиональное образование, т.е. специальность. Время, предшествующее приобретению личностью статуса специалиста, будем считать периодом разработки личности как товара.
Процесс развития личности привлекал и привлекает внимание большого числа специалистов, в первую очередь психологов и педагогов. В последние годы к «личностной» проблематике все чаще обращаются и отечественные культурологи.
М.А. Ариарский предусмотрительно замечает, что без систематического и целенаправленного руководства со стороны взрослых человеческий детёныш не может развиться в нормальное человеческое существо. Лишь в обществе приобретаются прямохождение, умение манипулировать предметами, пользоваться символами, мимическая выразительность, способность мыслить и иные свойственные человеку черты.
Современное человекознание стоит на позиции, исходящей из того, что каждый индивид в своем становлении и развитии проходит стадии хоминизации и социализации, большинство – инкультурации, многие достигают стадии индивидуализации, когда личность в полной мере реализует свои индивидуально творческие потенции, самореализуется. С одной стороны, и хоминизация, и социализация, и инкультурация, и индивидуализация представляют процессы, протекающие в рамках онтогенеза. Социализация немыслима без опоры на хоминизацию, инкультурация осуществляется на базе хоминизации и социализации, индивидуализация интегрирует в себе все, что освоил индивид на всех этапах своего развития. Однако, с другой стороны, эти процессы нельзя ранжировать в строгой последовательности, поскольку в значительной мере они носят взаимопроникающий характер.
Обретение индивидом общечеловеческих свойств и потенций, овладение санитарно-гигиеническими навыками, речью и способами элементарного общения – это процесс, который, несомненно, правомерно считать хоминизацией, но вместе с тем это и усвоение культуры. Точно так же, овладевая знаниями в области истории и литературы или постигая основы деловых и производственных отношений, человек переживает процесс социализации, но одновременно это и усвоение культуры в той ее части, которую данное общество считает непреложной (6, с. 79).
О социализации, её сущности и механизмах также сказано и написано достаточно.
Так, авторы пособия «Психология и педагогика» квалифицируют социализацию как процесс включения индивида в социальные отношения, в исторически сложившуюся систему общественных отношений.
Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.