Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2895

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смит развивает принцип «невидимой руки». Разрабатывая его пер­воначально применительно к одной стране, он затем распространяет свои выводы на весь мир.

Оригинальность теории Смита заключалась не в частностях, а в це­лом: его система явилась наиболее полным и совершенным выражени­ем идей и стремлений его эпохи – эпохи падения средневекового хо­зяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Постепенно идеи Смита нашли практическое применение на его роди­не, а затем и повсеместно…(с. 231).

В истории развития науки известно много крупных открытий. Но немногие из них можно сопоставить с тем, что сделал Менделеев – один из крупнейших химиков мира. Хотя со времени открытия его периоди­ческого закона, прошло много лет, никто не может сказать, когда будет до конца понято все содержание знаменитой «таблицы Менделеева»

Менделеев привел в систему разрозненные сведения об изоморфиз­ме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии. Он открыл критичес­кую температуру кипения, выше которой вещество не может находить­ся в жидком состоянии, разработал гидратную теорию растворов и поэтому, по праву считается выдающимся физико-химиком. Он провёл глубокие исследования свойств разреженных газов, показав себя прекрасным физиком-экспериментатором. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, до сих пор имеющую привер­женцев; разработал процесс приготовления бездымного пороха, изучал воздухоплавание, метеорологию, совершенствовал технику измерений… (с. 263).

Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека, создал высочай­шие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Очень многое из того, что сделал композитор, можно определить словом «впервые». Он создал новый симфонический жанр – трагичес­кую симфонию, новый для русской оперы жанр – лирико-психологическую драму. В историю музыки Чайковский вошел и как реформатор жанра балета, открыв эру симфонического балета…(с. 338).

Пикассо – крупнейший художник XX века и лидер авангардизма — принадлежит к числу гениев мировой живописи. Его взгляды и художественное творчество изменили привычные представления об искусстве, он оказал громадное влияние на художников всех стран. Пикассо обратился к поискам новых форм и выразительных средств, способных передать мироощущение современного человека. Благодаря своим творческим экспериментам, Пикассо создал новый язык искусст­ва. Одним из его крупнейших открытий стал кубизм…(с. 361).

Гениальный актер Станиславский был и гениальным режиссером-новатором, определившим своим постановочным искусством генераль­ную линию режиссерской эстетики XX века. Его постановки стали классическими. Он разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ – «систему Станиславского». Его идеи оказали огромное влияние на методы актерского мастерства в Европе и США… (с. 348).


Разные периоды истории. Разные сферы деятельности. Разное значение осуществлённого, найденного, достигнутого. Но во всех случаях неожиданно, талантливо, ново по духу и содержанию. Существуй в означенные времена маркетинг, кто-то из названных гениев или их современников проявил бы себя и в этой области человеческой практики.

Новый товар – понятие не однозначное. Так, в маркетинге личности в качестве «нового товара» могут рассматриваться и совершенно новый человек в коллективе, и давно работающий специалист, прошедший где-либо основательную переподготовку, и работник, сменивший область профессиональной деятельности (товар новой сферы применения), и сотрудник, переведенный из какой-либо другой организации (товар рыночной новизны). Однако во всех случаях кто-то должен позаботиться о его своевременном профессиональном определении, обучении и воспитании, взять на себя заботу о его трудоустройстве, сориентировать на успешное освоение определенной специальности, а, приняв на работу, обеспечить ему надлежащие условия для результативного труда, творческого роста и развития, для полной самореализации (приспособление к рынку).


5.2. Появление и формирование личности

В маркетинге личности мы сталкиваемся с важным понятием «разработка нового товара».

В общем случае, логика и порядок разработки новых товаров таковы:

А. Формирование идей

Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске таких идей являются потребители. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, групповых обсуждений, поступающих писем и жалоб. Другим источником идей являются ученые, поскольку они могут изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих товаров. Кроме того, фирме необходимо следить за товарами конкурентов, выявляя среди них наиболее привлекательные для покупателей. Еще одним хорошим источником идей служат торговый персонал и дилеры фирмы, находящиеся в повседневном контакте с покупателями. Среди прочих источников идей – изобре­татели, патентные поверенные, лаборатории университетов и ком­мерческие лаборатории, консультанты сферы промышленности, консультанты по проблемам управления, рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, профессиональные ассоциа­ции и отраслевые издания (46, с. 329).

В маркетинге личности идея «создания новых специалистов» в той или иной сфере деятельности может возникнуть в силу имеющейся в них общественной потребности. Было время, когда в природе вообще не существовало профессий режиссера телевидения, дизайнера, стилиста, программиста, имиджмейкера, не говоря уже о космонавтах, спичрайтерах, аудиторах, промоутерах, брокерах и т.п. Источником подобных идей могут выступать: общеобразовательная школа, занимающаяся профориентацией учащихся; семья, направляющая сына или дочь «по стопам родителей»; университет или колледж, осуществляющие подготовку специалистов для совершенно новой сферы деятельности; отдел кадров перепрофилированного предприятия, посылающий на переподготовку своих работников; отечественные и зарубежные СМИ, рассказывающие о новом для молодежи стиле или направлении; потребности в специалистах присущего для региона профиля производственно-экономической деятельности и др.


Не будем забывать, что «товар-личность», в отличие от «товара- изделия» способен и сам предложить идею разработки и совершенствования самого себя.

Б. Отбор идей

Цель отбора – как можно раньше выявить и отсеять непригод­ные идеи.

В большинстве фирм специалисты должны излагать идеи новинок в письменном виде на стандартных бланках, которые передаются затем на рассмотрение комиссии по новым товарам. В такой заявке содержится описание товара, целевого рынка и конку­рентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимости ее производства и нормы прибыли.

Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возни­кает вопрос, подходит ли она для конкретной фирмы – хорошо ли согласуется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами (46, с. 330).

В маркетинге личности этот этап так же важен. Что если какая-то общеобразовательная школа, вспомнив о советском опыте, бросит клич «Всем классом – на ферму!».

Ничем не лучше и наблюдающийся в наши дни массовый дрейф предприимчивых юношей и девушек на юридические и экономические факультеты с целью получения престижной специальности, а то и «хлебного местечка» в адвокатуре или экономическом управлении. Конкретный же человек, надумавший сменить специальность или сферу профессиональной деятельности, должен трезво взвешивать собственные ресурсы: возраст, состояние здоровья, наличие средств на обучение, семейное положение и т.п.

В. Разработка замысла и его проверка

Помните наш разговор о «товаре по замыслу»?

Теперь уцелевшие после отбора идеи надо превратить в замыслы товаров. Важно осознать четкое различие между идеей, замыслом и образом товара. Идея товара – это общее представление о возмож­ном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку. Замысел товара – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара – конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существую­щем или потенциальном товаре (46, с. 330).

Сегодня многие молодые люди стремятся любой ценой попасть в шоу-бизнес. Существует даже такая форма разработки, как «Фабрика звезд». Юношам и девушкам мерещатся бурные овации, горы цветов, баснословные гонорары, заграничные туры и прочие прелести публичной жизни.

Для многих соискателей мировой известности «Фабрика звезд» оборачивается «Фабрикой грез», а для кого-то и горьких слез разочарования. Вот почему и самому претенденту на славу, и тем, кто его «раскручивает», надо думать не о временном успехе в исполнительских искусствах, но о творческой судьбе, на которую у соискателя популярности и славы, возможно, просто недостает ресурсов.

Г. Разработка товара

Если замысел товара успешно преодолел этап анализа возмож­ностей производства и сбыта, начинается этап НИОКР, в ходе которого замысел должен превратиться в реальный товар. На этом этапе будет дан ответ, поддается ли идея товара воплощению в продукт рентабельный как с технической, так и с коммерческой точек зрения.


На создание удачного прототипа могут уйти дни, недели, месяцы и даже годы. Он должен воплощать в себе все необходимые функциональные характеристики, а также обладать всеми расчетными психологическими характеристиками (46, с. 335).

Вот здесь то и кроется разительное отличие маркетинга личности от маркетинга других типов. На разработку идеи может хватить суток. На разработку товаров-изделий достаточно недели. На разработку товара- личности уходят… годы! От появления на свет (а ведь и этот акт в цивилизованных семьях планируют заранее, с определенным смыслом и конкретными намерениями!) до появления «в свете» могут пройти десятилетия. Исключением может быть лишь какая-то временная, эпизодическая акция: олимпиада, конкурс, ярмарка профессий или студенческих мест, турнир, кастинг, хит-парад и т.п.

Или та же «Фабрика звезд», где на разработку новой эстрадной дивы уходит каких-нибудь два-три месяца. В других случаях разработка товара- личности связана с воспитанием, получением образования, воинской службой, профессиональной адаптацией, переподготовкой и т.п. В каких-то случаях этот процесс затягивается на долгие годы, а в особых и на всю жизнь.

Дети–«вундеркинды» время от времени появляются и в нашей стране и за рубежом. Юные дарования шокируют своих сверстников своими необыкновенными способностями, провоцируют предприимчивых тренеров, педагогов, менеджеров на преждевременную «раскрутку» талантов, становящихся средством извлечения существенных прибылей. Нередко такому стремлению потворствуют амбициозные родители, стремящиеся к известности и славе, а то и того хуже – делающие бизнес на собственных детях.

В подобных случаях, говоря рыночным языком, мы имеем дело не с реализацией собственно товара, а со стремлением продать его полуфабрикат. Но будем помнить, что талантливый юный музыкант – это не мясной фарш, из которого опытная хозяйка может приготовить десяток блюд, а живой человек, у которого одна судьба, одна жизнь, за которую он в детстве и отрочестве ещё не способен отвечать сам. За его будущее отвечают до определенного времени взрослые люди – те, кому доверено обучение и воспитание будущих врачей и инженеров, физиков и космонавтов, артистов и художников.

Процесс разработки и реализации товаров-изделий проследить, в общем-то, достаточно просто. Готовые изделия или их рыночные образцы проходят так называемые рыночные испытания и только после этого запускаются в массовое производство. Лишь в отдельных случаях изделие создается и реализуется эксклюзивно (строительство коттеджа по индивидуальному проекту, изготовление зубного протеза в стоматологической клинике или кухонного гарнитура по эскизу заказчика на мебельной фабрике и т. п.), оно не запускается в массовое производство, а удовлетворяет потребности одного или нескольких человек. Личность же как товар всегда эксклюзивна. Уже в семье вы не найдете двух одинаковых детей, даже если речь идет о близнецах. В дошкольном учреждении вы увидите двух внешне похожих, но совершенно разных по характеру и поведению малышей. За время обучения в общеобразовательной школе эта дифференциация становится еще более ощутимой. Даже военная униформа не делает людей одинаковыми. Довольно четко устанавливаются между людьми различия в студенческой среде. И во всех этих случаях мы имеем дело с товаром-личностью – всегда штучным, всегда эксклюзивным, поскольку абсолютно идентичным может быть лишь человек-клон.


Условимся считать товаром-личностью человека, не просто достигшего определенного возраста, но занимающегося постоянно определенной профессией и имеющего специальное (среднее или высшее) профессиональное образование, т.е. специальность. Время, предшествующее приобретению личностью статуса специалиста, будем считать периодом разработки личности как товара.

Процесс развития личности привлекал и привлекает внимание большого числа специалистов, в первую очередь психологов и педагогов. В последние годы к «личностной» проблематике все чаще обращаются и отечественные культурологи.

М.А. Ариарский предусмотрительно замечает, что без систематического и целенаправленного руководства со стороны взрослых человеческий детёныш не может развиться в нормальное человеческое существо. Лишь в обществе приобретаются прямохождение, умение манипулировать предметами, пользоваться символами, мимическая выразительность, способность мыслить и иные свойственные человеку черты.

Современное человекознание стоит на позиции, исходящей из того, что каждый индивид в своем становлении и развитии проходит стадии хоминизации и социализации, большинство – инкультурации, многие достигают стадии индивидуализации, когда личность в полной мере реализует свои ин­дивидуально творческие потенции, самореализуется. С одной стороны, и хоминизация, и социализация, и инкультурация, и индивидуализация пред­ставляют процессы, протекающие в рамках онтогенеза. Социализация немыс­лима без опоры на хоминизацию, инкультурация осуществляется на базе хоминизации и социализации, индивидуализация интегрирует в себе все, что освоил индивид на всех этапах своего развития. Однако, с другой стороны, эти процессы нельзя ранжировать в строгой последовательности, поскольку в значительной мере они носят взаимопроникающий характер.

Обретение индивидом общечеловеческих свойств и потенций, овладе­ние санитарно-гигиеническими навыками, речью и способами элементарного общения – это процесс, который, несомненно, правомерно считать хоминизацией, но вместе с тем это и усвоение культуры. Точно так же, овладевая знаниями в области истории и литературы или постигая основы деловых и производственных отношений, человек переживает процесс социализации, но одновременно это и усвоение культуры в той ее части, которую данное общес­тво считает непреложной (6, с. 79).

О социализации, её сущности и механизмах также сказано и написано достаточно.

Так, авторы пособия «Психология и педагогика» квалифицируют социализацию как процесс включения индивида в социальные отношения, в исторически сложившуюся систему общественных отношений.

Социализация осуще­ствляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.