Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2896

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на ин­дивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обу­чение и случайные социальные воздействия в деятельности и об­щении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различ­ные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта.

В названной работе раскрываются и социально-психологические механизмы социализации.

Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание – сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения и опыта других людей (в част­ности, манер, движений, поступков и т.п.).

Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индиви­дом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведе­ния одних людей (наблюдателя за действиями индивида, сопер­ника) на деятельность других, в результате которого их деятель­ность протекает интенсивнее.

Конформность – податливость влиянию группы, проявляюща­яся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства (1, с. 81-83).

В современной России, где гражданское общество переживает мучительную стадию своего формирования, процесс социализации личности протекает в крайне противоречивых формах. Неуверенность в завтрашнем дне, небывалое социальное расслоение общества, повсеместно распространившиеся коррупция и взяточничество, страсть к наживе, видимая и скрытая конкуренция, хищническое разбазаривание природных ресурсов, наркомания и алкоголизм – все эти и подобные им явления затрудняют и без того сложный процесс формирования личности современного молодого россиянина.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентаций. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. У каждого из этих институтов своя миссия, свои функции, свои нелегкие задачи.

По М.А. Ариарскому, личность выступает как субъект общечеловеческой деятельности, как субъект определенной социальной общности, как субъект индивидуального развития. На каждом уровне своего бытия, на каждом уровне субъективности индивид интегрируется в общество специфическим образом, оперирует специфической системой значений. На родовом уровне – это организм в един­стве своих психофизиологических функций; на уровне социальной общно­сти – носитель социально-культурных ролей, субъект определенной морали, субъект познания, субъект профессионально-трудовой деятельности, субъект семейно-бытовых отношений, субъект эстетического творчества и восприя­тия; на индивидуальном – субъект экзистенциальных состояний, выражаю­щих самотождественность личности и ее неповторимого бытия.


Особо важную роль в процессе становления личности играет семья, та первичная малая группа, в которой живет и воспитывается человек с момента рождения. Именно она, как правило, реально влияет на личность в крити­ческие периоды ее развития, когда психика наиболее чувствительна и пла­стична. В семье усвоение культуры происходит при непосредственном уча­стии подрастающего индивида. Ребенок находится в тесном эмоциональном общении с членами семьи, с помощью которых он приобретает навыки речи, мышления, предметных действий; учится ходить, различать интонационные оттенки голоса, пользоваться языком мимики, жестов. В семье ребенок практически впервые вступает в интенсивные и каждодневные взаимоотношения со взрослыми, представляющими для него мир культуры. Семья служит пер­вой непосредственно воспринимаемой «моделью» общества, а отношения в ней – основным образцом межличностных отношений. В первый период жизни ребенка он взаимодействует с обществом только через семью. Про­фессия родителей, их культурный уровень и общественные связи определя­ют социальный статус ребенка и дают ему чувство социальной принадлеж­ности. Родительские любовь и забота, психологическая зависимость ребенка от родителей создают в раннем возрасте оптимальные условия для пере­дачи и усвоения знаний и навыков. При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным и в высокой степени ин­дивидуализированным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребенка. В семье ребенок, по существу, знакомится со всеми возможными типами человеческих взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов. Здесь у него есть своя роль, свои функции в её хозяйственной жизни; практически взаимодействуя с взрослыми, участвуя в досуге семьи, он включается в принятые в данной микросфере структуру и характер общения, наконец, именно в семье развивается способность к ин­тимному душевному общению.

Можно с уверенностью сказать, что развитие самосознания, способность к усвоению важнейших социальных функций, формирование характера, общее психическое здоровье личности в первую очередь обусловлены отношением родителей к ребенку, связаны с его первыми семейными обязанностями, с царящей в семье общей нравственно-психологической атмосферой.

Внутренняя структура семьи, взаимоотношения меж­ду ее членами обусловлены не только их личными качествами, но и социальным положением семьи. Занятия родителей, дневная продолжительность их тру­да, сменность, сезонность, напряженность работы и связанные с ней бы­товые условия – все это может по-разному влиять на частоту, содержание, интенсивность родительских контактов с детьми, а следовательно, и на фор­мирование их личности. Эффективность семьи как института социализации и инкультурации зависит от места семьи в обществе, от того, в какое поло­жение поставлена женщина. Нехватка у родителей свободного времени, от­сутствие педагогических знаний, конфликты между ними могут свести эту эффективность к нулю (6, с. 91-92).


Современная российская семья испытывает влияние целого ряда неблагоприятных факторов, не способствующих целенаправленному и поступательному развитию личности: отсутствие в семье одного из родителей, жизнь на почти символическое социальное пособие, безработица, задержки с выплатой заработной платы, отсутствие в повседневном обиходе самого необходимого для нормальной жизнедеятельности. В этих условиях может произойти одно из двух – либо формирующаяся личность созреет для решительных шагов, чтобы навсегда покончить с полунищенским состоянием, либо еще в детстве смирится с полунищенским существованием и уже никогда не захочет и не сможет добиться успехов на каком-либо поприще. Жизнь, однако, полна примеров того, как откуда-нибудь из далекой глубинки, вопреки неблагоприятным условиям существования, пробивался самородок, добивавшийся больших высот в сфере профессиональной, чаще художественно-творческой деятельности.

Михаил Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Черный, братья Юрий и Виталий Соломины – все они родом из малоизвестных российских деревень, из простых крестьянских семей.

Но сколько одаренных, талантливых юношей и девушек не сумели или не могли «выбиться в люди» только потому, что родились и выросли в неблагополучных семьях, «задуманы» и «изготовлены» («товар по замыслу» – помните?) наспех, без предварительной «проработки».

И.П. Подласый (86; с. 102) приводит в своей «Педагогике» весьма грустную таблицу. В ней прослеживается влияние социальных условий на появление в семьях умственно отсталых детей (которых, заметим, и в России теперь рождается достаточно много). Приводимые данные получены в ходе обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей (см. таблицу 5).

Даже если только мысленно заменить Париж на Москву или любой другой российский город, станет ясно, что из такого «сырья» полноценного «продукта» не изготовить, даже если для этого придется привлечь всю современную систему образования и воспитания.

Другой сферой развития личности является образовательная система, включающая общеобразовательную школу, средние и высшие профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования и др.

Как отмечает тот же М.А. Ариарский, образование имеет целью передачу социально необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система до­бивается необходимого минимума знаний от каждого учащегося. Она опирает­ся на достижения мировой и отечественной науки, использует значительную часть накопленной обществом информации. Эффективности обучения она до­стигает при помощи специальных методических и организационных средств. Недостатком образовательных институтов является то, что при современ­ных методах обучения они не способны индивидуализировать процесс вос­питания и усвоения знаний и могут осуществлять лишь внешний, относитель­но формальный контроль за ним. Отношения воспитанников и воспитателей в системе образования близки к функционально-ролевому типу, условия для личностных контактов здесь часто оказываются недостаточными по сравнению с общеобразовательными целями.


Господствовавшая до недавнего времени техногенная концепция общественного развития с ее образом жизни, конкуренцией, криминализацией, политическими потрясениями и экономическими экспериментами, а точнее – метаниями из одной крайности в другую, социальной напряженностью, национальными трагедиями и необъявленными войнами, международным терроризмом и грозящей экологической катастрофой вызвали внутреннюю дисгармонию человека.

Таков печальный диагноз случившегося с нашим обществом и его гражданами. И эффективным «лекарством» от этой «болезни» может стать только адекватная времени концепция образования. Человек был и остается мерой всех вещей, поскольку все лучшее на земле создано его разумом и сотворено его руками. На смену техногенной эре приходит эра культурогенная, предполагающая качественное изменение существующей системы обра­зования, ее модернизацию.



Таблица 5


ФАКТОРЫ

Число случаев

на 150

нормальных детей

Число случаев на 150

слабо­умных детей

Неправильные роды

Судороги в детстве

Искусственное питание

Появление первого зуба не ранее 8 месяцев

Начало хождения после 24 месяцев

Первое слово после 24 месяцев

Неопрятное поведение после 36 месяцев

Недержание мочи в школьном возрасте

Дед со стороны матери алкоголик

Дед со стороны отца алкоголик

Бабушка со стороны отца алкоголичка

Бабушка со стороны матери алкоголичка

Дед или бабушка туберкулезны

Родители туберкулезны

Предки с нервными или психическими
болезнями

Предки с психическими болезнями, интернированные в больнице

Предки-эпилептики

Число братьев и сестер

Число умерших братьев и сестер

Из них умерших от судорог и болезней мозга

Отец – неквалифицированный рабочий

Мать работает вне дома

Отец был под судом и наказан

Мать была под судом и наказана

Число правонарушителей

На сколько лиц приходится одна комната

На сколько лиц приходится одна кровать

Заработок в семье на одно лицо во франках

6

3

29

3

4

3

3

2

7

8

1

0

27

38

28


5

4

438

71 (16%)

36(51%)

25

60

33

12

78

1,33

1,4

6,68


12

75

18

23

60

60

34

16

56

66

5

5

44

70

101


10

11

985

352(36%)

256(73%)

48

86

73

39

424

2,65

2,41

2,96



Становление и развитие личности в значительной мере происходит в вузе.

В последние годы в сфере профессионального образования получают развитие, к сожалению, не всегда позитивные тенденции. О чем идет речь?

Во-первых, небывалый доселе плюрализм в содержании образования. От гос­подствовавшей еще каких-нибудь десять лет назад унификации планов и учебных программ мы как-то незаметно перешли к отраслевым и региональным нововведе­ниям. Даже повсеместно вводимые Государственные образовательные стандарты не спасают от регионального учебно-методического авантюризма, порой трудно объ­яснить дрейф дисциплин федерального компонента из одного блока в другой, а дисциплины, вводимые «в связи с особенностями республики», безжалостно оттяги­вают на себя учебные часы, благодаря чему иные кафедры с вымученными специ­альностями и наспех сформулированными специализациями не только безбедно существуют, но и имитируют бурную педагогическую деятельность, иногда при пол­ном отсутствии компетентных преподавателей.


Во-вторых, налицо явное педагогическое формотворчество. Погоня за актив­ными методами обучения сменилась поголовной компьютеризацией, плохо обеспе­ченной профессиональным программированием. Работа иного студента с персо­нальным компьютером очень напоминает зал игровых автоматов на железнодорож­ном вокзале. Лишь бы светился экран, да мелькали забавные картинки. Семинары сменились тестированием, коллоквиумы – письменными заданиями, зачеты (а то и экзамены!) заменяются «автоматами», кроссы и отжимания по физкультуре... рефератами. Контрольные работы формализованы до предела, а их тематика, особенно в негосударственных вузах, годами не меняется. Известны случаи, когда преподаватели принимают и засчитывают... ксерокопии с одних и тех же работ. Как говорится, куда уж дальше.

В-третьих, получило развитие псевдоэкспериментаторство: без должных ос­нований сокращаются сроки обучения, дозволяется одновременное обучение в двух вузах (иногда еще и с одновременной работой в какой-либо коммерческой структу­ре!), студента все труднее застать на лекции.

Вызывает тревогу весьма противоречивая практика дистанционного обучения. Слов нет, заниматься самообразованием можно и с помощью ИНТЕРНЕТ, но пре­тендовать на получение диплома... От такого образования – один шаг до Арбата, где можно без особого труда купить корочки любого цвета и достоинства, а уж изготовить печать и того проще, это сделают вам в течение часа в любой мастерской.

В-четвертых, угрожающие масштабы обретает коммерциализация образова­ния. Понять ситуацию, конечно, можно: есть спрос на знания (или корочки?), учеб­ные заведения неважно финансируются государством... Но взгляните на прайс-лист иного вуза – там фигурируют буквально сумасшедшие расценки, которые, судя по всему, никак и никем не контролируются и не ограничиваются. И это при том, что в ином «храме науки» подчас кроме доски и мела в распоряжении студента нет ниче­го. Справедливо ли это?

В-пятых, джинном, выпущенным из кувшина, смотрится сегодня ком­мерческое, альтернативное, негосударственное образование. Наивно было бы пола­гать, что у всех новоиспеченных университетов, академий и колледжей, а их в России более 300, имеются законным порядком обретенные лицензии и аккредитации. Хорошо еще если им уда­ется заполучить в свое распоряжение часть высококвалифицированных преподава­телей из государственных вузов. А если нет? А если фамилии известных ученых используются лишь для оформления документов на лицензирование, а учебный процесс оказывается в руках случайных людей, не имеющих никакого отношения к вузовской работе, но жаждущих прибылей? Не пришло ли время провести в этой области объективную и тщательную инвентаризацию? Образование не может и не должно оставаться в руках невежественных людей!