Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2897

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуация с негосударственными учебными заведениями не может не вызывать тревоги еще и потому, что во многих случаях здесь напрочь отсутствует воспитание. Выпускники с высшим образованием и … начальным воспитанием – увы, сегодня не редкость!

В пятом номере газеты «Реакция» (2005 г.) представители разных поколений известных людей делятся опытом по поводу того, как устроить личную жизнь, не имея специального образования, как состояться «без корочки». Ниже приводится часть этих «легенд».

Капитолина Деловая. Личные данные: му­зыкальный критик, пресс-секретарь Земфиры.

Образование: незакон­ченный филологический факультет Московского пе­дагогического университета им. Ленина.

«Ни филологический фа­культет, ни даже журфак не дадут тебе никаких профес­сиональных нужностей, что­бы ты мог работать в газете или на телевидении. Я учи­лась на втором курсе, когда поняла, что я теряю время. Поэтому пойду-ка я лучше похожу в корреспондентах, побегаю в репортерах для начала, чем буду сидеть и слушать этот ненужный в жизни бред. Думаю, если б я училась на журфаке, я бы и оттуда сбежала.

Мне предлагали диплом сделать каким-то есте­ственным образом. Но за­чем же так? Я не чувствую, что нужно какое-то доказа­тельство моей профессио­нальной состоятельности в виде «корочки». Мне это да­же кажется каким-то бре­дом – вот зачем мне сейчас «корочка»? Я и так отвечаю за то, что в жизни делаю. А на факультете журналисти­ки по моим публикациям те­перь защищают дипломы и пишут курсовые по поводу расхождения с канонами»…

Светлана Доля. Личные данные: РR-директор журнала «Playboy».

Образование: неза­конченный факультет журналистики МГУ им. Ломоносова.

«Учебу я забросила, ког­да меня позвали работать РR-менеджером в журнал «Уеs!» Собственно, тогда мне стало ясно, что на журфаке меня учат тому, что применить к своей деятель­ности я не могу вообще ни­как. Последней каплей стал экзамен по специальности. Преподавательница упре­кала меня, что я отвечаю не с точки зрения теории, а с точки зрения практики, и попыталась мне поставить тройку. Я, естественно, ста­ла сопротивляться. Она до­стала журнал «Уеs!» и в ка­честве примера «хорошего, грамотного» интервью от­крыла материал о группе «Океан Эльзы». Я показала фамилию автора интервью, которой она до этого не за­метила. Это был мой текст. Мне поставили «отлично», но на журфаке я больше не появлялась.

Я работаю уже в третьем издательском доме на не­плохих позициях. На собе­седованиях о дипломе ме­ня если и спрашивали, то вскользь. Гораздо больше интересовал опыт работы и контакты. Вопросы воз­никали только в кадровых отделах при оформлении бумаг, но больших проблем из-за этого не возникало».

Иосиф Бродский. Образование: в 15 лет ушел из школы.

Чем знаменит: писал стихи. Нобелевская премия по литературе.


Трудовая деятель­ность: начал работать фре­зеровщиком на военном заводе. Потом решил стать хирургом, начал работать помощником прозектора в морге госпиталя тюрь­мы «Кресты». В 1964 году был привлечен к суду по обви­нению в тунеядстве. На су­де были озвучены 13 опро­бованных им профессий, среди них: техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф, переводчик.

Джон Дэвисон Рокфеллер. Образование: среднее.

Чем знаменит: в 1917 году личное состояние Джона Дэвисона оценивалось в сумму от 900 млн до 1 млрд долларов, что составляло 2,5% от тогдашнего ВВП США. В современном экви­валенте Рокфеллер владел примерно 150 млрд. долларов. До сих пор он остается богатейшим человеком в мире. К концу жизни Рок­феллер помимо долей в каждой из 32 «дочек» Standart Oil владел шестнад­цатью железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью бан­ками, шестью пароходствами, девятью риэлторскими фирмами и тремя апельси­новыми рощами.

Итак, без диплома устроить свою жизнь можно. Но нужно ли? Вот что об этом думает Лия Телипман (её письмо опубликовано в том же номере газеты «Реакция»:

«Можно сколь угодно скептически относиться к университетским брендам, но отрицать, что вузы дают нечто большее, неже­ли диплом,— глупо, учеба в вузе – это не усвоение набора сведений, это формирование личности.

«Особый отпечаток» ка­чественного образова­ния, чувство принадлеж­ности к определенной среде и культуре – мет­ки, которые при извест­ных условиях могут ока­заться важнее миллион­ных счетов и бассейнов с шампанским.

Я получаю сейчас вто­рое высшее, очень спе­цифическое, которое вряд ли пригодится мне в Рос­сии. Однако для меня это, прежде всего, способ войти в новое профессиональное сообщество, создать новую среду общения. По-моему, это значительно ценнее и «корочки», и «хлебного мякиша».

Мощным стимулятором процесса развития и социализации личности выступают в наше время средства массовой информации – радио, телевидение, печать, Интернет. СМИ – это кафедра, с которой можно сказать людям много умного и полезного из того, что необходимо для будущего профессионального самоопределения.

Особенно привлекают молодых людей передачи, проходящие в диалоговой форме: «Времена», «Момент истины», «Основной инстинкт» и т.п. Следя за логикой рассуждений участников телерадиопередач, юноши и девушки учатся культуре речи, умению аргументировать и отстаивать собственную позицию в споре. Еще больше возможностей открывается при обращении к содержательным и актуальным сайтам Интернета. Однако, как правильно замечает М.А. Ариарский, в многообразии средств массовой информации заложен огромный созидательно-организующий, просветительный и развлекательный потенциал, но эти же средства готовы нести и негативную, деструктивную информацию. Интеллектуальная, эстетическая культура личности в значительной мере выражается в избирательном отношении к различным источникам информации, в способности её критической оценки и осмысленного восприятия.


С ранних лет перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы, молодыми рабочими самых разных профессий открывается еще одна возможность целенаправленного формирования и развития. Речь идет о включении молодежи в систему социально-культурной деятельности. Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой, дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни общеобразовательная школа или даже высшая школа, ни средства массовой информации с их многомиллионным охватом населения. В социально-культурной сфере молодой человек не только слушает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или виртуальном мире, но и имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социальнополезную деятельность. Любой психолог скажет вам, что психика человека формируется и развивается гораздо активнее и результативнее в ситуациях, когда субъект воспитания не только пассивно потребляет информацию или обменивается ею с другими, но когда он непосредственно включается в деятельность. Ни семья, ни СМИ, ни преподаватели или учителя не заменят юношам девушкам их реального участия в деятельности организаций социально-культурной сферы.

К инфраструктуре социально-культурной сферы как совокупности ма­териальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, ин­формационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей и развитие их творческих потенций, относятся:

учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, худо­жественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности;

научно-просветительные учреждения (музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки, библиотеки, лектории, планетарии, зоопарки, бота­нические сады и т.д.);

культуроохранительные институты (заповедники, центры экологиче­ской культуры, архивы, реставрационные мастерские и т.п.);

культурно-досуговые учреждения (клубы, Дома и Дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, Дома художественного и технического творчества, концертные учреждения, дома торжеств и т. д. );

ведомственные культурно-просветительные учреждения (Дома офи­церов, солдатские клубы, Дома культуры милиции, Дома медицинского просвещения, Дома творческих работников – (писателей, художников, компо­зиторов, актеров и т.д.);

санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря отдыха, базы досуга, стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т. д.);


туристско-экскурсионные учреждения (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п.);

учреждения развлекательно-коммерческого досуга: мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино, рестораны, кафе, сауны, бильярдные и иные центры игрового досуга.

Для маркетинга личности включенность ребенка, подростка, юноши в систему социально-культурной деятельности означает обретение развивающейся личностью дополнительных свойств и качеств, что позднее будет квалифицировано как полезные «подкрепления» к основному товару.

Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сферы как любительство, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике или, говоря маркетинговым языком, делали представляемый на рынок товар (в нашем случае «товар-личность») не только привлекательным, но и конкурентоспособным. Об этом достаточно убедительно рассказал в учебном пособии «Культурология досуга» Ю.А.  Стрельцов.

Выдающийся индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знаменательного в плане рассматриваемой нами проблемы высказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия, многое свершалось теми, кого назы­вали обычно дилетантами. Применительно к физике этот факт прямо под­тверждают в совместно написанной книге А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «Уди­вительно, что почти все фундаментальные работы о природе теплоты – читаем мы здесь, – были сделаны не физиками-профессионалами, а людьми, которые рассматривали физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джо­уле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических закономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструирован­ных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли дилетанты и в развитие высшей математики. Выдающийся французский математик Ж.Д'Аламбер был по профессии врачом. Д. Эйлер стал математиком, бросив фило­логию. П. Ферми и отец буквенной алгебры Ф. Виет являлись по базовому об­разованию юристами. Математика была любительским увлечением для фран­цузского офицера Р. Декарта, но именно здесь он достиг поистине грандиоз­ных результатов.

Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую маши­ну. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.


Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных открытий в астрономии. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Амери­канский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных фак­торов. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из осново­положников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и не­сколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Циолковский, разработавший тео­рию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь ос­тавался скромным учителем.

Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии художествен­ной культуры, особенно в российской истории. Уникален их вклад в становле­ние отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких извест­ных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Величайшей за­слугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любительских групп Московского художественного те­атра.

Любители внесли большой вклад в развитие российского музыкального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором десяти опер, 250 роман­сов, целого ряда вокально-симфонических произведений. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа романсов и пьес для фортепиано.

Показательна в аспекте рассматриваемой нами проблемы история созда­ния знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композито­ра, предпочтение отдали очень талантливому дилетанту, окончившему инсти­тут путей сообщения и трудившемуся затем в военных поселениях Алексею Федоровичу Львову. «Молитва русского народа», которую все у нас знают, как «Боже царя храни», на долгие годы стала с тех пор официальным обще­признанным гимном России. Кстати говоря, сделанным в музыкальном плане весьма талантливо.

История художественней культуры, как нашей, так и зарубежной, сви­детельствует, что именно любители стали основателями целого ряда совер­шенно новых течений и направлений в области музыкального искусства. Итальянские непрофессионалы Я. Кореи и Дж. Барду являются изобретателя­ми оперы. Американский парикмахер из Нового Орлеана Бадди Болден заслу­женно считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливер­пульская четверка любителей из ансамбля «Битлз» открыла эпоху рок- музыки (114; с. 8-10).

Итак, занятия любительством, а в современных условиях включение в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – благо.