ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2897
Скачиваний: 4
Ситуация с негосударственными учебными заведениями не может не вызывать тревоги еще и потому, что во многих случаях здесь напрочь отсутствует воспитание. Выпускники с высшим образованием и … начальным воспитанием – увы, сегодня не редкость!
В пятом номере газеты «Реакция» (2005 г.) представители разных поколений известных людей делятся опытом по поводу того, как устроить личную жизнь, не имея специального образования, как состояться «без корочки». Ниже приводится часть этих «легенд».
Капитолина Деловая. Личные данные: музыкальный критик, пресс-секретарь Земфиры.
Образование: незаконченный филологический факультет Московского педагогического университета им. Ленина.
«Ни филологический факультет, ни даже журфак не дадут тебе никаких профессиональных нужностей, чтобы ты мог работать в газете или на телевидении. Я училась на втором курсе, когда поняла, что я теряю время. Поэтому пойду-ка я лучше похожу в корреспондентах, побегаю в репортерах для начала, чем буду сидеть и слушать этот ненужный в жизни бред. Думаю, если б я училась на журфаке, я бы и оттуда сбежала.
Мне предлагали диплом сделать каким-то естественным образом. Но зачем же так? Я не чувствую, что нужно какое-то доказательство моей профессиональной состоятельности в виде «корочки». Мне это даже кажется каким-то бредом – вот зачем мне сейчас «корочка»? Я и так отвечаю за то, что в жизни делаю. А на факультете журналистики по моим публикациям теперь защищают дипломы и пишут курсовые по поводу расхождения с канонами»…
Светлана Доля. Личные данные: РR-директор журнала «Playboy».
Образование: незаконченный факультет журналистики МГУ им. Ломоносова.
«Учебу я забросила, когда меня позвали работать РR-менеджером в журнал «Уеs!» Собственно, тогда мне стало ясно, что на журфаке меня учат тому, что применить к своей деятельности я не могу вообще никак. Последней каплей стал экзамен по специальности. Преподавательница упрекала меня, что я отвечаю не с точки зрения теории, а с точки зрения практики, и попыталась мне поставить тройку. Я, естественно, стала сопротивляться. Она достала журнал «Уеs!» и в качестве примера «хорошего, грамотного» интервью открыла материал о группе «Океан Эльзы». Я показала фамилию автора интервью, которой она до этого не заметила. Это был мой текст. Мне поставили «отлично», но на журфаке я больше не появлялась.
Я работаю уже в третьем издательском доме на неплохих позициях. На собеседованиях о дипломе меня если и спрашивали, то вскользь. Гораздо больше интересовал опыт работы и контакты. Вопросы возникали только в кадровых отделах при оформлении бумаг, но больших проблем из-за этого не возникало».
Иосиф Бродский. Образование: в 15 лет ушел из школы.
Чем знаменит: писал стихи. Нобелевская премия по литературе.
Трудовая деятельность: начал работать фрезеровщиком на военном заводе. Потом решил стать хирургом, начал работать помощником прозектора в морге госпиталя тюрьмы «Кресты». В 1964 году был привлечен к суду по обвинению в тунеядстве. На суде были озвучены 13 опробованных им профессий, среди них: техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф, переводчик.
Джон Дэвисон Рокфеллер. Образование: среднее.
Чем знаменит: в 1917 году личное состояние Джона Дэвисона оценивалось в сумму от 900 млн до 1 млрд долларов, что составляло 2,5% от тогдашнего ВВП США. В современном эквиваленте Рокфеллер владел примерно 150 млрд. долларов. До сих пор он остается богатейшим человеком в мире. К концу жизни Рокфеллер помимо долей в каждой из 32 «дочек» Standart Oil владел шестнадцатью железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью банками, шестью пароходствами, девятью риэлторскими фирмами и тремя апельсиновыми рощами.
Итак, без диплома устроить свою жизнь можно. Но нужно ли? Вот что об этом думает Лия Телипман (её письмо опубликовано в том же номере газеты «Реакция»:
«Можно сколь угодно скептически относиться к университетским брендам, но отрицать, что вузы дают нечто большее, нежели диплом,— глупо, учеба в вузе – это не усвоение набора сведений, это формирование личности.
«Особый отпечаток» качественного образования, чувство принадлежности к определенной среде и культуре – метки, которые при известных условиях могут оказаться важнее миллионных счетов и бассейнов с шампанским.
Я получаю сейчас второе высшее, очень специфическое, которое вряд ли пригодится мне в России. Однако для меня это, прежде всего, способ войти в новое профессиональное сообщество, создать новую среду общения. По-моему, это значительно ценнее и «корочки», и «хлебного мякиша».
Мощным стимулятором процесса развития и социализации личности выступают в наше время средства массовой информации – радио, телевидение, печать, Интернет. СМИ – это кафедра, с которой можно сказать людям много умного и полезного из того, что необходимо для будущего профессионального самоопределения.
Особенно привлекают молодых людей передачи, проходящие в диалоговой форме: «Времена», «Момент истины», «Основной инстинкт» и т.п. Следя за логикой рассуждений участников телерадиопередач, юноши и девушки учатся культуре речи, умению аргументировать и отстаивать собственную позицию в споре. Еще больше возможностей открывается при обращении к содержательным и актуальным сайтам Интернета. Однако, как правильно замечает М.А. Ариарский, в многообразии средств массовой информации заложен огромный созидательно-организующий, просветительный и развлекательный потенциал, но эти же средства готовы нести и негативную, деструктивную информацию. Интеллектуальная, эстетическая культура личности в значительной мере выражается в избирательном отношении к различным источникам информации, в способности её критической оценки и осмысленного восприятия.
С ранних лет перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы, молодыми рабочими самых разных профессий открывается еще одна возможность целенаправленного формирования и развития. Речь идет о включении молодежи в систему социально-культурной деятельности. Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой, дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни общеобразовательная школа или даже высшая школа, ни средства массовой информации с их многомиллионным охватом населения. В социально-культурной сфере молодой человек не только слушает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или виртуальном мире, но и имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социальнополезную деятельность. Любой психолог скажет вам, что психика человека формируется и развивается гораздо активнее и результативнее в ситуациях, когда субъект воспитания не только пассивно потребляет информацию или обменивается ею с другими, но когда он непосредственно включается в деятельность. Ни семья, ни СМИ, ни преподаватели или учителя не заменят юношам девушкам их реального участия в деятельности организаций социально-культурной сферы.
К инфраструктуре социально-культурной сферы как совокупности материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей и развитие их творческих потенций, относятся:
– учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);
– творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности;
– научно-просветительные учреждения (музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки, библиотеки, лектории, планетарии, зоопарки, ботанические сады и т.д.);
– культуроохранительные институты (заповедники, центры экологической культуры, архивы, реставрационные мастерские и т.п.);
– культурно-досуговые учреждения (клубы, Дома и Дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, Дома художественного и технического творчества, концертные учреждения, дома торжеств и т. д. );
– ведомственные культурно-просветительные учреждения (Дома офицеров, солдатские клубы, Дома культуры милиции, Дома медицинского просвещения, Дома творческих работников – (писателей, художников, композиторов, актеров и т.д.);
– санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря отдыха, базы досуга, стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т. д.);
– туристско-экскурсионные учреждения (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п.);
– учреждения развлекательно-коммерческого досуга: мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино, рестораны, кафе, сауны, бильярдные и иные центры игрового досуга.
Для маркетинга личности включенность ребенка, подростка, юноши в систему социально-культурной деятельности означает обретение развивающейся личностью дополнительных свойств и качеств, что позднее будет квалифицировано как полезные «подкрепления» к основному товару.
Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сферы как любительство, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике или, говоря маркетинговым языком, делали представляемый на рынок товар (в нашем случае «товар-личность») не только привлекательным, но и конкурентоспособным. Об этом достаточно убедительно рассказал в учебном пособии «Культурология досуга» Ю.А. Стрельцов.
Выдающийся индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знаменательного в плане рассматриваемой нами проблемы высказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия, многое свершалось теми, кого называли обычно дилетантами. Применительно к физике этот факт прямо подтверждают в совместно написанной книге А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «Удивительно, что почти все фундаментальные работы о природе теплоты – читаем мы здесь, – были сделаны не физиками-профессионалами, а людьми, которые рассматривали физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джоуле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических закономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли дилетанты и в развитие высшей математики. Выдающийся французский математик Ж.Д'Аламбер был по профессии врачом. Д. Эйлер стал математиком, бросив филологию. П. Ферми и отец буквенной алгебры Ф. Виет являлись по базовому образованию юристами. Математика была любительским увлечением для французского офицера Р. Декарта, но именно здесь он достиг поистине грандиозных результатов.
Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.
Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных открытий в астрономии. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Американский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных факторов. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из основоположников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и несколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Циолковский, разработавший теорию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь оставался скромным учителем.
Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии художественной культуры, особенно в российской истории. Уникален их вклад в становление отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких известных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Величайшей заслугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любительских групп Московского художественного театра.
Любители внесли большой вклад в развитие российского музыкального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором десяти опер, 250 романсов, целого ряда вокально-симфонических произведений. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа романсов и пьес для фортепиано.
Показательна в аспекте рассматриваемой нами проблемы история создания знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композитора, предпочтение отдали очень талантливому дилетанту, окончившему институт путей сообщения и трудившемуся затем в военных поселениях Алексею Федоровичу Львову. «Молитва русского народа», которую все у нас знают, как «Боже царя храни», на долгие годы стала с тех пор официальным общепризнанным гимном России. Кстати говоря, сделанным в музыкальном плане весьма талантливо.
История художественней культуры, как нашей, так и зарубежной, свидетельствует, что именно любители стали основателями целого ряда совершенно новых течений и направлений в области музыкального искусства. Итальянские непрофессионалы Я. Кореи и Дж. Барду являются изобретателями оперы. Американский парикмахер из Нового Орлеана Бадди Болден заслуженно считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливерпульская четверка любителей из ансамбля «Битлз» открыла эпоху рок- музыки (114; с. 8-10).
Итак, занятия любительством, а в современных условиях включение в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – благо.