Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2898

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, как отмечает тот же Ю.А. Стрельцов, именно сегодня в этой области деятельности появляются проблемы. И касаются они, как ни странно, современной рыночной ситуации.

В условиях рынка заметно снизилась доступность многих досуговых занятий – большему числу людей они стали явно не по карману. Перейдя в значительной своей части в ведение различных никому неподконтрольных коммерческих структур, целиком и полностью ориентированных на прибыль, досуговые центры начали выходить за рамки культурного пространства. К сожалению, оказалось, что зарабатывать деньги здесь легче всего на эксплуатации человеческих слабостей. Необычайно прибыльным стало «крутящееся колесо» вокруг деформированной сексуальной про­блематики, эпатажной агрессии, заигрывание с мистикой и другими подобными явлениями. В сферу досугово-бытового поведения стали усиленно «заползать» ал­коголизм и наркомания, половая распущенность. В значительной своей части досуг начал элементарно выпадать из сферы культуры вообще.

Не станем рассматривать на страницах нашей книги структурные элементы формирующейся личности. Оставим эти вопросы нашим смежникам – педагогам, психологам, социологам и др.

Будем помнить, что на этапе разработки товара – формирования личности – происходит постепенное её превращение в «товар в реальном исполнении», а в значительном числе случаев и в «товар с подкреплением». На рассматриваемом этапе товаропроизводитель принимает ряд ответственных решений:

Во-первых, надо определиться по поводу товарной марки. Задача заключается в том, чтобы надежно позиционировать марку и имидж товара в умах, в сознании потенциальных потребителей.

К примеру, артисту эстрады надо придумать сценическое имя. С легкой руки «продюсеров советской эпохи» Юрий Тимошенко и Ефим Березин вошли в историю отечественной эстрады как «Тарапунька» и «Штепсель». Одессита Лазаря Вайсбейна, создателя отечественного джаза («Тел-джаз»), известного актера и певца, советская публика знала как … Леонида Утесова.

Свои сценические имена имели и клоуны: «Карандаш», «Рыжий», «Андрюша», «Клоун Май» и др. Делается это с единственной целью: имена исполнителей должны быть и легко произносимыми и быстро запоминающимися.

Во-вторых, у популярной личности должен быть какой-то фирменный знак, по которому личность могла бы стать легко узнаваемой. Легко запомнить черную шляпу М. Боярского, клетчатую кепку Олега Попова. А повседневная рабочая блуза, в которой любил прогуливаться по аллеям «Ясной Поляны» автор «Войны и мира» дала название фасону одежды советских чиновников, предпочитавших «толстовку» классическому пиджаку бюрократа.

В-третьих, в ряде случаев должен быть зарегистрирован товарный знак. Речь идет о марке или её части, обеспеченной правовой защитой. У ученого-физика это может быть патент на изобретение. У писателя – название романа или повести. У деятеля эстрадного искусства – зарегистрированное право собственности на запись какого-либо произведения, у вузовского педагога – разработанная им методика (изучение иностранного языка по методу Илоны Давыдовой), у врача – способ лечения какого-либо недуга (дыхательная гимнастика по методу…) и т.п. В отдельных случаях товарный знак регистрируется в торговой палате.


В-четвертых, необходимо позаботиться о персонифицированной товарной марке или товарном образе. Даже по внешнему виду легко угадать в толпе фигуру Чарли Чаплина. Свой сценический и экранный образ имели Аркадий Райкин и Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов. Есть свои образы и в сфере политической жизни. Трудно с кем-либо спутать эксцентричного В. Жириновского, бесноватого Адольфа Гитлера, толстоватого и неуклюжего с виду У. Черчиля. Сами люди (в маркетинге – потребители) легко придумывают для таких политиков образные имена и клички: «Жирик» (В. Жириновский), «Киндер-сюрприз» (С. Кириенко), «Рыжий» (А. Чубайс) «Георгий Георгиевич» (Дж. Буш-младший) и др.

Как уже отмечалось, определенный моральный вес придает личности спецшкола, оконченная с каким-либо «уклоном», престижное высшее учебное заведение, а в сфере искусства – громкое имя отца или матери, давно известных и горячо любимых публикой. Примеров тому масса: Кристина Орбакайте (дочь А. Пугачевой), Илона Броневицкая и Стас Пьеха (соответственно дочь и внук Э. Пьехи), Александр Лазарев (сын А. Лазарева- старшего и С. Немоляевой); стали известны благодаря своему происхождению Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Константин и Екатерина Райкины; «засвечены» детьми Инна Чурикова, Ирина Скобцева, Сергей Бондарчук, Олег Стриженов, Никита Михалков, Михаил Боярский, Александр Малинин и многие другие популярные вчера и/или сегодня деятели отечественного искусства. Такого рода «семейственность» наблюдается и в других сферах деятельности (наука, техника, медицина, педагогика, военное дело и др.), собственно, ничего худого в этом нет. Если, конечно, дети не менее талантливы, чем их родители. Но, увы, это случается не всегда…

Достоинства и преимущества использования товарных марок в маркетинге раскрыты давно: облегчается идентификация товаров («гарвардские мальчики»), обеспечивается гарантия качества (в «Виртуозах Москвы» под руководством В. Спивакова музыкантов «второго сорта» быть не может), придается то или иное значение предлагаемому к реализации продукту (объект строят наши специалисты или зарубежные, более опытные), возрастает престиж товара (этот профессор «поставил на крыло» таких видных ученых, как…), уменьшается потребительский риск (шунтирование сердца лучше делать у американского хирурга Дебейке), облегчается сегментация рынка и последующий сбыт товаров (артист выезжает с новой программой туда, где его ждут, где гарантирован сбор), упрощается вывод на рынок нового товара, о котором потребители еще мало знают (практически любой фильм Э. Рязанова или Н. Михалкова становится «кассовым»).

В-пятых, в процессе разработки товара-личности необходимо позаботиться и об упаковке.

В каком костюме предстанет специалист перед работодателем? В каком виде известный «товар» появляется на публике (даже путана окажется невостребованной, если на Тверскую она выйдет неряшливо одетой), что представляет собой лаборатория ученого, клиника врача, кафедра профессора, мастерская художника, кабинет писателя? Кто сопровождает востребованную личность на сцене и в жизни?


Упаковка в маркетинге личности важна ещё и в плане повторного «использования» специалиста в том или ином виде деятельности. Если он не сумел произвести на покупателя (работодателя, заказчика, зрителей) благоприятного впечатления, ему вряд ли удастся изменить к себе отношение на данном сегменте рынка. А если этот сегмент – вся страна, перед которой новоиспеченная эстрадная звезда показалась в невыгодном для неё свете? Упаковка необходима и для улучшения коммуникаций с потребителями. Желая завоевать признание публики, «товар» из сферы шоу-бизнеса придумывает себе совершенно несуразный образ, обнажая при этом собственное тело, усердствуя в пирсинге, нательных рисунках, обезображивая прическу, цепляя на себя всевозможные кресты, цепи и прочие атрибуты легковесного имиджа. Лишь бы понравиться экзальтированной, незрелой публике, тем не менее вносящей в кассу вполне реальные рубли, а то и «баксы». Что ж, какова публика, таковы и средства коммуникации с нею. В других случаях во время реализации товара- личности потребителям предлагаются сопутствующие атрибуты: видеокассеты, репродукции, лазерные диски, рекламные плакаты или открытки, фирменные духи («Алла»), сувениры, печатные (научные и художественные) издания. Все эти и подобные им атрибуты могут усиливать глубину восприятия публикой ученого, артиста, писателя, художника, способствовать его продвижению на тот или иной сегмент рынка.

Своя экипировка будет у спортсмена, политического кандидата, молодого ученого.

На первый взгляд все это малозначащие моменты. Главное – знания, и навыки, т.е. профессиональное мастерство. Жизнь, практика не подтверждает этого. И профессиональное мастерство (которое ещё предстоит доказать!), и «упаковка» претендента на ту или иную должность важны едва ли не в одинаковой степени. Мы ещё вернемся к этой теме, когда речь пойдет об имидже личности.

Д. Испытание товара в рыночных условиях

Создателю нового товара важно апробировать его в рыночной ситуации. Станут ли товар покупать? Кто и как часто? Будет ли товар замечен и по – достоинству оценен потребителями? Окупятся ли, хотя бы частично, затраты, понесенные в связи с разработкой товара?

Зачастую оказывается, что многие потребители, апробовавшие товар, не совершают повторной покупки, выражая тем самым определенную неудовлетворенность им. Может статься, что покупка, совершенная один раз, затем почти не повторяется. Или же высокая оценка товара может сопровождаться низкой частотностью покупок, поскольку покупатели решают пользоваться товаром только по особым случаям (46, с. 337).

Бракованное изделие можно возвратить производителю или продавцу. Существует даже «Закон о защите прав потребителей». Но кто защитит права избирателей, если в губернаторах оказался актер Голливуда? Кто защитит студентов от «тупого доцента», пришедшего в институт «всерьез и надолго»? Где взять терпение российским радиослушателям, вынужденным ежедневно слушать «Рлусское рладио» с дикторлами, стрладающими невернлным прлоизношением?


Не секрет, что многие выпускники даже престижных столичных вузов оказываются вынужденными работать в сфере, не имеющей никакого отношения к записанной в дипломе квалификации?

А бездарные музыканты, беспомощные руководители, бестолковые учителя, допинговые чемпионы, недобросовестные врачи, безответственные депутаты – откуда берутся они? Кто их задумывает и разрабатывает, и почему они не выдерживают испытания рынком?

Е. Развертывание коммерческого производства

Испытания в рыночных условиях дают достаточный объем информации для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма приступает к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы. К примеру, «раскрутка» артиста с помощью PR-кампании обходится в 700-4000 долларов.

Стоимость клипов у именитых клипмейкеров достигает 30 тыс. долларов. Изготовление фотографий артиста для журналов с глянцевой обложкой обходится в 1000-1500 долларов. Спрашивается, откуда у молодого исполнителя могут взяться такие деньги, если он только ещё выходит в эфир? Ведь не у каждой «звезды» папа владеет нефтяной жилой.

В промышленности и торговле такие вопросы решаются несколько иначе. Обычно здесь устанавливают временной график последовательного освоения рынков. В частности, небольшие фирмы выбирают привлекательный для себя город и проводят блиц-кампанию по выходу на его рынок. Затем таким же образом один за другим осваиваются рынки других городов. Крупные фирмы выпускают новинку сначала на рынки какого-то одного региона, потом другого. Фирмы, располагающие сетями общенационального распределения, нередко выпускают свои новые модели сразу на общенациональный рынок (46, с. 339).

Но шоу-бизнесу некогда осваивать рынки поэтапно. Звездам и их продюсерам надо всё «здесь и сейчас». Отсюда – масса разочарований и «звёзд» и их поклонников, которые всё чаще «голосуют ногами», оставляя пустыми концертные залы.

Таковы, в общих чертах, особенности, условия и факторы разработки «товара-личности». Ранее мы условились считать готовым к реализации товаром-личностью человека, избравшего ту или иную работу делом своей жизни, получившего специальное (высшее или среднее) профессиональное образование, имеющего документально (диплом, свидетельство, удостоверение) подтвержденную квалификацию и в конечном итоге готового к самостоятельной профессиональной деятельности в той или иной области общественного производства.

Итак, родители, воспитатели, школьные учителя, вузовские преподаватели, военные командиры и др. позаботились о социальном созревании и профессиональной подготовке личности к жизни, к созидательному труду.

А что же сам индивид, что сделал он для становления себя самого как личности?

В завершающей части главы обратим внимание на саморазвитие личности. Как на это смотрит современная педагогика? Обратимся к учебнику педагогики, подготовленному В.С. Безруковой (11, с. 5-12).


Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и ус­воения его другим, обеспечивающий развитие человека.

Самовоспитание – процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитатель­ной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное суще­ство, несмотря на всю интегрированность, т. е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Конеч­но, внутри него нет специальных центров, организовывающих передачу и усвоение прошлого опыта. Но есть механизмы, помогающие приобретать зна­ния, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность само­стоятельно, без помощи педагога. Как педагог определяет цели, содержание образования, так это делает и человек по отношению к самообразованию.

Образование – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по ус­воению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обога­щающим образование, организованное обществом. Самообучение является аналогом учения.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.

Самообучение – это процесс непосредственного получения челове­ком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Только с раскрытием понятий «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» можно говорить о личности. Степень их присутствия и определяет, насколько человек стал личностью и поднялся над своей биологической природой.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Эти отношения принято назы­вать воспитательными в отличие от экономических, производственных, политических, идеологических, эстетических и др.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспи­тания, образования, обучения.

Итак, развитие личности – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.