Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2899

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава шестая

Жизненный цикл личности и профессиональное долголетие


Первые 25 лет – это животное состояние. Человек думает главным образом о своих страстях... Следующие 25 лет – смешанное состояние, ибо человек думает то об удовлетворе­нии животных страстей, то о полезной деятельности. И только следующие 25 лет можно считать человеческим состоянием: в человеке уже не бушуют страсти, и он может посвятить себя полезной деятельности. Ну, а что касается тех 25 лет, которые идут после 75, – то это божественное состояние. Человек становится иконой. Он ничего не делает, но на него молятся.

П.Л. Капица



Жизненный цикл товара – один из центральных вопросов в теории классического маркетинга. Никто из разумных людей не сможет назвать ни одного изделия, которое было бы в употреблении вечно. Достаточно быстро покидают рынок и навязанные потребителям, против их воли и желания, услуги.

Не все идеи и/или проекты воплощаются в жизнь надолго: сначала они овладевают сознанием масс и становятся движущей силой прогресса, затем теряют свою привлекательность и жизнеспособность. Созданные для, казалось бы, благих целей организации терпят фиаско, лопаются, подобно мыльным пузырям. Перестают быть объектами паломничества исторические места, зоны лечения и отдыха; становятся неперспективными и исчезают с географических карт целые населенные пункты. Без особых усилий любой из читателей приведет примеры того, как товары появлялись на рынке, были востребованы потребителями, на отдельные из них возникал ажиотажный спрос, но проходило время, и они заменялись другими, не менее модными и охотно приобретаемыми. Паровой утюг и арифмометр, обучение в училище типа «ремеслуха» и обмер участков, находящихся в личном пользовании граждан, места освоения целинных и залежных земель и ударные комсомольские стройки, коммунистические партии и комсомольские организации, борьба за трезвость с её «сухим законом» и «продовольственная программа»…

Где всё это, куда и почему оно исчезло из сферы нашего потребления? Ведь все эти «товары» в домаркетинговую эру удовлетворяли потребности миллионов людей, ставших в условиях рынка потребителями.

Оказывается, у каждого товара, будь то материальный предмет или услуга, место или идея, есть свой собственный жизненный цикл (ЖЦТ). Определить характер и протяженность такого цикла заранее и безошибочно практически невозможно: слишком много разнообразных факторов влияют на отношение к тем или иным товарам со стороны потребителей: время года, платежеспособность населения, мода, поведение конкурентов, культурный уровень потребителей, состояние денежной сферы, политическая ситуация и т.д. и т.п.

Обычно рассматриваются 4-5 этапов жизненного цикла:

1. Этап разработки товара.

2. Этап выведения на рынок.

3. Этап роста.


4. Этап зрелости (насыщения).

5. Этап упадка, ухода товара с рынка.

Типичный жизненный цикл товара представлен на рис. 4








Объем

п родаж



Этап Этап

разработки выведения Этап Этап

товара на рынок роста зрелости Этап упадка


Время


Рис. 4. Жизненный цикл товара


Применительно к маркетингу отдельных лиц таких этапов может быть и 4 и 5. В первом случае мы имеем дело с продвижением на рынок «готовой» личности. Есть специалист и есть менеджер, ставящий жизнь специалиста на «конвейер», создающий ему оптимальные условия для творческого роста и самосовершенствования, помогающий в «строительстве» карьеры.

К примеру, известная артистка театра и кино Инна Чурикова заблистала всеми гранями своего незаурядного таланта только тогда, когда «попала в руки» известного кинорежиссера Глеба Панфилова. Ребята из группы «На-На» уже не были детьми, когда их принялся «раскручивать» Б. Алибасов. Фактически это были уже взрослые, подготовленные исполнители, т.е. этап их «разработки» семьей и школой фактически миновал.

Есть другие примеры.

Одаренные в какой-либо области деятельности подростки, а то и дети, становились известными публике задолго до окончания ими общеобразовательной школы или детской школы искусств, лицея, колледжа, училища и т.п. В детском и/или подростковом возрасте будущие личности делают свои первые шаги к известности, славе, карьере. Участие в научных обществах учащихся, в конкурсах, олимпиадах, спартакиадах и т.п. делает одаренных, талантливых детей известными и популярными, довольно часто предопределяет выбор ими специальности и учебного заведения, направление дальнейшего профессионального роста и совершенствования. Позднее, уже будучи студентами вузов, юноши и девушки успешно совмещают учебу с работой по избранной специальности, делая под руководством преподавателей–ученых научные открытия, получая патенты на изобретения, завоевывают дипломы лауреатов, престижные стипендии и премии.

Профессиональное становление личности происходит, таким образом на стыке двух первых этапов жизненного цикла – разработки и выхода на рынок труда. Целый ряд зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, Дж.  Сьюпер, Дж. Холланд, А. Бодалев, Ю. Забродин, Е. Климов, А. Маркова и др.) на протяжении многих лет изучают психологические проблемы развития личности. На основе проведённых ими исследований сформулированы следующие концептуальные положения, раскрывающие сущность профессионального становления и развития личности:

профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловлен­ность;

ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;


процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенно­сти и закономерности;

профессиональная жизнь позволяет человеку реа­лизовать себя, предоставляет личности возможно­сти для самоактуализации;

индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не­нормативными событиями, случайными обстоя­тельствами, а также иррациональными влечения­ми человека;

знание психологических особенностей професси­онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра­фию, строить, творить свою историю (34, с. 28).

Из приведенных положений видно, что профессиональное становление личности не завершается с получением документа о специальном образовании, высшем или среднем. Оно охватывает, куда больший период жизни человека.

Автор учебного пособия «Психология личности» Э.Ф. Зеер (34, с. 38) выстраивает детерминацию профессионального становления личности так, как это показано на рис. 5.

Между личностью и

внешними условиями

жизнедеятельности






Внутриличностные

Противоречия





Факторы,

детерминирующие

развитие






Внешние:

социально-экономи­ческие условия;

ведущая учебно-про­фессиональная и профессиональная деятельность;

технико-технологичес­кий уровень деятельности;

система стимулирования профессионального роста;

случайные обстоятельства и жизненно важные события

Внутренние:

биопсихические и физиологические особенности;

социально-професси­ональная активность;

мотивы и смыслы профессиональной деятельности;

потребности в реализации своего профессионально-психологического потенциала;

потребность в самореализации;

кризисы профессионального становления;

иррациональные






















Личностное и

профессиональное

развитие







Самоактуализация

профессионального

становления






Рис. 5. Детерминация профессионального становления личности



Под профессиональным становлением личности принято понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз­действий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленный на самосовер­шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов­летворения, а также потребность в профессиональ­ном самосохранении.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес­сионального становления.

В предыдущей главе мы вели речь о любителях, внесших существенный вклад в науку или искусство, проявивших себя в той или иной сфере деятельности не слабее иных профессионалов. И всё-таки следует согласиться с психологами в том, что решающее значение в становлении личности при­надлежит ведущей деятельности. Признание личностнообразующей функции ведущей деятельности не­избежно приводит к выделению в непрерывном про­цессе становления личности периода, связанного с выбором, подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности – про­фессиональной. Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономи­ческих отношений, социальной ситуации, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Cчастье, са­мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многим определяются удов­летворенностью содержанием профессиональной де­ятельности, отношением к ней личности, уровнем про­фессиональных достижений. Это теория. Её критерий – практика. Предлагаем уважаемому читателю поразмышлять над траекториями нескольких судеб ряда известных людей. Возьмем актеров театра и кино. Кого-кого, а уж их-то знает почти вся страна.






6.1. Траектории творческих судеб

Борис Андреев. В 1941 году, когда война уже на­чалась, известный советский актер Борис Андреев оказался в рестора­не за одним столиком с каким-то начальником и его подчиненным. Подвыпивший сосед, узнав актера, ляпнул что-то насчет «артистов, от­сиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева удар такой силы, что улетел под стол. Через мгнове­ние вслед за своим начальником последовал и его адъютант. Все было бы ничего, но жертвой кулаков Андреева оказались генерал НКВД и его подчиненный. Актера сразу же арестовали, обвинили в контррево­люционной деятельности и приговорили к расстрелу. Однако нашелся какой-то смельчак, который доло­жил о произошедшем Сталину, зная, что Андреев его любимый артист. Ак­тера тотчас же отпустили («Красный путь», 2003, №12).

Вия Артмане. Она родилась через четыре ме­сяца после смерти отца, надорвав­шегося на тяжелой работе. В 10 лет матери пришлось «устроить» ее на работу – пасти коров. Пять лет хо­дила по полям с хворостиной за стадом.

Мать хотела, чтобы профессия дочери была солиднее, уговарива­ла идти в юристы. Но Алида уеха­ла в Ригу и поступила в драмати­ческую студию при Художественном театре имени Я. Райниса.

После распада СССР жизнь Вии Артмане стала очень непростой. От­ношение к ней в независимой Лат­вии было почти враждебным: ее об­виняли в том, что она состояла кандидатом в члены ЦК компартии, сни­малась в России. Она ушла из те­атра, в котором проработала пять­десят лет, в Рижский молодежный театр. Дом, в котором Артмане про­жила более сорока лет, передали бывшему владельцу, оставив актрису без жилья. В результате – два ин­сульта и инфаркт. Ей предлагали переехать в Москву, но она осталась на родине. После гневной статьи ее сына «Сколько стоит Вия Артма­не?» заслуги актрисы начали при­знавать. Ей предоставили кварти­ру. В 1999 году вручили премию за «Вклад в искусство театра и кино» со словами: «Ваш век актрисы яв­ляется выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим». У Вии Артмане сын – известный композитор, дочь – худож­ник. Сейчас она почти не снимается и редко выходит на сцену («Российская газета», 2004, №44).

Вера Васильева. Без любви к профессии и к зрите­лям жить не могу. Других секре­тов нет. Люблю публику и театр. И мне очень грустно, если, выходя на сцену, актер или актриса вызывают жалость, если зрители смотрят на них и говорят: «Ой, она же еще недавно была совсем не такая!». Стараюсь из последних силенок произвести на публику впечатление. Пусть лучше дума­ют: ну и что, и в таком возрасте можно жить («Комсомольская правда», 2004, №152).

Татьяна Доронина. Нынче самоотверженность не зна­чится среди ценностей «новой Рос­сии». Как и бескорыстие, отзывчи­вость, товарищество, коллективизм, доброта, взаимопомощь. Или, скажем, сочувствие к слабому и обижаемо­му, униженному и оскорбленному. Утверждаются патологический инди­видуализм и волчья жестокость, ко­рыстолюбие и холодный расчет.


Театр Татьяны Дорониной и сама она как личность в театре и обще­стве всему этому противостоят. Противостоять нелегко. Потому что господствующими стали силы раз­рушения и растления. Вот ее чув­ство, выплеснувшееся в предельно искренней книге «Дневник актрисы»: «Душе больно... За землю, на ко­торой мы живем, за людей, которые живут в муке, за стариков, которых гонят толпами в огромную общую могилу, за детей, которых продают, калечат, убивают, бросают в мусор­ные баки. Статистика, опубликован­ная в печати, должна бы привести в чувство наших правителей. Но азарт, с которым рвут на части нашу крот­кую и безответную Родину, не име­ет аналогов в истории человечества. Безумие разрушения... Нарушены все нравственные принципы, законы совести, законы естества...» («Правда», 2004, №103).

Елена Драпеко. Раньше я пыталась воздействовать на жизнь, разговаривая с людьми на языке художественных образов. К сожа­лению, настало такое время, когда потребовалось прямое вмешатель­ство. И я решила заняться поли­тикой. В этом деле у меня боль­шой опыт. Все годы, пока была артисткой, параллельно работала, в общественных организациях. Десять лет в Центральном комитете профсоюза работников культуры занималась вопросами охраны труда в сферах полиграфической промышленности, библиотечного дела, кинематографии. Более двад­цати лет являлась членом прав­ления Союза кинематографистов и вице-президентом Гильдии акте­ров Советского Союза. Я работа­ла в то трудное время, когда руши­лась система кинематографа, мои коллеги оставались без работы и средств к существованию («Красный путь», 2004, №64).

Зинаида Кириенко. Зинаида не сразу пришла в искусство: вначале была учеба в планово-финансовом техни­куме, потом – сельхозтехникум. Но затем решила попытать счастья во ВГИКе. Из шестисот абитуриентов отобрали семнадцать. Она оказалась среди тех счастливцев, которых взя­ли на свой курс Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

Но после блистательных успехов в фильмах, принесших ей огромную популярность и любовь зрителей, она десять лет практически не снималась. Однако роль Ефросиньи Де­рюгиной в дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» заставила зрителей вновь заго­ворить о талантливой актрисе. За эту работу она была удостоена Го­сударственной премии СССР и звания народ­ной артистки РСФСР.

Сегодня Зинаида Михайловна ра­ботает в Театре-студии киноактера, часто ездит с концертами по Рос­сии, странам СНГ. Она нашла и свое новое амплуа – исполнитель­ницы старинных романсов, народных песен и современных музыкальных произведений («Красный путь», 2003, 17 сентября).

Владимир Ивашов. Народный артист, испытавший мировую славу в студенческом воз­расте после блестящего исполне­ния своей первой роли – Алеши Скворцова в фильме Григория Чух­рая «Баллада о солдате».