ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2902
Скачиваний: 4
В маркетинге этап зрелости связывается с замедлением роста сбыта товара. Товар оказывается как бы между двух жерновов. Один «давит» на личность популярностью, повсеместным признанием, авторитетом, славой, наконец, безупречным профессионализмом. Другой «противодействует» в форме конкуренции с «равными по званию», настойчивыми амбициями творческой молодежи.
Примерно в такой ситуации продолжает оставаться ещё и сегодня популярный певец И. Кобзон. Заявив однажды, что он покидает большую сцену, он никак не может на это решиться. Лозунг «уходя, уходи» не для него. Как и прежде, он востребован, у него есть своя публика, молодежь с «фабрики звезд» просто не может быть ему равноценной заменой – не тот творческий потенциал.
У других все наоборот. Им по 40 или чуть больше, а они уже смирились с позицией исполнителей второго-третьего разряда. А. Глызин, В. Сюткин, В. Пресняков, А. Буйнов, И. Николаев… разве не заметно, что песня их фактически уже спета?
Творческая зрелость «настигает» человека в любом возрасте. Во многих случаях на этом этапе свершаются наиболее важные события: делаются научные открытия, происходит что-то очень важное на профессиональном поприще, настигают неожиданные повороты в судьбе, результируются усилия долгих творческих поисков и дерзаний, случаются прорывы в неизведанное…
Подобное случалось и во времена, когда люди не знали о маркетинговых технологиях. Достаточно вспомнить великого Шекспира, написавшего за каких-то пять лет … пятнадцать пьес, признанных в последствии шедеврами мировой драматургии. А ведь в ту пору ему было всего 35 лет! Исаак Ньютон в свои 27 лет уже был известным профессором математики и заведовал кафедрой в университете. К этому же возрасту относятся и наиболее важные события в его жизни: избрание в члены Лондонского королевского общества, а затем и в парламент. Вершины же славы он достигает в начале XVIII века, когда ему уже минуло шестьдесят.
Главную книгу своей жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит смог издать лишь в 1776 году, когда ему исполнилось 53 года.
Великий немецкий математик Карл Гаусс достиг значительных почестей в 33 года. Он был удостоен к этому времени премии Парижской академии наук, получил медаль Лондонского королевского общества, был избран одновременно в несколько академий.
За 10 лет пребывания в Вене Бетховен успел создать свыше 100 произведений в разных жанрах: 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки с фортепиано, 3 фортепианных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепиано, музыку к балету «Творения Прометея» – единственному у Бетховена! – и многое другое. В творчестве Н. Паганини периодом наивысшего взлёта стала работа над вторым концертом со знаменитой «Кампанеллой». После он не создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов. Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения сближают ее с каприччо № 24, но «Кампанелла» превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим размахом мышления.
Первый космонавт планеты Земля проснулся знаменитым в 27 лет! И это действительно был прорыв к известности, славе, почёту, всевозможным почестям. Ради этого стоило жить, учиться, тренироваться, отказывая себе во многом.
6.5. Уход личности с рынка
Как бы удачно ни складывалась творческая, профессиональная судьба специалиста, ему рано или поздно придётся расстаться с любимым делом, оставить занимаемую должность, уступить место кому-то другому, т.е. завершить свою карьеру. В маркетинге этот период именуется спадом, а прекращение профессиональной деятельности – уходом с рынка.
Убрать с рынка какое-то изделие не составляет труда, важно лишь заменить его каким-либо другим, адекватно удовлетворяющим изменившиеся потребности покупателей. Уход же с рынка живого человека сопряжен со многими переживаниями, стрессами, моральными и физическими потерями. Примеров тому отыщется немало и в настоящем и в прошлом.
Ещё раз коснёмся судьбы Адама Смита. Последние годы его жизни были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз напоминая о презрении к мирской суете. Он скончался в Эдинбурге в 1790 году.
Джордж Вашингтон завершал свою карьеру в качестве главнокомандующего американской армией. Однажды, объезжая верхом свои владения, он попал под дождь со снегом, простудился и через два дня скончался.
Известная певица Мария Каллас была далеко не старухой, её едва исполнилось 50, когда она покинула сцену. Последние годы певица жила в Париже. У неё не было детей, она была чрезвычайно одинока и не хотела дожидаться старости. Вероятно, сложное психологическое состояние, в котором она находилась долгое время, и стало одной из причин её самоубийства.
Как известно, Петр I обладал недюжинным физическим здоровьем. Как пишут историки, в бою пули обходили его стороной: одна попала ему в шляпу, другая прострелила седло, а третья задела золотой крест, висевший у него на груди. А умер великий реформатор, как простой смертный человек: простудился при спуске корабля. А было ему всего 53 года.
Многие известные личности – президенты, цари, министры, военачальники и деятели культуры – были либо убиты разного рода террористами, либо, того хуже, репрессированы и расстреляны. Некоторые государственные деятели, как, например, китайский император Цинь ши Хуанджи, были одержимы идеей если не бессмертия, то максимального долголетия. О нём историк Н.В. Александров пишет следующее:
«В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов, он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело ещё долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив».
На смену чудодейственным эликсирам, продляющим творческую и физическую жизнь великих и известных людей в XX – XXI веках пришли маркетинговые технологии.
Маркетологи советуют: не нужно торопиться с изъятием товара с рынка, период зрелости можно продлить. Но как реально продлить творческое долголетие специалиста, мастера, профессионала? Оказывается, такие способы существуют.
1. Модификация рынка
Надо расширить границы рынка. Народная артистка СССР Л. Зыкина не считает для себя обременительным и концерты в… далекой сибирской деревне. Спортсмен, переставший выступать, уходит в тренеры, а то и в министры (В. Фетисов).
Легенда отечественного балета Г. Уланова дважды была удостоена звания «Герой социалистического труда». В первый раз за искусство балерины, во второй – за педагогическое мастерство, воспитание творческой молодежи.
Утративший способность работать практически специалист может успешно работать консультантом, преподавателем, пойти в научно-экспериментальную сферу.
2. Модификация товара
Надо изменить свой имидж (внешнее оформление), пройти основательную переподготовку (внутренне содержание), обратиться к имеющимся (если таковые есть) подкреплениям – словом, придать товару новые свойства, возбудить к нему заинтересованное отношение потребителей.
У женщин это получается лучше: достаточно вспомнить Л. Гурченко или А. Пугачеву, которые всегда умеют брать второе дыхание, благодаря чему к ним приходит … третья молодость.
В политике это Г. Алиев, Э. Шеварднадзе, Е. Примаков, Е. Лигачев и др.
3. Модификация комплекса маркетинга
Для привлечения новых покупателей и «переманивания клиентуры конкурентов» разрабатывают новую рекламную кампанию, применяют различные ценовые стратегии, находят новые сферы применения товару (М. Горбачев, Е. Драпенко – в политике, В. Фетисов – в спорте, В. Терешкова-Николаева – в космическом ведомстве и др.), создают более эффективные технологии стимулирования сбыта, расширяют связи с общественностью и др.
Спад (этап упадка) может произойти внезапно или происходить постепенно. Будем помнить: речь идет о живом человеке. Патефон, даже если он вышел из моды, остается патефоном. От упразднения на ТВ одиозной и нелепой программы «Окна» пострадал разве что её ведущий, придумавший себе образ циника и легкомысленного человека. Но когда публика отвергает певца, больные – врача, студенты – преподавателя, спортсмены – тренера, а депутаты законодательного собрания – губернатора, возникает масса явных и скрытых реакций, решений, комплексов, парадоксов, а иногда и просто человеческих трагедий.
Погибший или преждевременно угасший талант жалко в принципе. Втройне жалко талант, угасший безвременно, в самом, что называется, расцвете. Николай Островский – автор романа «Как закалялась сталь», на котором воспитывались миллионы советских юношей и девушек, прожил всего 32 года…
Да что Островский! Вспомним, в каком расцвете творческих сил ушел из жизни великий А.С. Пушкин. А М.Ю. Лермонтов? Ведь он, скорее всего, не написал и десятой части задуманного. А В.В. Маяковский и С.А. Есенин, как много смогли бы они сделать для отечественной культуры! Но…
Почему же так не везет талантливым личностям? Вот ведь и великий живописец Рафаэль, автор знаменитой «Сикстинской мадонны», прожил всего каких-то 37 лет (роковой возраст, если вспомнить А. С. Пушкина).
Наши современники были так же талантливы и так же рано ушли из жизни.
Иркутский драматург Александр Вампилов не дожил двух дней до своего тридцатилетия, в 1972 году утонул в Байкале. Как рассказывают очевидцы, до спасительного берега оставалось всего несколько метров, но… не выдержало сердце.
Василий Шукшин… Владимир Высоцкий… Игорь Тальков… Влад Листьев… Артём Боровик… Сколько их – талантливых, дерзких по замыслам, упорных по жизни покинули нас, их любивших. Ведь эти люди были всегда востребованы. Творческое оскудение ни одному из них не грозило.
Ну, а как же уцелеть ныне живущим – тем, кому окончательно заморочили голову горе-реформаторы последнего десятилетия, кого измотали экономические пертурбации и бесконечные реформы, кто так и не дождались светлого будущего, не порадовались успешному выполнению «продовольственной программы», кто так и не въехал в обещанную квартиру до 2000 года, кого ежедневно грабят нувориши и олигархи, кто вообще не уверен в завтрашнем дне, но кто, к счастью или нет, талантлив, одарён, профессионально состоятелен, перспективен в избранной специальности, но… не выдерживает испытание рынком?
Вероятно, пришло время обратиться опять же и к маркетинговым технологиям.
Грамотное (и своевременное!) исследование рынка, его глубокая сегментация, квалифицированное позиционирование специалиста на нужных сегментах, четкая и обоснованная ценовая стратегия, целенаправленные связи с общественностью, личное паблисити – это и многое другое придаст уверенности в собственных силах, позволит экономно расходовать жизненные ресурсы личности и добиваться позитивных результатов в области профессиональной деятельности. В обобщенном их виде основные характеристики каждого этапа жизненного цикла отражены в таблице 6 (46; с. 348).
Как товар изделие совершенствуется по мере освоения рыночного пространства, так и товар-личность развивается в течение всей профессиональной деятельности специалиста.
Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека:
1. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.
2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.
3. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу – особенности так называемых трудоголиков.
4. Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя (34, с. 40).
В целостном процессе профессионального становления личности выделяют ряд стадий. Приводимая ниже таблица №7, предложенная Э.Ф. Зеером, (34, с. 47), достаточно четко отражает сложившиеся в этой области взаимосвязи.
Таблица 6
Характеристики |
Этап выведения на рынок |
Этап роста |
Этап |
Этап |
Сбыт |
Слабый |
Быстрорастущий |
Медленно- Растущий |
Падающий |
Прибыль |
Ничтожная |
Максимальная |
Падающая |
Низкая или нулевая |
Потребители |
Любители нового |
Массовый рынок |
Массовый рынок |
Отстающие |
Число конкурентов |
Небольшое |
Постоянно растущее |
Большое |
Убывающее |
Основные стратегические усилия |
Расширение рынка |
Проникновение в глубь рынка |
Отстаивание своей доли рынка |
Повышение рентабельности производства |
Затраты на маркетинг |
Высокие |
Высокие, но несколько ниже в процентном отношении |
Сокращающиеся |
Низкие |
Основные усилия Маркетинга |
Создание осведомлен-ности о товаре |
Создание предпочтения к марке |
Создание привержено- сти к марке |
Селективное воздействие |
Распределение Товара |
Неравномер- ное |
Интенсивное |
Интенсивное |
Селективное |
Цена |
Высокая |
Несколько ниже |
Самая низкая |
Возрастающая |
Товар |
Основной вариант |
Усовершенствованный |
Дифференцированный |
Повышен- ной рентабельности |
Человеческая судьба плохо поддается графическому отражению, однако отдельные повороты творческой жизни личности, удачные и не очень, можно все-таки представить в виде следующих графиков (см. рис. 6).
Таблица 7
№ п/п |
Название стадии |
Основные
психологические |
1 |
Аморфная оптация (0-12 лет) |
Профессионально ориентированные интересы и склонности |
2 |
Оптация (12-16 лет) |
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение |
3 |
Профессиональная подготовка (16-23 года) |
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду |
4 |
Профессиональная адаптация (18-25 лет) |
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества |
5 |
Первичная профессионализация |
Профессиональная
позиция, интегративные профессионально
значимые констелляции, индивидуальный
стиль деятельности. |
6 |
Вторичная профессионализация |
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность |
7 |
Профессиональное Мастерство |
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития |