Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2903

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Завершить разговор о сущности человеческой жизни можно было бы словами В.В. Розанова: «Только оканчивая жизнь, видишь, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником... Так я стою перед своим невыученным уроком. Учитель вы­шел. Собирай книги и уходи. И рад был бы, чтобы кто-нибудь наказал, оставил без обеда. Но никто не накажет. Ты – вооб­ще никому не нужен. Завтра будет урок. Но для другого. И другие будут заниматься. Тобой никогда более не займутся».












Р ис. 6 а. «Мегазвезда» Рис. 6 б. «Второе дыхание»












Р ис. 6 в. «Факир на час» Рис. 6 г. «Непотопляемый»












Рис. 6 д. «Изменчивая карьера» Рис. 6 е. «Неудачник»



Рис. 6. Возможные варианты кривой жизненного цикла личности



Но не будем, уважаемый читатель, унывать! Все не так уж и плохо. Не забывайте: в ваших руках есть надежное средство от творческого старения, имя которому – маркетинг.


6.6. Повторный цикл и «жизнь после смерти»

И в отечественной, и в зарубежной истории отыщется немало примеров «повторного жизненного цикла», т.е возвращения человека к активной трудовой деятельности а нередко и новых творческих взлётов и свершений. Как уже отмечалось выше, многие талантливые и вполне способные к профессиональной деятельности люди заявляли (и заявляют!) о себе на каком-либо ином поприще, в сопредельных сферах деятельности. Будучи на какое-то время «списанными», забытыми коллегами и поклонниками, они вдруг вспыхивают вновь яркими звёздами, привлекая к себе всеобщее внимание, заставляя окружающих восхищаться неожиданными успехами и достижениями.

К примеру, уже упоминавшаяся выше Мария Каллас в какое-то время покинула сцену и в творческом плане как бы перестала существовать («предметная смерть»). Но спустя несколько лет она вдруг снова появляется на публике и даёт десятки концертов в разных городах Европы и Америки, вызывая восторженные овации и поклонение публики.

Многократная чемпионка СССР, мира и Олимпийских игр Лариса Латынина, уйдя с гимнастического помоста, вскоре возвратилась в большой спорт, но уж в качестве тренера сборной команды СССР, которая под её руководством трижды выигрывала олимпийские медали.

Многим читателям наверняка знакома глубокая личная трагедия великого Бетховена, лишившегося слуха едва ли не в зените всемирной славы. Об этом хорошо рассказал в своей книге С.А. Мусский: «Бетховен ощутил ослабление слуха, врачи не сумели помочь ему и, быть может, ускорили течение болезни. Болезнь настигла мастера в зе­ните славы. Бетховен не покончил с собой. Гигантским усилием воли он переборол малодушие. Отныне страданию в личной жизни противостоит безмерная радость творчества. В эти годы тяжких мучений происходит решающий перелом: Третьей симфонией, задуманной в дни кризиса, открывается новый период в творчестве Бетховена, знаменующий еще более высокий взлет его могучей фантазии. Второй творческий период длился около десятилетия».


Когда вчитываешься в биографии великих людей, по разным причинам не признанных при жизни, становится больно и обидно за них: любимому делу отдана практически вся жизнь, а признание со стороны современников при жизни так и не пришло…

Известно, например, что Николай Коперник увидел первый экземпляр своей книги «Об обращениях небесных тел» перед самой смертью. А ведь этот труд практически итожил его многолетние мучительные поиски.

Та же участь постигла и Джеймса Максвелла; его теория не получила всеобщего призна­ния: она считалась непонятной, математически нестрогой, логически необоснованной. Лишь после опыта Генриха Герца, открывшего элек­тромагнитные волны, предсказанные Джеймсом Максвеллом, его тео­рия завоевала признание среди ученых как выдающееся творение XIX века.

Не был признан при жизни и выдающийся генетик Грегор Мендель. Он утверждал: «Моё время ещё придёт». И оно действительно пришло. А его «преждевременные» открытия обессмертили его имя.

В народной памяти по праву живёт и имя Д.И. Менделеева. После его смерти оно было присвоено Русскому химическому обществу, и ежегодно 27 января, в день рождения учёного в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д.И. Менделеева. Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.

Кажется, П. Валери – французскому поэту и философу принадлежат слова о значении личности Вольтера: «Вольтер живёт, Вольтер продолжает существовать, он бесконечно актуален».

Быть актуальным – это и есть жизнь личности после смерти. Важно только, чтобы последующие поколения адекватно оценивали факты и события из жизни своих великих предшественников и оценивали бы их с учётом времени и ситуаций, в которых те или иные события свершались. Вот ведь, казалось бы, не так давно произнёс В. Маяковский известные слова: «Ленин и теперь живее всех живых, наше знамя, сила и оружие!». А уже сегодня нашлось много охотников стереть со страниц отечественной истории оба этих имени, бывших в своё время и известными и актуальными.

И уж совсем оптимистично звучат слова о том, что смерть Иисуса Христа (а ведь это тоже была незаурядная личность!) является не печальным концом неудавшейся жизни, а «искуплением за грехи, знаменующим собой начало новой жизни и спасения».

История свидетельствует: многие выдающиеся личности минувших эпох живут в своих учениках и исследователях. Известно, например, что Эрнест Резерфорд был не только учёным–физиком, но и талантливым учителем. Его учениками в Англии являются такие крупные физики, как Н. Бор, Г. Гейгер, О. Ган, П. Капица, К. Харитон, Г. Мозгли, Д. Чедвик, Д. Кокрофт, М. Олифант и др.

Иногда дела выдающихся людей продолжают их собственные дети, причём не менее достойно, чем их «большие» родители.


Классическим примером научного наследования являются мать и дочь Кюри-Склодовские. В 1911 году Шведская королевская академия наук присудила Марии Кюри-Склодовской Нобелевскую премию по химии. Это была её вторая нобелевская премия. Мария берёт в Швецию старшую дочь Ирен. Девочка присутствует на торжественном заседании. Спустя двадцать четыре года она в том же зале получит ту же премию.

Но известны, к сожалению, и другие факты, когда дети «больших» родителей не только не достигали известности и славы своих отцов и/или матерей, но почему-либо компрометировали их, порочили их добрые имена. Таких мы даже не стали вставлять в книжку.

С появлением маркетинговых знаний и технологий люди научились сознательно и целенаправленно управлять собственной судьбой. Повториться же в своих учениках и детях смогли не многие. Что ж, довольно и того, что их самих народ помнит и чтит. Потому что они актуальны!



Глава седьмая

Маркетинговая среда и личность



Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями,

За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Омар Хайям


7.1. Маркетинговая среда и её составляющие

В теории маркетинга вопрос о маркетинговой среде рассматривается применительно к условиям функционирования воображаемой отдельной фирмы. Так, Ф. Котлер определяет маркетинговую среду следующим образом:

Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой марке­тинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества (46; 141).

При этом обращается внимание на изменчивость среды, её способность ограничивать в той или иной мере возможности производства и сбыта продукции, в отдельных случаях даже «наносить неожиданные удары» – словом, прямо или косвенно влиять на жизнь фирмы, её положение на рынке, в том числе на степень удовлетворенности потребителей, покупательский спрос, а значит, и прибыль. Принято различать микросреду и макросреду фирмы.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макро­среда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

Основные силы, действующие в микросреде фирмы, могут быть представлены так, как это показано на рис. 7.

Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию ресурсами – информационными, материальными, финансовыми, кадровыми и т.п. В качестве посредников могут рассматриваться фирмы и отдельные лица, помогающие фирме в производстве и реализации её товаров: изделий, услуг, идей и т.п.




Поставщики



Маркетинговые посредники



Клиентура

Фирма





Конкуренты




Контактные аудитории фирмы





Рис. 7. Основные силы, действующие в микросреде фирмы


Клиенты или потребители – это, во-первых, отдельные лица и домохозяйства (семьи), во-вторых, организации, приобретающие те или иные товары для собственного производства чего-либо. В качестве потребителей могут выступать также промежуточные продавцы (дилеры, оптовики) и государственные организации и учреждения. Заметим, что среди потребителей случаются и зарубежные, международные организации, равно как и физические лица, т.е. отдельные клиенты.

Широк и разнообразен круг конкурентов. Это и желания-конкуренты, и товарно-родовые конкуренты и товарно-видовые конкуренты и конкуренты – марки (бренды). О том, как они могут влиять (и влияют!) на деятельность отдельно взятых фирм, можно прочесть в любом зарубежном, а теперь и отечественном издании по маркетингу.


Контактная аудитория – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к фирме или оказывает влияние на её способность достигать поставленных целей. В теории маркетинга принято различать благотворную, желательную (искомую) и нежелательную контактные аудитории (группы). В зарубежной практике наиболее активно действуют финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, гражданские группы действий, местные контактные аудитории и широкая публика. Разновидности контактных аудиторий (групп), способных оказывать позитивное или негативное влияние на деятельность и жизнеспособность отдельно взятой фирмы представлена на рис. 8

Всё сказанное выше имеет отношение к фирме – организации, предприятию, учреждению, учебному заведению и т.п. Но не следует забывать, что любая фирма (организация) состоит из отдельных лиц и/или личностей. Разумеется, те или иные внешние субъекты маркетинга, оказывающие влияние на жизнедеятельность фирмы, прямо или косвенно затрагивают судьбы и интересы составляющих фирму (организацию) лиц.

Пришло время сказать, что и сами сотрудники фирмы (или их более или менее многочисленные группы) являются контактными аудиториями.



Гражданские группы
действий




Местные
контактные аудитории

Контактные аудитории государственных учреждений






Широкая
публика


Контактные
аудитории средств информации







Финансовые круги



Внутренние контактные аудитории



Фирма







Рис. 8. Разновидности контактных аудиторий фирмы


Это тоже микросреда маркетинга, а фактически особая его разновидность – интернальный (внутрифирменный) маркетинг. И хотя настоящая книга посвящена маркетингу личности, мы считаем необходимым изложить ниже некоторые положения, касающиеся маркетинга интернального. Это важно и необходимо сделать ещё и потому, что ни в зарубежной, ни в отечественной литературе данная разновидность маркетинга до сих пор не освещалась.


7.2. Интернальный маркетинг и личность

Персонал любой организации – это люди, нуждающиеся в работе, материальных благах, общественном признании, творческом развитии и самоутверж­дении и т.п., а все это как раз и достигается в какой-либо организа­ции, рабочей группе, творческом трудовом коллективе.

Субъектами обменных отношений во внутрифирменном маркетинге являются поступающий на работу сотрудник и нанимающий его ру­ководитель учреждения, т.е. фактически речь идет о профессиональ­ном обмене. На рис. 9 приведена схема такого обмена.

При дефиците рабочих мест возникает рынок покупателя (работодателя). Он имеет возможность широкого выбора, профессионального отбора претендентов на конкурсной основе.



Профессиональные


РАБОТНИК


РАБОТОДАТЕЛЬ

услуги




Заработная плата