ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2912
Скачиваний: 4
В наше время, чтобы стать кумиром публики, недостаточно природного дарования и профессионализма. Надо прорваться на экран телевидения, получить доступ к радиоэфиру. Самый скромный видеоклип – своеобразная визитная карточка артиста – обходится в миллионы рублей.
Какова мера доступности обаятельного имиджа для каждого человека? Этот вопрос сегодня волнует немалое количество людей. Тем более тех, кто не обладает выразительной внешностью, не наделен природной россыпью способностей, столь необходимых в имиджировании. Быть приятным в общении может каждый.
Одним удачно подобранный имидж помогает добиться людского признания, другим – достойным образом проявить свои лучшие деловые качества, третьим – сохранить диапазон возрастного простора, то есть испытывать удовлетворение от жизни в каждой нише своего возраста.
Посему следует вырабатывать в себе потребность в овладении технологией имиджа. Особенно это полезно тем, кто обладает человеческими профессиями, важным инструментом которых являются функции общения и личного воздействия на людей.
Имиджирование – это специфический вид искусства. Ибо он связан с созданием привлекательного облика. Делать самого себя – наиболее сложная работа. Но, безусловно, она представляет интерес для каждого человека. Ведь имидж – своего рода фирменный знак. Или, говоря языком книголюбов, – живой экслибрис. Чем лучше он представлен, тем выше репутация человека. А она является ключом к решению многих жизненных проблем.
Чтобы мастерски владеть таким ключом, надо постоянно совершенствовать свой духовный потенциал. Без этого другие усилия по имиджированию окажутся нерезультативными. Значительных усилий требует эстетическое самообразование, без которого невозможно придать эмоциям и чувствам благородную направленность. Эстетика чувствования придает человеческому лицу особый оттенок – оттенок благородства.
Имиджелогия – научно-технологическая дисциплина человековедческого жанра. Можно утверждать, что состоялось конституирование этой новой отрасли теоретико-прикладного знания. Интегрируя в себя около 10 научных дисциплин гуманитарного и естественного характера, она помогает людям компактно использовать столь солидный информационный банк для выстраивания достойных отношений в различных социумах, высвечивать свои личностно-деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении.
По причине разнообразного толкования понятия «имидж» возникает немало трудностей при изучении данной проблемы. Следует иметь в виду, что имиджирование синонимично таким понятиям, как самопрезентация и самоопределение. Самопрезентация от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим. Самоопределение в английском энциклопедическом словаре дословно обозначает управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. Таким образом, правомерно утверждать, что «имидж» соотносим только с личностью, ибо он является ее визуальной визитной карточкой, а поэтому некорректно говорить об имидже каких-то неодушевленных предметов.
Имидж может быть индивидуальным, то есть имидж конкретного лица, или групповым как обобщенная социальная характеристика. Например, профессиональный имидж политического деятеля и бизнесмена, руководителя и подчиненного, врача и педагога... Существенна роль в придании специфики имиджу разнообразных объективных и субъективных факторов. Можно говорить о средовом имидже, слагаемые которого определяются конкретным социумом, ситуативном или региональном (национальном) имидже. Существует возрастной имидж.
В многочисленных публикациях по имиджу, как правило, подразумевается положительный имидж. Однако в жизни имеется немало примеров, когда личность имеет отрицательный имидж как прямого, так и косвенного характера. Подобный имидж может быть обусловлен недооценкой личностью каких-то своих характеристик, в других случаях он является преднамеренным действием.
При выстраивании технологии имиджирования следует придерживаться логики живого восприятия. Ее слагаемые таковы: первая позиция – привлечение внимания посредством преднамеренного задействования у людей таких анализаторов ощущения, как зрительный и слуховой; вторая позиция – вызов у людей положительных эмоций или какого-то направленного переживания (снятие состояния безразличия); третья позиция – формирование доброжелательных впечатлений; четвертая позиция – актуализация интереса (например, познавательного, профессионального, бытового, политического и т.д.); пятая позиция – умелое использование таких методов воздействия, как психическое заражение и внушение.
Существует огромный реестр профессий, исполнение которых предполагает мастерское соблюдение привлекательного имиджа.
Имиджелогия требует от личности, занимающейся ею профессионально, ряда особых природных качеств (например, внешние данные, коммуникабельность, эмпатичность, флюидное излучение, риторические способности), а также обширную образованность и умственную энергичность. Все это не исключает возможности каждого обращаться к имиджелогии, опираясь на ее знания, упражняться в создании доброжелательного личного имиджа. Обладание им является одним из выразительных показателей культуры личности (131; с. 362-368).
Будем надеяться, что уважаемый В.М. Шепель простит нам столь значительное заимствование из его толковой и весьма полезной книги. Хотелось бы завершить эту часть главы двумя важными выводами.
Вывод первый. Имидж – это не маска и не декорация. «Припудрить» можно вещь, предмет; доверчивый и /или неопытный покупатель «клюнет» на уловку изобретательного продавца и, возможно, купит закамуфлированный брак. С человеком все иначе. Личностью нельзя казаться, ею надо быть, что предполагает, по меньшей мере, наличие у человека высокой внутренней (а не только внешней!) культуры.
Вывод второй. Предмет, как правило, поступает в обращение и/или обиход таким, каким его сделали производители: конструкторы, мастера, дизайнеры и т.п. Лишь в редких случаях он модернизируется (компьютер), перекраивается (одежда), используется по-какому либо иному назначению. Личность, и мы это отмечали уже не раз, – товар, поддающийся исправлению, усовершенствованию, обогащению. Причем товар этот способен, если того захочет и пожелает, переделывать себя сам в течение всего своего жизненного цикла. А это значит, что однажды приобретенный или сформированный имидж может измениться. Желательно, конечно, в сторону улучшения.
11.2. Брендинг, имидж и авторитет личности
Столь часто употребляемого в последнее время понятия «бренд» мы, к сожалению, в «словаре иностранных слов» не встретили. Вновь обратимся за помощью к Е.П. Голубкову.
БРЕНД (brand) – вся совокупность представлений, идей, образов, ассоциаций и т.д. о конкретном продукте, которая сложилась у потребителей и которая говорит им: «Да, это как раз то, что мне надо купить». Можно (сказать, что Б. – это престижная, хорошо известная марка. Однако ряд специалистов утверждают, что нельзя смешивать марку и Б. Марка в данной трактовке является символом Б. Иногда под Б. понимается любой качественный, хорошо известный товар, выпускаемый определенным производителем.
В публикациях по маркетингу на русском языке Б. часто используется как синоним термина «марка». В известной мере Б. по сравнению с маркой более эмоциональное, чем содержательное, понятие, поскольку все его характеристики могут быть рассмотрены в рамках термина «марка» с соответствующими определениями (известная, престижная, международная и т.п.), тем более что «марка» является более привычным для отечественной литературы термином. В английском языке оба термина объединяет одно слово – brand. С этой точки зрения предпочтительнее употребление привычного русского термина «марка», поскольку другие английские термины, переводимые на русский язык как марка (продукта, товара), в английской специальной литературе не встречаются.
БРЕНДИНГ (branding) – деятельность по разработке марки продукта, продвижению на рынок и обеспечению ее престижности, а также мониторинг соответствия марки требованиям к уровню ее престижности. Данный термин введен в обращение в России рядом специалистов, занимающихся вопросами разработки товарных марок (брендов) и широко использующих при этом зарубежную литературу. Однако в зарубежной литературе и словарях термин branding не имеет специального смысла, а является производным от слова brand. В книгах по маркетингу термины brand decisions и branding decisions (решения по разработке и продвижению марки) зачастую переводятся как синонимы (23; с. 21-22).
Применительно к товару-личности бренд, по нашему мнению, как раз должен означать всю совокупность свойств, характеристик и качеств человека, претендующего на известность, лидерство, славу и признание других людей (потребителей).
Причем речь идет не о той совокупности, какую воображает по отношению к своей персоне та или иная личность (политик, писатель, космонавт, артист театра и кино, спортсмен или врач), но о той, которая сложилась об этой личности у потребителей (избирателей, читателей, зрителей, болельщиков и т.д.).
Создать позитивное мнение о личности могут либо субъекты, выводящие её на рынок (имиджмейкеры, стилисты, менеджеры, импресарио, рекламные агенты и пр.), либо сама личность – специалист, заботящийся о своем моральном облике, профессиональной репутации, внутренней культуре. Это и будет её, личности, брендинг.
И несколько слов о марке.
МАРКА (brand) – это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для идентификации продукта продавца или группы продавцов и дифференцирования его от продукта конкурентов. М. может включать марочное имя, марочный знак и товарный знак. В зависимости от того, под какой М. реализуется продукт, существуют две ее разновидности: марка производителя, иногда также называемая национальной М., и частная марка. Очень часто потребители на основе своего мнения о продуктах формируют имидж марки продуктов данного производителям (23; с. 83).
В четвертой главе нашей книги шла речь и об этом. Напоминание о марке во второй раз продиктовано желанием подчеркнуть маркетинговую сущность развития и совершенствования личности. Сама по себе марка ничего не решает, если она не подкрепляется плодотворной и результативной работой (деятельностный имидж) и не сопровождается проявлениями высокой личностной, профессиональной и деловой культуры.
Легко объяснить, почему имена одних наших предшественников и предков хранятся в народной памяти до настоящего времени, а другие – безусловное большинство – «ушли без имен».
Известно, к примеру, что на протяжении всей истории Римской империи императоры носили имя Цезаря: оно стало нарицательным и превратилось в титул.
Историки утверждают что Гомер – это вообще не имя, а прозвище; а настоящее имя поэта – Мелесиген. Но это не делает автора «Илиады» и «Одиссеи» менее известным и знаменитым.
Адам Смит окончил Оксфордский университет, казалось бы, чем не марка! Между тем сам он считал шесть лет, проведенных в университете самыми несчастными и бездарными.
Ротшильды приобрели известность не только как крупные финансисты. Они строили больницы, школы, дома с низкой квартирной платой. Многие из них стали владельцами блестящих коллекций картин, других художественных ценностей и прославились как тонкие ценители искусства. В музеях Франции сохранились шедевры, переданные Ротшильдами в дар государству. Многие художники и поэты в свое время умерли бы с голоду, если бы не помощь и опека Ротшильдов.
Легендарного футболиста Эдсона Арантиса ду Насемента весь спортивный мир знает как Пеле. А вот что говорит об этом сам спортсмен: «Когда мне было лет семь или восемь, какой-то мальчишка во время игры в футбол обозвал меня «Пеле». Я обиделся. Что это за кличка такая – Пеле? Говорю, нет, меня не так зовут. Тогда все другие дети, как всегда и бывает, нарочно начали называть меня Пеле. И с тех пор это прозвище за мной и осталось. А потом оно стало самым популярным в мире».
Кто для нас, современных россиян, Чингисхан? Завоеватель, принесший много горя русскому народу. Между тем, с дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание, которого не могли поколебать ни неудачи, ни оскорбления, ни обманутые надежды. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников.
Чингисхан проявил себя не только великим завоевателем, но и блестящим политиком и администратором. Империя Чингисхана оказалась самой долговечной среди аналогичных образований.
Аристотеля Ф. Энгельс назвал «самой универсальной головой среди древних». Вот как почитали его еще при жизни не только простолюдины, но … цари: «Царь македонский приветствует Аристотеля. Извещаю тебя, что у меня родился сын; но я благодарю богов не столько за то, что они даровали мне сына, сколько за рождение его во времена Аристотеля».
Бессмертной славой покрыто имя А.В. Суворова. Военные авторитеты удостоверяли, что личное присутствие Суворова, даже одно его имя производили на войска чарующие действия. Они сравнивают это с талисманом, который довольно развозить по войскам, чтобы победа была обеспечена.
И в США, и за пределами этой страны помнят и чтят Авраама Линкольна. Еще Лев Толстой, оценивая заслуги этого человека, сказал о нем: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос и философии жизни...
...Величие Наполеона, Цезаря и Вашингтона равносильно лунному лучу при свете линкольнского солнца. Его пример всеобъемлющ и будет жить тысячелетия. Вашингтон был типичным американцем, Наполеон – типичным французом, а Линкольн был гуманен, как сам мир. Он был более великим, чем вся его страна, более великим, чем все президенты вместе взятые.
Линкольн завоевал признательность и любовь людей всего мира. Лучшие из его заветов сохраняют свою силу и в наши дни. Самым важным в условиях современности остается призыв Линкольна: «Давайте приложим все усилия к тому, чтобы достигнуть и сохранить справедливый и прочный мир...».
Неверно полагать, что харизматические личности были всегда во всем безупречны. Имелись у них, вероятно, и недостатки, об отдельных из них мы знаем сегодня чуть больше, чем их современники. Возьмем, к примеру, личность В.И. Ленина. В чем причины его политического феномена? Н.А. Бердяев утверждал: «В нем черты русского интеллегента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа... Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике... Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, и с коварством».