ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2915
Скачиваний: 4
А как нам относиться к его преемнику, «Светочу мира» И.В. Сталину? Специалисты пишут об этом так: первые признаки культа личности Сталина, появившиеся в октябре 1929 года, имели все черты официальной управляемой кампании. В печати стали публиковаться статьи под заголовками вроде: «Под мудрым руководством нашего великого, гениального вождя и учителя Сталина». После 1933 года за короткий срок во всем СССР уже не было школы, конторы или шахты, где не висели бы портреты Сталина. В результате ожесточенной борьбы Сталин после XVII съезда партии (1934) стал практически единоличным властелином огромной империи.
Кажется, М.А. Шолохову принадлежат вот эти справедливые слова: «Да, культ был, но… была и личность!». Некоторые политики придают своей личности настолько важное значение, что проявляют заботу о собственных изображениях и даже разрабатывают сценарии своих будущих … похорон.
В истории нашего отечества есть такой примечательный факт. В царствование российской вседержительницы Елизаветы Петровны существовала цензура на портреты императрицы. Высочайшим указом был утвержден образец, который признавался эталоном для живописцев. И не следует в данном факте усматривать царские причуды. В этом проявилась мудрость государственная. Образ страны всегда персонифицируется в образе ее первого лица. И то, как оно смотрится, имеет важное значение для государства.
В Великобритании не вызвало какого-либо шока сообщение о том, что королева Елизавета занята необычным действом... своими похоронами. Она решила при жизни разработать сценарий этого печального, но неизбежного события, а также провести нечто вроде генеральной репетиции. Пожилая леди примерила сделанный по ее распоряжению фоб. Дала указания ею выбранному театральному светотехнику (знакомому со всеми тонкостями сценических эффектов) разработать схему освещения. Самолично распорядилась, где нужно установить телекамеры, которые будут транслировать на весь мир это событие.
Королева примерила платье, в котором ее положат в гроб. Распорядилась насчет прически, цветов и музыки. Пока только не известно, в какой церкви ее будут отпевать. По этому поводу она сделала заявление: во-первых, в церкви не должно происходить каких-либо реставрационных работ, во-вторых, ни на самом храме, ни на соседних зданиях не должно быть строительных лесов.
Не правда ли, небезынтересный факт! И не следует спешить с какими-то легковесными выводами. Это не сумасбродство и не королевские причуды. Такова аристократическая щепетильность. Королева, как истинная гранд-дама, призвана «нести крест» достойной и благородной особы. О том, что ей это удается, свидетельствует высокая популярность Ее Величества в Англии. Несмотря на свой возраст, леди подвижна. Живо интересуется музыкой и живописью. Любит театр. Старается не пропускать ни одной премьеры или гала-представления, неизменно появляясь в облаках голубого, лимонно-желтого или бледно-зеленого шифона. Как говорят в подобных случаях, имидж такого лица безупречен (131; с. 10).
Много ли среди наших современников отыщется людей, говоря маркетинговым языком, товаров-личностей, которых мы могли бы поставить в один ряд с теми, о ком шла речь выше? Подумайте. Поищите.
11.3.
Диверсификация личности:
сущность
и направления
В заключительной части главы мы обратимся к проблеме, редко затрагиваемой маркетологами при рассмотрении различных стратегий поведения производителей и продавцов на рынках промышленных товаров. Об обращении к проблеме диверсификации товаров-личностей уже и говорить не приходится: каких-либо научных трудов, методических рекомендаций и/или технологических разработок в этой области до сих пор не наблюдалось. Что ж, попытаемся, хотя бы на уровне первого приближения, осмыслить и само понятие «диверсификация» и примеры из маркетинговой практики.
Диверсификация (лат. diversificatio – «стремление к разнообразию») – это вложение капитала одновременно в несколько разноплановых отраслей, а также расширение ассортимента продукции, производимой предприятием. Проблема диверсификации может рассматриваться как в широком, общегосударственном или отраслевом формате, так и в узком, отражающем задачи и возможности отдельных организаций или лиц.
В первом случае можно вести речь о государственном или региональном проявлении заботы о подготовке кадров для тех или иных отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи и т.п. Соответственно в сферу профессионального образования вкладываются определенные бюджетом финансовые средства. Одновременно подготовку кадров могут осуществлять и негосударственные учебные заведения. Определенные вложения и инвестиции могут осуществляться в науку, культуру, искусство, здравоохранение. Данные вложения результируются в определенное число подготовленных специалистов для различных областей экономики, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений и т.п. В зависимости от приоритетов, определенных Президентом, Государственной думой и Правительством России, вложения могут быть эксклюзивными, первоочередными и даже остаточными. Кадры специалистов необходимы и для развития физической культуры и спорта, культуры и искусства, здравоохранения, освоения космоса, осуществления фундаментальных научных исследований и т.п. Во всех этих случаях, по мере необходимости, осуществляется диверсификация, приводящая к расширению объемов финансирования, перераспределению ресурсов, изменению количественных параметров кадровой политики.
Организации, непосредственно связанные с кадровой работой, на своем уровне также решают проблемы диверсификации: сокращается или приостанавливается набор студентов на одни специальности и увеличивается на другие, открываются новые направления, уточняются специализации, соответственно Госстандарты, учебные планы и т.п.; в конечном итоге происходит та самая диверсификация, без которой невозможно ни развитие отдельных отраслей, ни национальной экономики (и, соответственно, общества!) в целом.
На этом фоне легче представить себе изменения, происходящие в судьбах отдельных людей: исчезают специальности и упраздняются профессии, сокращаются рабочие места и ужесточаются требования к претендентам на повышение в должности; от специалистов требуются более глубокие знания, более широкие умения, более основательные навыки в определенных видах деятельности. Наконец, всё явственнее прослеживается тенденция расширения «ассортимента» профессиональных деловых качеств, повышения роли и значения общей культуры личности специалиста.
А где-то «впереди» приспосабливаются к жестоким условиям рынка те, кто учился 10-15 годами раньше нас, кому приходится перестраиваться на ходу, подыскивать другое место работы, пробиваться сквозь «кадровые завалы» к новой должности, переучиваться заново или, на худой конец, дотягивать до пенсии (завершающий этап жизненного цикла личности). И всё это происходит не в каком-то виртуальном пространстве, а в реальном мире, здесь и сейчас.
Чтобы выжить и утвердиться, преуспеть и отличиться, быть замеченным и отмеченным, продвигаться по служебной лестнице, а то и «рвать звезды с неба», надо дружить с маркетингом, знать его законы и особенности проявления при решении конкретных человеческих судеб.
Но ведь и нашим предшественникам и предкам, надо думать, приходилось не легче. Какими путями добивались они успехов и побед, о которых знаем даже мы – живущие в XXI веке?
Обращение к судьбам выдающихся личностей дает основания полагать, что едва ли не главную роль играли в их жизни их личностные качества.
Полистаем ещё раз книгу С.А. Мусского (64)…
Из Конфуция: «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличать ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое отношение и всякий дар от жизни, под каким бы предлогом они не были сделаны, есть гнусная кража».
Махатма Ганди, будучи достаточно богатым человеком, ездил в поездах только третьим классом. Много ли среди современных «вождей» отыщется таких скромников?
Современники Рафаэля характеризуют его как одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием.
Но известно и другое. От природы он был одарен той скромностью и добротой, которые нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека, при любых обстоятельствах.
Кого, уважаемый читатель, вы готовы поставить в один ряд с Рафаэлем?
Великого Ньютона отличали скромность и застенчивость. Он долго не решался опубликовать свои открытия, постоянно испытывал нужду, жил в стесненных обстоятельствах.
Знает ли наш читатель современных ученых, равных по своей значимости Ньютону и столь же скромных, как их коллега из другого времени?
Гений музыкальной культуры П.И. Чайковский…
Первое представление «Воеводы» состоялось 30 января 1869 года в Большом театре в Москве. Опера имела успех у публики. Композитора вызывали 15 раз и поднесли ему лавровый венок. Однако композитор, недовольный суровой критикой оперы в прессе, в первую очередь со стороны Лароша, забрал партитуру из театра и позднее, в 1870-е годы, сжег её.
Так же критично оценил композитор и следующую свою оперу: «В 1869 году я написал на сюжет «Ундины» оперу и представил ее в дирекцию театров. Дирекция забраковала ее. Тогда мне это показалось очень обидным и несправедливым, но впоследствии я разочаровался в своей опере и очень радовался, что ей не удалось попасть на казенные подмостки. Я сжег партитуру».
Не припомнит ли уважаемый читатель фамилий двух-трех «попсовиков», бросивших в огонь свои бездарные опусы?
Космонавт В.А. Шаталов вспоминает о Ю.А. Гагарине: «Несмотря на пришедшую к нему всемирную славу, Юрий Алексеевич оставался простым, скромным человеком. Продолжал летать на самолетах разных типов, настойчиво готовился к новым космическим стартам, проявлял к себе высокую взыскательность, заботился о друзьях и товарищах, о всем коллективе Звездного городка. Очень тепло отзывался он о тех, кто своим талантом и трудом создавал прекрасные ракеты-носители и космические корабли...
Юрий Алексеевич всегда подчеркивал, что человек нового времени – это человек сильный и гордый, умный и уверенный в своей благородной правоте, правоте своего народа. Именно таким и был сам Гагарин».
Кого из более чем 100 российских космонавтов знает ещё наш уважаемый читатель? О ком их них можно сказать то же самое, что и о Ю. Гагарине?
Другим мощным фактором, обеспечивающим прочное положение личности в профессиональной среде (да и в обществе в целом!), был и остаётся труд, служение делу, любовь к профессии.
Вспомним «профессии» Петра Великого: бомбардир, капитан, волонтер, плотник, просторабочий на верфи, в битве со Шведами (под Полтавой) – рядовой солдат. Любой наш современник позавидует ещё и сегодня такой диверсификации! А ведь не царское это, казалось бы, дело…
Мы восхищаемся личностью Линкольна. Но ведь и он не родился президентом США. Историки утверждают, что с ранних лет Эйб (сокращенное имя от Авраам) стал помогать по хозяйству. Авраам помогал рубить лес и расчищать участок пашни. Он умел искусно плотничать и столярничать, мог без устали ходить за плугом и бороной, ухаживал за скотом и доил коров. Юноша не гнушался поденной работы у соседей: колол дрова, помогал на постройке жилищ, нянчил ребят.
Школу ему удавалось посещать лишь изредка. Первым его учителем стал сосед, державший дома маленькую школу. С его помощью Авраам научился читать по слогам и немного писать. Ни карандашей, ни бумаги у него не было. При свете пылающего очага мальчик старательно выводил цифры и буквы углем на выструганной доске.
Теперь уже и не вспомнить, кто первым изрёк: «Талант – это труд». Но подтверждений тому – масса!
Л. Бетховен – великий маэстро…
Отец принуждал Людвига заниматься музыкой; обнаружив незаурядный талант ребенка, он заставлял его часами просиживать за клавесином. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. По семь-восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести отцовское жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне.
Не подскажет ли уважаемый читатель какого-либо иного способа стать великим музыкантом, кроме как заниматься музыкой…днем и ночью?
Ф.М. Достоевский – глубокий знаток души человеческой…
Написав свою первую повесть, он уже уравнивает себя с Пушкиным и Гоголем и так же, как они, желает «крепиться и не писать на заказ». Начинающий писатель в мае 1845 года отдал свою первую повесть «Бедные люди», завершенную в ноябре 1844 года, Некрасову. Впечатление, произведенное ею на Некрасова, Григоровича, Белинского, было потрясающим. Белинский приветствовал молодого писателя словами: «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась, как дар; цените же ваш дар, оставайтесь верны ему и будете великим художником». Успех, выпавший на долю «Бедных людей», побуждает к новым работам. Не окончив одного произведения, он хватается за несколько новых. В каждом последующем произведении он мечтает сделать огромный шаг вперед, «заткнуть за пояс» и самого себя, и всех других. До своего ареста в 1849 году он написал десять повестей, не считая множества набросков и вещей неоконченных.
Что сказать по этому поводу? Только одно: многие хватаются, да многие ли…читаются!?
Академик В.И. Вернадский. Трудоспособность ученого была поразительна. Он работал до глубокой старости по десять–двенадцать часов в сутки и даже больше, сочетая при этом острый интерес к исследованиям и строгую организованность труда.
Наши современники, не умея организовывать свой собственный труд, работают по 15 часов в сутки. Только вот…доживут ли они до глубокой старости? Быть может, имеет смысл позаимствовать личный опыт у Чарльза Дарвина?
Поселившись в Доуне, Дарвин провел в нем сорок лет спокойной, однообразной, но деятельной жизни. Он вставал очень рано, отправлялся на коротенькую прогулку, затем – примерно в восемь часов – завтракал и садился за работу часов до девяти–половины десятого. Это было его лучшее рабочее время. В половине десятого он принимался за чтение писем, которых получал очень много, с половины одиннадцатого до двенадцати или половины первого опять занимался. После этого он считал свой рабочий день оконченным и, если занятия шли успешно, говорил удовлетворенно: «Сегодня я хорошо поработал».