Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2915

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А как нам относиться к его преемнику, «Светочу мира» И.В. Сталину? Специалисты пишут об этом так: первые признаки культа личности Сталина, появившиеся в октябре 1929 года, имели все черты официальной управляемой кампании. В печати стали публиковаться статьи под заголовками вроде: «Под мудрым руководством нашего великого, гениального вождя и учителя Сталина». После 1933 года за короткий срок во всем СССР уже не было школы, конторы или шахты, где не висели бы портреты Сталина. В результате ожесточенной борьбы Сталин после XVII съезда партии (1934) стал практически единоличным властелином огромной империи.

Кажется, М.А. Шолохову принадлежат вот эти справедливые слова: «Да, культ был, но… была и личность!». Некоторые политики придают своей личности настолько важное значение, что проявляют заботу о собственных изображениях и даже разрабатывают сценарии своих будущих … похорон.

В истории нашего отечества есть такой примечатель­ный факт. В царствование российской вседержительницы Елизаветы Петровны существовала цензура на порт­реты императрицы. Высочайшим указом был утвержден образец, который признавался эталоном для живопис­цев. И не следует в данном факте усматривать царские причуды. В этом проявилась мудрость государственная. Образ страны всегда персонифицируется в образе ее первого лица. И то, как оно смотрится, имеет важное значение для государства.

В Великобритании не вызвало какого-либо шока сообщение о том, что ко­ролева Елизавета занята необычным действом... своими похоронами. Она решила при жизни разработать сцена­рий этого печального, но неизбежного события, а также провести нечто вроде генеральной репетиции. Пожилая леди примерила сделанный по ее распоряжению фоб. Дала указания ею выбранному театральному светотехни­ку (знакомому со всеми тонкостями сценических эффек­тов) разработать схему освещения. Самолично распоря­дилась, где нужно установить телекамеры, которые будут транслировать на весь мир это событие.

Королева примерила платье, в котором ее положат в гроб. Распорядилась насчет прически, цветов и музыки. Пока только не известно, в какой церкви ее будут отпевать. По этому поводу она сделала заявление: во-первых, в церкви не должно происходить каких-либо реставрационных работ, во-вторых, ни на самом храме, ни на соседних зданиях не должно быть строительных лесов.

Не правда ли, небезынтересный факт! И не следует спешить с какими-то легковесными выводами. Это не сумасбродство и не королевские причуды. Такова ари­стократическая щепетильность. Королева, как истинная гранд-дама, призвана «нести крест» достойной и благо­родной особы. О том, что ей это удается, свидетельству­ет высокая популярность Ее Величества в Англии. Не­смотря на свой возраст, леди подвижна. Живо интересу­ется музыкой и живописью. Любит театр. Старается не пропускать ни одной премьеры или гала-представления, неизменно появляясь в облаках голубого, лимонно-желтого или бледно-зеленого шифона. Как говорят в подобных случаях, имидж такого лица безупречен (131; с. 10).


Много ли среди наших современников отыщется людей, говоря маркетинговым языком, товаров-личностей, которых мы могли бы поставить в один ряд с теми, о ком шла речь выше? Подумайте. Поищите.



11.3. Диверсификация личности:
сущность и направления

В заключительной части главы мы обратимся к проблеме, редко затрагиваемой маркетологами при рассмотрении различных стратегий поведения производителей и продавцов на рынках промышленных товаров. Об обращении к проблеме диверсификации товаров-личностей уже и говорить не приходится: каких-либо научных трудов, методических рекомендаций и/или технологических разработок в этой области до сих пор не наблюдалось. Что ж, попытаемся, хотя бы на уровне первого приближения, осмыслить и само понятие «диверсификация» и примеры из маркетинговой практики.

Диверсификация (лат. diversificatio – «стремление к разнообразию») – это вложение капитала одновременно в несколько разноплановых отраслей, а также расширение ассортимента продукции, производимой предприятием. Проблема диверсификации может рассматриваться как в широком, общегосударственном или отраслевом формате, так и в узком, отражающем задачи и возможности отдельных организаций или лиц.

В первом случае можно вести речь о государственном или региональном проявлении заботы о подготовке кадров для тех или иных отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи и т.п. Соответственно в сферу профессионального образования вкладываются определенные бюджетом финансовые средства. Одновременно подготовку кадров могут осуществлять и негосударственные учебные заведения. Определенные вложения и инвестиции могут осуществляться в науку, культуру, искусство, здравоохранение. Данные вложения результируются в определенное число подготовленных специалистов для различных областей экономики, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений и т.п. В зависимости от приоритетов, определенных Президентом, Государственной думой и Правительством России, вложения могут быть эксклюзивными, первоочередными и даже остаточными. Кадры специалистов необходимы и для развития физической культуры и спорта, культуры и искусства, здравоохранения, освоения космоса, осуществления фундаментальных научных исследований и т.п. Во всех этих случаях, по мере необходимости, осуществляется диверсификация, приводящая к расширению объемов финансирования, перераспределению ресурсов, изменению количественных параметров кадровой политики.

Организации, непосредственно связанные с кадровой работой, на своем уровне также решают проблемы диверсификации: сокращается или приостанавливается набор студентов на одни специальности и увеличивается на другие, открываются новые направления, уточняются специализации, соответственно Госстандарты, учебные планы и т.п.; в конечном итоге происходит та самая диверсификация, без которой невозможно ни развитие отдельных отраслей, ни национальной экономики (и, соответственно, общества!) в целом.


На этом фоне легче представить себе изменения, происходящие в судьбах отдельных людей: исчезают специальности и упраздняются профессии, сокращаются рабочие места и ужесточаются требования к претендентам на повышение в должности; от специалистов требуются более глубокие знания, более широкие умения, более основательные навыки в определенных видах деятельности. Наконец, всё явственнее прослеживается тенденция расширения «ассортимента» профессиональных деловых качеств, повышения роли и значения общей культуры личности специалиста.

А где-то «впереди» приспосабливаются к жестоким условиям рынка те, кто учился 10-15 годами раньше нас, кому приходится перестраиваться на ходу, подыскивать другое место работы, пробиваться сквозь «кадровые завалы» к новой должности, переучиваться заново или, на худой конец, дотягивать до пенсии (завершающий этап жизненного цикла личности). И всё это происходит не в каком-то виртуальном пространстве, а в реальном мире, здесь и сейчас.

Чтобы выжить и утвердиться, преуспеть и отличиться, быть замеченным и отмеченным, продвигаться по служебной лестнице, а то и «рвать звезды с неба», надо дружить с маркетингом, знать его законы и особенности проявления при решении конкретных человеческих судеб.

Но ведь и нашим предшественникам и предкам, надо думать, приходилось не легче. Какими путями добивались они успехов и побед, о которых знаем даже мы – живущие в XXI веке?

Обращение к судьбам выдающихся личностей дает основания полагать, что едва ли не главную роль играли в их жизни их личностные качества.

Полистаем ещё раз книгу С.А. Мусского (64)…

Из Конфуция: «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличать ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое отношение и всякий дар от жизни, под каким бы предлогом они не были сделаны, есть гнусная кража».

Махатма Ганди, будучи достаточно богатым человеком, ездил в поездах только третьим классом. Много ли среди современных «вождей» отыщется таких скромников?

Современники Рафаэля характеризуют его как одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием.

Но известно и другое. От природы он был одарен той скромностью и добротой, которые нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека, при любых обстоятельствах.

Кого, уважаемый читатель, вы готовы поставить в один ряд с Рафаэлем?


Великого Ньютона отличали скромность и застенчивость. Он долго не решался опубликовать свои открытия, постоянно испытывал нужду, жил в стесненных обстоятельствах.

Знает ли наш читатель современных ученых, равных по своей значимости Ньютону и столь же скромных, как их коллега из другого времени?

Гений музыкальной культуры П.И. Чайковский…

Первое представление «Воеводы» состоялось 30 января 1869 года в Большом театре в Москве. Опера имела успех у публики. Композитора вызывали 15 раз и поднесли ему лавровый венок. Однако композитор, недовольный суровой критикой оперы в прес­се, в первую очередь со стороны Лароша, забрал партитуру из театра и позднее, в 1870-е годы, сжег её.

Так же критично оценил композитор и следующую свою оперу: «В 1869 году я написал на сюжет «Ундины» оперу и представил ее в ди­рекцию театров. Дирекция забраковала ее. Тогда мне это показалось очень обидным и несправедливым, но впоследствии я разочаровался в своей опере и очень радовался, что ей не удалось попасть на казенные подмостки. Я сжег партитуру».

Не припомнит ли уважаемый читатель фамилий двух-трех «попсовиков», бросивших в огонь свои бездарные опусы?

Космонавт В.А. Шаталов вспоминает о Ю.А. Гагарине: «Несмотря на пришедшую к нему всемирную славу, Юрий Алексеевич оставался простым, скромным человеком. Продолжал летать на самолетах разных типов, настой­чиво готовился к новым космическим стартам, проявлял к себе высо­кую взыскательность, заботился о друзьях и товарищах, о всем коллективе Звездного городка. Очень тепло отзывался он о тех, кто своим та­лантом и трудом создавал прекрасные ракеты-носители и космические корабли...

Юрий Алексеевич всегда подчеркивал, что человек нового време­ни – это человек сильный и гордый, умный и уверенный в своей благородной правоте, правоте своего народа. Именно таким и был сам Га­гарин».

Кого из более чем 100 российских космонавтов знает ещё наш уважаемый читатель? О ком их них можно сказать то же самое, что и о Ю. Гагарине?

Другим мощным фактором, обеспечивающим прочное положение личности в профессиональной среде (да и в обществе в целом!), был и остаётся труд, служение делу, любовь к профессии.

Вспомним «профессии» Петра Великого: бомбардир, капитан, волонтер, плотник, просторабочий на верфи, в битве со Шведами (под Полтавой) – рядовой солдат. Любой наш современник позавидует ещё и сегодня такой диверсификации! А ведь не царское это, казалось бы, дело…

Мы восхищаемся личностью Линкольна. Но ведь и он не родился президентом США. Историки утверждают, что с ранних лет Эйб (сокращенное имя от Авраам) стал помогать по хозяйству. Авраам помогал рубить лес и расчищать участок пашни. Он умел искусно плотничать и столярничать, мог без устали ходить за плугом и бо­роной, ухаживал за скотом и доил коров. Юноша не гнушался поденной работы у соседей: колол дрова, помогал на постройке жилищ, нянчил ребят.


Школу ему удавалось посещать лишь изредка. Первым его учителем стал сосед, державший дома маленькую школу. С его помощью Авраам научился читать по слогам и немного писать. Ни карандашей, ни бумаги у него не было. При свете пылающего очага мальчик старательно выводил цифры и буквы углем на выструганной доске.

Теперь уже и не вспомнить, кто первым изрёк: «Талант – это труд». Но подтверждений тому – масса!

Л. Бетховен – великий маэстро…

Отец принуждал Людвига заниматься музыкой; обнаружив незауряд­ный талант ребенка, он заставлял его часами просиживать за клавеси­ном. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. По семь-восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Ни­какие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучитель­ным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести отцовское жестокое обраще­ние и не отпугнули навсегда от искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне.

Не подскажет ли уважаемый читатель какого-либо иного способа стать великим музыкантом, кроме как заниматься музыкой…днем и ночью?

Ф.М. Достоевский – глубокий знаток души человеческой…

Написав свою первую повесть, он уже уравнивает себя с Пушкиным и Гоголем и так же, как они, желает «крепиться и не писать на заказ». Начинающий писатель в мае 1845 года отдал свою первую повесть «Бедные люди», завершенную в ноябре 1844 года, Некрасову. Впечатление, произведенное ею на Некрасова, Григоровича, Белинского, было потрясающим. Белинский приветствовал молодого писателя словами: «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась, как дар; цените же ваш дар, оставайтесь верны ему и будете великим художником». Успех, выпавший на долю «Бедных людей», побуждает к новым работам. Не окончив одного произведения, он хватается за несколько новых. В каждом последующем произведении он мечтает сделать огромный шаг вперед, «заткнуть за пояс» и самого себя, и всех других. До своего ареста в 1849 году он написал десять повестей, не считая множества набросков и вещей неоконченных.

Что сказать по этому поводу? Только одно: многие хватаются, да многие ли…читаются!?

Академик В.И. Вернадский. Трудоспособность ученого была поразительна. Он работал до глубокой старости по десять–двенадцать часов в сутки и даже больше, сочетая при этом острый интерес к исследованиям и строгую организованность труда.

Наши современники, не умея организовывать свой собственный труд, работают по 15 часов в сутки. Только вот…доживут ли они до глубокой старости? Быть может, имеет смысл позаимствовать личный опыт у Чарльза Дарвина?

Поселившись в Доуне, Дарвин провел в нем сорок лет спокойной, однообразной, но деятельной жизни. Он вставал очень рано, отправлял­ся на коротенькую прогулку, затем – примерно в восемь часов – завт­ракал и садился за работу часов до девяти–половины десятого. Это было его лучшее рабочее время. В половине десятого он принимался за чтение писем, которых получал очень много, с половины одиннадцато­го до двенадцати или половины первого опять занимался. После этого он считал свой рабочий день оконченным и, если занятия шли успеш­но, говорил удовлетворенно: «Сегодня я хорошо поработал».